РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЗАКОН О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели Закона Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Статья 2. Сфера применения Закона 1. Закон действует на всей территории РСФСР. Закон распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы власти и управления, отдельные должностные лица в процессе деятельности на республиканском (РСФСР) и местных товарных рынках. Закон применяется и в тех случаях, когда действия или соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые органами власти и управления или хозяйствующими субъектами РСФСР за пределами территории РСФСР, приводят к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на республиканском (РСФСР) и местных товарных рынках. 2. Закон не распространяется на отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением тех случаев, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции. 3. Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на финансовых рынках и рынках ценных бумаг, регулируются другими законодательными актами РСФСР. 4. Верховный Совет РСФСР вправе устанавливать изъятия из действия настоящего Закона по отношению к сферам деятельности, указанным в п. 3 статьи 21 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Статья 3. Государственные антимонопольные органы РСФСР 1. Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Совета Министров РСФСР образуется Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - Антимонопольный комитет РСФСР). Основные задачи, функции, полномочия и ответственность Антимонопольного комитета РСФСР определяются настоящим Законом и иными законодательными актами РСФСР. 2. Антимонопольный комитет РСФСР образует территориальные управления, полномочия которых устанавливаются этим Комитетом в пределах его компетенции. Антимонопольный комитет РСФСР не вправе делегировать территориальным управлениям полномочия по применению ответственности в виде штрафа к хозяйствующим субъектам, их должностным лицам и должностным лицам органов управления. Статья 4. Определение основных понятий Для целей настоящего Закона принимаются следующие понятия и их определения: товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для обмена; республиканский товарный рынок - сфера обращения товаров в пределах границ РСФСР; местный товарный рынок - сфера обращения товаров в пределах границ республики, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономного округа, края, области; хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью; органы власти и управления - органы государственной власти и управления РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев, областей; органы власти и управления районов, городов и входящих в них административно-территориальных образований, органы управления общественными объединениями (организациями). К органам управления относятся также союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий при выполнении ими функций управления (размещение заказов для государственных нужд, выделение лимитов на материальные ресурсы и др.); конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю; доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает предельную величину, устанавливаемую ежегодно Антимонопольным комитетом РСФСР, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение предельной величины его положение на рынке не является доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов; монополистическая деятельность - противоречащие настоящему Закону действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям. Раздел II. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Статья 5. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке 1. Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, в том числе в иностранной валюте, сырья, материалов, изделий, жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. 2. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию 1. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). 2. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. 3. В исключительных случаях соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, указанные в пп. 1 и 2 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что их соглашения (согласованные действия) способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. Статья 7. Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции 1. Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается: устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующими субъектами или на производство определенных видов товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере; устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РСФСР (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров; давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнение работ, оказание услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами РСФСР приоритетов; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности; необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. 2. Запрещается образование министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделение существующих министерств, государственных комитетов или других структур государственного управления полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. Статья 8. Соглашение (согласованные действия) органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) органа власти или управления с другим органом власти или управления либо с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на: повышение, снижение или поддержание цен (тарифов); раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов. Статья 9. Недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается: заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; иметь в собственности предприятия; самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью или другого товарищества; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Раздел III. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Статья 10. Формы недобросовестной конкуренции Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца. Раздел IV. ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РСФСР Статья 11. Задачи и функции Антимонопольного комитета РСФСР 1. К основным задачам Антимонопольного комитета РСФСР относятся: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. 2. Антимонопольный комитет РСФСР выполняет следующие основные функции: направляет в Совет Министров РСФСР предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции; дает рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции; разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения; контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов; контролирует крупные продажи и покупки акций, могущие привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов. 3. Для разработки мер по совершенствованию функционирования рынка, развитию конкуренции, преодолению тенденций к монополизации, для анализа структуры и состояния товарных рынков, научного обеспечения деятельности Антимонопольного комитета РСФСР при Комитете создаются и действуют экспертные советы. 4. Для финансирования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности при Антимонопольном комитете РСФСР за счет средств республиканского бюджета РСФСР образуется Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Положение о Фонде утверждается Советом Министров РСФСР. Статья 12. Полномочия Антимонопольного комитета РСФСР Антимонопольный комитет РСФСР вправе: давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений ими настоящего Закона, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону; давать органам управления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону; вносить в соответствующие органы власти и управления предложения о введении обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства; принимать решения о наложении штрафов на хозяйствующие субъекты и их должностных лиц, а также на должностных лиц органов управления за нарушение настоящего Закона и (или) неисполнение предписаний Антимонопольного комитета РСФСР; обращаться в суд или арбитраж с исками и заявлениями, а также участвовать при рассмотрении в суде и арбитраже дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства; направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства. Статья 13. Право доступа к информации Лица, уполномоченные Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением), в целях выполнения возложенных на Комитет функций имеют право беспрепятственного доступа в министерства, ведомства, другие органы управления, а также на предприятия и в их объединения, в организации, учреждения для ознакомления со всеми необходимыми документами. Статья 14. Обязанности хозяйствующих субъектов и органов управления в отношении предоставления информации Антимонопольному комитету РСФСР Хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны по требованию Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением) функций, предусмотренных настоящим Законом. Статья 15. Обязанности Антимонопольного комитета РСФСР по соблюдению коммерческой тайны Сведения, составляющие коммерческую тайну, которые получены Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением) на основании статей 13 и 14 настоящего Закона, не подлежат разглашению. В случае разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению Антимонопольным комитетом РСФСР в порядке, установленном законодательством. Статья 16. Содействие развитию товарных рынков и конкуренции В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции Антимонопольный комитет РСФСР может направлять соответствующим органам власти и управления рекомендации: о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок; об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе об установлении фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением; о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности за счет государственных капиталовложений; о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; о привлечении иностранных инвестиций, учреждении совместных предприятий, создании и развитии свободных экономических зон; о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов; о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию. Раздел V. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ Статья 17. Государственный контроль за созданием, слиянием присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов 1. В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов осуществляется предварительный государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов. 2. Для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна межотраслевого, регионального или другого объединения предприятий учредители помимо документов, предусмотренных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" для регистрации объединения, представляют в Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) ходатайство о даче согласия, сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и согласии на вхождение в объединение. Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. 3. Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) вправе отказать в даче согласия на создание упомянутых выше объединений, если это может привести к их доминирующему положению и (или) существенному ограничению конкуренции. В то же время Антимонопольный комитет (территориальное управление) имеет право дать согласие на создание объединения даже при возможности возникновения неблагоприятных последствий в случае, если создание объединения может существенно способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. 4. Регистрация объединения осуществляется местным Советом народных депутатов или иным государственным органом, на который возложена регистрация, только при наличии согласия Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления). 5. В установленном пп. 2, 3 и 4 настоящей статьи порядке осуществляется предварительный контроль за: слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов; слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение; созданием, слиянием и присоединением акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 настоящей статьи; созданием, слиянием и присоединением других товариществ и объединений, в которых участвуют юридические лица, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 настоящей статьи. 6. Орган управления, принимающий решение о создании, слиянии и присоединении союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, о преобразовании органов управления и хозяйствующих субъектов в указанные объединения, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, - также о создании, слиянии, присоединении и ликвидации акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов, должен получить предварительное согласие Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) в порядке, установленном настоящей статьей. 7. Настоящая статья не применяется: к акционерным обществам, товариществам с ограниченной ответственностью и другим товариществам, уставной капитал которых не превышает 50 миллионов рублей или иную предельную величину, устанавливаемую Антимонопольным комитетом РСФСР. В случае, когда акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью или другое товарищество не обращалось при его создании в Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление), увеличение его уставного капитала сверх установленной предельной величины может быть произведено только с согласия Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) выдаваемого в порядке, предусмотренном настоящей статьей; к ликвидации государственных и муниципальных предприятий, осуществляемой по вступившему в силу решению суда или арбитража. Статья 18. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов Приобретение хозяйствующим субъектом, охватывающим более 35 процентов рынка определенного товара, акций, паев, долей участия в уставном капитале другого хозяйствующего субъекта, работающего на рынок того же товара, а также покупка любым юридическим лицом или гражданином контрольного пакета акций, паев, долей участия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, осуществляется с предварительного согласия Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления). Заявления о даче согласия рассматриваются в порядке, установленном статьей 17 настоящего Закона. Для целей настоящей статьи под контрольным пакетом акций, паев, долей участия понимается такое их количество, которое обеспечивает более 50 процентов голосов при принятии решений на общем собрании акционеров, учредителей, пайщиков. Статья 19. Принудительное разделение хозяйствующих субъектов 1. В случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции, Антимонопольный комитет РСФСР вправе принять решение о принудительном разделении этих хозяйствующих субъектов. 2. Решение о принудительном разделении хозяйствующих субъектов принимается при наличии одного или нескольких следующих условий: возможности организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц; отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции хозяйствующего субъекта составляет менее 30 процентов); разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках предметной специализации на определенный товар. 3. Решение Антимонопольного комитета РСФСР о принудительном разделении хозяйствующих субъектов подлежит исполнению в установленный им срок, который не может быть менее шести месяцев. Статья 20. Обжалование решений Антимонопольного комитета РСФСР, принятых на основании статей 17, 18 и 19 настоящего Закона В случаях, когда в 45-дневный срок с момента направления в Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) ходатайства о создании, слиянии, присоединении, преобразовании, ликвидации ответ не будет получен либо в даче согласия будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет необоснованными, он вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании согласия выданным (если ответ не получен) либо о признании отказа необоснованным. В таком же порядке обжалуются решения Антимонопольного комитета РСФСР о принудительном разделении хозяйствующего субъекта, а также решения по заявлению о приобретении акций, паев, долей участия. Статья 21. Поддержка разделения хозяйствующего субъекта или его выхода из ведомственного подчинения Не противоречащие закону требование трудового коллектива о выделении структурного подразделения или структурной единицы хозяйствующего субъекта либо о выходе хозяйствующего субъекта из ведомственного подчинения может быть поддержано Антимонопольным комитетом РСФСР (территориальным управлением), если такому выделению либо выходу препятствует или хозяйствующий субъект, или орган управления. Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 22. Последствия нарушения настоящего Закона 1. В случае нарушения настоящего Закона хозяйствующие субъекты, органы управления и их должностные лица обязаны: в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием; возместить причиненные убытки; уплатить штраф. 2. Убытки взыскиваются судом или арбитражем в соответствии с их компетенцией. 3. Штраф налагается Антимонопольным комитетом РСФСР по основаниям, предусмотренным статьями 23 и 24 настоящего Закона. Статья 23. Основания для наложения штрафов на хозяйствующие субъекты 1. Хозяйствующие субъекты несут ответственность в виде штрафа за нарушения: уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) о прекращении нарушений, восстановлении первоначального положения, принудительном разделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону, - в размере до 1 миллиона рублей; представление Антимонопольному комитету (территориальному управлению) заведомо недостоверных (ложных) сведений - в размере до 50 тысяч рублей. 2. Взысканные штрафы зачисляются в соответствующий бюджет. Статья 24. Ответственность должностных лиц органов управления и хозяйствующих субъектов за нарушение настоящего Закона 1. Должностные лица органов управления и хозяйствующих субъектов несут административную ответственность в виде штрафа: за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) - в размере до 2 тысяч рублей; за предоставление заведомо недостоверных (ложных) сведений (статья 14 настоящего Закона) - в размере до 1 тысячи рублей. 2. Взысканные штрафы зачисляются в соответствующий бюджет. 3. Должностные лица органов управления и хозяйствующих субъектов, виновные в неоднократном совершении деяний, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Статья 25. Ответственность должностных лиц Антимонопольного комитета РСФСР за нарушение настоящего Закона Должностные лица Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) несут за нарушение настоящего Закона административную ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 1000 рублей. Статья 26. Взыскание убытков, причиненных хозяйствующим субъектам неправомерными действиями (бездействием) органов власти и управления В случае, если принятым в нарушение настоящего Закона актом органа власти или управления, в том числе Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления), либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту, он вправе обратиться в суд или арбитраж с иском к органу власти или управления о возмещении этих убытков. Раздел VII. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ОБЖАЛОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА РСФСР Статья 27. Основания для рассмотрения дел о нарушениях настоящего Закона Антимонопольным комитетом РСФСР 1. Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) рассматривает факты нарушения настоящего Закона и принимает по ним решения в пределах своей компетенции. Дела рассматриваются на основании заявлений народных депутатов, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, обществ и союзов потребителей; материалов прокуратуры, суда и арбитража, а также по собственной инициативе Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления). 2. Заявления подаются в Антимонопольный комитет РСФСР (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения антимонопольного законодательства. Содержание документов и заявлений не подлежит разглашению. 3. Порядок рассмотрения дел определяется Правилами, утверждаемыми Антимонопольным комитетом РСФСР. Статья 28. Порядок обжалования решений Антимонопольного комитета РСФСР 1. Органы управления, хозяйствующие субъекты, должностные лица вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании недействительными полностью или частично предписаний Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа. 2. Подача заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде или арбитраже, если судом либо арбитражем не вынесено определение о приостановлении исполнения указанных актов. Статья 29. Порядок исполнения предписаний и других решений Антимонопольного комитета РСФСР 1. Предписание Антимонопольного комитета РСФСР (территориального управления) подлежит исполнению в срок, установленный в предписании. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания влечет за собой последствия, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР. 2. Штраф, наложенный Антимонопольным комитетом РСФСР, уплачивается хозяйствующим субъектом или должностным лицом в соответствующий бюджет в 30-дневный срок с момента получения ими решения о наложении штрафа. При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере Антимонопольный комитет РСФСР вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о взыскании суммы штрафа с хозяйствующего субъекта или с должностного лица. Первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов 22 марта 1991 г. N 948-I |