ПРАВОМЕРНО ЛИ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ДОКУМЕНТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СОСТАВЛЯТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И ЗАВЕРЯТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСЬЮ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.11.09 03-02-08/85

             ПРАВОМЕРНО ЛИ ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ДОКУМЕНТЫ
          БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, А ТАКЖЕ ДОКУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО
             УЧЕТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
         СОСТАВЛЯТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ И ЗАВЕРЯТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ
                          ЦИФРОВОЙ ПОДПИСЬЮ?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          26 ноября 2009 г. 
                            N 03-02-08/85
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение по вопросу об использовании первичных документов, документов
бухгалтерского  и  налогового  учета  в  электронном  виде  и сообщает
следующее.
     Согласно  п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об
электронной  цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) целью названного
Федерального    закона    является    обеспечение   правовых   условий
использования  электронной  цифровой подписи в электронных документах,
при  соблюдении  которых  электронная  цифровая  подпись в электронном
документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе
на бумажном носителе.
     Действие Закона N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие
при  совершении  гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных
законодательством  Российской  Федерации  случаях (п. 2 ст. 1 Закона N
1-ФЗ).
     Условия  признания  равнозначности электронной цифровой подписи и
собственноручной подписи установлены ст. 4 Закона N 1-ФЗ.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  Кодекс)  в  целях  гл.  25  "Налог  на  прибыль
организаций"   расходами   признаются   обоснованные  и  документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).  Расходами  признаются  любые затраты при условии, что они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Статьей   9   Федерального  закона  от  21.11.1996  N  129-ФЗ  "О
бухгалтерском  учете"  (далее  -  Закон N 129-ФЗ) установлено, что все
хозяйственные  операции,  проводимые  организацией, должны оформляться
оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     Первичные  и  сводные  учетные  документы  могут  составляться на
бумажных   и   машинных   носителях  информации.  В  последнем  случае
организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных  носителях  для  других  участников хозяйственных операций, а
также  по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
     Первичные   учетные  документы  принимаются  к  учету,  если  они
составлены  по  форме,  содержащейся  в  альбомах унифицированных форм
первичной   учетной   документации,  а  документы,  форма  которых  не
предусмотрена   в   этих   альбомах,   должны  содержать  обязательные
реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
     Статья   313   Кодекса  определяет  налоговый  учет  как  систему
обобщения  информации  для  определения  налоговой  базы  по налогу на
основе  данных  первичных документов, сгруппированных в соответствии с
порядком, предусмотренным Кодексом.
     Учитывая  изложенное,  полагаем,  что, если иное не предусмотрено
нормативными   правовыми   актами   Российской   Федерации,  первичные
документы,   документы   бухгалтерского   и   налогового  учета  могут
составляться  в  электронном  виде  и  заверяться электронной цифровой
подписью  лиц,  ответственных  за  совершение хозяйственных операций и
правильность  их  оформления,  при  соблюдении  условий, установленных
Законом N 1-ФЗ.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
26 ноября 2009 г. 
N 03-02-08/85