ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ. Протокол. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 20.10.93 38

             ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА
              ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ
             ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ

                              ПРОТОКОЛ

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                          20 ОКТЯБРЯ 1993г.

                                N 38 

                                 (Д)



     Коллегия Государственной  налоговой  службы Российской Федерации,
заслушав доклад начальника Контрольного  управления  Алпатова  Ю.Ф.  о
проделанной работе  по  выполнению  Закона  Российской Федерации от 18
июня 1993 г.  N 5215-1 "О  применении  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении денежных   расчетов   с   населением",   отмечает,   что
центральным аппаратом   Госналогслужбы   России   и   территориальными
государственными налоговыми  инспекциями проделана определенная работа
по организации и практическому осуществлению контроля  за  выполнением
предприятиями (в   том   числе   физическими  лицами,  осуществляющими
коммерческую деятельность   без   образования   юридического    лица),
организациями и   учреждениями   установленного   порядка   применения
контрольно-кассовых машин (ККМ).
     Специалисты центрального  аппарата  приняли  активное  участие  в
подготовке положений,  типовых  правил,   методических   рекомендаций,
изданных в  порядке  реализации  требований  указанного  выше  Закона,
разработан порядок регистрации контрольно-кассовых машин  в  налоговых
органах, приготовлены    другие   указания.   Введенные   в   действие
законодательные и  нормативные  акты,  инструктивные  и   методические
указания, другие документы по вопросам применения ККМ в короткие сроки
доведены до государственных  налоговых  инспекций  для  руководства  и
исполнения.
     Государственными территориальными     налоговыми      инспекциями
осуществлялись мероприятия  по доведению законодательных и нормативных
актов о ККМ через средства массовой информации до сведения юридических
и физических лиц, что позволило последним заблаговременно ознакомиться
с положениями и требованиям  этих  документов.  Приняты  своевременные
меры по   организации   и   практическому  осуществлению  контроля  за
выполнением Закона     Российской     Федерации     "О      применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением". В августе 1993 г.  налоговыми органами проведено более 51
тысячи проверок по данному вопросу,  по результатам 12,9 тыс. проверок
предприятиям и физическим лицам за нарушение порядка использования ККМ
предъявлены штрафные  санкции  на  сумму 19,6 млрд.  рублей.  Наиболее
активно проводилась  работа  по  контролю  применения  ККМ  налоговыми
органами Краснодарского, Красноярского краев, Кемеровской, Московской,
Мурманской областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга и некоторых других
территорий.
     Вместе с тем в работе налоговых органов по  организации  контроля
на этом   новом   и  важном  участке  работы  проявились  и  серьезные
недостатки. Многими  налоговыми  органами  при   выявлении   нарушений
штрафные санкции  предъявляются с задержкой,  а в отдельных случаях не
применяются вообще.  Не  на  должном  уровне  организована  работа  по
обеспечению полного   и   своевременного  поступления  в  бюджет  сумм
штрафов. В целом по России из  общей  суммы  предъявленных  штрафов  в
августе с.г.   поступило  только  2,0  млрд.  руб.,  или  10,2%,  а  в
республике Адыгея,  Удмуртской  Республике,  Воронежской,   Калужской,
Ростовской областях  поступления составили в пределах от 0,2%  до 3,0%
сумм предъявленных   штрафов.    Допускались    факты    неправильного
определения размера штрафных санкций, другие недостатки и нарушения.
     Контроль налоговых органов в истекшем периоде был сосредоточен на
проверке наличия  ККМ  у юридических и физических лиц,  осуществляющих
денежные расчеты с населением, их исправности, выполнения требований о
вывешивании ценников  на  продаваемые  товары  и  оказываемые услуги и
выдачи на руки кассовых чеков.  В то же  время  проверки  по  вопросам
соблюдения правил  эксплуатации  ККМ,  полноты учета денежной выручки,
полученной с применением ККМ, своевременной их регистрации в налоговых
органах практически не проводились.
     Отдельными государственными налоговыми  инспекциями  контроль  за
применением ККМ при расчетах с населением организован не на постоянной
основе, а путем проведения однодневных массовых рейдов,  что  понижает
его эффективность.
     Контрольное управление еще  не  обеспечивает  на  должном  уровне
необходимую государственным  инспекциям  методическую  и  практическую
помощь в деле налаживания контроля за использованием  ККМ,  не  всегда
своевременно подготавливает  ответы и разъяснения на запросы налоговых
органов.
     Учитывая важное   значение   применения   ККМ  при  осуществлении
денежных расчетов с населением в деле укрепления кассовой  дисциплины,
упорядочения налично-денежного   оборота  и  обеспечения  контроля  за
полнотой и своевременностью поступления  выручки,  уплатой  налогов  и
других платежей  в  бюджет,  Коллегия Государственной налоговой службы
Российской Федерации
                               РЕШИЛА:

     1. Информацию начальника Контрольного управления Алпатова Ю.Ф. об
организации и состоянии  контроля  налоговых  органов  за  применением
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением принять к сведению.
     Считать необходимым о принятых мерах по организации и результатах
осуществления контроля налоговых  органов  за  выполнением  требований
законодательства об   использовании  ККМ  при  расчетах  с  населением
доложить Совету Министров - Правительству Российской Федерации.

     2. Начальникам государственных налоговых инспекций по республикам
в составе    Российской   Федерации,   краям,   областям,   автономным
образованиям, г.г. Москве и Санкт-Петербургу:
     - в  двухнедельный  срок  критически  рассмотреть положение дел с
организацией и практическим  осуществлением  контроля  за  выполнением
Закона Российской  Федерации  "О  применении контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением" и принять конкретные
меры к  его  усилению  и  повышению  результативности,  обеспечению на
постоянной основе контроля не только в части обязательного  применения
ККМ при  расчетах  с  населением,  наличия ценников на товары и выдачи
кассовых чеков,  но и  по  вопросам  полного  и  своевременного  учета
поступающей выручки и уплаты налогов и других платежей в бюджет;
     - обеспечить строгое выполнение требований закона об обязательном
применении штрафных санкций и других предусмотренных мер воздействия к
предприятиям, организациям,   учреждениям    и    физическим    лицам,
занимающихся предпринимательской    деятельностью    без   образования
юридического лица,  допускающим  нарушения  в  использовании  ККМ  при
расчетах с  населением,  полное  и  своевременное поступление в бюджет
предъявленных им сумм штрафов;
     - проинвентаризировать  результаты  регистрации  ККМ  в налоговых
органах,  исходя из того,  что регистрации подлежат только модели ККМ,
внесенные   в   Государственный   реестр   контрольно-кассовых  машин,
используемых на территории Российской Федерации.
     При этом следует учитывать,  что Государственная межведомственная
экспертная комиссия по контрольно-кассовым  машинам  разрешила  модели
ККМ, зарегистрированные   в   налоговых   органах   до   опубликования
Государственного реестра контрольно-кассовых машин и  не  внесенные  в
реестр, использовать  при осуществлении денежных расчетов с населением
в соответствии с установленными указанной комиссией сроками.
     - организовать изучение работниками,  осуществляющими контроль за
применением ККМ,  принципов устройства ККМ, допущенных к использованию
на территории   Российской  Федерации,  и  правил  их  эксплуатации  с
привлечением специалистов    региональных     центров     технического
обслуживания или непосредственно предприятий-изготовителей ККМ;
     - систематически     информировать     соответствующие     органы
исполнительной государственной власти о результатах контроля налоговых
органов,  а также о положении  дел  с  использованием  юридическими  и
физическими лицами ККМ при денежных расчетах с населением.
     О проделанной работе по выполнению настоящих указаний представить
информацию в Госналогслужбу России к 1 января 1994 года.

     3. Управлению   административного   и   финансового   обеспечения
(Воробьевой Т.С.) рассмотреть вопрос о включении в учебные программы и
планы подготовки   и   переподготовки   специалистов   государственных
налоговых инспекций  темы  по   изучению   законодательных   актов   о
применении контрольно-кассовых   машин   при   осуществлении  денежных
расчетов с населением.

     4. Контрольному  управлению  (Алпатову   Ю.Ф.)   и   Юридическому
управлению (Степанкову   Б.А.)   в   недельный   срок  подготовить  по
согласованию с Минфином России для  направления  в  Минюст  России  на
государственную регистрацию   разъяснения   по   отдельным   вопросам,
возникающим в работе налоговых  органов  по  контролю  за  соблюдением
Закона Российской  Федерации  "О  применении контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением".

     5. Контрольному управлению (Алпатову Ю.Ф.):
     принять меры  к  значительному  повышению  уровня  методической и
практической помощи,  в том  числе  путем  выезда  непосредственно  на
места, налоговым  органам  в  организации  и  проведении  контроля  за
использованием ККМ при осуществлении денежных расчетов  с  населением.
При проверках  организации  контрольной  работы  налоговых  органов за
соблюдением налогового законодательства в обязательном порядке изучать
состояние дел и на этом участке работы;
     - на  основе   постоянного   анализа   практики   организации   и
результатов контроля  налоговых  органов подготавливать предложения по
совершенствованию действующих  законодательных  и  нормативных   актов
применения ККМ   для   внесения   их   в   соответствующие   органы  в
установленном порядке;
     - в  5-дневный  срок подготовить проект доклада в Совет Министров
Правительство Российской Федерации о проделанной работе по организации
и первых  результатах  контроля налоговых органов за применением ККМ и
представить его Руководителю Госналогслужбы России.

     6. Признать   целесообразным    представление    государственными
налоговыми инспекциями  по республикам в составе Российской Федерации,
краям, областям,   автономным   образованиям,   городам    Москве    и
Санкт-Петербургу ежеквартальной   информации   о   состоянии  контроля
налоговых органов  за  применением  ККМ  при  осуществлении   денежных
расчетов с населением.
     Контрольному управлению  (Алпатову  Ю.Ф.)  и  Управлению   учета,
отчетности и  анализа  (Воронцову  В.К.)  в 3-дневный срок подготовить
указания Госналогслужбы России по данному вопросу.

     7. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения  возложить   на
заместителя Руководителя  Государственной  налоговой службы Российской
Федерации Иванова Н.В.


     Председатель коллегии -
     Государственный советник
     налоговой службы 1 ранга                   В.В.Гусев