ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ В ВИДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПО ДОГОВОРУ СТ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 10.07.09 16-15/070901

          ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
            (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ
         (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ) ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)
         НУЖД. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
             РАСХОДЫ В ВИДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПО ДОГОВОРУ
       СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
              ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ,
           ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНТРАКТОМ, ЕСЛИ ДАННЫЕ РАСХОДЫ
         ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА?

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ

                           10 июля 2009 г.
                            N 16-15/070901

                                 (Д)
     

     В статье   1   Федерального  закона  от  21.07.2005  N  94-ФЗ  "О
размещении заказов на поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание
услуг  для  государственных  и  муниципальных  нужд"  (далее - Закон N
94-ФЗ) установлено следующее.
     Закон N  94-ФЗ  регулирует  отношения,  связанные  с  размещением
заказов на поставки товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для
государственных  или  муниципальных  нужд,  в  том числе устанавливает
единый  порядок  размещения  заказов,  в  целях  обеспечения  единства
экономического  пространства  на территории РФ при размещении заказов,
эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных  источников
финансирования,  расширения  возможностей  для  участия  физических  и
юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого  участия,
развития  добросовестной  конкуренции,  совершенствования деятельности
органов государственной власти и  органов  местного  самоуправления  в
сфере   размещения   заказов,  обеспечения  гласности  и  прозрачности
размещения заказов,  предотвращения коррупции и других злоупотреблений
в сфере размещения заказов.
     Под размещением заказов на поставки  товаров,  выполнение  работ,
оказание  услуг  для государственных или муниципальных нужд понимаются
осуществляемые в порядке,  предусмотренном Законом N  94-ФЗ,  действия
заказчиков,   уполномоченных   органов   по   определению  поставщиков
(исполнителей,  подрядчиков) в целях заключения с ними государственных
или  муниципальных  контрактов на поставки товаров,  выполнение работ,
оказание   услуг   для   государственных   или   муниципальных    нужд
(государственный  или  муниципальный  контракт  либо  контракт),  а  в
случае,  предусмотренном в пункте 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ,
в  целях  заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в
любой форме. Об этом сказано в статье 5 Закона N 94-ФЗ.
     Согласно пункту  1 статьи 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения
заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или
муниципального  контракта.  Участником  размещения  заказа  может быть
любое юридическое лицо независимо  от  организационно-правовой  формы,
формы  собственности,  места нахождения и места происхождения капитала
или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
     При этом  в пункте 4 статьи 29 Закона N 94-ФЗ предусмотрено,  что
если заказчиком,  уполномоченным органом было  установлено  требование
обеспечения  исполнения государственного или муниципального контракта,
то государственный или муниципальный контракт заключается только после
представления  участником  конкурса,  с  которым заключается контракт,
безотзывной  банковской  гарантии,  страхования   ответственности   по
контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе
в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта,
указанном  в  конкурсной  документации.  Способ обеспечения исполнения
контракта определяется таким участником конкурса самостоятельно.
     На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами,  учитываемыми в
целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально
подтвержденные  затраты (а в случаях,  предусмотренных в статье 265 НК
РФ,  убытки),  осуществленные  (понесенные)  налогоплательщиком,   при
условии,   что   они   произведены   для  осуществления  деятельности,
направленной на получение дохода.
     При этом   виды   страхования,   страховые   взносы   по  которым
учитываются при формировании налогооблагаемой  прибыли,  определены  в
статье  263  НК  РФ  и включают все виды обязательного и добровольного
страхования.
     В соответствии  с  пунктом  4  статьи  3  Закона РФ от 27.11.92 N
4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия
и   порядок   осуществления   обязательного  страхования  определяются
федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
     Следовательно, при отсутствии федеральных законов, предписывающих
в обязательном  порядке  страховать  ответственность  за  неисполнение
(ненадлежащее  исполнение) обязательств по государственным контрактам,
данные виды  страхования  обязательными  не  являются.  Следовательно,
расходы  в  виде  страховых  взносов  по  таким договорам не уменьшают
налоговую базу по налогу на прибыль страхователя.
     Отношения, связанные  с  размещением заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных
нужд,  регулируются  Законом N 94-ФЗ.  Порядок и условия обязательного
страхования   ответственности   за   неисполнение   или   ненадлежащее
исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту
в Законе N 94-ФЗ не установлены.
     Таким образом, расходы организации - исполнителя государственного
контракта на выполнение работ  (оказание  услуг)  для  государственных
нужд  в  виде  страховых  взносов  по договору страхования гражданской
ответственности   за   неисполнение   или   ненадлежащее    исполнение
обязательств,  предусмотренных  контрактом,  не  учитываются  в  целях
налогообложения прибыли,  поскольку данный вид страхования не является
ни обязательным, ни добровольным.
     Основание: письмо Минфина России от 17.03.2008 N 03-03-06/1/181.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                         А.Н. Чугунова
10 июля 2009 г.
N 16-15/070901