ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СССР 4 мая 1990 г. N 306 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР 4 мая 1990 г. N 185 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ 4 мая 1990 г. N 33 (Д) В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1988 г. N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения и укреплению материально-технической базы здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения заболеваемости ослабленных и часто болеющих детей, находящихся в детских дошкольных учреждениях, приказываем: 1. Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР и ВЦСПС Положение о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовые штаты санаторного детского дошкольного учреждения для ослабленных и часто болеющих детей (Приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1 января 1991 года. 2. Руководителям органов и учреждений здравоохранения вводить дополнительные должности среднего медицинского персонала, врачей-педиатров в штаты лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах выделенных для этих целей ассигнований. При этом рекомендуется устанавливать должности инструктора ЛФК (медицинской сестры по массажу) и медицинской сестры по физиотерапии из расчета по 0,25 ставки на каждую группу, врачей-педиатров соответственно штатным нормативам детских санаториев системы здравоохранения. Председатель Государственного комитета СССР по народному образованию Г.А.ЯГОДИН 4 мая 1990 г. N 306 Министр здравоохранения СССР И.Н.ДЕНИСОВ 4 мая 1990 г. N 185 Заместитель председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам М.М.КРАВЧЕНКО 4 мая 1990 г. N 33 Приложение 1 Согласовано Министерство финансов СССР В.Е.ОРЛОВ ВЦСПС Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА ПОЛОЖЕНИЕ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ I. Общие положения 1. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей <*> имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения. Наряду с лечебно-оздоровительными мероприятиями санаторное дошкольное учреждение (группа) проводит воспитательно-образовательную работу с детьми в соответствии со скорректированной Программой воспитания и обучения в детском саду. -------------------------------- <*> Далее - санаторные дошкольные учреждения (группы). 2. Санаторные дошкольные учреждения (группы) организуются органами исполнительной власти, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями, организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями с ведома органов здравоохранения. 3. Основным типом санаторного дошкольного учреждения является ясли-сад на 6 - 12 групп. При необходимости группы санаторного типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских садов, яслей-садов). 4. Санаторные дошкольные учреждения (группы) открываются в зданиях, отвечающих санаторно-гигиеническим нормам и правилам пожарной безопасности, при наличии необходимого набора помещений, оснащенных необходимым медицинским оборудованием для проведения восстановительного лечения и оздоровления детей. При каждом учреждении должен быть огороженный озелененный участок, оснащенный игровым и спортивным оборудованием соответственно возрасту детей. Санаторное дошкольное учреждение должно размещаться с учетом экологической обстановки в данной территории и преимущественно в зеленой зоне. 5. Санаторные дошкольные учреждения оснащаются необходимым мягким и жестким инвентарем, учебно-наглядными пособиями, игрушками, спортивным оборудованием и т.д. в соответствии с нормативами детских дошкольных учреждений общего назначения. 6. В своей работе санаторные дошкольные учреждения (группы) руководствуются настоящим Положением, Положением о детском дошкольном учреждении, программно-методическими и нормативными документами, утвержденными Госкомитетом СССР по народному образованию, Министерством здравоохранения СССР, органами управления народного образования и здравоохранения республик, а также министерствами и ведомствами, в подчинении которых они находятся. 7. Питание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) для ослабленных и часто болеющих детей осуществляется по нормам, установленным подпунктом "а" п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 317 для санаторных дошкольных учреждений. 8. Плата за содержание детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) взимается с родителей в размерах, установленных Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1990 г. N 47 (см.: Бюллетень, 1990, N 4, с. 30 - 31; N 5, с. 27 - 33). 9. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков работников санаторных дошкольных учреждений (групп) устанавливается в соответствии с нормативами, предусмотренными для персонала детских дошкольных учреждений общего назначения. II. Порядок работы и структура санаторных дошкольных учреждений (групп) 1. Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5 - 6 дней в неделю с круглосуточным и продленным (с организацией ужина) пребыванием детей, в необходимых случаях - без перерыва на выходные и праздничные дни. 2. Комплектование детьми санаторных дошкольных учреждений (групп) проводится по возрастному принципу. Количество детей в группах устанавливается: в возрасте 2 лет - 10 детей; от 2 до 3 лет - 15 детей; старше 3 лет - 20 детей в группе. 3. Длительность пребывания детей в санаторных дошкольных учреждениях (группах) устанавливается до одного года. 4. На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном учреждении (группе) за ним сохраняется место в детском дошкольном учреждении общего назначения без учета его в списочном составе этого учреждения. III. Порядок направления и приема в санаторные дошкольные учреждения (группы) 1. Отбор детей в санаторные дошкольные учреждения (группы) проводится санаторно-курортной отборочной комиссией. Дети направляются на комиссию по совместному решению врача, закрепленного за детским дошкольным учреждением общего назначения, участкового педиатра и заведующего дошкольно-школьным отделением поликлиники (главного врача или заведующего поликлиникой). 2. В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются: дети ослабленные, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения. 3. Списки детей, отобранных санаторно-курортной отборочной комиссией, с обязательным указанием домашнего адреса ребенка и места работы родителей направляются в районный (городской) отдел (управление) народного образования или администрации и профсоюзной организации предприятия, в ведении которого находится санаторное дошкольное учреждение (группа). 4. Зачисление детей в санаторное дошкольное учреждение (группу) производится при наличии следующих документов: путевки соответствующего районного (городского) отдела (управления) народного образования или путевки предприятия, учреждения, организации, выписки из истории развития ребенка с заключением санаторно-курортной отборочной комиссии, справки об отсутствии контактов с инфекционными больными. 5. Дети из санаторных дошкольных учреждений (групп) переводятся в дошкольные учреждения общего назначения, ранее посещаемые ими, на основании заключения санаторно-курортной отборочной комиссии. Сведения о проведенном оздоровлении детей передаются в детские дошкольные учреждения общего назначения, а также в поликлинику по месту их наблюдения. 6. Санаторные дошкольные учреждения и группы для детей, обучающихся по программе первого класса, не организуются. IV. Создание условий для проведения лечебно - оздоровительной работы в санаторном дошкольном учреждении (группе) 1. В состав лечебно-оздоровительной базы должны включаться: физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн, помещение для хранения медицинского кислорода. 2. Лечебные кабинеты оснащаются в соответствии с их назначением физиотерапевтической аппаратурой (тубусный и маячный кварц, аппарат УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс", ингаляторы аэрозольный и паровой, аппарат "Здоровье" для приготовления кислородных коктейлей и т.д.), необходимым оборудованием и инвентарем для проведения массажа, занятий лечебной физкультурой, обучения плаванию. Оснащение, монтаж и установка медицинского оборудования, контроль за эксплуатацией и его ремонт проводятся территориальными управлениями "Медтехники" по заявкам предприятий, учреждений и организаций, в ведении которых находится санаторное дошкольное учреждение. V. Руководство и штаты санаторного дошкольного учреждения (группы) 1. Штаты санаторного дошкольного учреждения (группы) независимо от ведомственной подчиненности учреждения устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами, предусмотренными для указанных учреждений. Штаты медицинского персонала для проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми в указанных дошкольных учреждениях (группах) устанавливаются органами здравоохранения в соответствии с нормативами для санаторных дошкольных учреждений (групп). 2. Территориальные лечебно-профилактические учреждения организуют лечебно-оздоровительную работу с детьми, оказывают необходимую помощь в проведении консультаций врачей-специалистов, лабораторных исследований, консультативно-методической помощи институтов, республиканских, краевых и областных детских больниц. 3. Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и медикаментозную терапию и контроль за проведением специальных закаливающих процедур и прогулок. 4. Руководители территориальных лечебно-профилактических учреждений осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за правильную организацию и проведение всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей, внедрение современных методов лечения, повышение квалификации медицинских работников санаторных дошкольных учреждений (групп), проводят анализ эффективности работы санаторного дошкольного учреждения (групп) по оздоровлению детей. Приложение 2 ТИПОВЫЕ ШТАТЫ САНАТОРНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ------------------------------------------------------------------ | Наименование должностей | | | |-----------------------------| | | 6 | 7 | 8 | 9 |10 |11 |12 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |1. Заведующий |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |2. Старший воспитатель |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1,5| |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |3. Старшая медицинская сестра |1 |1 |1,5|1,5|1,5|1,5|1,5| |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |4. Помощник заведующего по | | |1 |1 |1 |1 |1 | |хозяйственной работе | | | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |5. Заведующий хозяйством |1 |1 | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |6. Старший бухгалтер | | |1 |1 |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |7. Бухгалтер |1 |1 | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |8. Секретарь-машинистка | | | | | | |1 | |(делопроизводитель) | | | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |9. Шеф-повар | | |1 |1 |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |10. Повар |2 |2 |2 |2 |2 |2 |3 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |11. Подсобный рабочий |1 |1 |1 |1 |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |12. Грузчик | | | | |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |13. Кладовщик | | | | |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |14. Кастелянша |0,5 |1 |1 |1 |1 |1 |1 | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |15. Рабочий по обслуживанию и |0,5 |0,5 |1 |1 |1 |1 |1 | |текущему ремонту зданий, | | | | | | | | |сооружений и оборудования | | | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| |16. Машинист по стирке и ремонту | | | | | | | | |спецодежды (белья): | | | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| | в учреждениях, имеющих группы с |2 |2 |2,5|2,5|3 |3 |4 | | круглосуточным пребыванием детей;| | | | | | | | |----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---| | в учреждениях, не имеющих групп с|1,75|1,75|2 |2 |2,5|2,5|3 | | круглосуточным пребыванием детей | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------ Примечания. 1. Штат воспитателей установлен из расчета их работы в дошкольных группах в течение 14 ч, в ясельных группах в течение 24 ч. 2. В учреждениях с 7-дневным пребыванием детей устанавливается дополнительно по 0,3 единицы должности повара, подсобного рабочего, машиниста по стирке одежды, белья, старшей медицинской сестры. 3. В учреждениях, имеющих крытые малоразмерные бассейны для обучения детей плаванию, устанавливается должность инструктора по физической культуре из расчета 0,25 единицы должности на каждые 2 группы, с которыми проводятся занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста. Кроме того, при наличии в учреждении до 8 таких групп устанавливается по 0,5 единицы должности рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика служебных помещений и оператора хлораторной установки (при наличии хлораторной установки), а при наличии 9 и более групп - по одной вышеуказанной должности. 4. В учреждениях, где имеется не менее 12 детей с нарушениями речи, устанавливается должность учителя-логопеда. 5. В учреждениях, имеющих группы для ослабленных и часто болеющих детей, дополнительно устанавливается должность машиниста по стирке и ремонту спецодежды (белья): при наличии 2 - 3 таких групп - 0,25 единицы должности, 4 - 5 - 0,5 единицы должности, 6 и более - одна единица должности. Должности машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья) устанавливаются, когда нет возможности пользоваться коммунальными прачечными. 6. В учреждениях, имеющих нечетное число групп, дополнительно устанавливается 0,5 единицы должности ночной няни. 7. В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, должности старшего бухгалтера не устанавливаются. 8. В учреждениях, расположенных в самостоятельных зданиях, устанавливается должность дворника в соответствии с нормами по уборке площади, утвержденными органами исполнительной власти. В необходимых случаях может быть установлена должность сторожа в пределах лимита сторожевой охраны, установленного министерству (госкомитету) народного образования республики. Дополнено в расчете на одну группу ------------------------------------------------------------------ | Наименование |При 5-дневной |При 6-дневной |При 7-дневной | | должностей |рабочей неделе|рабочей неделе|рабочей неделе| | |с пребыванием |с пребыванием |с пребыванием | | |детей в |детей в |детей в тече- | | |течение, час. |течение, час. |ние, час. | | |--------------|--------------|--------------| | | 12 | 24 | 12 | 24 | 24 | |-------------------|------|-------|------|-------|--------------| |Дошкольные группы: | | | | | | |Воспитатель | 2 | 2 | 2 | 2,2 | 2,8 | |-------------------|------|-------|------|-------|--------------| |Помощник | 1,25 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,1 | |воспитателя | | | | | | |-------------------|------|-------|------|-------|--------------| |Ясельные группы: | | | | | | |Воспитатель | 2 | 2 | 2 | 3,6 | 4,3 | |-------------------|------|-------|------|-------|--------------| |Санитарка-няня | 1,5 | 2,5 | 1,75| 2,75 | 3,5 | ------------------------------------------------------------------ 9. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями, вместо должности дворника может быть установлена должность садовника. 10. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади. При расчете количества убираемой площади не учитывается площадь групповых помещений (за исключением санитарной комнаты), уборка которых производится групповым персоналом. 11. В учреждениях, имеющих изолятор, устанавливается дополнительно 3,2 единицы при шестидневной рабочей неделе и 2,6 единицы при пятидневной рабочей неделе должности санитарки-няни для работы в изоляторе. 12. В учреждениях, имеющих грузовой автомобиль или мотороллер, обслуживающие данное учреждение или несколько дошкольных учреждений, устанавливается должность водителя грузового автомобиля, мотороллера. При наличии гужевого транспорта устанавливается должность возчика. 13. В учреждениях, имеющих самостоятельные здания, на отопительный сезон устанавливается должность истопника или кочегара из расчета: один кочегар на каждые 10 печей, а при наличии 5 - 9 печей - 0,5 единицы по этой должности; при наличии центрального отопления - один кочегар в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв. м - 2 кочегара в смену; при газовом отоплении вводится должность кочегара из расчета один кочегар в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - два кочегара в смену; при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в дошкольных учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, вводится должность рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - должность дежурного рабочего в смену. Из общего числа указанных в настоящем пункте должностей одна должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на круглый год. 14. Должности ночных нянь устанавливаются из расчета две единицы на каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей неделе и 1,3 единицы на каждые две дошкольные группы при пятидневной рабочей неделе. В учреждениях, имеющих изолированные входы с улицы, а также имеющих нечетное число дошкольных групп, должности ночных нянь устанавливаются из расчета соответственно 2 единицы или 1,3 единицы на одну группу. 15. В сметах учреждений предусматриваются ассигнования: а) на оплату труда музыкальных руководителей из расчета 0,25 ставки заработной платы на каждую группу детей в возрасте двух лет и старше; б) на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск заведующих, старших медицинских сестер, воспитателей, помощников воспитателей, шеф-поваров, поваров, подсобных рабочих, машинистов по стирке и ремонту спецодежды (белья), рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщиков служебных помещений. В пределах ассигнований, предусмотренных на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск воспитателей, в учреждениях могут быть установлены дополнительно должности воспитателей. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом "задержка психического развития" вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Кроме того, приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания. Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психический функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Неглубокое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухово-речевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития. Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются), в обратном счете затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но нередко не могут назвать результаты. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей. Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают; общий смысл прочитанного понимают. Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, не способны контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил. При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеются сохранные психические функции, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий. Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение для коррекции психического развития и восстановительного лечения. Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка. Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются: ЗПР церебрально-органического генеза; ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма; ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией; ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация; ЗПР вследствие иных причин. Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания. При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР - церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой. В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6 - 9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен МПК. Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний: олигофрения; органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие; выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание); шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы; выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы; частные судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога; стойкий энурез, энкопрез; хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации. Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения. Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (в отдельных случаях - о направлении в специальную школу соответствующего типа). Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения. Для детей с ЗПР организуются: детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности; дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для детей с ЗПР; консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР. Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа - дети в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа - дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов. Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК. Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении. Начальник Главного управления охраны материнства и детства Минздрава СССР И.А.ЛЕШКЕВИЧ Начальник Управления дошкольного воспитания Гособразования СССР А.С.АЛЕКСЕЕВА |