ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ. Распоряжение. ОАО Российские железные ДОРОГИ. 01.07.09 1393Р

Оглавление

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                   ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

                            1 июля 2009 г.
                               N 1393р

                                 (Д)


     В  целях  оптимизации  эксплуатационных  расходов  по  содержанию
инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД":
     1.  Утвердить  прилагаемую Методику классификации железнодорожных
линий.
     2.  Старшим  вице-президентам  Лапидусу  Б.М.,  Гапановичу  В.А.,
вице-президенту   Воробьеву  В.Б.,  начальникам  Департамента  пути  и
сооружений    Киреевнину    А.Б.,    Департамента   электрификации   и
электроснабжения Федотову А.А., Департамента автоматики и телемеханики
Кайнову  В.М.,  Департамента  управления  перевозками  Миронову  А.Ю.,
Департамента  коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Казанцеву
А.П.,  Департамента  технической политики Назарову А.С. и генеральному
директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю.:
     1)  определить  в  месячный  срок перечень отраслевых нормативов,
влияющих  на  эксплуатационные  расходы  ОАО  "РЖД"  по  перевозкам  и
требующих  корректировки  по  классам  железнодорожных  линий, а также
подготовить и утвердить график корректировки отраслевых нормативов;
     2)  предусмотреть  в плане НТР ОАО "РЖД" на второе полугодие 2009
г.  в  соответствии  с  графиком  корректировки  отраслевых нормативов
разработку  дифференцированных  нормативов  содержания  инфраструктуры
железнодорожных линий.
     3.  Начальнику  Департамента планирования и бюджетирования Рящину
И.П.  представить  до  1  августа  2009  г.  предложения об источниках
финансирования  разработки  дифференцированных  нормативов  содержания
инфраструктуры железнодорожных линий.
     4.  Директору  ГипротрансТЭИ  Пехтереву  Ф.С. провести в месячный
срок классификацию железнодорожных линий по состоянию на 1 января 2009
г.,  подготовить  прогнозные данные по состоянию на 1 января 2010 г. и
направить их в причастные департаменты и филиалы ОАО "РЖД" для анализа
и учета при корректировке отраслевых нормативов.
     5.  Контроль  за исполнением настоящего распоряжения возложить на
старшего вице-президента Лапидуса Б.М.

Президент ОАО "РЖД"
                                                              В.ЯКУНИН
1 июля 2009 г.
N 1393р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                               распоряжением ОАО "РЖД"
                                                   от 1 июля 2009 года
                                                               N 1393р

                               МЕТОДИКА
                 КЛАССИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ

                        1. Основные положения

     Настоящая   методика  распространяется  только  на  подразделения
аппарата  управления ОАО "РЖД", филиалы ОАО "РЖД" и другие структурные
подразделения ОАО "РЖД".
     В   кризисных  условиях  большое  значение  приобретают  вопросы,
связанные  с оптимизацией эксплуатационных расходов на железнодорожном
транспорте. Одним из решений проблемы снижения текущих затрат железных
дорог   является   дифференциация   расходов  филиалов  и  структурных
подразделений ОАО "РЖД" в зависимости от объемов перевозочной работы.
     Целью  классификации  железнодорожных  линий  является унификация
требований  и  подходов  к  разрабатываемым  в  ОАО  "РЖД" нормативным
документам   по  устройству  и  содержанию  инфраструктурных  объектов
железнодорожного  транспорта  общего  пользования  и  связанных с ними
эксплуатационных затрат и численности работников.

                       2. Термины и определения

     Железнодорожная  линия  -  технологический комплекс, включающий в
себя  железнодорожные пути, железнодорожные станции с полосой отвода и
совокупность      устройств     железнодорожного     электроснабжения,
железнодорожной    автоматики    и    телемеханики,    железнодорожной
электросвязи, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование,
обеспечивающие  функционирование этого комплекса и безопасное движение
железнодорожного подвижного состава.
     Железнодорожный   путь   -   комплекс   инженерных  сооружений  и
обустройств,   образующих  дорогу  с  направляющей  рельсовой  колеей,
предназначен  для  бесперебойного круглогодичного обращения подвижного
состава.
     Максимально  допустимая  скорость  -  скорость  движения  поезда,
которая допускается на участке по состоянию технических средств (пути,
искусственных  сооружений  и  т.д.)  и  заложена  в  графике  движения
поездов.  Максимально  допустимая  скорость  движения  пассажирских  и
грузовых  поездов в зависимости от конструкции пути и типов подвижного
состава устанавливается ОАО "РЖД".
     Густота    перевозок    -    показатель    интенсивности   работы
железнодорожных   участков   и   линий.  Различают  густоту  грузовых,
пассажирских перевозок и приведенную густоту перевозок (т).
     Грузонапряженность  (густота  грузовых  перевозок)  -  показатель
интенсивности перевозок, измеряется в тонно-километрах (ткм) на 1 км в
год  и  определяется  делением  выполненного  грузооборота  в  ткм  на
эксплуатационную длину пути.
     Приведенная   грузонапряженность   -   показатель   интенсивности
перевозок,  характеризующий объем перевозок брутто грузов и пассажиров
по рассматриваемой линии (млн. ткм брутто/км в год).
     Размеры движения пассажирских поездов - количество проложенных на
графике движения ниток пассажирских поездов на рассматриваемом участке
(пар поездов в сутки).
     Вес  поезда,  брутто  - вес локомотива, тары вагонов и грузов или
пассажиров (т).

         3. Основные критерии отнесения железнодорожных линий
                         к различным классам

     Классификация  железнодорожных линий строится на основе следующих
критериев:
     скорость движения поездов (км/ч);
     грузонапряженность (млн. ткм брутто/км в год).
     В качестве дополнительных критериев приняты:
     размеры движения пассажирских дальних и пригородных поездов;
     вхождение линий в основные грузовые и пассажирские направления.
     Классификация железнодорожных линий приведена в таблице.

                     Классы железнодорожных линий

-------------------------------------------------------------------------------------
| Годовая             |    Скорости движения поездов (числитель - пассажирские,     |
| приведенная         |               знаменатель - грузовые), км/ч                 |
| грузонапряженность, |-------------------------------------------------------------|
| млн ткм             |141 - 200|121 - 140|101 - 120|81 - 100|61 - 80|41 - 60 |40 и |
| брутто/км           | до 140  | до 100  |  до 90  | до 80  | до 60 | до 60  |менее|
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| Более 80            |1        |1        |1        |1       |2      |2       |3    |
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| От 51 до 80         |1        |1        |1        |2       |2      |3       |3    |
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| От 26 до 50         |1        |1        |2        |2       |3      |3       |4    |
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| От 11 до 25         |1        |1        |2        |3       |3      |4       |4    |
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| От 5 до 10          |1        |2        |3        |4       |4      |4       |4    |
|---------------------|---------|---------|---------|--------|-------|--------|-----|
| 5 и менее           |-        |-        |-        |4       |4      |5       |5    |
-------------------------------------------------------------------------------------

     1. В зависимости от количества пассажирских дальних и пригородных
поездов класс линии должен быть не ниже:
     1 класса - более 100 пар поездов в сутки;
     2 класса - 31 - 100 пар поездов в сутки;
     3 класса - 6 - 30 пар поездов в сутки.
     2.  Линии,  на  которых  организуется  высокоскоростное  движение
пассажирских  поездов  со  скоростью свыше 200 км/ч, относятся к числу
внеклассных   и   в   настоящей   классификации   не  рассматриваются,
регламентируются отдельной методикой.
     3.  Для  оценки расходов филиалов и структурных подразделений ОАО
"РЖД",  обслуживающих станции, расположенные на железнодорожных линиях
разных  классов, предусматривается классификация станционных путей (за
исключением  путей  сортировочных  горок)  в  зависимости  от скорости
движения поездов:
     приемо-отправочные и другие станционные пути, предназначенные для
безостановочного  пропуска  поездов  со  скоростями  40  км/ч  и более
относятся к 3 классу;
     станционные   пути,   не   предназначенные  для  безостановочного
пропуска   поездов  при  установленных  скоростях  40  км/ч,  а  также
специальные  пути,  предназначенные для обращения подвижного состава с
опасными  грузами,  сортировочные  пути со скоростями движения 40 км/ч
относятся к 4 классу;
     остальные станционные пути относятся к 5 классу.
     4.  Пути  сортировочных  горок  классифицируются в зависимости от
объемов среднесуточной переработки вагонов:
     сортировочные  горки большой и повышенной мощности: переработка в
среднем   в   сутки  3500  вагонов  и  выше  или  при  числе  путей  в
сортировочном парке 30 и более - относятся ко 2 классу;
     сортировочные  горки  средней  мощности:  переработка в среднем в
сутки  от  1500  до  3500  вагонов или при числе путей в сортировочном
парке от 17 до 29 - относятся к 3 классу;
     сортировочные горки малой мощности: переработка в среднем в сутки
от 250 до 1500 вагонов или при числе путей в сортировочном парке до 16
включительно - относятся к 4 классу.

             4. Определение класса железнодорожных линий
                           за отчетный год

     Класс   линии   определяется   на   основе   сочетания  критериев
грузонапряженности  и  скорости  движения  поездов  и в соответствии с
примечаниями к таблице.
     1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов
     Скорость  движения  поездов  по  линиям (участкам) определяется в
соответствии  с приказами начальников дорог об установлении наибольших
допускаемых скоростей движения поездов.
     2. Определение грузонапряженности
     Грузонапряженность  по линии (участку), млн. ткм брутто/км в год,
определяется по формуле:

              груз    пасс    приг
     Г     = Г     + Г     + Г    ,                   (1)
      прив    бр      бр      бр

     где:
      груз
     Г     - суммарная грузонапряженность  по  участку,   определяется
      бр
на основе данных формы отчетности ЦО-4 по графе 18 "густота  движения"
<1>  суммарно  в  грузовом  и  негрузовом  направлениях  за 12 месяцев
отчетного года;
--------------------------------
     <1> "Густота  движения"  (тонн)   в   числовом   значении   равна
показателю "грузонапряженность" (ткм/км)

      пасс
     Г     - грузонапряженность в пассажирском    движении,  млн.  ткм
      бр
брутто/км в год, определяется по формуле:

      пасс
     Г     = N        x P        x 365 x 2,                (2)
      бр      дальних    дальних

     где:
     N        - среднесуточные размеры  движения  дальних  поездов  по
      дальних
участку в  соответствии с летним графиком движения поездов за отчетный
год перевозок, пар поездов в сутки;
     P        - вес   дальнего поезда  (принимается в  соответствии  с
      дальних
данными графика движения поездов), т;
      приг
     Г     - грузонапряженность в  пригородном   движении,   млн.  ткм
      бр
брутто/км в год, определяется по формуле:

      приг
     Г     = N     x P     x 365 x 2,                    (3)
      бр      приг    приг

     где:
     N     - среднесуточные размеры движения  пригородных  поездов  по
      приг
участку в соответствии с летним графиком движения поездов за  отчетный
год, пар поездов в сутки;
     P     -  вес  пригородного поезда (принимается в  соответствии  с
      приг
данными графика движения поездов), т.
     По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и
скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс
железнодорожной линии (участка).

             5. Определение класса железнодорожных линий
                            на перспективу

     Вычисление  ожидаемых  значений  классов железнодорожных линий на
перспективу   (1   -   2  года)  для  целей  планирования  ресурсов  и
эксплуатационных   расходов   базируется   на  основе  соответствующих
показателей за отчетный год.
     1. Определение скорости движения грузовых и пассажирских поездов
     Скорость движения поездов по участку принимается в соответствии с
Приказами  начальников  дорог  "Об установлении наибольших допускаемых
скоростей движения поездов" за отчетный год.
     2. Определение перспективной грузонапряженности
     Перспективная  грузонапряженность  по линиям (участкам), млн. ткм
брутто/км в год, определяется по формуле:

      персп    персп.груз    персп.пасс    персп.приг
     Г      = Г           + Г           + Г          ,           (4)
      прив     бр            бр            бр

     где:
      персп.груз
     Г        - прогнозируемая грузонапряженность, млн. ткм брутто/км;
      бр
      персп.пасс
     Г           -    прогнозируемая грузонапряженность в пассажирском
      бр
движении, млн. ткм брутто/км в год;
      персп.приг
     Г           -   прогнозируемая  грузонапряженность в  пригородном
     бр
движении, млн. ткм брутто/км в год.
      персп.груз
     Г           определяется на основе расчетов прогнозных   значений
      бр
грузооборота по  линиям  (участкам) на отчетный год (на основе анализа
средних дорожных данных по отчетному и перспективному  грузообороту  и
определение коэффициента K     , характеризующего    рост   (снижение)
                          груз
грузооборота в текущем году по отношению к отчетному).
     Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле:

              прог.тек.дор
             Q
              нетто
     K     = -------------,                         (5)
      груз      отчет.дор
               Q
                нетто

     где:
      прог.тек.дор
     Q              - прогнозный грузооборот на текущий год по дороге,
      нетто
млн. ткм,  принимается  в  соответствии  с  данными,  приведенными   в
приложении  к  протоколам итоговых расширенных заседаний правления ОАО
"РЖД" "Целевые параметры бюджетов железной дороги на текущий год";
      отчет.дор
     Q         - отчетный грузооборот по дороге, млн. ткм, принимается
      нетто
в соответствии со статистической отчетностью о работе железных дорог в
отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
     Грузонапряженность по  линиям  (участкам)  на  перспективный  год
определяется по формуле:

      персп.груз     груз    груз     груз
     Г           = (Г     x K    ) x K    .                 (6)
      бр             бр

      персп.пасс
     Г            определяется  на основе расчетов прогнозных значений
      бр
пассажирооборота по линиям (участкам)  на  расчетный  год  (на  основе
анализа   средних   дорожных  данных  по  отчетному  и  перспективному
пассажирообороту).
     Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле:

              прог.тек.дор
             Q
              пасс
     K     = -------------,                         (7)
      пасс      отчет.дор
               Q
                пасс

     где:
      прог.тек.дор
     Q               - прогнозный  пассажирооборот  на   текущий   год
      пасс
по дороге,  млн.  пасс.-км,  принимается  в  соответствии  с  данными,
приведенными в приложении к протоколам итоговых расширенных  заседаний
правления  ОАО  "РЖД"  "Целевые  параметры бюджетов железной дороги на
текущий год";
      отчет.дор
     Q           -  отчетный пассажирооборот по дороге, млн. пасс.-км,
      пасс
принимается в соответствии  со  статистической  отчетностью  о  работе
железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
     Прогнозируемая грузонапряженность  в  пассажирском  движении   по
линиям  (участкам)  на  расчетный  перспективный  год  определяется по
формуле:

      персп.пасс     пасс
     Г           = (Г     x K    ) K    .                 (8)
      бр             бр      пасс   пасс

      персп.приг
     Г           определяется   на основе расчетов прогнозных значений
      бр
пассажирооборота по  линиям  (участкам)  на  расчетный  год (на основе
анализа  средних  дорожных  данных  по  отчетному   и   перспективному
пассажирообороту).
     Значение коэффициента по железной дороге определяется по формуле:

              прог.тек.дор
             Q
      приг    приг
     K     = -------------,                         (9)
               отчет.дор
              Q
               приг

     где:
      прог.тек.дор
     Q               - прогнозный пассажирооборот на  текущий  год  по
      приг
дороге, млн.  пасс.-км,  принимается   в   соответствии   с   данными,
приведенными  в приложении к протоколам итоговых расширенных заседаний
правления ОАО "РЖД" "Целевые параметры  бюджетов  железной  дороги  на
текущий год";
      отчет.дор
     Q          - отчетный   пассажирооборот по дороге, млн. пасс.-км,
      приг
принимается в  соответствии  со  статистической  отчетностью  о работе
железных дорог в отчетном году (форма отчетности ЦО-4).
     Прогнозируемая грузонапряженность    по   линиям   (участкам)   в
пригородном движении на расчетный перспективный  год  определяется  по
формуле:

      персп.приг     приг
     Г           = (Г     x K    ) K    .                (10)
      бр             бр      приг   приг

     По таблице в соответствии с приведенной грузонапряженностью (1) и
скоростями движения пассажирских и грузовых поездов определяется класс
железнодорожной линии (участка).

            6. Примеры определения класса железнодорожных
                        линий за отчетный год

     Исходные данные:
     Участки  Горьковской  железной  дороги: Канаш - Алатырь, Ижевск -
Воткинск, Ижевск - Агрыз, Владимир - Петушки.
     Форма отчетности ЦО-4 за 12 месяцев 2008 г.
     Скорости  движения  грузовых  и  пассажирских поездов по участкам
приняты согласно приказу начальника Горьковской железной дороги:
     - Канаш  -  Алатырь  -  грузовых  поездов - 80 км/ч, пассажирских
поездов - 100 км/ч;
     - Ижевск  -  Воткинск  - грузовых поездов - 60 км/ч, пассажирских
поездов - 60 км/ч;
     - Ижевск  -  Агрыз  -  грузовых  поездов  - 80 км/ч, пассажирских
поездов - 100 км/ч;
     - Владимир  -  Петушки - грузовых поездов - 90 км/ч, пассажирских
поездов - 140 км/ч.
     Размеры движения в пассажирском сообщении по участкам:
     Канаш - Алатырь - 7 пар поездов в сутки;
     Ижевск - Воткинск - пассажирское движение отсутствует;
     Ижевск - Агрыз - 8 пар поездов в сутки;
     Владимир - Петушки - 26 пар поездов в сутки.
     Размеры движения в пригородном сообщении по участкам:
     Канаш - Алатырь - 5 пар поездов в сутки;
     Ижевск - Воткинск - 2 пары поездов в сутки;
     Ижевск - Агрыз - 10 пар поездов в сутки;
     Владимир - Петушки - 7 пар поездов в сутки.
     Грузонапряженность в грузовом движении (млн. ткм/км брутто в год)
равна  числовому  значению  густоты движения на 1 км и определяется по
данным  формы  отчетности  ЦО-4  (приложение - не приводится) графа 18
суммарно в обоих направлениях за 12 месяцев отчетного года:
     - Канаш - Алатырь: 7106301,78 ткм/км брутто в год;
     - Ижевск - Воткинск: 1161552,1 ткм/км брутто в год;
     - Ижевск - Агрыз: 29319245,29 ткм/км брутто в год;
     - Владимир - Петушки: 43876131,02 ткм/км брутто в год.
     Расчет:
                                                пасс
     Грузонапряженность брутто в пассажирском (Г     )  и  пригородном
                                                бр
  приг
(Г    ) движении:
  бр
     - в пассажирском движении:
     Канаш  -  Алатырь:  7  х 1100 х 365 х 2 = 5621000 ткм/км брутто в
год;
     Ижевск - Воткинск: пассажирское движение отсутствует;
     Ижевск - Агрыз: 8 х 1100 х 365 х 2 = 6424000 ткм/км брутто в год;
     Владимир  - Петушки: 26 х 1100 х 365 х 2 = 20878000 ткм/км брутто
в год.
     - в пригородном движении;
     Канаш - Алатырь: 5 х 400 х 365 х 2 = 1460000 ткм/км брутто в год;
     Ижевск - Воткинск: 2 х 55 х 365 х 2 = 80300 ткм/км брутто в год;
     Ижевск - Агрыз: 10 х 605 х 365 х 2 = 4416500 ткм/км брутто в год;
     Владимир  -  Петушки: 7 х 600 х 365 х 2 = 3066000 ткм/км брутто в
год.
     Приведенная грузонапряженность по участкам:
     Канаш  -  Алатырь:  7106301,78  + 5621000 + 1460000 = 14187301,78
ткм/км брутто в год;
     Ижевск  - Воткинск: 1161552,1 + 80300 = 1241852,1 ткм/км брутто в
год;
     Ижевск  -  Агрыз:  29319245,29  + 6424000 + 4416500 = 40159745,29
ткм/км брутто в год;
     Владимир   -   Петушки:   43876131,02  +  20878000  +  3066000  =
67820131,02 ткм/км брутто в год.
     По  таблице  в  соответствии  с приведенной грузонапряженностью и
скоростями  движения пассажирских и грузовых поездов определяем классы
участков:
     Канаш - Алатырь - 3 класс;
     Ижевск - Воткинск - 5 класс;
     Ижевск - Агрыз - 2 класс;
     Владимир - Петушки - 1 класс.

          7. Пример определения класса железнодорожных линий
                          на перспективу <2>

--------------------------------
     <2>  В  связи  с экономическим кризисом в России и прогнозируемым
падением  объемов  перевозок  в  2009  и 2010 годах в качестве примера
приняты  отчетные  показатели  эксплуатационной  работы  (грузооборот,
пассажирооборот, грузонапряженность) за 2007 и 2008 годы.

     Исходные данные:
     Участок Московской железной дороги: Михайлов - Павелец.
     Форма отчетности ЦО-4 за 2007 г.
     Скорости  движения  грузовых  и  пассажирских  поездов по участку
приняты согласно приказу начальника Московской железной дороги:
     - грузовых поездов - 80 км/ч;
     - пассажирских поездов - 100 км/ч.
     Грузооборот по дороге за 2007 г. - 127900 млн. ткм.
     Пассажирооборот по дороге за 2007 г.:
     - в дальнем следовании - 20332 млн. пасс.-км;
     - в пригородном сообщении - 18059 млн. пасс.-км.
     Целевые параметры бюджетов Московской ж.д. на 2008 г.:
     - грузооборот по дороге - 148862 млн. ткм;
     - пассажирооборот по дороге:
     - в дальнем следовании - 20530 млн. пасс.-км;
     - в пригородном сообщении - 18859 млн. пасс.-км.
     Размеры  движения  в  пассажирском  сообщении  - 17 пар поездов в
сутки.
     Размеры движения в пригородном сообщении - 5 пар поездов в сутки.
     Грузонапряженность за отчетный год, млн. ткм брутто/км:
                            груз
     - в грузовом движении Г     = 0,721
                            бр
                                пасс
     - в пассажирском движении Г     = 17 х 1100 х 365 x 2 = 13,651
                                бр
                               приг
     - в пригородном движении Г     = 5 х 600 х 365 х 2 = 2,190
                               бр
     Расчет:
     K     = 148862 / 127900 = 1,164
      груз
     K     = 20530 / 20332 = 1,009
      пасс
     K     = 18859 / 18059 = 1,106
      приг
      персп.груз
     Г           = (0,721 х 1,164) х 1,164 = 0,977
      бр
      персп.пасс
     Г           = (13,651 х 1,009) х 1,009 = 13,898
      бр
      персп.приг
     Г           = (2,19 x 1,106) х 1,106 = 2,679
      бр
     Перспективная приведенная грузонапряженность по участку, млн. ткм
брутто/км в год:
      персп
     Г      = 0,977 + 13,898 + 2,679 = 17,554
      прив
     По  таблице  в  соответствии  с приведенной грузонапряженностью и
скоростями  движения  пассажирских и грузовых поездов определяем класс
участка - 3.


                                                        Приложение N 1

                                              к распоряжению ОАО "РЖД"
                                                   от 1 июля 2009 года
                                                               N 1393р

        Раздел 3. Показатели использования подвижного состава
                   по поездоучасткам и направлениям

                        Форма отчетности ЦО-49

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.
Оглавление