РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ СУММЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНСИОНЕРА ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ДОПЛАТ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 14 декабря 2009 г. (Д) В последнее время в адрес Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации приходит много вопросов о том, что включать в состав материального обеспечения пенсионера при расчете социальной доплаты к пенсии с 1 января 2010 года? Минздравсоцразвития России на эту тему подготовлены соответствующие разъяснения. 1. Пунктом 2 статьи 12.1 названного Закона установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения для принятия решения о назначении пенсионеру социальной доплаты к пенсии учитываются: все виды пенсий, дополнительное материальное (социальное) обеспечение, ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг), а также иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). Кроме того, пунктом 3 этой же статьи предусмотрен учет в составе общей суммы материального обеспечения пенсионеров денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг. Перечисленные в пунктах 1 - 3 части 2 ст. 12.1 вышеназванного Закона виды денежных выплат составляют исчерпывающий перечень при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионеров и расширительному толкованию не подлежат. По этой причине не включаются в состав материального обеспечения пенсионера при установлении социальной доплаты следующие выплаты: Ежегодная денежная выплата гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", установленная в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 1542-1 "О донорстве крови и ее компонентов" Лица, награжденные знаком "Почетный донор России", получают ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер ее индексации предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой указанных средств, является расходным обязательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2004 г. N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" утверждены Правила предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России". Эти Правила распространяются также и на граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор СССР". Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Статьей 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (до принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ) предусмотрено предоставление компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения. Принятое в развитие данного Федерального закона Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. N 528 предусматривает выплату компенсации инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также через Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем направления субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" При возникновении поствакцинальных осложнений гражданам предоставлено право на социальную поддержку. Одной из таких мер является предоставление гражданам ежемесячных денежных компенсаций. Финансовое обеспечение выплаты ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации. Полномочия по реализации данных прав граждан реализуют субъекты Российской Федерации путем принятия их от Российской Федерации. Ежемесячная денежная компенсация нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации и имеющим детей в возрасте до 3-х лет Ежемесячные компенсационные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года N 1335 "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций", производятся уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и находящимся на момент увольнения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет либо в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, если они не получают пособия по безработице. Данные выплаты являются расходным обязательством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое, руководствуясь нормами прямого действия, осуществляют выплаты получателям непосредственно путем перечисления на банковский счет или почтовым переводом. Подобные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, финансовое обеспечение которых предусмотрено федеральным бюджетом на соответствующий год, не отнесенные к числу выплат, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ), при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются. Данное положение относится и к тем установленным федеральным законодательством выплатам и финансируемым из федерального бюджета, полномочия по реализации которых закреплены за субъектами Российской Федерации. 2. В отношении иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации, предусмотренных п. 4 названного Закона. Основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков: принадлежность к мерам социальной поддержки (помощи), регулярность, денежная форма, включая денежный эквивалент натуральной формы. Отсутствие одного из признаков исключает возможность включить такую выплату в состав материального обеспечения пенсионера. О нерегулярном характере свидетельствует предоставление различных мер социальной поддержки (помощи), основанное на учете нуждаемости (назначаемое с учетом дохода) получателя. Такие меры поддержки и виды помощи не должны включаться в состав материального обеспечения. Не подлежат включению по этой причине, к примеру, установленное региональным законодательством ежемесячное социальное пособие отдельным категориям малоимущих граждан и ежемесячное пособие на диетическое питание малоимущим учащимся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Подобными характерными свойствами обладают субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также ежемесячное пособие на детей и т.п.). 3. Что касается денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, то порядок их расчета определен в Правилах, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29 сентября 2009 года N 804-н и зарегистрированном в установленном порядке в Минюсте России 10 ноября 2009 года, и предусматривает возможность пересмотра, в том числе по заявлению гражданина. Определение денежного эквивалента меры социальной поддержки по оплате проезда на некоторых видах пассажирского транспорта возможно только в том случае, если как таковая мера социальной поддержки (в натуральном виде или в стоимостном выражении) установлена действующим законодательством. Если гражданам из числа "региональных" льготных категорий мера социальной поддержки по проезду на городском транспорте заменена денежной компенсацией (к примеру, в размере 110 рублей), то именно эта сумма и должна быть учтена при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера. Однако если гражданину предоставлено право только на приобретение единого социального проездного билета по фиксированной цене (к примеру, по 100 рублей), то в этом случае предоставление ему меры социальной поддержки не происходит, а лишь определяется его преимущественное право в приобретении такого проездного документа по сниженной цене. Финансовые средства, направляемые в предприятия транспорта как возмещение сумм выпадающих доходов, не являются мерой социальной поддержки конкретного пенсионера и не подлежат учету в составе его материального обеспечения. Ответы на вопросы подготовил Департамент социальной защиты 14 декабря 2009 г. |