ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - ПЛАТЕЛЬЩИК ЕНВД ОСУЩЕСТВЛЯЕТ РОЗНИЧНУЮ ТОРГОВЛЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ККТ ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТ СТАЦИОНАРНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ТОРГОВОГО ЗАЛА (СКЛАД, В КОТОРОМ ОБОРУДОВАНО ТОРГОВОЕ МЕСТО). ПОМИМО ФИЗЛИЦ, ПОКУПАТЕЛЯМИ ВЫСТУПАЮТ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЫ, ДЕТСКИЕ САДЫ, ПОЛИКЛИНИКИ) ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ КОНТРАКТАМ. КОНТРАКТЫ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ В ПОМЕЩЕНИИ СКЛАДА, ТОВАР ОТПУСКАЕТСЯ СО СКЛАДА И ОПЛАЧИВАЕТСЯ ПУТЕМ БЕЗНАЛИЧНОГО ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ОФОРМЛЯЕТ ТОВАРНЫЕ НАКЛАДНЫЕ И СЧЕТА-ФАКТУРЫ БЕЗ ВЫДЕЛЕНИЯ В НИХ СУММ НДС. УСТАВАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА, ТОВАРЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МОЖНО ЛИ В ЦЕЛЯХ УПЛАТЫ ЕНВД ПРИЗНАТЬ ТОРГОВЛЮ ТОВАРАМИ ПО МУНИЦИПАЛЬНЫМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОНТРАКТАМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 декабря 2009 г. N 03-11-09/386 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о возможности применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении реализации товаров муниципальным и государственным учреждениям по муниципальным контрактам и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее. Согласно ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится в том числе предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли. Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров по договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт). При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Указанный Закон не содержит каких-либо ограничений в части заключения муниципальных и государственных контрактов с бюджетными учреждениями на покупку товаров по договорам розничной купли-продажи. Вместе с тем в соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки. Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Исходя из п. 1 ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями. Договор розничной купли-продажи преследует иные правовые цели и содержит в этой связи ряд критериев, позволяющих выявить особенности его правового регулирования. Так, согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Соответственно, определяющим признаком договора розничной купли-продажи является цель приобретения (использования) товаров. Также следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребителями товаров (работ, услуг) могут выступать исключительно граждане, имеющие намерение заказать или приобрести товар. Кроме того, исходя из ст. ст. 492 и 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором и считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, в отличие от договора поставки. Таким образом, учитывая положения Кодекса и ГК РФ, представляется необоснованным заключение муниципальных и государственных контрактов розничной купли-продажи товаров с муниципальными и государственными учреждениями. Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с реализацией товаров по муниципальным и государственным контрактам муниципальным и государственным учреждениям, не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 1 декабря 2009 г. N 03-11-09/386 |