ОБ ОТНЕСЕНИИ К ДОХОДАМ, УЧИТЫВАЕМЫМ СОГЛАСНО ПП. 10 П. 1 СТ. 309 НК РФ В КАЧЕСТВЕ ИНЫХ АНАЛОГИЧНЫХ ДОХОДОВ, ОБЛАГАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ (НА ТЕРРИТОРИИ РФ) ПО СТАВКЕ 20%, ДОХОДА В ВИДЕ БОНУСА БЕЛОРУССКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРУ НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 19 мая 2009 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения дохода в виде бонуса белорусской организации, выплачиваемого российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, и сообщает. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со ст. 309 Кодекса. Перечень видов доходов, которые указаны в п. 1 ст. 309 Кодекса, не является исчерпывающим, и содержащийся в этом пункте пп. 10 причисляет к доходам от источников в Российской Федерации, облагаемым у источника выплаты, также и "иные аналогичные доходы". Аналогичность доходов заключается не в идентичности их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1 ст. 309 Кодекса, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в том числе через постоянное представительство, за исключением доходов, упомянутых в п. 2 ст. 309 Кодекса, как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации. Таким образом, если доходы белорусской организации в виде бонуса, выплачиваемого ей российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, невозможно отнести к какому-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 - 9 п. 1. ст. 309 Кодекса, то данный вид дохода белорусской компании следует квалифицировать, по нашему мнению, согласно пп. 10 п. 1 ст. 309 Кодекса как иной аналогичный доход, облагаемый у источника выплаты, то есть на территории Российской Федерации, по ставке 20 процентов в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса. Пунктом 1 ст. 310 Кодекса установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода. Следует учитывать, что согласно ст. 21 "Другие доходы" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) виды доходов, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, могут облагаться налогом в этом Государстве. Таким образом, Соглашение предоставляет Российской Федерации право первоочередного налогообложения всех видов доходов, возникающих из источников в Российской Федерации, о которых не говорится в других статьях Соглашения, при условии, что такой вид дохода подлежит налогообложению в соответствии с российским законодательством по налогам и сборам. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями ст. 18 Соглашения, налогообложение доходов белорусской организации в виде бонуса, выплачиваемого ей российской организацией за выполнение обязательств по договору на поставку продукции в Республику Беларусь, производится по ставке 20 процентов. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 19 мая 2009 г. N 03-08-05 |