государственный пробирный надзор Органы, осуществляющие государственный пробирный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 171-1 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов, осуществляющих государственный пробирный надзор, вправе начальники государственных инспекций пробирного надзора Министерства финансов СССР - в размере до ста рублей; начальник Управления драгоценных металлов Министерства финансов СССР и его заместители - в размере до двухсот рублей (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1986 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1986, N 6, ст. 176). Раздел IV ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Глава 17. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 225. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление социалистической законности. Статья 226. Порядок производства по делам об административных правонарушениях Порядок производства по делам об административных правонарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, определяется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, законодательными актами СССР, постановлениями Совета Министров СССР, настоящим Кодексом, иными законодательными актами РСФСР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в народных судах определяется законодательными актами Союза ССР, настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР. Статья 227. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств: 1) отсутствие события и состава административного правонарушения; 2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; 3) невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие; 4) действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; 5) издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; 6) отмена акта, устанавливающего административную ответственность; 7) истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса; 8) наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложение административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела; 9) смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу. Статья 228. Рассмотрение дела об административном правонарушении на началах равенства граждан Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Статья 229. Открытое рассмотрение дела об административном правонарушении Дело об административном правонарушении рассматривается открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя. Статья 230. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях В соответствии с Законом СССР о прокуратуре СССР прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела; заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воздействия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административном правонарушении; приостанавливать исполнение постановления, а также совершать другие, предусмотренные законом действия. Статья 231. Доказательства Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются следующими средствами: протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами. Статья 232. Оценка доказательств Орган (должностное лицо) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и социалистическим правосознанием. Статья 233. Передача материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания Если при рассмотрении дела орган (должностное лицо) придет к выводу, что в нарушении содержатся признаки преступления, он передает материалы прокурору, органу предварительного следствия или дознания. Глава 18. ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Статья 234. Протокол об административном правонарушении О совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Протокол не составляется в случаях, предусмотренных статьей 237 настоящего Кодекса. Статья 235. Содержание протокола об административном правонарушении В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе. Статья 236. Направление протокола Протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Статья 237. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется При совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 76 (если размер штрафа не превышает десяти рублей), статьей 101 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 218), частью пятой статьи 103, частью второй статьи 104, статьей 104-1, частью первой статьи 111-2 и частью третьей статьи 111-3 (если размер штрафа не превышает пяти рублей), статьей 112-2, статьей 114, частью первой статьи 115, частью третьей статьи 118, частями первой и второй статьи 122, частью третьей статьи 126, статьями 127 и 128 настоящего Кодекса, протокол не составляется, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и налагаемое на него административное взыскание. Протокол не составляется и в иных случаях, когда в соответствии с законодательством штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения. Если нарушитель оспаривает налагаемое на него взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, то составляется протокол в соответствии со статьей 234 настоящего Кодекса (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 15 марта 1988 г. и от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 12, ст. 341; 1989, N 15, ст. 369). Статья 238. Доставление нарушителя В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным, нарушитель может быть доставлен в милицию или в штаб добровольной народной дружины работником милиции или народным дружинником. При совершении нарушений правил пользования средствами транспорта, правил по охране порядка и безопасности движения, правил, направленных на обеспечение сохранности грузов на транспорте, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на транспорте, нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в милицию, если у него нет документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем. При совершении лесонарушений или нарушений правил охоты, правил рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники государственной и ведомственной лесной охраны, а в колхозных лесах - работники лесной охраны колхозов или межколхозных лесхозов (лесничеств), уполномоченные на то должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, органов рыбоохраны, должностные лица других органов, осуществляющих государственный и ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира, должностные лица заповедников и других особо охраняемых территорий, а также работники милиции могут производить доставление лиц, совершивших эти правонарушения, в милицию или в помещение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов. Доставление нарушителя может производиться также народными дружинниками, общественными инспекторами охраны природы, общественными охотничьими инспекторами, общественными инспекторами органов рыбоохраны и общественными лесными инспекторами. При совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество, нарушитель может быть доставлен работниками военизированной охраны в служебное помещение военизированной охраны или в милицию для пресечения правонарушений, установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. Нахождение в штабе добровольной народной дружины доставленного лица не может длиться более одного часа (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ДОСМОТР ВЕЩЕЙ, ИЗЪЯТИЕ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ Статья 239. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Порядок административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей и изъятия вещей и документов в целях, предусмотренных настоящей статьей, определяется законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Статья 240. Административное задержание Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о личности задержанного; время и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно. Статья 241. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Союза ССР и РСФСР, а именно: 1) органы внутренних дел - при совершении мелкого хулиганства, нарушения порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, а также военнослужащего, проявления неуважения к суду, незаконных операций с иностранной валютой и платежными документами, незаконной продажи товаров или иных предметов, мелкой спекуляции, при распитии спиртных напитков в общественных местах или появлении в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что лицо занимается проституцией, при нарушении правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов и других нарушений законодательства об охране и использовании животного мира, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР; 2) пограничными войсками - при нарушении пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу СССР; 3) старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое государственное или общественное имущество; 4) должностными лицами военной автомобильной инспекции - при нарушении водителями или другими лицами, управляющими транспортными средствами Вооруженных Сил СССР, правил дорожного движения (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 29 мая 1987 г., от 29 июля 1988 г., от 7 марта 1989 г. и от 11 декабря 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 23, ст. 800; 1988, N 31, ст, 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477). Статья 242. Сроки административного задержания Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Союза ССР и РСФСР могут быть установлены иные сроки административного задержания. Лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу СССР, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, торговлю с рук в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г., от 7 марта 1989 г. и от 27 февраля 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; 1990, N 10, ст. 287). Статья 243. Личный досмотр и досмотр вещей Личный досмотр может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, также и других уполномоченных на то органов. Личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей может производиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений, пограничных войск, органов лесоохраны, органов рыбоохраны, органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, а в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, также и других уполномоченных на то органов. Досмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре и досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Личный досмотр и досмотр вещей в таможенных учреждениях производится в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 244. Изъятие вещей и документов Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами органов, предусмотренных в статьях 241 и 243 настоящего Кодекса. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых органами (должностными лицами), которым предоставлено право производить изъятие вещей и документов, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они в установленном порядке конфискуются, или возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии вещей реализуются. Изъятые орден, медаль, нагрудный знак к почетному званию СССР или РСФСР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются соответственно в Президиум Верховного Совета СССР либо в Президиум Верховного Совета РСФСР. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки, аппараты для их выработки после рассмотрения дела уничтожаются. При задержании предметов контрабанды для обеспечения взыскания штрафа допускается изъятие вещей (ценностей) у лица, совершившего контрабанду, если последнее не имеет постоянного места жительства в СССР. В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании. При совершении нарушения, за которое в соответствии с настоящим Кодексом может быть наложено административное взыскание в виде лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение на срок до вынесения постановления по делу и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством, о чем делается запись в протоколе о правонарушении. Изъятие удостоверения производится в порядке, установленном соответственно Министерством внутренних дел СССР, Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. В случае вынесения постановления о лишении права управления транспортным средством водительское удостоверение не возвращается, а действие временного разрешения продлевается до истечения срока, установленного для подачи жалобы, или до принятия решения по жалобе. При совершении нарушений, предусмотренных статьями 159, 172, частями первой и второй статьи 173, статьями 174 и 175 настоящего Кодекса, работники милиции вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела, о чем делается запись в протоколе с указанием марки или модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов. К лицу, совершившему правонарушение при исполнении служебных обязанностей, изъятие, личный досмотр и досмотр вещей применяются лишь в случаях, не терпящих отлагательства (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 5 июня 1987 г. и от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 24, ст. 839; 1989, N 15, ст. 369). Статья 245. Отстранение от управления транспортным средством и освидетельствование на состояние опьянения Управляющие транспортными средствами водители (судоводители) или иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления транспортным средством и освидетельствованию в установленном порядке на состояние опьянения. Направление на освидетельствование указанных лиц на состояние опьянения и проведение их освидетельствования производится в порядке, определяемом Министерством внутренних дел СССР, Министерством здравоохранения СССР и Министерством юстиции СССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341). Статья 246. Обжалование административного задержания, досмотра и изъятия вещей и документов Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Глава 20. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Статья 247. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40-1 - 40-4, 49, 137, 150, 150-2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 165 - 165-3, 166-1 и 167 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае его уклонения от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательно (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 29 июля 1988 г., от 7 марта 1989 г., от 11 декабря 1989 г., от 2 января 1990 г. и от 27 февраля 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287). Статья 248. Потерпевший Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Потерпевший может быть допрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 251 настоящего Кодекса. Статья 249. Законные представители Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Статья 250. Адвокат Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Статья 251. Свидетель В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы. Статья 252. Эксперт Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Эксперт обязан явиться по вызову и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; 2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; 3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; 4) присутствовать при рассмотрении дела. Статья 253. Переводчик Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод. Статья 254. Суммы, подлежащие выплате потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется, в установленном порядке, заработок по месту их работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Глава 21. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 255. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешает следующие вопросы: 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении; 3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката. Статья 256. Место рассмотрения дела об административном правонарушении Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 111-1 - 111-4, 114 - 121, 123, 124 настоящего Кодекса, могут рассматриваться также по месту учета транспортных средств. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 160 и частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства нарушителя. Административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства нарушителя. Законодательством Союза ССР и РСФСР может быть предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонарушении (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. и от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 12, ст. 341). Статья 257. Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40-1 - 40-4, 44, 153, 158, частями первой, второй и третьей статьи 162 и статьями 165 - 165-3 настоящего Кодекса, рассматриваются в течение суток, предусмотренных статьями 137, 150, 150-2, 151 и 166-1 настоящего Кодекса, - в течение трех суток, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, - в пятидневный срок, предусмотренных статьями 93 - 95 настоящего Кодекса, - в семидневный срок. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть предусмотрены и иные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 30 января 1986 г., от 29 июня 1987 г., от 29 июля 1988 г., от 7 марта 1989 г., от 11 декабря 1989 г., от 2 января 1990 г. и от 27 февраля 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 6, ст. 176; 1987, N 27, ст. 961; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 10, ст. 246; N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287). Статья 258. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение. Статья 259. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации, трудового коллектива, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 260. Протокол заседания коллегиального органа При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол, в котором указываются: 1) дата и место заседания; 2) наименование и состав органа, рассматривающего дело; 3) содержание рассматриваемого дела; 4) сведения о явке лиц, участвующих в деле; 5) объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; 7) сведения об оглашении принятого постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования. Протокол заседания коллегиального органа подписывается председательствующим в заседании и секретарем. Статья 261. Постановление по делу об административном правонарушении Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов по делу об административном правонарушении принимается в форме решения. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение. Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение органами (должностными лицами), перечисленными в пунктах 1 - 4 статьи 194 настоящего Кодекса, одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения. В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривающим дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем. В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, о мере взыскания производится соответствующая запись на протоколе об административном правонарушении либо постановление оформляется иным установленным способом. Статья 262. Виды постановлений Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания; 2) о прекращении дела производством. Постановление о прекращении дела производством выносится при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по борьбе с пьянством, образованной на предприятии, в учреждении, организации и их структурных подразделениях, общественной организации или трудового коллектива либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, а также при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 227 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 263. Объявление постановления по делу и вручение копии постановления Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. По делам о нарушении таможенных правил и о контрабанде копия постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, в порядке, установленном Таможенным кодексом СССР. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 159 и частями первой и второй статьи 173 настоящего Кодекса, в отношении лица, которому огнестрельное оружие, а также боевые припасы вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, копия постановления направляется соответствующему предприятию, учреждению или организации для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользования огнестрельным оружием. Статья 264. Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности Орган (должностное лицо), рассматривающий дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 49, 117, 120, 124, 151, 158, 160, 160-2, частями первой, второй и третьей статьи 162 настоящего Кодекса, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя, а статьями 191 и 192 настоящего Кодекса - до сведения руководителя предприятия, учреждения, организации, колхоза и учебного заведения по месту работы (учебы) о наложенном на него взыскании. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, о принятом решении доводится также до сведения администрации предприятия, учреждения, организации или органа внутренних дел, направивших в суд протокол о мелком хищении. Должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 43, 103 - 113, 116, частями первой и второй статьи 126, частью первой статьи 127, частями первой, второй и третьей статьи 128, статьей 130 настоящего Кодекса, доводят до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства злостного нарушителя о наложенном на него взыскании (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 5 июня 1987 г. и от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1987, N 24, ст. 839; 1988, N 12, ст. 341). Статья 265. Предложения об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений Орган (должностное лицо), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления предложения сообщить органу (должностному лицу), внесшему предложение, о принятых мерах. Глава 22. ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Статья 266. Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР. Статья 267. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано: 1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних - в исполнительный комитет соответствующего Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; 2) решение исполнительного комитета поселкового, сельского Совета народных депутатов - в исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; 3) постановление иного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде штрафа - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; о наложении иного административного взыскания - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным; 4) постановление органа внутренних дел (должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу); 5) постановление должностного лица военной автомобильной инспекции о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - вышестоящему должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу. Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, если иное не установлено законодательством СССР. Поступившая жалоба в течение трех суток направляется вместе с делом в орган (должностному лицу), правомочный в соответствии с настоящей статьей ее рассматривать и которому она адресована. С лица, обжаловавшего постановление о наложении административного взыскания, государственная пошлина не взыскивается (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398). Статья 268. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Статья 269. Принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Статья 270. Приостановление исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста Подача в установленный срок жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания, предусмотренных статьями 26 и 32 настоящего Кодекса, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста. Статья 271. Срок рассмотрения жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными на то органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если иное не установлено законодательством СССР. Статья 272. Рассмотрение жалобы и протеста на постановление по делу об административном правонарушении Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления. Статья 273. Решение органа (должностного лица), рассматривающего жалобу или протест Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения; 2) отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение; 3) отменяет постановление и прекращает дело; 4) изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать данное дело, то такое постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. Статья 274. Полномочия народного судьи, начальника органа внутренних дел, председателя вышестоящего суда и начальника вышестоящего органа внутренних дел по пересмотру дела Постановление народного судьи по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 40-1- 40-4, 44, 49, 49-1, 137, 150, 150-2, 151, 158, частью третьей статьи 162, статьями 164-1, 165 - 165-3, 166-1 и 167 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим народным судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда. Постановление начальника органа внутренних дел по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 158 настоящего Кодекса, может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим начальником органа внутренних дел, а также независимо от наличия протеста прокурора начальником вышестоящего органа внутренних дел (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июля 1988 г., от 11 декабря 1989 г., от 2 января 1990 г. и от 27 февраля 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 50, ст. 1477; 1990, N 1, ст. 3; N 10, ст. 287). Статья 275. Опротестование решения по жалобе Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Протест на решение по жалобе вносится в вышестоящий орган (должностному лицу) по отношению к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе. Статья 276. Последствия отмены постановления с прекращением дела об административном правонарушении Отмена постановления с прекращением дела об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость. Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, производится в порядке, установленном законодательством. РАЗДЕЛ V ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ Глава 23. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 277. Обязательность постановления о наложении административного взыскания Постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Статья 278. Обращение постановления к исполнению Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР. При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения. Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного частью первой статьи 285 настоящего Кодекса для добровольного исполнения. Постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесшим постановление. Статья 279. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий Постановления о наложении административных взысканий приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Постановление об административном аресте приводится в исполнение органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Союза ССР. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно. Статья 280. Отсрочка исполнения постановления о наложении административного взыскания При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. Статья 281. Прекращение исполнения постановления о наложении административного взыскания Орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях: 1) издания акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; 2) отмены акта, устанавливающего административную ответственность; 3) смерти лица, в отношении которого вынесено постановление. Статья 282. Давность исполнения постановлений о наложении административных взысканий Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в соответствии со статьей 270 настоящего Кодекса течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста. В случае отсрочки исполнения постановления в соответствии со статьей 280 настоящего Кодекса течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки. Законодательством Союза ССР и РСФСР могут быть установлены иные, более длительные сроки для исполнения постановлений по делам об отдельных видах административных правонарушений. В соответствии с Таможенным кодексом СССР предметы контрабанды, а также перевозочные и другие средства, предназначенные для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР или их сокрытия, подлежат конфискации независимо от времени их обнаружения. Статья 283. Разрешение вопросов, связанных с исполнением постановлений Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, разрешаются органом (должностным лицом), вынесшим постановление. Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на орган (должностное лицо), вынесший постановление. Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВЫНЕСЕНИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Статья 284. Порядок исполнения постановления о вынесении предупреждения Постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение органом (должностным лицом), вынесшим постановление, путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела. В случае вынесения постановления о наложении административного взыскания в виде предупреждения в отсутствие нарушителя ему вручается копия постановления в порядке, предусмотренном статьей 263 настоящего Кодекса. При вынесении административного взыскания в виде предупреждения на месте совершения нарушений, предусмотренных статьей 114, частью первой статьи 115, частью третьей статьи 118, частями первой и второй статьи 122 настоящего Кодекса, оно оформляется способом, установленным Министерством внутренних дел СССР, а предусмотренных частью первой статьи 111-2 и частью третьей статьи 111-3 настоящего Кодекса, оформляется способом, установленным соответственно Министерством речного флота РСФСР, Министерством жилищ-коммунального хозяйства РСФСР (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. и от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341; 1989, N 15, ст. 369). Глава 25. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА Статья 285. Сроки и порядок исполнения постановления о наложении штрафа Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших мелкое хулиганство, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих. Штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится нарушителем в учреждение Сберегательного банка СССР, за исключением штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 15, ст. 369). Статья 286. Принудительное исполнение постановления о наложении штрафа В случае неуплаты штрафа нарушителем в срок, установленный статьей 285 настоящего Кодекса, постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом РСФСР. Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии нарушителя невозможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, на которое в соответствии с законодательством РСФСР не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. При обнаружении предметов контрабанды в транспортных средствах, владельцы которых не имеют постоянного местожительства в СССР, штраф взыскивается по правилам Таможенного кодекса СССР. Статья 287. Исполнение постановления о наложении штрафа, взыскиваемого на месте При взимании штрафа в соответствии со статьей 237 настоящего Кодекса на месте совершения административного правонарушения нарушителю выдается квитанция установленного образца, являющаяся документом строгой финансовой отчетности. В случае неуплаты штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу, а затем исполнение постановления осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, N 15, ст. 369). Статья 288. Окончание производства по исполнению постановления о наложении штрафа Постановление о наложении штрафа, по которому взыскание штрафа произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление. Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВОЗМЕЗДНОМ ИЗЪЯТИИ ПРЕДМЕТА Статья 289. Исполнение постановления о возмездном изъятии предмета Изъятые на основании постановления о возмездном изъятии предметы сдаются органами (должностными лицами), вынесшими постановление, для реализации в комиссионный магазин или специально выделенные для этой цели магазины государственной или кооперативной торговли по месту нахождения имущества, подлежащего изъятию. Постановление о возмездном изъятии огнестрельного оружия и боевых припасов исполняется органами внутренних дел. Суммы, вырученные от реализации возмездно изъятого предмета, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса передаются органами (должностными лицами), вынесшими постановление, бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Законодательством Союза ССР и РСФСР может быть установлен иной порядок исполнения постановлений о возмездном изъятии предмета. Глава 27. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О КОНФИСКАЦИИ Статья 290. Органы, осуществляющие исполнение постановления о конфискации Постановление о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, приводится в исполнение: судебными исполнителями, состоящими при районных (городских) народных судах, - при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 84-4, частью первой статьи 85 (кроме дел о нарушениях правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов), 137, 150, 150-1, 150-2, 151, 156, 157, 160-1, 164-1 настоящего Кодекса; уполномоченными на то лицами органов внутренних дел - при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 153, 154, 159, 164-3, 168, 172, частью второй статьи 173 настоящего Кодекса; уполномоченными на то лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, - при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 85 (за совершение нарушений правил охоты), статьей 189 настоящего Кодекса; уполномоченными на то лицами органов рыбоохраны при совершении правонарушений, предусмотренных частью первой статьи 85 (за совершение нарушений правил рыболовства и охраны рыбных запасов); уполномоченными на то лицами предприятий и организаций, на которые возложен прием конфискованных плотоядных пушных зверей и шкурок этих животных, совместно с представителем финансового органа и представителем государственного ветеринарного надзора - при совершении правонарушения, предусмотренного статьей 176 настоящего Кодекса; уполномоченными на то лицами таможенных органов - при совершении правонарушений, предусмотренных частью второй статьи 186, статьей 187 настоящего Кодекса; уполномоченными на то лицами органов воздушного транспорта - при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107 настоящего Кодекса (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 28 мая 1986 г., от 29 мая 1987 г., от 7 марта 1989 г. и от 27 февраля 1990 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 23, ст. 800; 1989, N 10, ст. 246; 1990, N 10, ст. 287). Статья 291. Порядок исполнения постановления о конфискации Исполнение постановления о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, осуществляется путем изъятия конфискованного предмета и принудительного безвозмездного обращения этого предмета в собственность государства. Исполнение постановлений о конфискации предметов контрабанды, а также перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР или их сокрытия, производится по правилам Таможенного кодекса СССР. Статья 292. Порядок реализации конфискованных предметов Реализация конфискованных предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, производится в установленном порядке. Статья 293. Окончание производства по исполнению постановления о конфискации Постановление о конфискации предмета с отметкой об исполнении возвращается органу (должностному лицу), вынесшему постановление. Глава 28. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ЛИШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА Статья 294. Органы, исполняющие постановление о лишении специального права Постановление о лишении права управления транспортными средствами приводится в исполнение должностными лицами органов внутренних дел, указанными в пункте 3 статьи 203 настоящего Кодекса. Постановление о лишении права управления судном приводится в исполнение должностными лицами органов, вынесших данное постановление. Постановление о лишении права охоты приводится в исполнение должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, указанными в части второй статьи 222 настоящего Кодекса (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341). Статья 295. Порядок исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами производится путем изъятия водительского удостоверения (удостоверения на право управления судном), если водитель (судоводитель) лишен права управления всеми видами транспортных средств. Если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления. В случае уклонения водителя, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи водительского удостоверения изъятие водительского удостоверения производится органами внутренних дел в установленном порядке. Порядок изъятия удостоверений на право управления транспортными средствами устанавливается Министерством внутренних дел СССР. В случае уклонения судоводителя, лишенного права управления судном, от сдачи удостоверения на право управления судном изъятие удостоверения производится должностными лицами органов, вынесших постановление, в установленном порядке (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1988 г. и от 5 апреля 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988, N 12, ст. 341; 1989, N 15, ст. 369). Статья 296. Порядок исполнения постановления о лишении права охоты Исполнение постановления о лишении права охоты производится путем изъятия охотничьего билета. В случае уклонения лица, лишенного права охоты, от сдачи охотничьего билета органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты, изъятие охотничьего билета производят в установленном порядке. Статья 297. Основание и порядок сокращения срока лишения специального права При добросовестном отношении к труду и примерном поведении лица, лишенного на определенный срок права управления транспортным средством или права охоты, орган (должностное лицо), наложивший взыскание, может по истечении не менее половины назначенного срока сократить по ходатайству общественной организации, трудового коллектива срок лишения указанного права. Статья 298. Исчисление сроков о лишении специального права Водители транспортных средств и лица, нарушившие правила охоты, считаются лишенными специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права. По истечении срока лишения специального права, а также в случае его сокращения в соответствии со статьей 297 настоящего Кодекса лицу, подвергнутому данной мере административного взыскания, возвращаются в установленном порядке изъятые у него документы. Глава 29. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ Статья 299. Исполнение постановления об исправительных работах Постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вынесения. Исправительные работы в соответствии со статьей 31 настоящего Кодекса отбываются по месту постоянной работы нарушителя. Из заработка нарушителя производятся на основании постановления об исправительных работах удержания в доход государства в течение срока отбывания наказания в размерах, определенных постановлением. Статья 300. Срок отбывания исправительных работ Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого нарушитель работал и из его заработка производилось удержание. Число дней, отработанных нарушителем, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на установленный народным судом (народным судьей) календарный срок взыскания. Если нарушитель не отработал указанного количества рабочих дней и отсутствуют основания для зачета неотработанных дней в срок взыскания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки нарушителем положенного количества рабочих дней. В срок отбывания взыскания засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам и ему в соответствии с законом выплачивалась заработная плата. В этот срок также засчитывается время болезни, время, предоставленное для ухода за больным, и время, проведенное в отпуске по беременности и родам. Время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Статья 301. Обязанность администрации предприятия, учреждения и организации по месту отбывания нарушителем исправительных работ На администрацию предприятия, учреждения и организации по месту отбывания нарушителем исправительных работ возлагается: правильное и своевременное производство удержаний из заработка нарушителя в доход государства и своевременный перевод удержанных сумм в установленном порядке; трудовое воспитание нарушителя; уведомление органов, ведающих исполнением данного вида взыскания, об уклонении его от отбывания взыскания. Статья 302. Последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства В случае уклонения лица от отбывания исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства, постановлением народного суда (народного судьи) неотбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом от десяти до пятидесяти рублей или административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток. Глава 30. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ АРЕСТЕ Статья 303. Исполнение постановления об административном аресте Постановление об административном аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения. Статья 304. Порядок отбывания административного ареста Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются личному досмотру. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста производится по правилам, установленным законодательными актами СССР. Статья 305. Трудовое использование лиц, подвергнутых административному аресту Лица, подвергнутые административному аресту за правонарушения, предусмотренные статьей 158, частью третьей статьи 162 и статьями 165 - 165-3 и 166-1 настоящего Кодекса, используются на физических работах. Организация трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, возлагается на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов. Лицам, подвергнутым административному аресту, за время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается (в ред. Указов Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г., от 29 июля 1988 г. и от 11 декабря 1989 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 40, ст. 1398; 1988, N 31, ст. 1005; 1989, N 50, ст. 1477). Глава 31. ПРОИЗВОДСТВО ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА Статья 306. Порядок и сроки исполнения постановления в части возмещения имущественного ущерба Постановление по делу об административном правонарушении в части возмещения имущественного ущерба приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и гражданским процессуальным законодательством. Постановление по делу об административном правонарушении в части возмещения имущественного ущерба является исполнительным документом. Имущественный ущерб должен быть возмещен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления (статья 263 настоящего Кодекса), а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Статья 307. Последствия неисполнения постановления в части возмещения имущественного ущерба В случае неисполнения постановления в части возмещения имущественного ущерба в срок, установленный частью третьей статьи 306 настоящего Кодекса, оно направляется для взыскания ущерба в порядке исполнительного производства, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР 20 июня 1984 г. (ВВСР 84-27) В связи с принятием Кодекса РСФСР об административных правонарушениях Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет: Статья 1. Ввести в действие Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с 1 января 1985 года. Статья 2. Поручить Президиуму Верховного Совета РСФСР установить порядок введения в действие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и привести законодательство РСФСР в соответствие с этим Кодексом. |