БАНКОМ ПРИОБРЕТЕНЫ ДВА ВЕКСЕЛЯ У ЭМИТЕНТА СТОИМОСТЬЮ 900 РУБ. ЗА КАЖДЫЙ ВЕКСЕЛЬ (НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ - 1000 РУБ.). ЕЖЕКВАРТАЛЬНО ПО ВЕКСЕЛЯМ НАЧИСЛЯЕТСЯ НАКОПЛЕННЫЙ ДИСКОНТНЫЙ ДОХОД. ОДИН ВЕКСЕЛЬ БЫЛ ПОГАШЕН ПО НОМИНАЛУ. ПОЛУЧЕННАЯ ПРИБЫЛЬ СОСТАВИЛА 100 РУБ., В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСКОНТНЫЙ ДОХОД - 100 РУБ. ДРУГОЙ ВЕКСЕЛЬ БЫЛ ПРОДАН ЗА 960 РУБ. ПОЛУЧЕННАЯ ПРИБЫЛЬ СОСТАВИЛА 60 РУБ., В ТОМ ЧИСЛЕ 50 РУБ. - ДИСКОНТНЫЙ ДОХОД, 10 РУБ. - ДОХОД ОТ ВЫБЫТИЯ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УКАЗАННЫХ ВЕКСЕЛЕЙ? В КАКОМ ПОРЯДКЕ УЧИТЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ ОТ ПОГАШЕНИЯ И ПРОДАЖИ ВЕКСЕЛЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСКОНТНЫЙ ДОХОД И ДОХОД ОТ ВЫБЫТИЯ, В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ИЗМЕНИТСЯ ЛИ УЧЕТ, ЕСЛИ ВЕКСЕЛЬ ПРИОБРЕТЕН НЕ У ЭМИТЕНТА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/175 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо по вопросу отражения операций с векселями в целях налогообложения прибыли, сообщает следующее. Согласно ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации к ценным бумагам относится, в частности, вексель. Статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами. В соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). При этом в доход налогоплательщика от реализации или иного выбытия ценных бумаг не включаются суммы процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного процентного (купонного) дохода, ранее учтенные при налогообложении. Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. При этом ст. 38 НК РФ установлено, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Таким образом, выручка включает в себя выручку от реализации любого имущества (в том числе ценных бумаг), работ, услуг и имущественных прав. В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 315 НК РФ при составлении расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций выручка от реализации ценных бумаг учитывается при расчете показателя "Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде", а расходы, понесенные по реализации ценных бумаг, - при расчете показателя "Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации". Одновременно сообщаем, что порядок налогового учета не изменяется, если вексель приобретен не у эмитента. Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 21 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/175 |