ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 26.12.2008 N 294-ФЗ "О ЗАЩИТЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ" УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, А ТАКЖЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ. УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ УСТАНОВЛЕНЫ СРОКИ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК, С УВЕДОМЛЕНИЕМ ОРГАНОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОРГАН ПРОКУРАТУРЫ ПО МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ВМЕСТЕ С ТЕМ СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ФИКСАЦИЮ ФАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В МОМЕНТ ПРОВЕРКИ, ЧТО НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА ПРОВЕРКИ О НАЧАЛЕ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ. В СВЯЗИ С ИЗЛОЖЕННЫМ ПОЛАГАЕМ, ЧТО ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ, ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ И ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОД ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 294-ФЗ НЕ ПОДПАДАЮТ. ПРАВОМЕРНА ЛИ ДАННАЯ ПОЗИЦИЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу распространения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) на действия налоговых органов по организации и проведению мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, и с учетом мнения Минэкономразвития России сообщает. Пунктом 3 ст. 1 Федерального закона определены изъятия из сферы его правового регулирования. В частности, установленный Федеральным законом порядок организации и проведения проверок не применяется к мероприятиям финансового контроля и финансово-бюджетного надзора. В данных областях действуют уполномоченные органы государственной власти и применяются нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий. В действующем законодательстве Российской Федерации определение понятия "финансовый контроль" отсутствует, однако, по мнению Минэкономразвития России, теоретическое определение финансового контроля можно представить следующим образом: под финансовым контролем понимается регламентированная нормами права деятельность по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Таким образом, указанный Федеральный закон в части организации и проведения мероприятий по контролю за применением контрольно-кассовой техники, проводимых в рамках проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, не распространяется на контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами в целях проверки соблюдения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательств о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. На основании изложенного считаем возможным согласиться с позицией, изложенной в указанном письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 9 июля 2009 г. N 03-01-15/7-327 |