Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240100.03 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 30 сентября 2009 г. N 362 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 30 сентября 2009 г. N 362 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 9 декабря 2009 г. N 15464 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года N 362 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 240100.03 АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 240100.03 Аппаратчик-оператор экологических установок всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: НПО - начальное профессиональное образование; ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------------------- |Образовательная база| Наименование квалификации | Нормативный срок | | приема |(профессий по Общероссийскому| освоения ОПОП при | | | классификатору профессий |очной форме получения | | |рабочих, должностей служащих | образования | | | и тарифных разрядов) | | | | (ОК 016-94) <*> | | |--------------------|-----------------------------|----------------------| | на базе среднего | Аппаратчик газоразделения | 10 мес. | | (полного) общего | Аппаратчик нейтрализации | | | образования | Аппаратчик обессоливания | | | |воды | | | | Аппаратчик осаждения | | | | Аппаратчик осушки газа | | | | Аппаратчик отстаивания | | | | Аппаратчик очистки газа | | | | Аппаратчик очистки жидкости| | | | Аппаратчик очистки сточных | | |--------------------|вод |----------------------| | на базе основного | Аппаратчик перегонки | 2 года 5 мес. <**> | | общего образования | Аппаратчик переработки | | | |отходов | | | | химического производства | | | | Аппаратчик фильтрации | | | | Аппаратчик химводоочистки | | | | Оператор по обслуживанию | | | |пылегазоулавливающих | | | |установок | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии. <**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: аппаратчик газоразделения - аппаратчик осушки газа - аппаратчик очистки газа - оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок; аппаратчик нейтрализации - аппаратчик осаждения - аппаратчик отстаивания - аппаратчик фильтрации; аппаратчик осаждения - аппаратчик отстаивания; аппаратчик очистки жидкости - аппаратчик сточных вод - аппаратчик химводоочистки и др. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: ведение технологических процессов очистки отходов химических производств. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: атмосфера и материалы окружающей природной среды; процессы и аппараты очистки (переработки) отходов химических производств; нормативная и техническая документация. 4.3. Обучающийся по профессии Аппаратчик-оператор экологических установок готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Техническое обслуживание оборудования и контрольно-измерительных приборов. 4.3.2. Контроль и поддержка технологических параметров работы очистных сооружений, установок и оборудования. 4.3.3. Ведение технической документации. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Оценивать состояние и соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Техническое обслуживание оборудования и контрольно- измерительных приборов. ПК 1.1. Проверять состояние и подготавливать к работе очистные сооружения, установки, оборудование и контрольно-измерительные приборы. ПК 1.2. Осуществлять пуск, вывод на технологический режим работы и остановку очистных сооружений, установок и оборудования. ПК 1.3. Устранять мелкие неисправности обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов. 5.2.2. Контроль и поддержка технологических параметров работы очистных сооружений, установок и оборудования. ПК 2.1. Подготавливать реагенты, вспомогательные материалы и инструменты. ПК 2.2. Определять параметры технологических процессов по показаниям контрольно-измерительных приборов. ПК 2.3. Контролировать ведение технологических процессов по результатам анализов выбросов и стоков, расхода реагентов и энергоресурсов. ПК 2.4. Регулировать параметры и поддерживать технологический режим. 5.2.3. Ведение технической документации. ПК 3.1. Пользоваться нормативной и справочной документацией. ПК 3.2. Вести учет расхода энергоресурсов, количества и качества отходов, реагентов, выбросов и стоков химических производств. ПК 3.3. Вести отчетно-техническую документацию о работе обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального и разделов: физическая культура; учебная практика (производственное обучение); производственная практика; промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация. 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика. 6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования Таблица 2 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование циклов, разделов, | Всего | В т.ч. часов| Индекс и | Коды | | | модулей, требования к знаниям, |максимальной | обязательных| наименование |формируемых | | | умениям, практическому опыту | учебной | учебных | дисциплин, |компетенций | | | | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | |обучающегося | | курсов (МДК) | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |Обязательная часть циклов ОПОП и | 864 | 576 | | | | |раздел "Физическая культура" | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| |ОП.00 |Общепрофессиональный цикл | 408 | 272 | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |В результате изучения обязательной | | |ОП.01. |ОК 2 | | |части цикла обучающийся по | | |Электротехника |ОК 3 | | |общепрофессиональным дисциплинам | | | |ОК 6 | | |должен: | | | |ОК 7 | | |уметь: | | | |ПК 1.1 - 1.3| | | контролировать выполнение | | | |ПК 2.2 | | |заземления, зануления; | | | |ПК 2.4 | | | пускать и останавливать | | | | | | |электродвигатели, установленные на | | | | | | |эксплуатируемом оборудовании; | | | | | | | снимать показания работы и | | | | | | |пользоваться электрооборудованием с| | | | | | |соблюдением норм техники | | | | | | |безопасности и правил эксплуатации;| | | | | | |знать: | | | | | | | основные понятия о постоянном и | | | | | | |переменном электрическом токе, | | | | | | |последовательное и параллельное | | | | | | |соединение проводников и источников| | | | | | |тока, единицы измерения силы тока, | | | | | | |напряжения, мощности электрического| | | | | | |тока, сопротивления проводников, | | | | | | |электрических и магнитных полей; | | | | | | | сущность и методы измерений | | | | | | |электрических величин, | | | | | | |конструктивные и технические | | | | | | |характеристики измерительных | | | | | | |приборов; | | | | | | | основные законы электротехники; | | | | | | | правила графического изображения | | | | | | |и составления электрических схем; | | | | | | | условные обозначения | | | | | | |электротехнических приборов и | | | | | | |электрических машин; | | | | | | | основные элементы электрических | | | | | | |сетей; | | | | | | | принципы действия, устройство, | | | | | | |основные характеристики | | | | | | |электроизмерительных приборов, | | | | | | |электрических машин, аппаратуры | | | | | | |управления и защиты, схемы | | | | | | |электроснабжения; | | | | | | | двигатели постоянного и | | | | | | |переменного тока, их устройство, | | | | | | |принцип действия, правила пуска, | | | | | | |остановки; | | | | | | | правила техники безопасности при | | | | | | |работе с электрическими приборами | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | |ОП.02. |ОК 2 | | | определять свойства и | | |Основы |ОК 3 | | |классифицировать материалы, | | |материаловедения и |ОК 6 | | |применяемые в производстве, по | | |технология |ОК 7 | | |составу, назначению и способу | | |общеслесарных работ|ПК 1.1 - 1.3| | |приготовления; | | | |ПК 2.2 | | | подбирать основные | | | |ПК 2.4 | | |конструкционные материалы со | | | | | | |сходными коэффициентами теплового | | | | | | |расширения; | | | | | | | выполнять общеслесарные работы: | | | | | | |разметку, рубку, правку, гибку, | | | | | | |резку, опиливание, шабрение | | | | | | |металла, сверление, зенкование и | | | | | | |развертывание отверстий, клепку, | | | | | | |пайку, лужение и склеивание, | | | | | | |нарезание резьбы; | | | | | | | пользоваться инструментами и | | | | | | |контрольно-измерительными приборами| | | | | | |при выполнении слесарных работ; | | | | | | |знать: | | | | | | | основные сведения о назначении и | | | | | | |свойствах металлов и сплавов, о | | | | | | |технологии их производства; | | | | | | | основные виды, свойства и | | | | | | |области применения конструкционных | | | | | | |металлических и неметаллических | | | | | | |материалов, используемых в | | | | | | |производстве; | | | | | | | особенности строения металлов и | | | | | | |сплавов; | | | | | | | виды прокладочных и | | | | | | |уплотнительных материалов; | | | | | | | классификацию и свойства | | | | | | |металлов и сплавов, основных | | | | | | |защитных материалов, композиционных| | | | | | |материалов; | | | | | | | виды механической, химической и | | | | | | |термической обработки металлов и | | | | | | |сплавов; | | | | | | | методы измерения параметров и | | | | | | |определения свойств материалов; | | | | | | | основные сведения о | | | | | | |кристаллизации и структуре | | | | | | |расплавов; | | | | | | | основные свойства полимеров и их | | | | | | |использование; | | | | | | | способы термообработки и защиты | | | | | | |металлов от коррозии; | | | | | | | виды слесарных работ и | | | | | | |технологию их выполнения; | | | | | | | устройство, назначение, правила | | | | | | |выбора и применения инструментов и | | | | | | |контрольно-измерительных приборов, | | | | | | |используемых при выполнении | | | | | | |слесарных работ; | | | | | | | требования к качеству обработки | | | | | | |деталей; | | | | | | | виды износа деталей и узлов; | | | | | | | свойства смазочных материалов | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | |ОП.03. |ОК 2 | | | собирать конструкции из деталей | | |Основы технической |ОК 3 | | |по чертежам и схемам; | | |механики |ОК 6 | | | читать кинематические схемы; | | | |ОК 7 | | | определять напряжения в | | | |ПК 1.1 - 1.3| | |конструкционных элементах; | | | |ПК 2.2 | | |знать: | | | |ПК 2.4 | | | виды износа и деформации деталей | | | | | | |и узлов; | | | | | | | виды смазочных материалов, | | | | | | |требования к свойствам масел, | | | | | | |применяемых для смазки узлов и | | | | | | |деталей, правила хранения смазочных| | | | | | |материалов; | | | | | | | кинематику механизмов, | | | | | | |соединения деталей машин, | | | | | | |механические передачи, виды и | | | | | | |устройство передач; | | | | | | | назначение и классификацию | | | | | | |подшипников; | | | | | | | основные типы смазочных | | | | | | |устройств; | | | | | | | типы, назначение, устройство | | | | | | |редукторов; | | | | | | | трение, его виды, роль трения в | | | | | | |технике; | | | | | | | устройство и назначение | | | | | | |инструментов и контрольно- | | | | | | |измерительных приборов, | | | | | | |используемых при техническом | | | | | | |обслуживании и ремонте | | | | | | |оборудования; | | | | | | | методику расчета элементов | | | | | | |конструкций на прочность, жесткость| | | | | | |и устойчивость при различных видах | | | | | | |деформации | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | |ОП.04. |ОК 2 | | | выбирать тип контрольно- | | |Основы |ОК 3 | | |измерительных приборов и средств | | |автоматизации |ОК 5 | | |автоматизации под задачи | | |производств |ОК 6 | | |производства и аргументировать свой| | | |ПК 1.1 - 1.3| | |выбор; | | | |ПК 2.2 | | | регулировать параметры | | | |ПК 2.4 | | |технологического процесса по | | | | | | |показаниям контрольно-измерительных| | | | | | |приборов и аппаратуры (КИПиА), | | | | | | |вручную и дистанционно с | | | | | | |использованием средств | | | | | | |автоматизации; | | | | | | | снимать показания КИПиА и | | | | | | |оценивать достоверность информации;| | | | | | |знать: | | | | | | | классификацию, виды, назначение | | | | | | |и основные характеристики типовых | | | | | | |контрольно-измерительных приборов, | | | | | | |автоматических и сигнальных | | | | | | |устройств по месту их установки, | | | | | | |устройству и принципу действия | | | | | | |(электрические, электронные, | | | | | | |пневматические, гидравлические и | | | | | | |комбинированные датчики и | | | | | | |исполнительные механизмы, | | | | | | |интерфейсные, микропроцессорные и | | | | | | |компьютерные устройства); | | | | | | | общие сведения об | | | | | | |автоматизированных системах | | | | | | |управления и системах | | | | | | |автоматического управления; | | | | | | | принципы построения | | | | | | |автоматизированных систем | | | | | | |управления технологическими | | | | | | |процессами, типовые системы | | | | | | |автоматического регулирования | | | | | | |технологических процессов; | | | | | | | систему автоматической | | | | | | |противоаварийной защиты, | | | | | | |применяемой на производстве; | | | | | | | состояние и перспективы развития | | | | | | |автоматизации технологических | | | | | | |процессов; | | | | | | | принципы измерения, | | | | | | |регулирования, контроля и | | | | | | |автоматического управления | | | | | | |параметрами технологического | | | | | | |процесса; | | | | | | | основные понятия | | | | | | |автоматизированной обработки | | | | | | |информации; | | | | | | | основы техники измерений | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | |ОП.05. |ОК 1 - 7 | | | определять экологическую | | |Природопользование |ПК 1.1 - 1.3| | |пригодность выпускаемой продукции; | | |и охрана окружающей|ПК 2.1 - 2.4| | | различать конструкции и | | |среды |ПК 3.1 - 3.3| | |определять принадлежность аппаратов| | | | | | |и устройств очистки сточных вод и | | | | | | |газоочистки; | | | | | | | оценивать состояние экологии | | | | | | |окружающей среды на | | | | | | |производственном объекте; | | | | | | |знать: | | | | | | | виды и классификацию природных | | | | | | |ресурсов и задачи охраны окружающей| | | | | | |среды; | | | | | | | методы и принципы работы | | | | | | |аппаратов обезвреживания и очистки | | | | | | |газовых выбросов и стоков | | | | | | |химических производств; | | | | | | | основные группы промышленных | | | | | | |сточных вод и методы их очистки; | | | | | | | основные источники техногенного | | | | | | |воздействия на окружающую среду; | | | | | | | основные источники и масштабы | | | | | | |образования отходов производства; | | | | | | | основные способы предотвращения | | | | | | |и улавливания выбросов; | | | | | | | правила и нормы экологической | | | | | | |безопасности; | | | | | | | принципы и организацию | | | | | | |производственного экологического | | | | | | |контроля; | | | | | | | состав промышленных выбросов в | | | | | | |атмосферу от различных производств;| | | | | | | основные технологии утилизации | | | | | | |газовых выбросов, стоков, твердых | | | | | | |отходов | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | |ОП.06. |ОК 1 - 8 | | | пользоваться средствами | | |Охрана труда |ПК 1.1 - 1.3| | |индивидуальной и групповой защиты; | | | |ПК 2.1 - 2.4| | | применять безопасные приемы | | | |ПК 3.1 - 3.3| | |труда на территории предприятия и в| | | | | | |производственных помещениях; | | | | | | | использовать экобиозащитную и | | | | | | |противопожарную технику; | | | | | | | определять и проводить анализ | | | | | | |травмоопасных и вредных факторов в | | | | | | |сфере профессиональной | | | | | | |деятельности; | | | | | | |знать: | | | | | | | виды и правила проведения | | | | | | |инструктажей по охране труда; | | | | | | | возможные опасные и вредные | | | | | | |факторы и средства защиты; | | | | | | | действие токсичных веществ на | | | | | | |организм человека; | | | | | | | меры предупреждения пожаров и | | | | | | |взрывов; | | | | | | | нормативные документы по охране | | | | | | |труда и здоровья, основы | | | | | | |профгигиены, профсанитарии и | | | | | | |пожаробезопасности; | | | | | | | общие требования безопасности на | | | | | | |территории предприятия и в | | | | | | |производственных помещениях; | | | | | | | основные причины возникновения | | | | | | |пожаров и взрывов; | | | | | | | правовые и организационные | | | | | | |основы охраны труда на предприятии,| | | | | | |систему мер по безопасной | | | | | | |эксплуатации опасных | | | | | | |производственных объектов и | | | | | | |снижению вредного воздействия на | | | | | | |окружающую среду, профилактические | | | | | | |мероприятия по технике безопасности| | | | | | |и производственной санитарии; | | | | | | | права и обязанности работников в | | | | | | |области охраны труда; | | | | | | | принципы прогнозирования | | | | | | |развития событий и оценки | | | | | | |последствий при техногенных | | | | | | |чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | |явлениях; | | | | | | | средства и методы повышения | | | | | | |безопасности технических средств и | | | | | | |технологических процессов | | | | | |--------|-----------------------------------|-------------|-------------|-------------------|------------| | |уметь: | | 32 |ОП.07. |ОК 1 - 8 | | | организовывать и проводить | | |Безопасность |ПК 1.1 - 1.3| | |мероприятия по защите работающих | | |жизнедеятельности |ПК 2.1 - 2.4| | |и населения от негативных | | | | | | |воздействий чрезвычайных ситуаций; | | | | | | | предпринимать профилактические | | | | | | |меры для снижения уровня опасностей| | | | | | |различного вида и их последствий в | | | | | | |профессиональной деятельности и | | | | | | |быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | |индивидуальной и коллективной | | | | | | |защиты от оружия массового | | | | | | |поражения; применять первичные | | | | | | |средства пожаротушения; | | | | | | | ориентироваться в перечне | | | | | | |военно-учетных специальностей и | | | | | | |самостоятельно определять среди них| | | | | | |родственные полученной профессии; | | | | | | | применять профессиональные | | | | | | |знания в ходе исполнения | | | | | | |обязанностей военной службы на | | | | | | |воинских должностях в соответствии | | | | | | |с полученной профессией; | | | | | | | владеть способами | | | | | | |бесконфликтного общения и | | | | | | |саморегуляции в повседневной | | | | | | |деятельности и экстремальных | | | | | | |условиях военной службы; | | | | | Страницы: 1 2 |