ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК В ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБАХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 27 октября 2009 г. N 361 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909; N 29 (ч. I), ст. 3473, N 43, ст. 4921), в целях реализации полномочий, предусмотренных Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; N 9, ст. 852; 2008, N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; ст. 25, ст. 3060), приказываю: 1. Утвердить: Инструкцию об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб (приложение N 1); Инструкцию об организации и проведении проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб и их должностных лиц (приложение N 2). 2. Установить, что поручения подведомственным федеральным службам, предусмотренные подпунктами "д", "е" пункта 4.1 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, направляются в федеральные службы исключительно Министром юстиции Российской Федерации или по согласованию с ним. 3. Категорически запретить федеральным государственным гражданским служащим Минюста России любые формы вмешательства в оперативно-служебные, финансово-хозяйственные, кадровые и иные вопросы деятельности федеральных служб, за исключением предусмотренных Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, и настоящим Приказом. 4. Признать утратившим силу Приказ Минюста России от 26.06.2007 N 132 "Об утверждении Инструкции об организации проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб, их территориальных органов и учреждений" (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2007, регистрационный N 9760). 5. Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.), Департаменту законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.) при организации и проведении проверок деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб обеспечить исполнение требований Инструкций. 6. Департаменту нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний (Игнатович Г.Ф.), Департаменту по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (Карпов В.В.), Департаменту законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов (Хомчик Т.Н.) до 16 ноября 2009 г. представить в Департамент организации и контроля согласованные с курирующими заместителями Министра, ФССП России и ФСИН России предложения по проведению плановых проверок деятельности ФССП России и ФСИН России в 2009 году по направлениям деятельности департаментов. 7. Департаменту организации и контроля (Козленко Н.С.) при подготовке плана основных организационных мероприятий Минюста России на 2010 и последующие годы предусматривать мероприятия по плановым проверкам подведомственных Минюсту России федеральных служб. 8. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой. Министр А.В.КОНОВАЛОВ 27 октября 2009 г. N 361 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2009 г. N 15249 Приложение N 1 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2009 N 361 ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037; N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2008, N 17, ст. 1815; N 43, ст. 4921), Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, в целях установления единого порядка проведения Минюстом России плановых проверок деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб (далее - федеральная служба). 2. Правовой основой настоящей Инструкции являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Минюста России. 3. В ходе плановой проверки деятельности федеральной службы (далее - проверка) устанавливаются: 1) соответствие деятельности федеральной службы по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и Минюста России; 2) соответствие решений федеральной службы законодательству Российской Федерации; 3) своевременность и качество исполнения федеральной службой поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также директором федеральной службы - указаний Министра юстиции Российской Федерации (далее - Министр). II. Организация проверки 4. Проверка проводится в сроки, определенные планом основных организационных мероприятий Минюста России на соответствующий календарный год, комиссией, состоящей из федеральных государственных гражданских служащих Минюста России (далее - гражданские служащие). Общая продолжительность проверки не может превышать 30 дней. 5. Проект приказа Минюста России (далее - приказ) готовится: 1) о проведении проверки ФСИН России - Департаментом нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний; 2) о проведении проверки ФССП России - Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой. 6. В приказе должны быть указаны: 1) состав комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием фамилий, имен и отчеств, должностей членов комиссии; 2) даты начала и окончания проверки (при этом дата начала проверки не может быть установлена ранее, чем через 14 дней после даты издания приказа). 7. Приказ подписывается Министром. Копия приказа направляется в соответствующую федеральную службу. 8. Перед началом проверки: 1) председатель и члены комиссии обязаны ознакомиться с: - требованиями настоящей Инструкции под роспись в листе ознакомления, который прилагается к материалам проверки; - нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минюста России, регламентирующими деятельность подведомственной федеральной службы; - статистическими и иными установленными формами отчетности, характеризующими состояние и результаты деятельности подведомственной федеральной службы; - итоговыми справками предыдущих проверок, планами по устранению выявленных недостатков и иными документами, содержащими сведения о результатах деятельности подведомственной федеральной службы; - обращениями граждан и организаций, публикациями в средствах массовой информации по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) председателем комиссии составляется план проверки, который согласовывается с заместителем Министра, курирующим структурное подразделение Минюста России, подготовившее приказ, с заместителем Министра, курирующим Департамент законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов, и утверждается Министром. III. Состав, права, обязанности и ответственность членов комиссии, порядок проведения проверки 9. Комиссия состоит из трех и более квалифицированных гражданских служащих, обладающих необходимыми знаниями и опытом. В состав комиссии обязательно включаются гражданские служащие Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов. Председателем комиссии является: - при проведении проверки ФСИН России - директор Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний или лицо, исполняющее его обязанности; - при проведении проверки ФССП России - директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой или лицо, исполняющее его обязанности. 10. Председатель комиссии несет персональную ответственность за качество организации, подготовки и проведения проверки, объективность ее результатов, выводов и предложений. Председатель комиссии: 1) координирует работу членов комиссии, организует взаимодействие и осуществляет контроль за действиями членов комиссии; 2) оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе проверки материалов; 3) обеспечивает выполнение плана проверки; 4) оказывает помощь должностным лицам проверяемой федеральной службы в разработке плана мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков; 5) докладывает Министру о чрезвычайных происшествиях в период проверки, выявленных фактах нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Минюста России, признаках преступления, административного правонарушения, нарушения служебной дисциплины; 6) принимает решение по существу представленных директором федеральной службы возражений о результатах проверки; 7) направляет директору федеральной службы запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к проводимой проверке; 8) пользуется правами и несет обязанности члена комиссии, предусмотренные пунктами 11 и 12 (кроме подпунктов 1 - 5) настоящей Инструкции. 11. Член комиссии в соответствии с поставленными перед ним задачами имеет право: - в установленном порядке знакомиться с документами, имеющими отношение к предмету проверки, приобщать в случае необходимости их или их копии к материалам проверки; - получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; - посещать служебные помещения проверяемой федеральной службы, соблюдая при этом установленные требования пропускного режима; - получать необходимые для осуществления проверки документы, письменные и устные объяснения сотрудников, гражданских служащих и работников федеральной службы; - вносить на основании анализа состояния и результатов деятельности федеральной службы мотивированные предложения о совершенствовании этой деятельности, поощрении или привлечении к ответственности сотрудников, гражданских служащих и работников. 12. Член комиссии обязан: 1) выполнять поручения председателя комиссии; 2) принимать участие в подготовке итоговой справки о результатах проверки (далее - итоговая справка); 3) соблюдать права и свободы сотрудников, гражданских служащих, работников федеральной службы, быть вежливым и корректным в общении с ними; 4) внимательно ознакомиться с содержанием итоговой справки и, в случае согласия с содержанием, подписать ее; 5) в случае обнаружения признаков преступления, административного правонарушения, нарушения служебной дисциплины незамедлительно доложить об этом председателю комиссии; 6) соблюдать требования режима секретности и правила обращения с информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, обеспечивать сохранность материалов проверки, не разглашать сведения о ее результатах. 13. После завершения проверки председатель комиссии: 1) проводит совещание с членами комиссии, на котором заслушивает их доклады о результатах проверки, принимает справки об исполнении проведенных проверочных мероприятий; 2) проводит совещание с участием руководства федеральной службы, на котором подводит итоги проверки. 14. По результатам проверки председатель комиссии обеспечивает подготовку итоговой справки с выводами и предложениями. 15. Итоговую справку подписывают председатель комиссии и члены комиссии, участвовавшие в проверке. Председатель и члены комиссии несут ответственность за объективность представляемой информации, обоснованность выводов и предложений по результатам проверки. Обнаружив, что обстоятельства (выводы, предложения), изложенные в итоговой справке, не соответствуют действительности, необъективны и (или) противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Минюста России, председатель и члены комиссии обязаны отказаться от подписания данного заключения и приложить к нему свои особые мнения в письменной форме, отражающие действительное положение дел. Председатель или один из членов комиссии, выразивший несогласие с выводами, приведенными в итоговой справке в целом, или с отдельными его положениями, обязан письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к итоговой справке. 16. С итоговой справкой председатель комиссии обязан ознакомить под роспись директора федеральной службы. В случае несогласия с содержащимися в итоговой справке оценками, выводами и предложениями директор федеральной службы вправе представить в трехдневный срок председателю комиссии мотивированные возражения, которые подлежат приобщению к материалам проверки. 17. Итоговая справка после подписания председателем, членами комиссии и ознакомления с ней директора федеральной службы докладывается Министру заместителем Министра, курирующим структурное подразделение Минюста России, подготовившее приказ. После доклада Министру второй экземпляр итоговой справки направляется в федеральную службу с поручением Министра по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки. 18. В десятидневный срок после получения итоговой справки директор федеральной службы обязан организовать работу по устранению выявленных недостатков и контролировать ход этой работы. Копия плана устранения недостатков, выявленных в процессе проверки, после утверждения директором федеральной службы направляется в Минюст России. 19. Все полученные при проведении проверки материалы (за исключением подлинников документов, которые должны быть возвращены в федеральную службу) формируются в соответствующее номенклатурное дело и подлежат хранению в Минюсте России в установленном порядке. Приложение N 2 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 27.10.2009 N 361 ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) И РЕШЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ МИНИСТЕРСТВУ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4109; 2005, N 29, ст. 3037; N 49, ст. 5204; 2007, N 11, ст. 1283; 2008, N 18, ст. 2009; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431), Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4111; 2006, N 5, ст. 527; 2008, N 17, ст. 1815; N 43, ст. 4921), Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, в целях установления единого порядка организации и проведения проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Минюсту России федеральных служб (далее - федеральная служба) и их должностных лиц. 2. Правовой основой настоящей Инструкции являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Минюста России. 3. В случае поступления в Минюст России жалоб граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Минюсту России федеральных служб и их должностных лиц (далее - жалобы) они передаются в установленном порядке для принятия мер: Департаментом нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний - во ФСИН России; Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой - в ФССП России. 4. Жалобы рассматриваются ФСИН России и ФССП России в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минюста России. Копия ответа автору жалобы направляется ФСИН России и ФССП России в Минюст России для сведения. При непоступлении копии ответа в установленный срок Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний и Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой докладывают об этом курирующим заместителям Министра для принятия мер. 5. В случае поступления жалоб в территориальный орган Минюста России они незамедлительно направляются в установленном порядке для принятия мер: при обжаловании действий (бездействия) и решений начальника (руководителя) территориального органа ФСИН России или ФССП России - соответственно во ФСИН России или ФССП России с направлением копии жалобы в Минюст России; при обжаловании действий (бездействия) и решений иных сотрудников, гражданских служащих, работников территориального органа (учреждения) ФСИН России или территориального органа ФССП России - начальнику (руководителю) соответствующего территориального органа ФСИН России или ФССП России. 6. Жалобы, поступившие из территориального органа Минюста России, рассматриваются ФСИН России и ФССП России (их территориальными органами) в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минюста России. Копия ответа автору жалобы направляется ФСИН России и ФССП России для сведения в Минюст России, а территориальным органом ФСИН России или ФССП России - в соответствующий территориальный орган Минюста России. При непоступлении копии ответа в установленный срок: Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний и Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой докладывают об этом курирующим заместителям Министра для принятия мер; территориальный орган Минюста России докладывает об этом в Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний или Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой для принятия мер. 7. В случае поступления в Минюст России жалобы на действия (бездействие) и решение директора ФСИН России или ФССП России рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |