ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 1 июля 2009 г. N 1393р (Д) В целях оптимизации эксплуатационных расходов по содержанию инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД": 1. Утвердить прилагаемую Методику классификации железнодорожных линий. 2. Старшим вице-президентам Лапидусу Б.М., Гапановичу В.А., вице-президенту Воробьеву В.Б., начальникам Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А., Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М., Департамента управления перевозками Миронову А.Ю., Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву А.П., Департамента технической политики Назарову А.С. и генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю.: 1) определить в месячный срок перечень отраслевых нормативов, влияющих на эксплуатационные расходы ОАО "РЖД" по перевозкам и требующих корректировки по классам железнодорожных линий, а также подготовить и утвердить график корректировки отраслевых нормативов; 2) предусмотреть в плане НТР ОАО "РЖД" на второе полугодие 2009 г. в соответствии с графиком корректировки отраслевых нормативов разработку дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий. 3. Начальнику Департамента планирования и бюджетирования Рящину И.П. представить до 1 августа 2009 г. предложения об источниках финансирования разработки дифференцированных нормативов содержания инфраструктуры железнодорожных линий. 4. Директору ГипротрансТЭИ Пехтереву Ф.С. провести в месячный срок классификацию железнодорожных линий по состоянию на 1 января 2009 г., подготовить прогнозные данные по состоянию на 1 января 2010 г. и направить их в причастные департаменты и филиалы ОАО "РЖД" для анализа и учета при корректировке отраслевых нормативов. 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на старшего вице-президента Лапидуса Б.М. Президент ОАО "РЖД" В.ЯКУНИН 1 июля 2009 г. N 1393р УТВЕРЖДЕНА распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июля 2009 года N 1393р МЕТОДИКА КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ 1. Основные положения Настоящая методика распространяется только на подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", филиалы ОАО "РЖД" и другие структурные подразделения ОАО "РЖД". В кризисных условиях большое значение приобретают вопросы, связанные с оптимизацией эксплуатационных расходов на железнодорожном транспорте. Одним из решений проблемы снижения текущих затрат железных дорог является дифференциация расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" в зависимости от объемов перевозочной работы. Целью классификации железнодорожных линий является унификация требований и подходов к разрабатываемым в ОАО "РЖД" нормативным документам по устройству и содержанию инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и связанных с ними эксплуатационных затрат и численности работников. 2. Термины и определения Железнодорожная линия - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава. Железнодорожный путь - комплекс инженерных сооружений и обустройств, образующих дорогу с направляющей рельсовой колеей, предназначен для бесперебойного круглогодичного обращения подвижного состава. Максимально допустимая скорость - скорость движения поезда, которая допускается на участке по состоянию технических средств (пути, искусственных сооружений и т.д.) и заложена в графике движения поездов. Максимально допустимая скорость движения пассажирских и грузовых поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного состава устанавливается ОАО "РЖД". Густота перевозок - показатель интенсивности работы железнодорожных участков и линий. Различают густоту грузовых, пассажирских перевозок и приведенную густоту перевозок (т). Грузонапряженность (густота грузовых перевозок) - показатель интенсивности перевозок, измеряется в тонно-километрах (ткм) на 1 км в год и определяется делением выполненного грузооборота в ткм на эксплуатационную длину пути. Приведенная грузонапряженность - показатель интенсивности перевозок, характеризующий объем перевозок брутто грузов и пассажиров по рассматриваемой линии (млн. ткм брутто/км в год). Размеры движения пассажирских поездов - количество проложенных на графике движения ниток пассажирских поездов на рассматриваемом участке (пар поездов в сутки). Вес поезда, брутто - вес локомотива, тары вагонов и грузов или пассажиров (т). 3. Основные критерии отнесения железнодорожных линий к различным классам Классификация железнодорожных линий строится на основе следующих критериев: скорость движения поездов (км/ч); грузонапряженность (млн. ткм брутто/км в год). В качестве дополнительных критериев приняты: размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов; вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления. Классификация железнодорожных линий приведена в таблице. Классы железнодорожных линий ------------------------------------------------------------------------------------- | Годовая | Скорости движения поездов (числитель - пассажирские, | | приведенная | знаменатель - грузовые), км/ч | | грузонапряженность, |-------------------------------------------------------------| | млн ткм |141 - 200|121 - 140|101 - 120|81 - 100|61 - 80|41 - 60 |40 и | | брутто/км | до 140 | до 100 | до 90 | до 80 | до 60 | до 60 |менее| |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | Более 80 |1 |1 |1 |1 |2 |2 |3 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | От 51 до 80 |1 |1 |1 |2 |2 |3 |3 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | От 26 до 50 |1 |1 |2 |2 |3 |3 |4 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | От 11 до 25 |1 |1 |2 |3 |3 |4 |4 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | От 5 до 10 |1 |2 |3 |4 |4 |4 |4 | |---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----| | 5 и менее |- |- |- |4 |4 |5 |5 | ------------------------------------------------------------------------------------- 1. В зависимости от количества пассажирских дальних и пригородных поездов класс линии должен быть не ниже: 1 класса - более 100 пар поездов в сутки; 2 класса - 31 - 100 пар поездов в сутки; 3 класса - 6 - 30 пар поездов в сутки. 2. Линии, на которых организуется высокоскоростное движение пассажирских поездов со скоростью свыше 200 км/ч, относятся к числу внеклассных и в настоящей классификации не рассматриваются, регламентируются отдельной методикой. 3. Для оценки расходов филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", обслуживающих станции, расположенные на железнодорожных линиях разных классов, предусматривается классификация станционных путей (за исключением путей сортировочных горок) в зависимости от скорости движения поездов: приемо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для безостановочного пропуска поездов со скоростями 40 км/ч и более относятся к 3 классу; станционные пути, не предназначенные для безостановочного пропуска поездов при установленных скоростях 40 км/ч, а также специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасными грузами, сортировочные пути со скоростями движения 40 км/ч относятся к 4 классу; остальные станционные пути относятся к 5 классу. 4. Пути сортировочных горок классифицируются в зависимости от объемов среднесуточной переработки вагонов: сортировочные горки большой и повышенной мощности: переработка в среднем в сутки 3500 вагонов и выше или при числе путей в сортировочном парке 30 и более - относятся ко 2 классу; сортировочные горки средней мощности: переработка в среднем в сутки от 1500 до 3500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29 - относятся к 3 классу; сортировочные горки малой мощности: переработка в среднем в сутки от 250 до 1500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке до 16 включительно - относятся к 4 классу. 4. Определение класса железнодорожных линий за отчетный год Класс линии определяется на основе сочетания критериев грузонапряженности и скорости движения поездов и в соответствии с примечаниями к таблице. 1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов Скорость движения поездов по линиям (участкам) определяется в соответствии с приказами начальников дорог об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов. 2. Определение грузонапряженности Грузонапряженность по линии (участку), млн. ткм брутто/км в год, определяется по формуле: груз пасс приг Г = Г + Г + Г , (1) прив бр бр бр где: груз Г - суммарная грузонапряженность по участку, определяется бр на основе данных формы отчетности ЦО-4 по графе 18 "густота движения" <1> суммарно в грузовом и негрузовом направлениях за 12 месяцев отчетного года; -------------------------------- <1> "Густота движения" (тонн) в числовом значении равна показателю "грузонапряженность" (ткм/км) пасс Г - грузонапряженность в пассажирском движении, млн. ткм бр брутто/км в год, определяется по формуле: пасс Г = N x P x 365 x 2, (2) бр дальних дальних где: N - среднесуточные размеры движения дальних поездов по дальних участку в соответствии с летним графиком движения поездов за отчетный год перевозок, пар поездов в сутки; P - вес дальнего поезда (принимается в соответствии с дальних данными графика движения поездов), т; приг Г - грузонапряженность в пригородном движении, млн. ткм бр брутто/км в год, определяется по формуле: приг Г = N x P x 365 x 2, (3) бр приг приг где: N - среднесуточные размеры движения пригородных поездов по приг участку в соответствии с летним графиком движения поездов за отчетный год, пар поездов в сутки; P - вес пригородного поезда (принимается в соответствии с приг данными графика движения поездов), т. По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс железнодорожной линии (участка). 5. Определение класса железнодорожных линий на перспективу Вычисление ожидаемых значений классов железнодорожных линий на перспективу (1 - 2 года) для целей планирования ресурсов и эксплуатационных расходов базируется на основе соответствующих показателей за отчетный год. 1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов Скорость движения поездов по участку принимается в соответствии с Приказами начальников дорог "Об установлении наибольших допускаемых скоростей движения поездов" за отчетный год. 2. Определение перспективной грузонапряженности Перспективная грузонапряженность по линиям (участкам), млн. ткм брутто/км в год, определяется по формуле: персп персп.груз персп.пасс персп.приг Г = Г + Г + Г , (4) прив бр бр бр где: персп.груз Г - прогнозируемая грузонапряженность, млн. ткм брутто/км; бр персп.пасс Г - прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском бр движении, млн. ткм брутто/км в год; персп.приг Г - прогнозируемая грузонапряженность в пригородном бр движении, млн. ткм брутто/км в год. персп.груз Г определяется на основе расчетов прогнозных значений бр грузооборота по линиям (участкам) на отчетный год (на основе анализа средних дорожных данных по отчетному и перспективному грузообороту и определение коэффициента K , характеризующего рост (снижение) груз грузооборота в текущем году по отношению к отчетному). Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле: прог.тек.дор Q нетто K = -------------, (5) груз отчет.дор Q нетто где: прог.тек.дор Q - прогнозный грузооборот на текущий год по дороге, нетто млн. ткм, принимается в соответствии с данными, приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной дороги на текущий год"; отчет.дор Q - отчетный грузооборот по дороге, млн. ткм, принимается нетто в соответствии со статистической отчетностью о работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4). Грузонапряженность по линиям (участкам) на перспективный год определяется по формуле: персп.груз груз груз груз Г = (Г x K ) x K . (6) бр бр персп.пасс Г определяется на основе расчетов прогнозных значений бр пассажирооборота по линиям (участкам) на расчетный год (на основе анализа средних дорожных данных по отчетному и перспективному пассажирообороту). Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле: прог.тек.дор Q пасс K = -------------, (7) пасс отчет.дор Q пасс где: прог.тек.дор Q - прогнозный пассажирооборот на текущий год пасс по дороге, млн. пасс.-км, принимается в соответствии с данными, приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной дороги на текущий год"; отчет.дор Q - отчетный пассажирооборот по дороге, млн. пасс.-км, пасс принимается в соответствии со статистической отчетностью о работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4). Прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском движении по линиям (участкам) на расчетный перспективный год определяется по формуле: персп.пасс пасс Г = (Г x K ) K . (8) бр бр пасс пасс персп.приг Г определяется на основе расчетов прогнозных значений бр пассажирооборота по линиям (участкам) на расчетный год (на основе анализа средних дорожных данных по отчетному и перспективному пассажирообороту). Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле: прог.тек.дор Q приг приг K = -------------, (9) отчет.дор Q приг где: прог.тек.дор Q - прогнозный пассажирооборот на текущий год по приг дороге, млн. пасс.-км, принимается в соответствии с данными, приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных заседаний правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной дороги на текущий год"; отчет.дор Q - отчетный пассажирооборот по дороге, млн. пасс.-км, приг принимается в соответствии со статистической отчетностью о работе железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4). Прогнозируемая грузонапряженность по линиям (участкам) в пригородном движении на расчетный перспективный год определяется по формуле: персп.приг приг Г = (Г x K ) K . (10) бр бр приг приг По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс железнодорожной линии (участка). 6. Примеры определения класса железнодорожных линий за отчетный год Исходные данные: Участки Горьковской железной дороги: Канаш - Алатырь, Ижевск - Воткинск, Ижевск - Агрыз, Владимир - Петушки. Форма отчетности ЦО-4 за 12 месяцев 2008 г. Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участкам приняты согласно приказу начальника Горьковской железной дороги: - Канаш - Алатырь - грузовых поездов - 80 км/ч, пассажирских поездов - 100 км/ч; - Ижевск - Воткинск - грузовых поездов - 60 км/ч, пассажирских поездов - 60 км/ч; - Ижевск - Агрыз - грузовых поездов - 80 км/ч, пассажирских поездов - 100 км/ч; - Владимир - Петушки - грузовых поездов - 90 км/ч, пассажирских поездов - 140 км/ч. Размеры движения в пассажирском сообщении по участкам: Канаш - Алатырь - 7 пар поездов в сутки; Ижевск - Воткинск - пассажирское движение отсутствует; Ижевск - Агрыз - 8 пар поездов в сутки; Владимир - Петушки - 26 пар поездов в сутки. Размеры движения в пригородном сообщении по участкам: Канаш - Алатырь - 5 пар поездов в сутки; Ижевск - Воткинск - 2 пары поездов в сутки; Ижевск - Агрыз - 10 пар поездов в сутки; Владимир - Петушки - 7 пар поездов в сутки. Грузонапряженность в грузовом движении (млн. ткм/км брутто в год) равна числовому значению густоты движения на 1 км и определяется по данным формы отчетности ЦО-4 (приложение - не приводится) графа 18 суммарно в обоих направлениях за 12 месяцев отчетного года: - Канаш - Алатырь: 7106301,78 ткм/км брутто в год; - Ижевск - Воткинск: 1161552,1 ткм/км брутто в год; - Ижевск - Агрыз: 29319245,29 ткм/км брутто в год; - Владимир - Петушки: 43876131,02 ткм/км брутто в год. Расчет: пасс Грузонапряженность брутто в пассажирском (Г ) и пригородном бр приг (Г ) движении: бр - в пассажирском движении: Канаш - Алатырь: 7 х 1100 х 365 х 2 = 5621000 ткм/км брутто в год; Ижевск - Воткинск: пассажирское движение отсутствует; Ижевск - Агрыз: 8 х 1100 х 365 х 2 = 6424000 ткм/км брутто в год; Владимир - Петушки: 26 х 1100 х 365 х 2 = 20878000 ткм/км брутто в год. - в пригородном движении; Канаш - Алатырь: 5 х 400 х 365 х 2 = 1460000 ткм/км брутто в год; Ижевск - Воткинск: 2 х 55 х 365 х 2 = 80300 ткм/км брутто в год; Ижевск - Агрыз: 10 х 605 х 365 х 2 = 4416500 ткм/км брутто в год; Владимир - Петушки: 7 х 600 х 365 х 2 = 3066000 ткм/км брутто в год. Приведенная грузонапряженность по участкам: Канаш - Алатырь: 7106301,78 + 5621000 + 1460000 = 14187301,78 ткм/км брутто в год; Ижевск - Воткинск: 1161552,1 + 80300 = 1241852,1 ткм/км брутто в год; Ижевск - Агрыз: 29319245,29 + 6424000 + 4416500 = 40159745,29 ткм/км брутто в год; Владимир - Петушки: 43876131,02 + 20878000 + 3066000 = 67820131,02 ткм/км брутто в год. По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяем классы участков: Канаш - Алатырь - 3 класс; Ижевск - Воткинск - 5 класс; Ижевск - Агрыз - 2 класс; Владимир - Петушки - 1 класс. 7. Пример определения класса железнодорожных линий на перспективу <2> -------------------------------- <2> В связи с экономическим кризисом в России и прогнозируемым падением объемов перевозок в 2009 и 2010 годах в качестве примера приняты отчетные показатели эксплуатационной работы (грузооборот, пассажирооборот, грузонапряженность) за 2007 и 2008 годы. Исходные данные: Участок Московской железной дороги: Михайлов - Павелец. Форма отчетности ЦО-4 за 2007 г. Скорости движения грузовых и пассажирских поездов по участку приняты согласно приказу начальника Московской железной дороги: - грузовых поездов - 80 км/ч; - пассажирских поездов - 100 км/ч. Грузооборот по дороге за 2007 г. - 127900 млн. ткм. Пассажирооборот по дороге за 2007 г.: - в дальнем следовании - 20332 млн. пасс.-км; - в пригородном сообщении - 18059 млн. пасс.-км. Целевые параметры бюджетов Московской ж.д. на 2008 г.: - грузооборот по дороге - 148862 млн. ткм; - пассажирооборот по дороге: - в дальнем следовании - 20530 млн. пасс.-км; - в пригородном сообщении - 18859 млн. пасс.-км. Размеры движения в пассажирском сообщении - 17 пар поездов в сутки. Размеры движения в пригородном сообщении - 5 пар поездов в сутки. Грузонапряженность за отчетный год, млн. ткм брутто/км: груз - в грузовом движении Г = 0,721 бр пасс - в пассажирском движении Г = 17 х 1100 х 365 x 2 = 13,651 бр приг - в пригородном движении Г = 5 х 600 х 365 х 2 = 2,190 бр Расчет: K = 148862 / 127900 = 1,164 груз K = 20530 / 20332 = 1,009 пасс K = 18859 / 18059 = 1,106 приг персп.груз Г = (0,721 х 1,164) х 1,164 = 0,977 бр персп.пасс Г = (13,651 х 1,009) х 1,009 = 13,898 бр персп.приг Г = (2,19 x 1,106) х 1,106 = 2,679 бр Перспективная приведенная грузонапряженность по участку, млн. ткм брутто/км в год: персп Г = 0,977 + 13,898 + 2,679 = 17,554 прив По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью и скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяем класс участка - 3. Приложение N 1 к распоряжению ОАО "РЖД" от 1 июля 2009 года N 1393р Раздел 3. Показатели использования подвижного состава по поездоучасткам и направлениям Форма отчетности ЦО-49 ---------------------------------------------------------------------- Не приводится. |