ОРГАНИЗАЦИЯ - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ В МАГАЗИНЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ. СОГЛАСНО П. 2.1 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ НЕ ПРИМЕНЯТЬ ККТ, А СОГЛАСНО П. 5 СТ. 16 ФЕДЕРАЛЬНОГ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.08.09 03-01-15/8-429

           ОРГАНИЗАЦИЯ - НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД ОСУЩЕСТВЛЯЕТ 
        РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ В МАГАЗИНЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ АЛКОГОЛЬНОЙ 
       ПРОДУКЦИЕЙ. СОГЛАСНО П. 2.1 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 
          22.05.2003 N 54-ФЗ ОРГАНИЗАЦИЯ ВПРАВЕ НЕ ПРИМЕНЯТЬ 
    ККТ, А СОГЛАСНО П. 5 СТ. 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.11.1995 
          N 171-ФЗ РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ 
           ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ККТ. НЕОБХОДИМО ЛИ 
        ПРИМЕНЕНИЕ ККТ С УЧЕТОМ НАЗВАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ 
                ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          26 августа 2009 г. 
                           N 03-01-15/8-429
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение   по  вопросу  применения  контрольно-кассовой  техники  при
применении  системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и сообщает.
     В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"   организации   и   индивидуальные  предприниматели,  являющиеся
налогоплательщиками  единого  налога  на вмененный доход для отдельных
видов  деятельности,  не  подпадающие  под  действие п. п. 2 и 3 ст. 2
Федерального  закона  от  22.05.2003  N 54-ФЗ, при осуществлении видов
предпринимательской   деятельности,  установленных  п.  2  ст.  346.26
Налогового  кодекса  Российской Федерации, могут осуществлять наличные
денежные  расчеты  и (или) расчеты с использованием платежных карт без
применения   контрольно-кассовой   техники   при   условии  выдачи  по
требованию  покупателя  (клиента) документа (товарного чека, квитанции
или  другого  документа,  подтверждающего  прием  денежных  средств за
соответствующий товар (работу, услугу).
     Каких-либо  исключений применения вышеназванной нормы в отношении
реализации  алкогольной  продукции  Федеральный  закон от 22.05.2003 N
54-ФЗ не содержит.
     Пунктом  2  ст.  346.26  Налогового  кодекса Российской Федерации
установлено,  что  система  налогообложения  в  виде единого налога на
вмененный  доход для отдельных видов деятельности может применяться по
решениям  представительных  органов  муниципальных  районов, городских
округов,  законодательных  (представительных)  органов государственной
власти  городов  федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга в
отношении,  в  частности,  розничной  торговли,  осуществляемой  через
магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных
метров по каждому объекту организации торговли.
     При  этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной
с  торговлей  алкогольной  продукцией,  система налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход может применяться.
     Вместе  с  тем  правовые  основы производства и оборота этилового
спирта,   алкогольной   и   спиртосодержащей  продукции  в  Российской
Федерации  устанавливает  Федеральный  закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     Согласно  п.  5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ
организации,  осуществляющие  в  городах розничную продажу алкогольной
продукции  с  содержанием  этилового  спирта более 15 процентов объема
готовой  продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые
и  складские  помещения  общей площадью не менее 50 квадратных метров,
охранную   сигнализацию,   сейфы  для  хранения  документов  и  денег,
контрольно-кассовую технику.
     Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную
продажу   алкогольной   продукции   относятся  к  полномочиям  органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Лицензии  на  розничную  продажу  алкогольной  продукции выдаются
субъектами  Российской  Федерации в установленном ими порядке с учетом
положений   Федерального   закона   от   22.11.1995  N  171-ФЗ  только
организациям.
     В  соответствии  со  ст.  26  Федерального закона от 22.11.1995 N
171-ФЗ  в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной
продукции  с  нарушением  требований  ст.  16  Федерального  закона от
22.11.1995  N  171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в городах
алкогольной   продукции   с  содержанием  этилового  спирта  более  15
процентов объема готовой продукции без контрольно-кассовой техники.
     Нарушение   данных   норм  при  осуществлении  розничной  продажи
алкогольной    продукции    образует   объективную   сторону   состава
административного  правонарушения,  предусмотренного  ч.  3  ст. 14.16
Кодекса  об  административных  правонарушениях  Российской  Федерации:
"нарушение    иных    правил    розничной    продажи   алкогольной   и
спиртосодержащей   продукции"  (Постановление  Президиума  ВАС  РФ  от
16.09.2008  N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет
наложение  административного  штрафа  на  должностных лиц в размере от
трех  тысяч  до  четырех  тысяч  рублей  с  конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей  продукции  или  без таковой; на юридических лиц - от
тридцати  тысяч  до  сорока  тысяч рублей с конфискацией алкогольной и
спиртосодержащей продукции или без таковой.
    
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 августа 2009 г. 
N 03-01-15/8-429