О ПОСТРОЕНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9 августа 2000 г. N 237/23-16 (НЦПИ) В настоящее время в ряде дошкольных образовательных учреждений возникает негативная тенденция дублирования целей, задач, форм и методов начальной школы. Содержание дошкольного образования выстраивается в "школьной логике" - логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложненной для дошкольников математике и т.п. Создается неправомерная диспропорция в ведущих содержательных линиях образования, состоящая в преобладании познавательного развития над художественно - эстетическим, физическим и социально - личностным. Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка. Данные медицины также свидетельствуют о том, что подобное раннее обучение приводит к переутомлению и перегрузкам маленьких детей, отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Подобные явления в значительной степени провоцируются требованиями родителей, которые считают, что раннее обучение ребенка в дошкольном возрасте обеспечит ему в дальнейшем успешность школьного образования, позитивное отношение учителей и признание со стороны сверстников. Именно поэтому родители стремятся к тому, чтобы их ребенок в любом образовательном учреждении, будь то начальная школа или детский сад, наращивал знания, умения, навыки на протяжении всего периода детства - чем раньше он начнет школьное обучение, тем лучше. При этом недооцениваются такие негативные последствия, как потеря у детей интереса к учебе. Ситуация усугубляется неоправданной практикой приема детей в общеобразовательные учреждения (особенно в лицеи и гимназии) на основе особых требований к учебным знаниям, предъявляемым к ребенку при поступлении в первый класс. В этих случаях образовательное учреждение, "прикрываясь" интересами ребенка, фактически выбирает удобных ему детей. Тем самым ущемляется конституционное право ребенка на образование, и одновременно нарушаются законные права родителей выбирать школу для своих детей. Министерство образования России неоднократно обращало внимание на необходимость строить программно - методическое обеспечение дошкольного образования на основе специфики возрастных особенностей ребенка, о чем свидетельствует ряд документов: инструктивно - методические письма Министерства образования РФ: - от 25.03.94 N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования"; - от 24.04.95 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации"; - от 24.03.95 N 42/19-15 "О программно - методическом обеспечении дошкольного образования - в контексте педагогики развития"; - от 07.04.99 N 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования"; - от 14.03.2000 N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения"; - Приказ Минобразования России от 22.08.96 N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений" и другие документы. В настоящее время Министерство образования Российской Федерации приступило к пересмотру содержания непрерывного образования (дошкольное звено и начальное) в связи с подготовкой перехода школы на 12-летнее образование. С этой целью проведен анализ действующих программ дошкольного и начального образования. По результатам мониторинга, с одной стороны, в дошкольных образовательных учреждениях выявлены факты дублирования части учебных материалов и программ начального обучения. С другой стороны, отмечается, что образование, которое получает ребенок в детском саду, остается невостребованным начальной школой в полной мере. В первую очередь это касается художественно - эстетического развития и физического воспитания, которое в детском саду сочетается с комплексом оздоровительных мер и закаливающих процедур. Минобразованием России проведены координационные совещания с представителями ряда издательств и авторскими коллективами действующих программ дошкольного и начального образования. На совещаниях были приняты совместные решения о пересмотре определенных разделов некоторых программ воспитания и обучения, а также о подготовке их новых изданий. Издательства выразили готовность скорректировать сроки своих планов подготовки и издания данных программ с целью их доработки. Авторы, в свою очередь, взяли на себя обязательства внести в эти программы соответствующие изменения. Сущность вносимых изменений обусловлена необходимостью установления преемственности содержания дошкольного и школьного образования и устранения неоправданного дублирования учебного материала начального общего образования в программах для дошкольных образовательных учреждений. Минобразованием России также организована работа по созданию новых программ непрерывного дошкольного - начального образования в соответствии с подготовленным проектом Концепции непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), который будет опубликован в журналах "Дошкольное воспитание" и "Начальная школа". Минобразование особо отмечает, что утверждение указанной Концепции, над которой работали и пришли к согласованному мнению авторы как дошкольного, так и начального образования, откроет новые возможности для совершенствования программно - методического обеспечения этих ступеней образования на основе объективных закономерностей развития ребенка. Первый заместитель Министра образования Российской Федерации А.Ф. КИСЕЛЕВ 9 августа 2000 г. N 237/23-16 |