ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ) ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ. Приказ. Государственный комитет по народному образованию СССР. 04.05.90 306

Оглавление

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
         О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
       ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ И ТИПОВЫХ ШТАТОВ
       САНАТОРНЫХ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ
                        И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

                                ПРИКАЗ

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СССР

                            4 мая 1990 г.
                                N 306

                  МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

                            4 мая 1990 г.
                                N 185

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
                        И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

                            4 мая 1990 г.
                                 N 33

                                 (Д)


     В  соответствии  с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от  20  июня  1988  г.  N 764 "О мерах по дальнейшему улучшению охраны
здоровья   населения   и   укреплению   материально-технической   базы
здравоохранения" в целях укрепления здоровья и снижения заболеваемости
ослабленных  и  часто болеющих детей, находящихся в детских дошкольных
учреждениях, приказываем:
     1.  Утвердить согласованное с Министерством финансов СССР и ВЦСПС
Положение  о  санаторном  детском  дошкольном  учреждении (группе) для
ослабленных  и  часто  болеющих  детей  и  Типовые  штаты  санаторного
детского дошкольного учреждения для ослабленных и часто болеющих детей
(Приложения 1, 2). Ввести их в действие с 1 января 1991 года.
     2.  Руководителям  органов  и  учреждений здравоохранения вводить
дополнительные     должности    среднего    медицинского    персонала,
врачей-педиатров    в   штаты   лечебно-профилактических   учреждений,
обслуживающих детские дошкольные учреждения, в пределах выделенных для
этих   целей   ассигнований.   При  этом  рекомендуется  устанавливать
должности   инструктора   ЛФК   (медицинской   сестры  по  массажу)  и
медицинской сестры по физиотерапии из расчета по 0,25 ставки на каждую
группу,  врачей-педиатров  соответственно  штатным  нормативам детских
санаториев системы здравоохранения.

Председатель
Государственного комитета СССР
по народному образованию
                                                            Г.А.ЯГОДИН
4 мая 1990 г.
N 306

Министр здравоохранения СССР
                                                           И.Н.ДЕНИСОВ
4 мая 1990 г.
N 185

Заместитель председателя
Государственного комитета СССР
по труду и социальным вопросам
                                                         М.М.КРАВЧЕНКО
4 мая 1990 г.
N 33


                                                          Приложение 1

                                                           Согласовано
                                            Министерство финансов СССР
                                                             В.Е.ОРЛОВ

                                                                 ВЦСПС
                                                     Г.Ф.СУХОРУЧЕНКОВА

                             ПОЛОЖЕНИЕ
        О САНАТОРНОМ ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ГРУППЕ)
                ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

                           I. Общие положения

     1.   Санаторное   детское   дошкольное  учреждение  (группа)  для
ослабленных  и  часто  болеющих детей <*> имеет своей целью проведение
лечебно-оздоровительных   мероприятий,   направленных   на  укрепление
здоровья  и  снижение  заболеваемости детей, воспитывающихся в детских
дошкольных     учреждениях     общего     назначения.     Наряду     с
лечебно-оздоровительными     мероприятиями    санаторное    дошкольное
учреждение  (группа)  проводит  воспитательно-образовательную работу с
детьми  в  соответствии  со  скорректированной Программой воспитания и
обучения в детском саду.
--------------------------------
     <*> Далее - санаторные дошкольные учреждения (группы).

     2.   Санаторные   дошкольные   учреждения  (группы)  организуются
органами    исполнительной   власти,   а   также   с   их   разрешения
государственными     предприятиями,    учреждениями,    организациями,
колхозами,  иными кооперативными и другими общественными организациями
с ведома органов здравоохранения.
     3.  Основным  типом  санаторного  дошкольного учреждения является
ясли-сад  на  6  - 12 групп. При необходимости группы санаторного типа
могут  открываться  на  базе  действующих  и  вновь  вводимых  детских
дошкольных   учреждений   общего  назначения  (яслей,  детских  садов,
яслей-садов).
     4.   Санаторные  дошкольные  учреждения  (группы)  открываются  в
зданиях, отвечающих санаторно-гигиеническим нормам и правилам пожарной
безопасности,  при  наличии  необходимого набора помещений, оснащенных
необходимым      медицинским      оборудованием     для     проведения
восстановительного лечения и оздоровления детей.
     При   каждом   учреждении  должен  быть  огороженный  озелененный
участок,  оснащенный игровым и спортивным оборудованием соответственно
возрасту детей.
     Санаторное  дошкольное  учреждение  должно  размещаться  с учетом
экологической  обстановки  в  данной  территории  и  преимущественно в
зеленой зоне.
     5. Санаторные дошкольные учреждения оснащаются необходимым мягким
и   жестким   инвентарем,   учебно-наглядными   пособиями,  игрушками,
спортивным  оборудованием  и т.д. в соответствии с нормативами детских
дошкольных учреждений общего назначения.
     6.  В  своей  работе  санаторные  дошкольные  учреждения (группы)
руководствуются  настоящим Положением, Положением о детском дошкольном
учреждении,   программно-методическими   и  нормативными  документами,
утвержденными    Госкомитетом    СССР    по   народному   образованию,
Министерством  здравоохранения  СССР,  органами  управления  народного
образования  и  здравоохранения  республик,  а  также министерствами и
ведомствами, в подчинении которых они находятся.
     7.  Питание  детей  в санаторных дошкольных учреждениях (группах)
для  ослабленных  и  часто  болеющих  детей  осуществляется по нормам,
установленным  подпунктом "а" п. 6 Постановления Совета Министров СССР
от 12 апреля 1984 г. N 317 для санаторных дошкольных учреждений.
     8.  Плата за содержание детей в санаторных дошкольных учреждениях
(группах)    взимается   с   родителей   в   размерах,   установленных
Постановлением  Совета  Министров СССР от 13 января 1990 г. N 47 (см.:
Бюллетень, 1990, N 4, с. 30 - 31; N 5, с. 27 - 33).
     9. Оплата труда и продолжительность ежегодных отпусков работников
санаторных    дошкольных    учреждений   (групп)   устанавливается   в
соответствии  с  нормативами,  предусмотренными  для персонала детских
дошкольных учреждений общего назначения.

         II. Порядок работы и структура санаторных дошкольных
                          учреждений (групп)

     1.  Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5 - 6 дней
в   неделю  с  круглосуточным  и  продленным  (с  организацией  ужина)
пребыванием  детей, в необходимых случаях - без перерыва на выходные и
праздничные дни.
     2. Комплектование детьми санаторных дошкольных учреждений (групп)
проводится по возрастному принципу.
     Количество детей в группах устанавливается:
     в возрасте 2 лет  - 10 детей;
     от 2 до 3 лет     - 15 детей;
     старше 3 лет      - 20 детей в группе.
     3.   Длительность   пребывания   детей  в  санаторных  дошкольных
учреждениях (группах) устанавливается до одного года.
     4. На время нахождения ребенка в санаторном дошкольном учреждении
(группе)  за  ним  сохраняется  место  в детском дошкольном учреждении
общего назначения без учета его в списочном составе этого учреждения.

            III. Порядок направления и приема в санаторные
                    дошкольные учреждения (группы)

     1.  Отбор  детей  в  санаторные  дошкольные  учреждения  (группы)
проводится санаторно-курортной отборочной комиссией. Дети направляются
на  комиссию  по  совместному  решению врача, закрепленного за детским
дошкольным  учреждением  общего  назначения,  участкового  педиатра  и
заведующего  дошкольно-школьным отделением поликлиники (главного врача
или заведующего поликлиникой).
     2. В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются: дети
ослабленные, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями;
     дети   с   рецидивирующими   бронхитами,   пневмонией   в  период
реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.
     3.   Списки   детей,  отобранных  санаторно-курортной  отборочной
комиссией,  с  обязательным указанием домашнего адреса ребенка и места
работы   родителей   направляются   в   районный   (городской)   отдел
(управление)  народного  образования  или  администрации и профсоюзной
организации  предприятия,  в  ведении  которого  находится  санаторное
дошкольное учреждение (группа).
     4.  Зачисление  детей в санаторное дошкольное учреждение (группу)
производится     при    наличии    следующих    документов:    путевки
соответствующего  районного (городского) отдела (управления) народного
образования  или путевки предприятия, учреждения, организации, выписки
из   истории   развития   ребенка  с  заключением  санаторно-курортной
отборочной  комиссии,  справки об отсутствии контактов с инфекционными
больными.
     5. Дети из санаторных дошкольных учреждений (групп) переводятся в
дошкольные  учреждения  общего  назначения,  ранее  посещаемые ими, на
основании заключения санаторно-курортной отборочной комиссии. Сведения
о  проведенном  оздоровлении  детей  передаются  в  детские дошкольные
учреждения  общего  назначения,  а  также  в  поликлинику  по месту их
наблюдения.
     6.   Санаторные   дошкольные   учреждения  и  группы  для  детей,
обучающихся по программе первого класса, не организуются.

            IV. Создание условий для проведения лечебно -
            оздоровительной работы в санаторном дошкольном
                         учреждении (группе)

     1.  В  состав  лечебно-оздоровительной  базы  должны  включаться:
физиотерапевтический,   стоматологический   кабинеты,   кабинеты   для
проведения   массажа,   ингаляций,   лечебной   физкультуры,  бассейн,
помещение для хранения медицинского кислорода.
     2.  Лечебные  кабинеты оснащаются в соответствии с их назначением
физиотерапевтической  аппаратурой  (тубусный  и маячный кварц, аппарат
УВЧ, гальванический аппарат, лампа "Соллюкс", ингаляторы аэрозольный и
паровой,  аппарат "Здоровье" для приготовления кислородных коктейлей и
т.д.),  необходимым оборудованием и инвентарем для проведения массажа,
занятий  лечебной физкультурой, обучения плаванию. Оснащение, монтаж и
установка  медицинского  оборудования, контроль за эксплуатацией и его
ремонт   проводятся   территориальными  управлениями  "Медтехники"  по
заявкам  предприятий,  учреждений  и  организаций,  в  ведении которых
находится санаторное дошкольное учреждение.
     
            V. Руководство и штаты санаторного дошкольного
                        учреждения (группы)

     1.  Штаты  санаторного дошкольного учреждения (группы) независимо
от    ведомственной   подчиненности   учреждения   устанавливаются   в
соответствии   с  Типовыми  штатами,  предусмотренными  для  указанных
учреждений.
     Штаты       медицинского       персонала      для      проведения
лечебно-оздоровительной   работы   с  детьми  в  указанных  дошкольных
учреждениях   (группах)  устанавливаются  органами  здравоохранения  в
соответствии   с  нормативами  для  санаторных  дошкольных  учреждений
(групп).
     2. Территориальные лечебно-профилактические учреждения организуют
лечебно-оздоровительную  работу с детьми, оказывают необходимую помощь
в    проведении    консультаций    врачей-специалистов,   лабораторных
исследований,     консультативно-методической    помощи    институтов,
республиканских, краевых и областных детских больниц.
     3.  Медицинский  и  педагогический  персонал проводит комплексное
оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий
режим,  рациональное  питание,  лечебную  физкультуру, массаж, санацию
хронических  очагов  инфекции,  физиотерапевтическую и медикаментозную
терапию  и контроль за проведением специальных закаливающих процедур и
прогулок.
     4.    Руководители    территориальных    лечебно-профилактических
учреждений  осуществляют систематический контроль и несут персональную
ответственность за правильную организацию и проведение всего комплекса
лечебно-оздоровительных   мероприятий,   направленных   на   коррекцию
отклонений  в  состоянии здоровья детей, внедрение современных методов
лечения,  повышение  квалификации  медицинских  работников  санаторных
дошкольных  учреждений  (групп),  проводят анализ эффективности работы
санаторного дошкольного учреждения (групп) по оздоровлению детей.


                                                          Приложение 2

                            ТИПОВЫЕ ШТАТЫ
          САНАТОРНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕННЫХ
                        И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

------------------------------------------------------------------
|     Наименование должностей      |                             |
|                                  |-----------------------------|
|                                  |  6 |  7 | 8 | 9 |10 |11 |12 |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|1. Заведующий                     |1   |1   |1  |1  |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|2. Старший воспитатель            |1   |1   |1  |1  |1  |1  |1,5|
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|3. Старшая медицинская сестра     |1   |1   |1,5|1,5|1,5|1,5|1,5|
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|4. Помощник заведующего по        |    |    |1  |1  |1  |1  |1  |
|хозяйственной работе              |    |    |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|5. Заведующий хозяйством          |1   |1   |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|6. Старший бухгалтер              |    |    |1  |1  |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|7. Бухгалтер                      |1   |1   |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|8. Секретарь-машинистка           |    |    |   |   |   |   |1  |
|(делопроизводитель)               |    |    |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|9. Шеф-повар                      |    |    |1  |1  |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|10. Повар                         |2   |2   |2  |2  |2  |2  |3  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|11. Подсобный рабочий             |1   |1   |1  |1  |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|12. Грузчик                       |    |    |   |   |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|13. Кладовщик                     |    |    |   |   |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|14. Кастелянша                    |0,5 |1   |1  |1  |1  |1  |1  |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|15. Рабочий по обслуживанию и     |0,5 |0,5 |1  |1  |1  |1  |1  |
|текущему ремонту зданий,          |    |    |   |   |   |   |   |
|сооружений и оборудования         |    |    |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
|16. Машинист по стирке и ремонту  |    |    |   |   |   |   |   |
|спецодежды (белья):               |    |    |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
| в учреждениях, имеющих группы с  |2   |2   |2,5|2,5|3  |3  |4  |
| круглосуточным пребыванием детей;|    |    |   |   |   |   |   |
|----------------------------------|----|----|---|---|---|---|---|
| в учреждениях, не имеющих групп с|1,75|1,75|2  |2  |2,5|2,5|3  |
| круглосуточным пребыванием детей |    |    |   |   |   |   |   |
------------------------------------------------------------------

     Примечания.  1. Штат воспитателей установлен из расчета их работы
в  дошкольных  группах в течение 14 ч, в ясельных группах в течение 24
ч.
     2.  В  учреждениях  с 7-дневным пребыванием детей устанавливается
дополнительно  по  0,3  единицы должности повара, подсобного рабочего,
машиниста по стирке одежды, белья, старшей медицинской сестры.
     3.  В  учреждениях,  имеющих  крытые  малоразмерные  бассейны для
обучения  детей  плаванию,  устанавливается  должность  инструктора по
физической  культуре  из  расчета  0,25  единицы должности на каждые 2
группы,  с  которыми  проводятся  занятия  по  обучению плаванию детей
дошкольного возраста.
     Кроме   того,   при   наличии  в  учреждении  до  8  таких  групп
устанавливается  по  0,5  единицы должности рабочего по обслуживанию и
текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, уборщика служебных
помещений  и  оператора хлораторной установки (при наличии хлораторной
установки),  а  при  наличии  9 и более групп - по одной вышеуказанной
должности.
     4.  В  учреждениях,  где  имеется не менее 12 детей с нарушениями
речи, устанавливается должность учителя-логопеда.
     5. В учреждениях, имеющих группы для ослабленных и часто болеющих
детей,  дополнительно  устанавливается должность машиниста по стирке и
ремонту  спецодежды  (белья):  при  наличии  2  - 3 таких групп - 0,25
единицы  должности,  4  -  5 - 0,5 единицы должности, 6 и более - одна
единица должности. Должности машинистов по стирке и ремонту спецодежды
(белья)    устанавливаются,   когда   нет   возможности   пользоваться
коммунальными прачечными.
     6.  В  учреждениях,  имеющих  нечетное число групп, дополнительно
устанавливается 0,5 единицы должности ночной няни.
     7.  В учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями,
должности старшего бухгалтера не устанавливаются.
     8.   В  учреждениях,  расположенных  в  самостоятельных  зданиях,
устанавливается  должность дворника в соответствии с нормами по уборке
площади, утвержденными органами исполнительной власти.
     В  необходимых случаях может быть установлена должность сторожа в
пределах   лимита   сторожевой   охраны,  установленного  министерству
(госкомитету) народного образования республики.

                  Дополнено в расчете на одну группу

------------------------------------------------------------------
|   Наименование    |При 5-дневной |При 6-дневной |При 7-дневной |
|    должностей     |рабочей неделе|рабочей неделе|рабочей неделе|
|                   |с пребыванием |с пребыванием |с пребыванием |
|                   |детей в       |детей в       |детей в тече- |
|                   |течение, час. |течение, час. |ние, час.     |
|                   |--------------|--------------|--------------|
|                   |  12  |   24  |  12  |   24  |      24      |
|-------------------|------|-------|------|-------|--------------|
|Дошкольные группы: |      |       |      |       |              |
|Воспитатель        | 2    |  2    |  2   |  2,2  |     2,8      |
|-------------------|------|-------|------|-------|--------------|
|Помощник           | 1,25 |  1,5  |  1,5 |  1,5  |     2,1      |
|воспитателя        |      |       |      |       |              |
|-------------------|------|-------|------|-------|--------------|
|Ясельные группы:   |      |       |      |       |              |
|Воспитатель        | 2    |  2    |  2   |  3,6  |     4,3      |
|-------------------|------|-------|------|-------|--------------|
|Санитарка-няня     | 1,5  |  2,5  |  1,75|  2,75 |     3,5      |
------------------------------------------------------------------

     9.  В  учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с
декоративными  насаждениями,  вместо  должности  дворника  может  быть
установлена должность садовника.
     10.  Должность  уборщика  служебных  помещений устанавливается из
расчета  0,5  единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади.
При  расчете  количества  убираемой  площади  не  учитывается  площадь
групповых   помещений  (за  исключением  санитарной  комнаты),  уборка
которых производится групповым персоналом.
     11.    В    учреждениях,    имеющих   изолятор,   устанавливается
дополнительно  3,2  единицы  при  шестидневной  рабочей  неделе  и 2,6
единицы  при  пятидневной  рабочей неделе должности санитарки-няни для
работы в изоляторе.
     12.  В  учреждениях,  имеющих грузовой автомобиль или мотороллер,
обслуживающие  данное  учреждение или несколько дошкольных учреждений,
устанавливается должность водителя грузового автомобиля, мотороллера.
     При   наличии   гужевого   транспорта  устанавливается  должность
возчика.
     13.   В   учреждениях,   имеющих   самостоятельные   здания,   на
отопительный сезон устанавливается должность истопника или кочегара из
расчета:  один кочегар на каждые 10 печей, а при наличии 5 - 9 печей -
0,5 единицы по этой должности;
     при  наличии  центрального  отопления  -  один  кочегар в смену в
каждой  котельной,  а  в  котельных,  применяющих твердые виды топлива
(торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв. м -
2 кочегара в смену;
     при газовом отоплении вводится должность кочегара из расчета один
кочегар  в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, -
два кочегара в смену;
     при    централизованном   теплоснабжении   (ТЭЦ)   в   дошкольных
учреждениях,  имеющих  тепловой пункт или элеватор, вводится должность
рабочего  по  обслуживанию  и  текущему  ремонту  зданий, сооружений и
оборудования,  а  при  наличии бойлеров, насосов - должность дежурного
рабочего в смену.
     Из  общего  числа  указанных  в  настоящем пункте должностей одна
должность (0,5 единицы истопника) устанавливается на круглый год.
     14.  Должности ночных нянь устанавливаются из расчета две единицы
на  каждые две дошкольные группы при шестидневной рабочей неделе и 1,3
единицы  на  каждые  две  дошкольные  группы  при  пятидневной рабочей
неделе.
     В  учреждениях,  имеющих  изолированные  входы  с  улицы, а также
имеющих   нечетное  число  дошкольных  групп,  должности  ночных  нянь
устанавливаются из расчета соответственно 2 единицы или 1,3 единицы на
одну группу.
     15. В сметах учреждений предусматриваются ассигнования:
     а)  на  оплату  труда  музыкальных  руководителей из расчета 0,25
ставки  заработной  платы на каждую группу детей в возрасте двух лет и
старше;
     б)  на оплату труда лиц, заменяющих уходящих в отпуск заведующих,
старших  медицинских  сестер,  воспитателей,  помощников воспитателей,
шеф-поваров,  поваров,  подсобных  рабочих,  машинистов  по  стирке  и
ремонту спецодежды (белья), рабочих по обслуживанию и текущему ремонту
зданий, сооружений и оборудования, уборщиков служебных помещений.
     В  пределах  ассигнований,  предусмотренных  на оплату труда лиц,
заменяющих  уходящих  в  отпуск воспитателей, в учреждениях могут быть
установлены дополнительно должности воспитателей.

               РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
       ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ
                       СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     Приему  в  дошкольные  учреждения  и группы для детей с задержкой
психического  развития  (ЗПР)  подлежат  дети  с  выраженным диагнозом
"задержка  психического  развития"  вследствие  ослабленности  нервной
системы,    обусловленной    инфекцией,   хроническими   соматическими
заболеваниями,  интоксикацией,  травмой головного мозга, перенесенными
внутриутробно,   при   родах  или  в  раннем  детстве,  и  нарушениями
эндокринной  системы. Кроме того, приему в детский сад подлежат дети с
ЗПР,  замедление  темпа психического развития которых может быть также
следствием  педагогической  запущенности  при неблагоприятных условиях
воспитания.
     Дети    с    ЗПР   имеют   потенциально   сохранные   возможности
интеллектуального   развития,  однако  для  них  характерны  нарушения
познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой
сферы,  пониженной  работоспособностью,  недостаточностью  ряда высших
психический  функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения
проявляются    в    слабости    волевых    установок,    эмоциональной
неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной
расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
     Недостаточная  выраженность познавательных интересов сочетается с
незрелостью  высших психических функций, нарушениями внимания, памяти,
функциональной  недостаточностью  зрительного  и слухового восприятия,
плохой  координацией  движений.  Неглубокое  недоразвитие  речи  может
проявляться  в  нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной
дифференцированности словаря, трудности усвоения логико-грамматических
конструкций.  У  значительной  части детей наблюдается недостаточность
фонетико-фонематического восприятия, снижение слухово-речевой памяти.
     Даже  при  внешнем  благополучии  устной  речи нередко отмечается
многословность     или,    наоборот,    недостаточная    развернутость
высказывания.
     Снижение  познавательной  активности проявляется в ограниченности
знаний  об  окружающем  мире  и  практических навыков, соответствующих
возрасту   и   необходимых   для   начала   обучения  в  школе.  Малая
дифференцированность   движений  кистей  рук,  трудности  формирования
сложных  серийных  движений  и  действий  отрицательно  отражаются  на
продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
     Недостаточная   готовность  к  школе  проявляется  в  замедленном
формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
     Ребенок  принимает  и  понимает  задание,  но  нуждается в помощи
взрослого  для  усвоения  способа  действия  и  осуществления переноса
усвоенного  на  другие  предметы и действия при выполнении последующих
заданий.
     Способность   принимать  помощь,  усваивать  принцип  действия  и
переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР
от  олигофренов,  обнаруживает более высокие потенциальные возможности
их психического развития.
     Дети  7-го  года  жизни с задержкой психического развития владеют
некоторыми   математическими  представлениями  и  умениями:  правильно
указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой
ряд  в  пределах  пяти  (далее  часто  ошибаются),  в  обратном  счете
затрудняются; пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах
пяти),  но  нередко  не  могут  назвать  результаты.  В  целом решение
соответствующих  возрасту  мыслительных задач на наглядно-практическом
уровне  детям  доступно,  однако  они  порой затрудняются в объяснении
причинно-следственных связей.
     Несложные   небольшие   рассказы,  сказки  слушают  с  вниманием,
пересказывают  с  помощью  вопросов,  но  скоро  забывают; общий смысл
прочитанного понимают.
     Для  игровой  деятельности  детей  характерно неумение без помощи
взрослого  развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом,
при  этом  они не учитывают общие интересы, не способны контролировать
свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
     При значительной неоднородности клинико-психологической структуры
у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду
с более незрелыми психическими функциями имеются сохранные психические
функции,  на  которые  можно  опереться при планировании коррекционных
мероприятий.
     Дети   с   ЗПР  направляются  специалистами  детских  лечебных  и
лечебно-профилактических  учреждений на медико-педагогические комиссии
(МПК)  с  целью  решения  вопроса  об определении их в соответствующее
детское    учреждение    для   коррекции   психического   развития   и
восстановительного лечения.
     Решение   о  направлении  или  отказе  в  направлении  ребенка  в
дошкольное   учреждение   или   группу   выносится  МПК  на  основании
представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
     Основными   медицинскими   показателями  к  приему  в  дошкольные
учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
     ЗПР церебрально-органического генеза;
     ЗПР  по  типу  конституционального  (гармоничного) психического и
психофизического инфантилизма;
     ЗПР  соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической
астении и соматогенной инфантилизацией;
     ЗПР  психогенного происхождения (патологическое развитие личности
по невротическому типу), психогенная инфантилизация;
     ЗПР вследствие иных причин.
     Другим  показанием  к  приему  в  дошкольные  учреждения является
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных
условий воспитания.
     При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь
должны   направляться   дети   с   более   тяжелыми   формами   ЗПР  -
церебрально-органического   происхождения   и   прочими   клиническими
формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
     В   тех   случаях,  когда  окончательный  диагноз  ребенку  можно
установить  только  в  процессе длительного наблюдения за ним, ребенок
принимается  в  дошкольное  учреждение  условно  на  6  -  9  мес. При
необходимости этот срок может быть продлен МПК.
     Не  подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного
типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
     олигофрения;    органическое,   эпилептическое,   шизофреническое
слабоумие;
     выраженные    нарушения   слуха,   зрения,   опорно-двигательного
аппарата;
     выраженные  нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия,
заикание);
     шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы;
     выраженные   формы   психопатий   и  психопатоподобных  состояний
различной природы;
     частные   судорожные   пароксизмы,   требующие   систематического
наблюдения и лечения у психоневролога;
     стойкий энурез, энкопрез;
     хронические   заболевания  сердечно-сосудистой  системы,  органов
дыхания,   органов   пищеварения   и   др.   в   стадии  обострения  и
декомпенсации.
     Примечание.   Дети,   не   подлежащие   воспитанию  в  дошкольных
учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения
системы    народного    образования    либо   в   учреждения   системы
здравоохранения  или социального обеспечения. Если в период пребывания
ребенка  в  дошкольном  учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся
вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу
в  учреждение  соответствующего  профиля.  Вопрос  об  отчислении  или
переводе ребенка решается МПК.

     После  пребывания  ребенка в дошкольном учреждении или группе для
детей  с  ЗПР,  с  учетом  уточненного диагноза и на основании решения
педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о
переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную
школу  (в  отдельных  случаях  -  о  направлении  в  специальную школу
соответствующего типа).
     Готовность   ребенка   к   обучению   в  общеобразовательной  или
специальной  школе определяется педагогическим коллективом совместно с
медицинским персоналом дошкольного учреждения.
     Для детей с ЗПР организуются:
     детские   сады   с   дневным,   круглосуточным   или  интернатным
пребыванием   с   количеством  групп  в  зависимости  от  существующей
потребности;
     дошкольные группы при детских садах, детских домах общего типа;
     дошкольные группы при школах-интернатах для детей с ЗПР;
     консультативные  группы при детских садах для детей с ЗПР или при
дошкольных  учреждениях  общего  типа,  где имеются группы для детей с
ЗПР.
     Группы  комплектуются  с  учетом возраста детей, старшая группа -
дети  в  возрасте  от  5  до  6  лет; подготовительная группа - дети в
возрасте  от  6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование
групп детьми разных возрастов.
     Заведующий   (директор)   дошкольного   учреждения  несет  личную
ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с
решением МПК.
     Дошкольные   учреждения   и  группы  для  детей  с  ЗПР  в  своей
деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

Начальник Главного управления
охраны материнства и детства
Минздрава СССР
                                                          И.А.ЛЕШКЕВИЧ

Начальник Управления
дошкольного воспитания
Гособразования СССР
                                                         А.С.АЛЕКСЕЕВА
Оглавление