О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 05.07.2001). Закон. Верховный Совет РСФСР. 21.03.91 943-1

                                ЗАКОН

                        ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
   
                           21 марта 1991 г.
                               N 943-1

                                (ЮИАИ)


   

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 1 - 6:
редакция 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

     Статья 1.   Налоговые   органы   Российской  Федерации  (далее  -
налоговые органы) - единая система контроля за соблюдением  налогового
законодательства   Российской   Федерации,  правильностью  исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет  налогов
и   других   обязательных  платежей,  установленных  законодательством
Российской  Федерации,  а  также  контроля  за  соблюдением  валютного
законодательства  Российской  Федерации,  осуществляемого  в  пределах
компетенции налоговых органов.

     Статья 2.   Единая  централизованная  система  налоговых  органов
состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его
территориальных органов.

     Статья 3.  Налоговые  органы в своей деятельности руководствуются
Конституцией  Российской  Федерации,  Налоговым  кодексом   Российской
Федерации  и другими федеральными законами,  настоящим Законом и иными
законодательными актами Российской Федерации,  нормативными  правовыми
актами  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства Российской
Федерации,   а   также   нормативными   правовыми    актами    органов
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного самоуправления,  принимаемыми в  пределах  их  полномочий  по
вопросам налогов и сборов.

     Статья 4.  Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи
во  взаимодействии  с  федеральными  органами  исполнительной  власти,
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органами местного самоуправления.

     Статья 5. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации
обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при
исполнении   ими   служебных   обязанностей,   обеспечивая    принятие
предусмотренных  Законом  мер  по  привлечению  к ответственности лиц,
насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых
органов своих должностных функций.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Глав II - IV:
редакция 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

       Глава II. ЗАДАЧИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

     Статья 6.  Главными  задачами налоговых органов являются контроль
за   соблюдением   налогового   законодательства,   за   правильностью
исчисления,  полнотой  и  своевременностью  внесения в соответствующий
бюджет  государственных  налогов  и  других  платежей,   установленных
законодательством  Российской  Федерации,  а  также валютный контроль,
осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 7:
редакции 2  - Закон РФ от 24.06.92 N 3119-1,  4 - Закон РФ от 25.02.93
N 4549-1, 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ, 10 - Определение
КСР от 05.07.01 N 130-О
@

     Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:
     1. Производить   в   органах  государственной  власти  и  органах
местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации
и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов,
планов,  смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и
уплатой налогов и других  обязательных  платежей  в  бюджет;  получать
необходимые  объяснения,  справки и сведения по вопросам,  возникающим
при проверках,  за  исключением  сведений,  составляющих  коммерческую
тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
     2. Контролировать   соблюдение    законодательства    гражданами,
занимающимися предпринимательской деятельностью.
     3. Получать  от  предприятий,  учреждений,  организаций  (включая
банки  и иные финансово - кредитные учреждения),  а также от граждан с
их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной
деятельности   налогоплательщика   и   необходимые   для   правильного
налогообложения.
     Должностные лица  налогового  органа  обязаны  сохранять  в тайне
сведения о вкладах граждан и организаций.
     4. Обследовать   с   соблюдением   соответствующих   правил   при
осуществлении  своих  полномочий  любые  используемые  для  извлечения
доходов   либо   связанные   с  содержанием  объектов  налогообложения
независимо  от  места  их  нахождения   производственные,   складские,
торговые  и  иные  помещения  предприятий,  учреждений,  организаций и
граждан.  В случаях отказа граждан допустить должностных лиц налоговых
органов  к  обследованию  указанных  помещений налоговые органы вправе
определять  облагаемый  доход  таких  лиц  на  основании   документов,
свидетельствующих  о  получении  ими  доходов,  и  с  учетом обложения
налогами лиц, занимающихся аналогичной деятельностью.
     5. Требовать   от   руководителей   и   других   должностных  лиц
проверяемых предприятий,  учреждений,  организаций, а также от граждан
устранения  выявленных  нарушений  законодательства о налогах и других
обязательных    платежах    в    бюджет    и    законодательства     о
предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
     6. Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций
и  граждан  по  расчетным  и другим счетам в банках и иных финансово -
кредитных  учреждениях   в   случаях   непредставления   (или   отказа
представить)  налоговым  органам  и их должностным лицам бухгалтерских
отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных
с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
     7. Изымать у предприятий,  учреждений  и  организаций  документы,
свидетельствующие  о  сокрытии  или  занижении  прибыли (дохода) или о
сокрытии   иных   объектов   от   налогообложения,   с   одновременным
производством  осмотра  документов,  фиксации  их содержания.  Объем и
состав  изымаемых  документов  определяются  инструкцией  Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам.
     Основанием для  изъятия   соответствующих   документов   является
письменное  мотивированное  постановление должностного лица налогового
органа.
     8. Выносить решения о привлечении органов,  организаций и граждан
к ответственности за совершение налоговых  правонарушений  в  порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
     9. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать  пени  в  порядке,
установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
     10. Возбуждать ходатайства о запрещении в  установленном  порядке
заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
     11. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски:
     - о  ликвидации предприятия любой организационно - правовой формы
по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о
признании  регистрации предприятия недействительной в случае нарушения
установленного  порядка  создания   предприятия   или   несоответствия
учредительных  документов  требованиям  законодательства  и  взыскании
доходов, полученных в этих случаях;
     - о  признании  сделок  недействительными  и  взыскании  в  доход
государства всего полученного по таким сделкам;
     - о  взыскании  неосновательно  приобретенного не по сделке,  а в
результате других незаконных действий.
     12. Налагать административные штрафы:
     - на  должностных  лиц  предприятий,  учреждений  и  организаций,
виновных   в   сокрытии  (занижении)  прибыли  (дохода)  или  сокрытии
(неучтении)  иных  объектов  налогообложения,  а  также  в  отсутствии
бухгалтерского  учета  или  ведении  его  с  нарушением установленного
порядка  и  искажении  бухгалтерских   отчетов,   в   непредставлении,
несвоевременном  представлении  или  представлении  по неустановленной
форме бухгалтерских отчетов,  балансов,  расчетов, деклараций и других
документов,  связанных  с  исчислением  и  уплатой  налогов  и  других
платежей в бюджет,  - в размере от двух до пяти  минимальных  размеров
оплаты  труда на каждого виновного,  а за те же действия,  совершенные
повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
     Примечание. Положение,  согласно   которому   налоговым   органам
предоставляется  право  налагать  административные  штрафы на граждан,
виновных   в   непредставлении   или   несвоевременном   представлении
деклараций  о доходах,  поскольку оно - со дня вступления в силу части
первой Налогового кодекса Российской Федерации  -  позволяет  повторно
привлекать лицо к ответственности за одно и то же правонарушение,  как
не соответствующее Конституции Российской Федерации, утрачивает силу и
не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами

     - на   граждан,   виновных   в   нарушении   законодательства   о
предпринимательской деятельности или занимающихся  предпринимательской
деятельностью,  в отношении которой имеется специальное запрещение,  а
также на граждан,  виновных в отсутствии учета доходов или  в  ведении
его   с  нарушением  установленного  порядка,  в  непредставлении  или
несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в
декларации искаженных данных,  - в размере от двух до пяти минимальных
размеров оплаты труда,  а за те же действия,  совершенные  повторно  в
течение года после наложения административного взыскания,  - в размере
от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
     - на   руководителей   и   других  должностных  лиц  предприятий,
учреждений  и  организаций,  а  также  на  граждан,   не   выполняющих
перечисленные  в  пунктах  3 - 6 настоящей статьи требования налоговых
органов и их должностных лиц,  - в размере от двух с половиной до пяти
минимальных размеров оплаты труда.
     13. Создавать  на  период  погашения  задолженности  по   налогам
налоговые   посты   в   организациях,  имеющих  трехмесячную  и  более
задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением.
     14. Министерство   Российской   Федерации  по  налогам  и  сборам
является органом валютного контроля и выполняет функции,  связанные  с
осуществлением   им   валютного   контроля,  в  порядке,  определяемом
Правительством Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 8 - 10:
редакция 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

     Статья 8. Права налоговых органов, предусмотренные пунктами 1 - 7
статьи  7  Закона,  предоставляются  должностным  лицам этих налоговых
органов,  а  права,  предусмотренные  пунктами  8  -  13,   -   только
начальникам налоговых органов и их заместителям.

     Статья 9.  Вышестоящим  налоговым  органам  предоставляется право
отменять  решения  нижестоящих   налоговых   органов   в   случае   их
несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и
иным нормативным правовым актам.

     Статья 10.   Должностные   лица   налоговых   органов   выполняют
обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

             Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 11:
редакции 5 - Федеральный закон от 13.06.96 N 67-ФЗ,  7  -  Федеральный
закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

     Статья 11.  Налоговые  органы  несут  ответственность за полный и
своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и
организаций,  основанных на любых формах собственности, и проведение в
них документальных проверок  по  правильности  исчисления,  полноты  и
своевременности  уплаты  в  бюджет  государственных  налогов  и других
платежей не реже одного раза в два года.
     На основании  письменного  решения  руководителя  или заместителя
руководителя налогового органа,  в котором налогоплательщик состоит на
учете,   документальная   проверка   может  не  проводиться  в  сроки,
установленные частью первой настоящей статьи, в случаях:
     1) если  налогоплательщик  своевременно  представляет  документы,
необходимые   для   исчисления   и   (или)  уплаты  налогов  и  других
обязательных платежей;
     2) если   последняя  проверка  не  выявила  нарушений  налогового
законодательства;
     3) если   увеличение   размера   имущества   или   иного  объекта
налогообложения предприятий,  учреждений и  организаций  документально
подтверждено;
     4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение
происхождение   средств   налогоплательщика  или  свидетельствующие  о
наличии нарушений налогового законодательства.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 12 - 14:
редакция 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

     Статья 12.   За   невыполнение   или   ненадлежащее    выполнение
должностными   лицами   налоговых   органов   своих  обязанностей  они
привлекаются    к    дисциплинарной,    материальной    и    уголовной
ответственности в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 13.   Суммы   налогов   и   другие  обязательные  платежи,
неправильно  взысканные  налоговыми  органами,  подлежат  возврату,  а
убытки  (в том числе упущенная выгода),  причиненные налогоплательщику
незаконными действиями налоговых органов  и  их  должностными  лицами,
возмещаются в порядке, установленном законом.

     Статья 14. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий
или бездействия их должностных  лиц,  рассмотрения  жалоб  и  принятия
решений по ним определяется Налоговым кодексом Российской Федерации.

        Глава IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статей 15 - 18:
редакция 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
@

     Статья 15.   Порядок  обеспечения  налоговых  органов  Российской
Федерации   служебными   помещениями,   транспортом,    вычислительной
техникой,   другими   материально  -  техническими  средствами,  а  их
работников жильем,  дошкольными  и  общеобразовательными  учреждениями
устанавливается   Правительством   Российской   Федерации  и  органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Статья 16. Все работники налоговых органов подлежат обязательному
государственному  личному  страхованию  за  счет  средств федерального
бюджета.

     Статья 17.  В случае гибели работника налогового органа в связи с
осуществлением   служебной   деятельности   семье  погибшего  или  его
иждивенцам   выплачивается   единовременное    пособие    в    размере
десятилетнего  денежного  содержания погибшего из средств федерального
бюджета с последующим  взысканием  этой  суммы  с  виновных  лиц.  При
нанесении  работнику  налогового  органа  тяжких телесных повреждений,
исключающих   дальнейшую   возможность   заниматься   профессиональной
деятельностью,  ему  выплачивается  единовременное  пособие  в размере
пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального  бюджета
с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц,  а также в течение
десяти лет  -  разница  между  размерами  его  должностного  оклада  и
пенсией.
     При нанесении работнику налогового органа менее  тяжких  телесных
повреждений  ему  выплачивается  единовременное пособие в размере пяти
месячных заработков из  средств  федерального  бюджета  с  последующим
взысканием этой суммы с виновных лиц.

     Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его
близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается
в   полном  объеме  из  средств  федерального  бюджета  с  последующим
взысканием этой суммы с виновных лиц.

     Статья 18.  Руководящим  работникам  и   специалистам   налоговых
органов   присваиваются   в   соответствии  с  занимаемой  должностью,
квалификацией и стажем работы классные чины.
     Положение о  классных чинах работников налоговых органов и размер
доплат за классные чины утверждаются Президентом Российской Федерации.

@
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 19:
редакция 9 - Федеральный закон от 07.11.00 N 135-ФЗ
@

     Статья 19.  Граждане,  назначенные на государственные должности в
налоговые    органы,     подлежат     обязательной     государственной
дактилоскопической  регистрации  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.

21 марта 1991 г.
N 943-1

----------------------------------------------------------------------
Юридическое информационное Агентство INTRALEX:

     Текст подготовлен с учетом изменений,  внесенных в первоначальную
редакцию (Закон  РСФСР  от  21.03.91  N  943-1)  на  основе  следующих
нормативных актов:
РЕДАКЦИЯ 2 - Закон РФ от 24.06.92 N 3119-1
РЕДАКЦИЯ 3 - Закон РФ от 02.07.92 N 3181-1
РЕДАКЦИЯ 4 - Закон РФ от 25.02.93 N 4549-1
РЕДАКЦИЯ 5 - Федеральный закон от 13.06.96 N 67-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 6 - Федеральный закон от 16.11.97 N 144-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 7 - Федеральный закон от 08.07.99 N 151-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 8 - Постановление КСР от 15.07.99 N 11-П
РЕДАКЦИЯ 9 - Федеральный закон от 07.11.00 N 135-ФЗ
РЕДАКЦИЯ 10 - Определение КСР от 05.07.01 N 130-О

     Перейти в  текущую  или  промежуточные  редакции  из этого текста
можно по  корреспондентским  связям  между  документами в системе (см.
карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00),  либо используя  контекстное  меню  -
режим поиск из текста по дате и номеру.