О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ. Закон. Верховный Совет РСФСР. 11.10.91 1738-I


     РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

                                ЗАКОН

                           О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ



                     РАЗДЕЛ I ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                               СТАТЬЯ 1

     Использование земли  в  РСФСР  является  платным.  Формами  платы
являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
     Собственники земли,  землевладельцы  и  землепользователи,  кроме
арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
     За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
     Для покупки    и    выкупа    земельных   участков   в   случаях,
предусмотренных Земельным кодексом РСФСР,  а также для  получения  под
залог  земли  банковского  кредита  устанавливается  нормативная  цена
земли.

                               СТАТЬЯ 2

     Целью введения   платы   за   землю    является    стимулирование
рационального использования,   охраны  и  освоения  земель,  повышения
плодородия   почв,   выравнивание   социально-экономических    условий
хозяйствования   на  землях  разного  качества,  обеспечение  развития
инфраструктуры в населенных пунктах,  формирование специальных  фондов
финансирования этих мероприятий.

                               СТАТЬЯ 3

     Размер земельного  налога не зависит от результатов хозяйственной
деятельности собственников земли,  землевладельцев, землепользователей
и устанавливается  в  виде  стабильны  платежей  за  единицу земельной
площади в расчете на год.
     Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не
зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

      РАЗДЕЛ II ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

                               СТАТЬЯ 4

     С колхозов,   совхозов,   крестьянских   (фермерских)   хозяйств,
межхозяйственных  предприятий  и  организаций,  кооперативов  и других
сельскохозяйственных предприятий взимается только земельный налог, все
остальные   виды  налогов  по  отношении  к  ним  не  применяются.  На
предприятия,  имеющие доход  от  несельскохозяйственной  деятельности,
превышающей    двадцать    пять    процентов,    это    положение   не
распространяется.
     Сельскохозяйственные предприятия       индустриального       типа
(птицефабрики,  тепличные  комбинаты,  зверосовхозы,  животноводческие
комплексы   и   другие  -  на  самостоятельном  балансе)  по  перечню,
утвержденному Верховными Советами республик в составе РСФСР, краевыми,
областными,  автономной области и автономных округов Советами народных
депутатов,  кроме налога на землю,  уплачиваются  и  другие  налоги  в
установленном порядке.

                               СТАТЬЯ 5

     Земельный налог  на сельскохозяйственные угодья устанавливается с
учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.
     Средние размеры  налога  с  одного гектара пашни по республикам в
составе РСФСР, краям, областям, автономной области, автономным округам
для расчета  ставок  земельного  налога утверждаются Верховным Советом
РСФСР (Приложение 1).
     Верховными Советами   республик   в   составе   РСФСР,  краевыми,
областными, автономной области и автономных округов Советами  народных
депутатов, исходя  из средних размеров налога с одного гектара пашни и
кадастровой оценки  угодий,  устанавливаются  и  утверждаются   ставки
земельного налога   по   группам   почв  пашни,  а  также  многолетних
насаждений, сенокосов и пастбищ.
     Минимальная ставка земельного налога устанавливается в размере 10
рублей за один гектар пашни.
     При истечении  сумм  земельного  налога для плательщиков вводится
коррективы на местоположение их земельных участков.
     Порядок определения   ставок   земельного  налога  за  сельскохо-
зяйственные угодья разрабатывается Государственным комитетом РСФСР  по
земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и ут-
верждается Советом Министров РСФСР.

                               СТАТЬЯ 6

     Земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов
или садоводческих  товариществ,  предоставленные гражданам для ведения
индивидуального и   коллективного   садоводства,   огородничества    и
животноводства, личного  подсобного  хозяйства,  а  также  юридическим
лицам для иных  целей,  устанавливается  со  всей  площади  участка  в
размере одной копейки за квадратный метр.
     Налог за  участки,  предоставленные  гражданам  для  сенокошения,
выпасы скота,    устанавливаются    согласно    ставкам    налога   за
сельскохозяйственные угодья.
     Местным Советам народных депутатов предоставляется право с учетом
благоприятных условий  размещения  земельных  участков,  указанных   в
настоящей статье, повышать ставки земельного налога, но не более чем в
два раза.
     Взимание налога   с   владельца  строений  и  земельного  налога,
предусмотренных Положением  о  местных  налогах,  утвержденным  Указом
Президиума Верховного  Совета  СССР  от  26 января 1981 года,  а также
сельскохозяйственного налога  прекращается  с   момента   введение   в
действие настоящего Закона.

     РАЗДЕЛ III ПЛАТА ЗА ЗЕМЛИ НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

                               СТАТЬЯ 7

     Налог за  земли  городов,  рабочих,  курортных  и дачных поселков
взимается со всех  предприятий,  организаций,  учреждений  и  граждан,
имеющих  в собственности,  владении или пользовании земельные участки,
по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

                               СТАТЬЯ 8

     Налог за   городские   земли   исчисляется   в   соответствии   с
утверждаемыми   Верховным   Советом   РСФСР   средними   ставками   по
экономическим районам РСФСР,  категориям городов с учетом их  статуса,
уровня социально-культурного потенциала,  исторической и рекреационной
ценности территории  согласно  Приложению  2  (за  исключением  земель
сельскохозяйственного использования,  а также занятых личным подсобным
хозяйством и жилищным фондом).
     Средние ставки   дифференцируются   по   местоположению  и  зонам
различной градостроительной ценности  территории  городскими  Советами
народных депутатов.   Границы   зон   определяются  в  соответствии  с
экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
     В облагаемую   налогом   площадь  включаются  земельные  участки,
занятые  строениями  и  сооружениями,  участки,  необходимые  для   их
содержания,  а  также санитарно-защитные зоны объектов,  технические и
другие  зоны,  если  они  не  предоставлены   в   пользование   другим
юридическим лицам и гражданам.
     Налог за земельные участки,  превышающие по площади установленные
нормы отвода, взимается в двухкратном размере.
     Налог за  земли,  занятые   жилищным   фондом   (государственным,
общественным, кооперативным,   индивидуальным),   а   также  за  земли
сельскохозяйственного использования и личного подсобного  хозяйства  в
границах городской,   поселковой  черты  исчисляется  в  размере  трех
процентов от ставок  земельного  налога,  установленных  в  городах  и
поселках городского типа.

                               СТАТЬЯ 9

     Налог за   не   расположенные   вне   населенных   пунктов  земли
промышленности   (включая    карьеры    и    территории,    нарушенные
производственной   деятельностью),  транспорта,  связи,  радиовещания,
телевидения,  информатики  и  космического  обеспечения,   за   земли,
предоставленные   для   обеспечения   деятельности  органов  власти  и
управления СССР и РСФСР, Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних
и   железнодорожных   войск,   космических  систем  устанавливается  в
трехкратном размере средних ставок налога административного района  на
земли сельскохозяйственного назначения.
     За земли,  занятые полигонами (кроме военных) и  аэродромами  вне
населенных  пунктов,  налог  устанавливается в соответствии со средним
размером налога  за  один  гектар  земель,  преобладающего  на  данной
территории сельскохозяйственного или лесохозяйственного использования.

                              СТАТЬЯ 10

     Налог за  земли  водного фонда,  как покрытые,  так и не покрытые
водой,  вне  населенных  пунктов,  представленные  для   хозяйственной
деятельности  или в рекреационных целях,  взимается по средним ставкам
земель сельскохозяйственного назначения административного района.

                              СТАТЬЯ 11

     Налог за  земли   лесного   фонда   устанавливаются   на   период
лесопользования  с  единицы  площади освоенных лесов эксплуатационного
назначения,  на которых проводится заготовка древесины,  и взимается в
составе  платы  за  пользование  лесами  в  размере  пяти процентов от
таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню.
     Налог за  сельскохозяйственные  угодья  в  составе  лесного фонда
устанавливается   по   тем   же   ставкам,   что    и    для    земель
сельскохозяйственного назначения аналогичного качества.
     Налог за  земли  лесного  фонда,  предоставленные в установленном
порядке для рекреационных целей, определяются в размере пяти процентов
от таксовой  стоимости  древесины  на этой площади с учетом увеличения
ставок для курортных зон (Приложение 2).

             РАЗДЕЛ IV ЛЬГОТЫ ПО ВЗИМАНИЮ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

                              СТАТЬЯ 12

     От уплаты за земельного налога полностью освобождаются:
     1) Заповедники,    национальные    и    дендрологические   парки,
ботанические сады;
     2) предприятия,  а  также  граждане,  занимающиеся  традиционными
промыслами в   местах   проживания   и   хозяйственной    деятельности
малочисленных народ    и   этнических   групп,   а   также   народными
художественными промыслами  и  народными   ремеслами   в   местах   их
традиционного бытования;
     3) научные    организации,    опытные,    экспериментальные     и
учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных
заведений   сельскохозяйственного   и  лесохозяйственного  профиля  за
земельные участки,  непосредственно используемые для научных и учебных
целей,   а   также   для   испытания   сортов  сельскохозяйственных  и
лесохозяйственных культур;
     4) Учреждения культуры,  искусства и кинематографии, образования,
здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые за
счет  государственного  бюджета  либо  за  счет средств профсоюзов (за
исключение  курортных  учреждений),  а  также  государственные  органы
охраны природы и памятников истории культуры;
     5) предприятия,  учреждения, организации, а также граждане, полу-
чившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие куль-
тивации) на первые 10 лет пользования;
     6) участники Великой Отечественной войны;
     7) инвалиды,    а   также   граждане,   полностью   освобожденные
законодательством от уплаты подоходного налога  и  всех  видов  других
налогов;
     8) земли,  занятые полосой слежения вдоль Государственной границы
СССР;
     9) земли общего пользования населенных  пунктов  и  коммунального
хозяйства.
     Граждане, впервые    организующие    крестьянские    (фермерские)
хозяйства, освобождаются  от  уплаты  земельного налога в течение пяти
лет с момента предоставления им земельных участков.

                              СТАТЬЯ 13

     Краевые, областные,  автономной  области  и  автономных  округов,
районные,  городские Советы народных депутатов  имеют  право  понижать
ставки  и  устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий
плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
     Сельские, поселковые     Советы    народных    депутатов    могут
предоставлять льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков.

                              СТАТЬЯ 14

     Сельские, поселковые, районные, городские Советы народных депута-
тов  имеют  право устанавливать льготы по взиманию земельного налога в
виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсроч-
ки выплаты, понижения ставки земельного налога для:
     - юридических  лиц  и  граждан  в  случаях  стихийных  и   других
бедствий,  когда  собственник  земли,  землевладелец или пользователь,
понес значительные материальные убытки;
     - многодетных, малообеспеченных и молодых семей;
     - благотворительных организаций;
     - лесохозяйственных  предприятий,  выполняющих  работы  по  лесо-
восстановлению,  лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за
счет государственного бюджета.
     Земельный налог  и  арендная  плата  за землю и арендная плата за
землю не взимаются с предприятий, учреждений, организаций и граждан за
земельные участки,   находящиеся   на   стадии   сельскохозяйственного
освоения. Период освоения контролируется  местными  Советами  народных
депутатов.
     Льготы, предусмотренные  статьями  13  и  14  настоящего  Закона,
предоставляются в   пределах  сумм  земельного  налога,  остающихся  в
распоряжении соответствующих Советов народных депутатов.
     В республиках  в  составе  РСФСР  льготы  по  взиманию земельного
налога определяются законодательством этих республик.

       РАЗДЕЛ V ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

                              СТАТЬЯ 15

     Основанием для установления налога  и  арендной  платы  за  землю
является документ,  удостоверяющий  право собственности,  владения или
пользования (аренды) земельным участком.

                              СТАТЬЯ 16

     Земельный налог,  уплаченный  юридическими  лицами,   исчисляется
непосредственно этими лицами.
     Юридические лица  ежегодно  не  позднее  1  июля  представляют  в
налоговые органы   расчет  причитающегося  с  них  налога  по  каждому
земельному участку.
     По вновь    отведенным    земельным    участкам   расчет   налога
представляется в течение месяца с момента их предоставления.
     Начисление земельного  налога  гражданам  производится   органами
государственной  налоговой  службы,  которые ежегодно не позднее 1 ав-
густа вручают им платежные извещения об уплате налога.
     За земельные участки,  предназначенные для обслуживания строения,
находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических  лиц  или
граждан,  земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально
площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
     За земельные участки,  предназначенные для обслуживания строения,
находящегося в  раздельном  пользовании нескольких юридических лиц или
граждан, земельный налог начисляется  каждому  из  этих  собственников
соразмерно их доле на эти строения.

                              СТАТЬЯ 17

     Учет плательщиков и начисление налога  производится  ежегодно  по
состоянию на 1 июня.
     Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется,  начиная
с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
     Государственные налоговые  инспекции  ведут   учет   плательщиков
налога,  осуществляют  контроль  за  правильностью  его  исчисления  и
уплаты.
     Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и
15 ноября.  В случае неуплаты налога в установленный срок  начисляется
пеня  в  размере  0,2  процента  от  суммы  недоимки  за  каждый  день
просрочки.
     Советы народных  депутатов  с  учетом местных условий имеют право
устанавливать другие сроки уплаты налога.
     Плательщики, своевременно  не  привлеченные  к  уплате земельного
налога, уплачивают этот налог не более чем за два предшествующих года.
     Пересмотр неправильно  произведенного налогообложения допускается
не более чем за два предшествующих года.

                              СТАТЬЯ 18

     Платежи за  землю  зачисляются  на  специальные  бюджетные  счета
соответствующих местных Советов народных депутатов:
     сельских Советов народных депутатов - за землю в  пределах  черты
сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение;
     поселковых, городских Советов народных депутатов  -  за  земли  в
пределах поселковой,  городской черты и другие земли,  переданные в их
ведение;
     районных Советов народных депутатов - за земли в границах района,
за исключением земель,  переданных в ведение  сельских,  поселковых  и
городских Советов народных депутатов.

                              СТАТЬЯ 19

     На специальных бюджетных счетах Российской Федерации, республик в
составе  РСФСР,  краев,  областей,  автономной  области  и  автономных
округов  централизуется  часть  средств,  поступивших  на  специальные
бюджетные счета районных и  городских  Советов  народных  депутатов  в
порядке платы за землю.
     Доля средств от налога и арендной платы,  за сельскохозяйственные
угодья, перечисляемых республиками в составе РСФСР, краями, областями,
автономной областью,  автономными округами  на  специальный  бюджетный
счет  Российской  Федерации,  устанавливается  Верховным Советом РСФСР
(Приложение  N   1),   исходя   из   потребностей   в   средствах   на
централизованно  выполняемые  мероприятия,  предусмотренные статьей 24
настоящего  Закона.  Изменение   указанных   долей   производится   по
постановлению  Совета  Министров  РСФСР  одновременно  с  утверждением
проекта бюджета на предстоящий финансовый год.
     Доля средств  от  налога и арендной платы за сельскохозяйственные
угодья,  перечисляемых районами на социальный бюджетный счет республик
в  составе  РСФСР,  краев,  областей,  автономной области,  автономных
округов,  устанавливается Советами народных депутатов  этих  субъектов
Федерации с учетом отчислений на специальный бюджетный счет Российской
Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые республикой в в
составе   РСФСР,   краем,  областью,  автономной  области,  автономным
округом,перечисляется не  более  десяти  процентов  от  суммы  средств
земельного налога административного района.
     Из общих поступлений средств от арендной платы и налога за  земли
городов и  других  населенных  пунктов  на  социальный  бюджетный счет
Российской Федерации перечисляется десять процентов для  использования
на развитие инфраструктуры межселенных территорий.

                              СТАТЬЯ 20

     Ответственность за   правильность  исчисления  и  своевременность
уплаты налога  за  земельные  участки,  предоставленные  предприятиям,
учреждения, организациям возлагается на их руководителей.

                              СТАТЬЯ 21

     Размер, условия   и   сроки  внесения  арендной  платы  за  землю
устанавливают  договором.  При  аренде  земель   сельскохозяйственного
назначения  ее  величина не должна превышать суммы земельного налога с
арендуемых участков.

                              СТАТЬЯ 22

     Споры, возникающие  по  вопросам   арендной   платы   за   землю,
рассматриваются судом  или  арбитражным  судом  в  соответствии  с  их
компетенцией, а по вопросам касающегося земельного налога,  в порядке,
установленном законодательством РСФСР.

                              СТАТЬЯ 23

     За нарушение  Закона  РСФСР  "О плате за землю" предусматривается
ответственность в соответствии с Земельным кодексом  РСФСР  и  Законом
РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР".

    РАЗДЕЛ VI ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ

                              СТАТЬЯ 24

     Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах
соответствующих бюджетов    отдельной    строкой    и     используются
исключительно на следующие цели:
     - финансирование   мероприятий   по   землеустройству,    ведению
земельного кадастра,   мониторинга,   охране  земель  и  повышению  их
плодородия, освоению новых земель,  на компенсацию собственных  затрат
землепользования на эти цели и погашении ссуд,  выданных под указанные
мероприятия, и процентов за их использование.  Средства  на  эти  цели
расходуются по соответствующим нормативам;
     - инженерное и социальное обустройство территории;
     - фиксированные     выплаты    пользователям    земли,    ведущим
сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.
     Средства поступающие  от  взимания  налога  и  арендной  платы за
сельскохозяйственные угодья,  расходуются на указанные в  статье  цели
только для    нужд    собственников,    владельцев   и   пользователей
сельскохозяйственных земель.
     Не использованные  в течение год а остатки средств не изымаются и
направляются по целевому назначению в следующем году.

                  РАЗДЕЛ VII НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИ

                              СТАТЬЯ 25

     Нормативная цена земли -  показатель,  характеризующий  стоимость
участка   определенного   качества   и   местоположения,   исходя   из
потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
     Нормативная цена  земли  вводится  для обеспечения экономического
регулирования земельных отношений при передачи земли в  собственность,
установлении коллективно-долевой  собственности на землю,  передачи по
наследству, дарении  и  получении  банковского   кредита   под   залог
земельного  участка.
     Порядок определения  нормативной  цены  устанавливается   Советом
Министров РСФСР,  а  в  республиках в составе РСФСР - в соответствии с
законодательством этих республик.

                              СТАТЬЯ 26

     Нормативная цена  земли   устанавливается   Верховными   Советами
республик в составе РСФСР,  краевыми,  областными,  автономной области,
автономных округов Советами народных депутатов.

Президент Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики
                                                             Б. Ельцин
11 октября 1991 г.
N 1738-1


                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

        СРЕДНИЕ РАЗМЕРЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ДОЛЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
           НАЛОГА В РСФСР И НОРМАТИВЫ ФИКСИРОВАННЫХ ВЫПЛАТ
----------------------------------------------------------------------------
|Экономические районы,      | Земельный | Доля средств,    | Нормативы     |
|республик в составе РСФСР, | налог с 1 | централизуемых   | фиксированных |
|края, области, автономная  | га пашни  | на специальный   | выплат с 1 га |
|область, автономные округа |  (руб.)   | бюджетный счет   | пашни         |
|                           |           | Российской       |     (руб.)    |
|                           |           | Федерации (в     |               |
|                           |           | процентах к сумме|               |
|                           |           | налога на        |               |
|                           |           | сельхозугодья    |               |
|---------------------------|-----------|------------------|---------------|
|Центральный экономический  |           |                  |               |
|район                      |           |                  |               |
|Брянская область           |   10      |         -        |         75    |
|Владимирская область       |   10      |         -        |         68    |
|Ивановская область         |   10      |         -        |        114    |
|Тверская область           |   10      |         -        |        102    |
|Калужская область          |   10      |         -        |         75    |
|Костромская область        |   10      |         -        |         99    |
|Московская область         |   79      |         30       |          -    |
|Орловская область          |   61      |         30       |          -    |
|Рязанская область          |   31      |         30       |          -    |
|Смоленская область         |   10      |         -        |        100    |
|Тульская область           |   47      |         30       |          -    |
|Ярославская область        |   10      |         -        |         66    |
----------------------------------------------------------------------------

     Примечание: 1)  по  регионам,  где  суммы  фиксированных   выплат
превышают сумму    налога,   приведены   минимальные   ставки   налога
(10 руб./га);
     2) средние   размеры   налога   (графа  2)  приведены  без  учета
корректировки на местоположение.

                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2

                                                             Таблица 1

              СРЕДНИЕ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ГОРОДАХ
       И ДРУГИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ РУБ./КВ. М В РАСЧЕТЕ НА ГОД
-------------------------------------------------------------------------
|Экономические|                                                         |
|районы       |             Численность населения (тыс. человек)        |
|             |---------------------------------------------------------|
|             |до  | 20-  | 50-  | 100-  | 250-  | 500-  | 1000- | свыше|
|             |20  | 50   | 100  | 250   | 500   | 1000  | 3000  | 3000 |
|-------------|----|------|------|-------|-------|-------|-------|------|
|     1       |2   |  3   |  4   |  5    |  6    |   7   |   8   |  9   |
|-------------|----|------|------|-------|-------|-------|-------|------|
|Центральный  |1,0 | 1,5  | 1,7  | 1,8   |  2,0  |  2,3  |   -   | 4,5  |
-------------------------------------------------------------------------

                                                             Таблица 2

          КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО
                       НАЛОГА В КУРОРТНЫХ ЗОНАХ
------------------------------------------------------------------------
|                 |                |      Коэффициенты                 |
|                 |                |-----------------------------------|
|                 |                |            | по градостроительным |
|                 |                |            | зонам                |
|Курортные районы | Область, край, | в среднем  | высокий      меньший |
|и зоны отдыха    | республика     |            |    рекреационной     |
|                 |                |            | ценности  |  ценности|
|-----------------|----------------|------------|-----------|----------|
|Зона отдыха      | Московская     |            |           |          |
|Москвы           | область        |  3,5       |    4,0    |     2,5  |
------------------------------------------------------------------------

                                                             Таблица 3

                КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ
                ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ГОРОДАХ И РАЙОНАХ
                       С ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКОЙ
-------------------------------------------------------------------------
|Районы размещения    |                  Значение исторической          |
|предприятий,         |                        застройки                |
|учреждений и         |-------------------------------------------------|
|других объектов      |международное  |   республиканское   |   местное |
|                     |и общесоюзное  |                     |           |
|---------------------|---------------|---------------------|-----------|
|В зоне охраны        |               |                     |           |
|памятников           |      20       |         10          |        5  |
|В зонах регулирования|               |                     |           |
|застройки            |      15       |          7          |        3  |
|В других районах     |               |                     |           |
|исторических городов |      10       |          5          |        2  |
-------------------------------------------------------------------------

     Примечание: Отнесение  исторической  застройки  к  международной,
общесоюзной    или   республиканской   осуществляется   министерствами
культуры, а к застройке местного значения - местными Советами народных
депутатов.

                                                             Таблица 4

          КОЭФФИЦИЕНТЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ СТАВКИ ЗЕМЕЛЬНОГО
               НАЛОГА ЗА СЧЕТ СТАТУСА ГОРОДА, РАЗВИТИЯ
                   СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
|                     |                     Численность населения городов (тыс. человек)                |
|                     |---------------------------------------------------------------------------------|
|Группы               |  100-| 250-|           500-       |        1000-         |   свыше              |
|городов              |  250 | 500 |           1000       |        3000          |   3000               |
|                     |      |     |----------------------|----------------------|----------------------|
|                     |      |     | в городе |в          | в городе |в          | в городе |в          |
|                     |      |     |          |пригородной|          |пригородной|          |пригородной|
|                     |      |     |          |зоне       |          |зоне       |          |зоне       |
|---------------------|------|-----|----------|-----------|----------|-----------|----------|-----------|
|Столицы              |      |     |          |           |          |           |          |           |
|республик в          |      |     |          |           |          |           |          |           |
|в составе  РСФСР,    |      |     |          |           |          |           |          |           |
|краевые и областные  |      |     |          |           |          |           |          |           |
|центры, города       |      |     |          |           |          |           |          |           |
|с развитым           |      |     |          |           |          |           |          |           |
|социально-           |      |     |          |           |          |           |          |           |
|культурным           |      |     |          |           |          |           |          |           |
|потенциалом          |      |     |          |           |          |           |          |           |
|                     |      |     |          |           |          |           |          |           |
|                     | 2,2  | 2,3 |    2,4   |  1,9      | 2,6      |2,2        |   3,0    |  2,5      |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------