О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТ. 10 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 28.09.00 08-414/8363

             О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ СТ. 10
               УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                         28 сентября 2000 г.
                            N 08-414/8363

                                (НЦПИ)
   

     Главным управлением  по  борьбе с контрабандой ГТК России изучена
практика  применения  таможенными  органами  Федерального  закона   от
19.06.2000  N  82-ФЗ  "О минимальном размере оплаты труда" при решении
вопросов о возбуждении либо отказе в  возбуждении  уголовных  дел,  по
преступлениям, отнесенным законом к компетенции таможенных органов.
     В ряде   таможен   указанный   Федеральный    закон    трактуется
неоднозначно  и  в  связи  с  этим  допускаются  нарушения  требований
уголовного  и  уголовно   -   процессуального   законодательства   при
осуществлении  дознания.  Прежде  всего  это  касается  применения при
вынесении  процессуальных  документов  статьи  10  Уголовного  кодекса
Российской Федерации (обратная сила уголовного закона).
     В целях недопущения нарушений требований уголовного и уголовно  -
процессуального   законодательства   обращаем   внимание  на  то,  что
Федеральный закон N 82-ФЗ от 19.06.2000 "О минимальном размере  оплаты
труда"  по своей правовой сути является социальным законом и это четко
определено в ст.  3 данного Закона.  Применение  минимального  размера
оплаты  труда  в социальной,  гражданско - правовой,  административной
сферах предусмотрено в статьях 4,  5,  6 этого  Закона.  В  Законе  не
упоминается о действии его в уголовном праве.
     Таким образом,  Федеральный  закон  N  82-ФЗ  от  19.06.2000   не
устраняет  преступных  деяний,  не  смягчает  наказание,  не  улучшает
положение лица,  совершившего преступление,  и не  является  уголовным
законом,  о  котором говорится в ст.  10 Уголовного кодекса Российской
Федерации.  Другими словами,  данный Закон не  распространяет  принцип
обратной силы на нормы Уголовного кодекса Российской Федерации.
     Вместе с  тем  минимальный  размер  оплаты  труда  (МРОТ)   также
учитывается  во многих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации.
В частности, об этом говорится в статьях 46, 158, 163, 171 и других, в
которых упоминается о крупном либо особо крупном размерах совершенного
преступления,  в том числе отнесенным к компетенции таможенных органов
- 188, 193, 194.
     В соответствии со ст.  9 Уголовного кодекса Российской  Федерации
преступность  и  наказуемость  деяния  определяется уголовным законом,
действовавшим во время совершения деяния.
     Кроме того,  Пленум  Верховного Суда Российской Федерации в своем
Постановлении N  10  от  18.08.92  "О  выполнении  судами  руководящих
разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению
законодательства об ответственности за вымогательство" (п.  3 "б") дал
толкование  крупного  ущерба  и его определение минимальными размерами
оплаты труда, указав, что "...следует исходить из минимального размера
оплаты труда,  существовавшего на момент совершения преступления, если
ко времени судебного  разбирательства,  постановления  приговора  либо
рассмотрения  дела в вышестоящих судебных инстанциях законодательством
будет  установлен  более  высокий  размер   оплаты   труда,   то   это
обстоятельство не может служить основанием для исключения из обвинения
указанного квалифицирующего признака".  Такое  же  толкование  дано  в
Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.90
N 3  (в  редакции  от  25.10.96)  "О  судебной  практике  по  делам  о
вымогательстве".
     Тем самым,   в   законодательном   порядке   подтверждено,    что
минимальный  размер  оплаты  труда  должен  определяться  в  размерах,
действовавших на  день  совершения  преступления.  Это  обстоятельство
следует  иметь  в  виду в дальнейшем,  поскольку законом предусмотрено
изменение МРОТ после 1 января и 1 июля 2001 года.
     При рассмотрении материалов в порядке ст. 109 УПК РСФСР и расчете
суммы крупного либо особо крупного размера по признакам  преступления,
предусмотренного ч.  1 ст.  188,  статьями 193, 194 Уголовного кодекса
Российской  Федерации  таможенным  органам  следует  руководствоваться
минимальным  размером  оплаты труда,  действовавшим на день совершения
преступления. Как следует из закона, минимальный размер оплаты труда в
сумме   132   рубля   действует   с  1  июля  2000  года  и  не  может
распространяться на деяния, совершенные до указанного времени.
     Настоящее разъяснение  прошу довести до сведения всех сотрудников
правоохранительного блока таможенного органа.

Начальник Главного Управления
генерал - майор таможенной службы
                                                           А.В. КЛЕПОВ
28 сентября 2000 г.
N 08-414/8363