ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИНАХ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 05.05.94 НИ-6-07/152

          ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                    О КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИНАХ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                            5 МАЯ 1994 Г.

                            N НИ-6-07/152

                                 (Д)

                            
     Государственные налоговые  инспекции   по   республикам,   краям,
областям, автономным образованиям, гг. Москве и Санкт-Петербургу


     В целях оказания методической и консультационной помощи налоговым
органам в применении законодательства Государственная налоговая служба
Российской Федерации  направляет  для  использования  в   практической
работе Методические  рекомендации  по  отдельным  вопросам  применения
законодательства о  контрольно-кассовых  машинах,   используемых   при
осуществлении денежных расчетов с населением.
     Указанные Методические      рекомендации,      основанные      на
законодательных и  иных нормативных актах,  действовавших по состоянию
на 25 апреля 1994 г.,  не являются ведомственным нормативным актом,  а
носят методологический характер.

     Приложение: по тексту на 14 листах.


     Государственный советник
     налоговой службы 1 ранга                   Н.В.Иванов



                                                  Приложение
                                 к письму Государственной налоговой
                                 службы Российской Федерации
                                 от 5 мая 1994 г. N НИ-6-07/152



                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПО ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН
           ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ



     Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью  оказания
помощи налоговым  органам  в  осуществлении  контроля  за  соблюдением
законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых
машин при  осуществлении денежных расчетов с населением.  Рекомендации
разработаны с учетом запросов,  поступивших  из  налоговых  органов  и
заданных на семинарах-совещаниях.


     1. Куда следует зачислять 20 процентов от общей суммы штрафов  за
нарушения требований   Закона   Российской   Федерации  "О  применении
контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных   расчетов   с
населением", взысканных  в республиканский бюджет Российской Федерации
и 80 процентов в местный бюджет?

     Зачисления 20 процентов  от  общей  суммы  штрафов  за  нарушения
требований указанного  Закона  следует  производить на балансовый счет
100 "Доходы   федерального   бюджета",   лицевой   счет   20   "Прочие
поступления" и 80 процентов на соответствующий счет в местный бюджет.

     2. Производятся ли отчисления в централизованный фонд социального
развития Госналогслужбы  России  от  суммы  штрафов,   взысканных   за
нарушения требований законодательства о применении контрольно-кассовых
машин?

     Отчисления в   централизованный   фонд    социального    развития
Госналогслужбы России   от  суммы  штрафов,  взысканных  за  нарушения
требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин, не
предусмотрены.

     3. Распространяется  ли действие п.30 Указа Президента Российской
Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении
и во    взаимоотношениях   бюджетов   различных   уровней"   в   части
предоставления отсрочки  и  рассрочки  уплаты  штрафов  за   нарушения
налогового законодательства    Российской    Федерации    на   штрафы,
взыскиваемые за нарушения  требований  законодательства  о  применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением?

     Не распространяется,  поскольку  законодательство  о   применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением не относится к налоговому законодательству.

     4. Как должно быть организовано взаимодействие налоговых  органов
разных районов  в  тех  случаях,  когда  при  проверке торговой точки,
расположенной на  территории  одного  района,  установлены   нарушения
указанного выше Закона, а предприятие, которому принадлежит упомянутая
торговая точка, расположено на территории другого района?

     В тех случаях,  когда налоговым  органом  одного  района  в  ходе
проверки обнаружены       нарушения       правильности      применения
контрольно-кассовых машин    в    торговой    точке,     принадлежащей
предприятию, зарегистрированному  в  налоговом  органе другого района,
следует составить  акт  о  допущенных  нарушениях  в  соответствии   с
установленным порядком  и  направить  материалы  проверки  в налоговую
инспекцию по месту нахождения предприятия.
     Налоговая инспекция   по  месту  нахождения  предприятия  выносит
решение по  представленным  материалам  проверки.  На  эти  же  органы
возлагаются обязанности   по   обеспечению   своевременного  взыскания
указанных санкций, а также рассмотрению споров в судебных органах.

______________________________________
     (*) -   Далее   по   тексту   в  настоящих  Рекомендациях  термин
"предприятие" употребляется  в  значении:  предприятия  (в  том  числе
физические лица,  осуществляющие  предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица,  в случае  осуществления  ими  торговых
операций или оказания услуг),  организации,  учреждения,  их филиалы и
другие обособленные подразделения.
______________________________________

     5. Как  должно осуществляться взаимодействие работников налоговых
органов и  налоговой  полиции  при  проведении   проверок   соблюдения
законодательства о    применении    контрольно-кассовых    машин   при
осуществлении денежных расчетов с населением?

     В соответствии со ст. 6 указанного Закона контроль за соблюдением
правил использования  контрольно-кассовых  машин,  за  полнотой  учета
выручки денежных средств на предприятиях возложен на налоговые органы.
Статьей 9 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой
полиции" установлено,  что органы налоговой полиции осуществляют  свою
деятельность во взаимодействии с налоговыми органами.
     Приказом Госналогслужбы России и Департамента  налоговой  полиции
Российской Федерации  от  14.03.94 N ВГ-3-14/18/77    конкретизированы
формы и способы этого взаимодействия.
     Необходимо, также,   иметь   в   виду,  что  согласно  телеграмме
Госналогслужбы России  и  Департамента  налоговой  полиции  Российской
Федерации от  31.08.93  N  ВГ-6-09/303/20/47  налоговые органы в целях
повышения эффективности контроля  за  применением  контрольно-кассовых
машин и  обеспечения  безопасности  своих работников обязаны проводить
контрольные мероприятия  по  этому  вопросу  с  обязательным  участием
работников налоговой   полиции.  При  совместном  проведении  проверок
работники налоговых органов определяют характер  выявленных  нарушений
законодательства, а работники налоговой полиции, наряду с обеспечением
безопасности членов бригады проверяющих, решают вопросы в соответствии
с их компетенцией.

     6. Могут ли служить основанием для взыскания штрафов за нарушения
требований Закона     Российской     Федерации      "О      применении
контрольно-кассовых машин   при   осуществлении  денежных  расчетов  с
населением" акты проверок,  проведенных правоохранительными или  иными
контролирующими органами?

     В соответствии со ст. 6 указанного Закона обязанности по контролю
за правильностью    применения    контрольно-кассовых    машин     при
осуществлении денежных  расчетов  с  населением возложены на налоговые
органы. В случае проведения  проверок  правоохранительными  или  иными
контролирующими органами  и  получения  от  них  материалов  проверок,
налоговым органам   следует   перепроверить   выявленные    нарушения,
предусмотренные ст.   7   этого   Закона,   составить  акт,  если  они
подтверждаются, и принять соответствующее решение.

     7. Где должна быть зарегистрирована контрольно-кассовая машина  -
по месту нахождения предприятия или принадлежащей ему торговой точки?

     В соответствии  со  ст.  4  указанного  Закона  и  п.  2  Порядка
регистрации контрольно-кассовых    машин    в    налоговых    органах,
утвержденного приказом Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71,
регистрация контрольно-кассовых машин должна проводиться  в  налоговых
органах по месту нахождения предприятия.

     8. Необходимо    ли    налоговым    органам    при    регистрации
контрольно-кассовой машины  требовать  отметки   центра   технического
обслуживания в     ее     техническом     паспорте     о    постановке
контрольно-кассовой машины на техническое обслуживание?

     В соответствии     с     действующим     Порядком     регистрации
контрольно-кассовых машин  в налоговых органах,  утвержденным приказом
Госналогслужбы России от 11.08.93 N ВГ-3-14/71,  налоговые  органы  не
имеют права требовать наличия отметки центра технического обслуживания
в техническом  паспорте  о  взятии   контрольно-кассовой   машины   на
техническое  обслуживание.  Однако,  ввиду  того,  что  наличие  такой
отметки позволит налоговым органам  более  тесно  взаимодействовать  с
центром  по  техническому  обслуживанию контрольно-кассовых машин,  им
следует  организовать  учет  сведений  о   постановке   регистрируемых
контрольно-кассовых  машин  на техническое обслуживание,  например,  в
Книге учета  контрольно-кассовых  машин  предприятий,  организаций   и
учреждений (графа 7).

     9. Как   зарегистрировать  контрольно-кассовую  машину  в  случае
отсутствия технического паспорта в связи с его утратой?

     Для регистрации контрольно-кассовой машины  в  случае  отсутствия
технического паспорта  в  связи  с  его  утратой  предприятию  следует
рекомендовать обратиться на завод-изготовитель для получения дубликата
паспорта или  в центр по техническому обслуживанию контрольно-кассовых
машин для     получения     документа      (паспорта      технического
освидетельствования, формуляра  и  др.)  его  заменяющего,  в  котором
должны быть  отражены  следующие  основные   реквизиты:   наименование
контрольно-кассовой машины,      заводской     номер,     наименование
завода-изготовителя, дата выпуска,  наименование предприятия-владельца
контрольно-кассовой машины,   адрес,   телефон,   показания   денежных
счетчиков, показания контрольных счетчиков, кем выдан документ  и  др.
До получения  такого  документа контрольно-кассовая машина регистрации
не подлежит.

     10. Подлежат    ли    регистрации     в     налоговых     органах
контрольно-кассовые машины,   включенные   в   Государственный  реестр
контрольно-кассовых машин со  сроком  использования  до  01.01.94,  но
разрешенные к  эксплуатации  решением Государственной межведомственной
экспертной комиссии  по  контрольно-кассовым  машинам   (протокол   от
09.12.93 N 6) до 01.01.95?

     Указанные контрольно-кассовые   машины   подлежат  регистрации  в
налоговых органах,  однако,   владельцы   этих   машин   должны   быть
предупреждены об  ограничении  срока  их использования до 01.01.95 и о
том, что  по  истечении  указанного  срока  они  подлежат   снятию   с
эксплуатации и регистрации.

     11. Подлежат    ли    регистрации   контрольно-кассовые   машины,
находящиеся в учреждениях Сберегательного банка Российской Федерации и
используемые для приема коммунальных платежей?

     В соответствии   с   решением   Государственной  межведомственной
экспертной комиссии  по  контрольно-кассовым  машинам   (протокол   от
05.11.93 N  4)  контрольно-кассовые машины,  находящиеся в учреждениях
Сберегательного банка Российской Федерации и используемые  при  приеме
коммунальных платежей,  подлежат регистрации на срок до 01.01.95.  При
их регистрации необходимо предупреждать владельцев контрольно-кассовых
машин об  ограничении срока их использования до 01.01.95 и о том,  что
по истечении указанного срока,  они подлежат снятию с  эксплуатации  и
регистрации.

     12. При  передаче контрольно-кассовых машин в аренду,  кто должен
регистрировать ее в  налоговых  органах  и  нести  ответственность  за
соблюдение правил   ее   эксплуатации  -  арендователь  или  арендатор
контрольно-кассовой машины?

     В случае аренды контрольно-кассовой машины  предприятие-арендатор
обязано согласно        установленному       порядку       регистрации
контрольно-кассовых машин зарегистрировать контрольно-кассовую  машину
в налоговом  органе  и  нести ответственность за соблюдение требований
законодательства по ее применению.

     13. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины при торговле
бензином с бензовозов?

     В Перечень   отдельных   категорий   предприятий   (в  том  числе
физических лиц,  осуществляющих предпринимательскую  деятельность  без
образования юридического  лица,  в  случае  осуществления ими торговых
операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу
специфики своей  деятельности  либо особенностей местонахождения могут
осуществлять денежные   расчеты   с    населением    без    применения
контрольно-кассовых машин,    утвержденный    постановлением    Совета
Министров - Правительства Российской  Федерации  от  30.07.93  N  745,
включены предприятия,  осуществляющие продажу из цистерн пива,  кваса,
молока, керосина.   Бензин   в   этом   перечислении   не    упомянут.
Следовательно, применение   контрольно-кассовых   машин  при  торговле
бензином с бензовозов обязательно.
     Кроме того,   бензовоз   является   передвижной  АЗС  и  согласно
подпункту "а" пункта  1  постановления  Верховного  Совета  Российской
Федерации от  18.06.93  N 5216-1 "О порядке введения в действие Закона
Российской Федерации  "О  применении  контрольно-кассовых  машин   при
осуществлении денежных     расчетов     с    населением"    применение
контрольно-кассовых машин   при   торговле   бензином   с   бензовозов
обязательно с 01.08.93 на всей территории Российской Федерации.

     14. Должны   ли   применяться   контрольно-кассовые   машины  при
реализации пива населению в бутылках, в розлив из емкостей в палатках,
ларьках, киосках?

     В соответствии  с  указанным  постановлением  Совета  Министров -
Правительства Российской  Федерации,  продажа   пива   населению   без
применения контрольно-кассовых   машин   разрешена  только  в  случаях
торговли из цистерн.  В  остальных  случаях  продажи  пива  применение
контрольно-кассовых машин обязательно.

     15. Должны  ли  применяться  контрольно-кассовые  машины в случае
реализации населению промышленным предприятием продукции  собственного
производства?

     В соответствии   со   ст.   1   указанного  Закона,  промышленное
предприятие, реализующее  населению  за  наличный   расчет   продукцию
собственного производства,   обязано   применять   контрольно-кассовые
машины. Кроме  того,  обязательность  применения   контрольно-кассовых
машин при  приеме  наличных  денег  предприятиями,  ведущими расчеты с
населением, предусмотрена п.  3 Порядка ведения  кассовых  операций  в
Российской Федерации,  утвержденного  решением Совета директоров Банка
России от 22.09.93 N 40.

     16. Обязано   ли   предприятие,   осуществляющее   мелкорозничную
торговлю с  автолавки  (машины),  применять контрольно-кассовые машины
при денежных расчетах с населением?

     В соответствии с постановлением Совета Министров -  Правительства
Российской Федерации  от  30.07.93 N 745,  мелкорозничная торговля без
применения контрольно-кассовых машин разрешена только с лотков, ручных
тележек, из корзин.
     В остальных случаях продажи товаров,  в  том  числе  с  автолавок
(машин), применение контрольно-кассовых машин обязательно.

     17. Должны     ли    применяться    контрольно-кассовые    машины
уполномоченными банками и  их  филиалами  при  осуществлении  операций
купли-продажи иностранной валюты у граждан?

     В соответствии  с  инструкцией  Банка  России от 25.01.94 N 21 "О
порядке организации  работы  пунктов  обмена  иностранной  валюты   на
территории Российской  Федерации"  указанные обменные пункты,  являясь
структурными подразделениями  уполномоченных  банков,  используют  при
совершении валютно-обменных   операций   бланки   строго   отчетности:
"справка форма N 377",  "разрешение на  вывоз  иностранной  валюты  за
границу". Указанные  бланки  заказываются  уполномоченными  банками  в
Банке России и учитываются на внебалансовых счетах.
     Вместе с  тем,  форма  N  377  не  утверждена  Минфином  России в
качестве документа строгой отчетности  и  согласно  п.2  постановления
Совета Министров  -  Правительства  Российской Федерации от 30.07.93 N
745 ее использование не освобождает банки и их филиалы от  обязанности
применять контрольно-кассовые   машины   при   осуществлении  денежных
расчетов с населением.

     18. В каких  случаях  при  торговле  на  колхозных  рынках  можно
не применять контрольно-кассовые машины?

     Применение контрольно-кассовых  машин  при  торговле на колхозных
рынках не обязательно,  если для территорий,  где они  расположены  не
наступили сроки,   установленные   постановлением   Верховного  Совета
Российской Федерации от  18.06.93  N  5216-1  "О  порядке  введения  в
действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
     Кроме того,  согласно п.2 Перечня отдельных категорий предприятий
(в том  числе  физических  лиц,   осуществляющих   предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления
ими торговых операций или оказания услуг),  организаций и  учреждений,
которые   в   силу  специфики  своей  деятельности  либо  особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с  населением  без
применения  контрольно-кассовых  машин,  утвержденного  постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации  от  30.07.93  N
745,     осуществление     торговых     операций     без    применения
контрольно-кассовых машин  на  колхозных  рынках  разрешено  только  в
отношении  мелкорозничной  торговли с ручных тележек,  из цистерн (при
продаже пива,  кваса,  молока, керосина), с лотков, из корзин, а также
продажи сельскохозяйственной продукции. В остальных случаях применение
контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  торговли  на  колхозном
рынке обязательно.

     19. Завод   продает  населению  стройматериалы.  Прием  денег  за
отпущенный товар осуществляется по приходному кассовому ордеру. Обязан
ли в данном случае завод применять контрольно-кассовую машину?

     В соответствии  с  постановлением  Верховного  Совета  Российской
Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в  действие  Закона
Российской Федерации   "О  применении  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов  с  населением"  продажа  строительных
материалов населению   с   01.08.93   осуществляется   с  обязательным
применением контрольно-кассовых машин.  Кроме того,  форма  приходного
кассового ордера  не  утверждена  Минфином  России  в  качестве  формы
документа строгой отчетности,  а потому не может  являться  основанием
для получения    наличных    денег   от   населения   без   применения
контрольно-кассовых машин.

     20. Должны ли применяться контрольно-кассовые машины в  магазинах
торговой площадью свыше 400 кв.м.,  но использующих для целей торговли
лишь ее часть,  площадью менее 400 кв. м., а остальную часть сдающие в
аренду?

     В соответствии   с   подпунктом  "а"  пункта  1  указанного  выше
постановления такие магазины не освобождаются от обязанности применять
контрольно-кассовые машины,  если неиспользуемая площадь остается в их
распоряжении.
     В тех  случаях,  когда  эта  площадь  передана магазином в аренду
другому предприятию,  то  обязанность  применять   контрольно-кассовые
машины магазином наступает в сроки,  предусмотренные подпунктами "б" и
"г" пункта 1 этого постановления.

     21. Как  должны  применяться  контрольно-кассовые  машины  в  тех
случаях, когда   предприятие   торговой   площадью  менее  400  кв.м.,
расположенное в  городе   или   поселке   городского   типа,   торгует
алкогольными напитками?

     В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 постановления Верховного
Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5216-1 "О порядке введения в
действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с  населением"  предприятия,
расположенные в  городах  или  поселках  городского  типа  и торгующие
алкогольными напитками,  обязаны применять контрольно-кассовые  машины
независимо от  размеров  торговой  площади.  При этом весь ассортимент
товаров, выставленных на продажу, подлежит реализации с использованием
контрольно-кассовых машин.

     22. Можно  ли  продолжать  реализацию  товара при выходе из строя
контрольно-кассовой машины?

     Продолжать реализацию    товара    при    выходе     из     строя
контрольно-кассовой машины  возможно  лишь  при замене ее на исправную
резервную контрольно-кассовую   машину   с   соблюдением   требований,
изложенных в Порядке регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых
органах, утвержденном   Госналогслужбой   России   от    11.08.93    N
ВГ-3-14/71, и  в  Типовых  правилах  эксплуатации  контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с  населением,  утвержденных
Минфином России 30.08.93 N 104.

     23. Какими нормативными документами следует руководствоваться при
определении перечня строительных материалов?

     Перечень строительных материалов определяется  в  соответствии  с
действующим Классификатором    промышленной   и   сельскохозяйственной
продукции, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 25.12.75 N
44. С  1  июля 1994 г.  будет действовать Общероссийский классификатор
продукции, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.93
N 301.

     24. Относится ли пиво к алкогольным напиткам?

     В соответствии с ГОСТом 3473-78 "Пиво. Общетехнические условия" и
п. 11 раздела III Методических рекомендаций по отнесению  промышленной
и сельскохозяйственной  продукции  к  товарам  народного  потребления,
утвержденных Минэкономикой  России  совместно  с  Госкомстатом  России
27.07.93 N  МЮ-636/14-131,  N 10-01/246,  пиво относится к алкогольным
напиткам.

     25. На какие виды деятельности и услуг при осуществлении денежных
расчетов с  населением  не распространяется действие Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении
денежных расчетов с населением"?

     Действие указанного    Закона   не   распространяется   на   виды
деятельности, а также услуги,  не связанные с предпринимательством.  К
таким видам  деятельности  относится,  например,  деятельность частных
нотариусов. В соответствии с частью 6  ст.  1  Основ  законодательства
Российской Федерации   о   нотариате,   нотариальная  деятельность  не
является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

     26. Какие   организации   и   предприятия   могут    осуществлять
техническое обслуживание контрольно-кассовых машин?

     Техническое обслуживание    контрольно-кассовых    машин    могут
осуществлять предприятия   и   организации,   которые   согласно   п.3
постановления Верховного  Совета  Российской  Федерации  от 18.06.93 N
5216-1 "О порядке введения в действие Закона Российской  Федерации  "О
применении контрольно-кассовых   машин   при   осуществлении  денежных
расчетов с населением" органами исполнительной власти  определены  как
республиканские (республик   в   составе   Российской   Федерации)   и
региональные (краевые,  областные,  межрайонные,  районные, городские)
центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин.
     Согласно п. 7.2.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых
машин при  осуществлении денежных расчетов с населением,  утвержденных
Минфином России от 30.08.93 N 104,  ремонт и техническое  обслуживание
контрольно-кассовых машин частными лицами запрещены.

     27. Какие   организации  имеют  право  осуществлять  модернизацию
устаревших контрольно-кассовых машин с  целью  увеличения  разрядности
вводимых чисел цены товара?
     Какими документами   должны   комплектоваться   модернизированные
контрольно-кассовые машины?

     Модернизация контрольно-кассовых    машин    устаревших   моделей
(например, моделей  "ОКА"  Рязанского  производственного   объединения
счетно-аналитических машин)  с  целью  увеличения разрядности вводимых
чисел цены   товара   по    технологии    завода-изготовителя    может
производиться заводом-изготовителем     или    центром    технического
обслуживания контрольно-кассовых машин.
     В документе (паспорте технического освидетельствования, формуляре
и др.),  выданном после модернизации указанными заводом  или  центром,
должен быть   отражен  факт  соответствия  модели  контрольно-кассовой
машины заводской модели более высокого класса,  а также  все  основные
реквизиты, указанные в п. 9 настоящих Рекомендаций.

     28. В   каких   случаях   контрольно-кассовая   машина  считается
неисправной во время ее применения?

     Контрольно-кассовая машина   считается   исправной,    если    ее
функциональные характеристики  соответствуют техническим требованиям к
контрольно-кассовым машинам данной  модели.  Отклонение  характеристик
применяемой контрольно-кассовой   машины   от  технических  требований
означает ее неисправность.
     В ряде  случаев  эти  отклонения могут быть установлены налоговым
инспектором в ходе проверки (например: отсутствие блокировки чековой и
контрольной ленты,     если     она     предусмотрена     конструкцией
контрольно-кассовой машины,     нарушение      пломбировки      кожуха
контрольно-кассовой машины,  неисправность  дататора,  нумератора,  не
полностью выполняется  предусмотренный  состав  классовых  операций  и
т.д.). Кроме   того,   в   соответствии   с  п.  4.5.  Типовых  правил
эксплуатации контрольно-кассовых  машин  при  осуществлении   денежных
расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104,
работа на контрольно-кассовой машине должна быть остановлена в случаях
неясного печатания  реквизитов  на  чеке,  невыхода  чека  или  обрыва
контрольной ленты,     что     приравнивается     к     неисправностям
контрольно-кассовой машины.
     Более сложные     неисправности     определяются     техническими
специалистами центров  технического  обслуживания  контрольно-кассовых
машин.

     29. Правомерно ли взыскание штрафов с предприятия, не вывесившего
ценник на продаваемый товар,  если на территории, где оно расположено,
не наступил срок введения в действие Закона  Российской  Федерации  от
18.06.93 N   5216-1   "О   применении  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением"?

     Взыскание штрафов за любые нарушения указанного Закона,  в т.ч. и
за невывешивание ценника, с предприятия, расположенного на территории,
где не наступил срок введения этого Закона в действие - неправомерно.

     30. Как   применяются   штрафы   к   предприятию,    допустившему
одновременно два или несколько видов нарушений?

     Нарушения, выразившиеся в неприменении контрольно-кассовой машины
при осуществлении  денежных  расчетов  с  населением  или   применении
неисправной контрольно-кассовой   машины   могут  рассматриваться  как
однородные, поэтому  в  тех  случаях,  когда   предприятие   допустило
упомянутые нарушения   одновременно,  при  исчислении  размера  штрафа
следует руководствоваться принципом "поглощения", т.е. налагать на это
предприятие штраф  лишь  в 350-кратном  установленном  законом размере
минимальной месячной оплаты труда.
     В то же время, при одновременном неприменении контрольно-кассовой
машины при   осуществлении   денежных   расчетов   с   населением    и
невывешивании ценников  на  продаваемые  товары,  на предприятие может
быть наложен штраф,  равный сумме штрафов,  предусмотренных в  абзацах
втором и  четвертом  части  первой  статьи  7 указанного Закона,  т.е.
350+100=450-кратному установленному   законом   размеру    минимальной
месячной оплаты труда.
     Аналогично, при  использовании  неисправной   контрольно-кассовой
машины и   невывешивании   ценников,   штраф   равен   сумме  штрафов,
предусмотренных в абзацах третьем и четвертом  части  первой  этой  же
статьи, т.е.   200+100=300-кратному   установленному  законом  размеру
минимальной месячной оплаты труда.

     31. Как применяются штрафы к предприятию,  имеющему ряд  торговых
точек, если  в  нескольких  из  них  обнаружены нарушения правильности
применения контрольно-кассовых машин?

     Если при  рассмотрении   налоговыми   органами   актов   проверок
правильности применения  контрольно-кассовых  машин  при осуществлении
денежных расчетов с населением выясняется,  что  нарушения  указанного
Закона установлены   в   ряде  торговых  точек,  принадлежащих  одному
предприятию, то размер штрафов исчисляется в  соответствии  со  ст.  7
этого Закона независимо от числа торговых точек,  в котором обнаружены
нарушения одного  и  того  же  вида.  В  случае  допущения   нарушений
различных видов,  размер  штрафов  определяется  так же,  как в п.  30
настоящих Рекомендаций.

     32. Применяются ли штрафы к предприятию,  если  в  ходе  проверки
обнаружен излишек выручки в кассе?

     В соответствии    с    п.   6.2   Типовых   правил   эксплуатации
контрольно-кассовых машин  при  осуществлении  денежных   расчетов   с
населением, утвержденных  Минфином  России  30.08.93  N 104,  и п.  12
Методических рекомендаций  по  использованию  данных  учета   выручки,
полученных с применением контрольно-кассовых машин,  при осуществлении
контроля за полнотой и своевременностью  поступления  выручки,  уплаты
налогов и   других   поступлений   в   бюджеты  Российской  Федерации,
утвержденных Центральным банком России,  совместно  с  Госналогслужбой
России 18.08.93  N  51,  N ВЗ-6-13/272,  администрация предприятия при
обнаружении излишков  денежных  средств  обязана  оприходовать  их   и
отразить в  учете  на результатах хозяйственной деятельности.  Однако,
наличие значительных  сумм  излишков  должно   служить   поводом   для
выяснения причин   их   образования.   Налоговые   органы,   используя
предоставленные им  права  и  привлекая,  при  необходимости,   органы
налоговой полиции  и  других  контролирующих организаций,  анализируют
обстоятельства, повлекшие  за  собой  образование  указанных  излишков
денежных средств.
     В тех  случаях,  когда  причиной  образования  излишков   явилось
неприменение контрольно-кассовой  машины  при  осуществлении  денежных
расчетов с населением,  возникает основание к наложению на предприятие
штрафа   в   350-кратном  установленном  законом  размере  минимальной
месячной оплаты труда.

     33. Какова ответственность предприятий и их  работников,  имеющих
право на    использование    квитанционной    формы   обслуживания   и
осуществляющих на  этой  основе  денежные  расчеты  с  населением  без
применения контрольно-кассовых машин:  за невыдачу квитанций, путевок,
билетов, талонов,  знаков почтовой оплаты или других приравниваемых  к
чекам документов  строгой отчетности по формам,  утвержденным Минфином
России, или выдачу квитанций  не  утвержденного  образца,  а  также  с
указанием в квитанции суммы меньше фактически уплаченной?

     В соответствии с п. 3 Положения по применению контрольно-кассовых
машин при осуществлении денежных расчетов с населением,  утвержденного
постановлением Совета  Министров  - Правительства Российской Федерации
от 30.07.93 N 745,  выдаваемые предприятиями счета, квитанции и другие
документы по  формам,  не  утвержденным  Минфином  России  в  качестве
документов строгой  отчетности,  не  освобождают  эти  предприятия  от
обязанности применять  контрольно-кассовые машины.  Ответственность за
эти нарушения наступает в соответствии со ст. 7 указанного Закона.
     Если предприятие, имея право на квитанционную форму осуществления
денежных расчетов с  населением,  не  используют  ее  и  не  применяют
контрольно-кассовые машины   для   этой   цели,  то  оно  также  несет
ответственность в соответствии с абзацем вторым части первой статьи  7
указанного Закона.
     В связи с тем,  что указанные документы  строгой  отчетности  при
осуществлении денежных  расчетов с населением приравнены к чекам,  при
их невыдаче или выдаче с указанием суммы менее уплаченной,  для  лица,
обязанного выдавать   эти   документы,   наступает  ответственность  в
соответствии с абзацем шестым части первой статьи 7 этого Закона.

     34. Кому  предоставлено  право  вынесения  решения  о   взыскании
штрафов за   нарушения   требований  Закона  Российской  Федерации  "О
применении контрольно-кассовых  машин   при   осуществлении   денежных
расчетов с населением"?

     В соответствии со ст. 6 указанного Закона право вынесения решения
о взыскании штрафов за нарушения требований этого Закона предоставлено
налоговым органам.  Решение  подписывает начальник налоговой инспекции
или его заместитель.