ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060102 АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 28 октября 2009 г. N 482 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060102 Акушерское дело. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 28 октября 2009 г. N 482 Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 декабря 2009 г. N 15440 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 482 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060102 АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060102 Акушерское дело всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1. Таблица 1 --------------------------------------------------------------------------- | Образовательная | Наименование | Нормативный срок освоения | | база приема | квалификации базовой | ОПОП СПО базовой подготовки | | | подготовки | при очной форме получения | | | | образования | |--------------------|----------------------|-----------------------------| | на базе среднего | Акушерка/Акушер | 2 года 10 месяцев | | (полного) общего | | | | образования | | | |--------------------| |-----------------------------| | на базе основного | | 3 года 10 месяцев <*> | | общего образования | | | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <*> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 2. Таблица 2 ------------------------------------------------------------------------------ | Образовательная | Наименование квалификации | Нормативный срок освоения | | база приема | углубленной подготовки | ОПОП СПО углубленной | | | | подготовки при очной | | | | форме получения | | | | образования | |--------------------|---------------------------|---------------------------| | на базе среднего | Акушерка/Акушер | 3 года 10 месяцев | | (полного) общего | | | | образования | | | |--------------------| |---------------------------| | на базе основного | | 4 года 10 месяцев | | общего образования | | | ------------------------------------------------------------------------------ IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание акушерско-гинекологической помощи в учреждениях здравоохранения. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: женщины в различные периоды жизни; новорожденные; семья; медицинская документация; инструментарий, медикаменты, аппаратура; первичные трудовые коллективы. 4.3. Акушерка/Акушер готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке): 4.3.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода. 4.3.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. 4.3.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. 4.3.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. 4.3.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). 4.4. Акушерка/Акушер готовится к следующим видам деятельности (по углубленной подготовке): 4.4.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода. 4.4.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. 4.4.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. 4.4.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. 4.4.5. Высокотехнологичная медицинская помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. 4.4.6. Организация и управление персоналом акушерско-гинекологической службы в учреждениях здравоохранения. 4.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Акушерка/Акушер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Акушерка/Акушер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке): 5.2.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода. ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных и родильниц. ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода. ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. ПК 1.4. Оказывать акушерское пособие при физиологических родах. ПК 1.5. Проводить первичный туалет новорожденного, оценивать и контролировать динамику его состояния, осуществлять уход и обучать родителей уходу за новорожденным. ПК 1.6. Применять лекарственные средства по назначению врача. ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования. 5.2.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии. 5.2.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни. ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача. ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий. ПК 3.4. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии. ПК 3.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. ПК 3.6. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 5.2.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному. ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии. ПК 4.5. Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. 5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Акушерка/Акушер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке): ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.4. Акушерка/Акушер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке): 5.4.1. Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода. ПК 1.1. Проводить диспансеризацию и патронаж беременных, родильниц самостоятельно. ПК 1.2. Проводить физиопсихопрофилактическую подготовку беременных к родам, обучать мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода. ПК 1.3. Оказывать лечебно-диагностическую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде. ПК 1.4. Применять лекарственные средства по назначению врача. ПК 1.5. Оценивать, контролировать динамику состояния новорожденного и осуществлять уход. ПК 1.6. Обучать родителей уходу за новорожденным. ПК 1.7. Информировать пациентов по вопросам охраны материнства и детства, медицинского страхования. 5.4.2. Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах. ПК 2.1. Проводить лечебно-диагностическую, профилактическую, санитарно-просветительскую работу с пациентами с экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 2.2. Выявлять физические и психические отклонения в развитии ребенка, осуществлять уход, лечебно-диагностические, профилактические мероприятия детям под руководством врача. ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии. ПК 2.4. Обучать население приемам оказания первой медицинской помощи. 5.4.3. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни. ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача. ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. ПК 3.4. Оказывать профилактическую помощь гинекологическим больным самостоятельно. ПК 3.5. Оказывать доврачебную помощь пациентам при неотложных состояниях в гинекологии. ПК 3.6. Оказывать помощь пациентам в периоперативном периоде. ПК 3.7. Проводить санитарно-просветительскую работу по вопросам планирования семьи, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 5.4.4. Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов, послеродового периода. ПК 4.1. Проводить лечебно-диагностические мероприятия беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией под руководством врача. ПК 4.2. Оказывать профилактическую и медико-социальную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.3. Оказывать доврачебную помощь беременной, роженице, родильнице при акушерской и экстрагенитальной патологии. ПК 4.4. Осуществлять интенсивный уход при акушерской патологии. ПК 4.5. Ассистировать врачу и выполнять акушерские операции в пределах своих полномочий. ПК 4.6. Оказывать помощь в периоперативном периоде. ПК 4.7. Обучать пациентов и членов семьи навыкам самоухода и ухода в послеоперационном периоде. 5.4.5. Высокотехнологичная помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным. ПК 5.1. Участвовать в ранней диагностике патологии репродуктивной функции. ПК 5.2. Участвовать в оказании высокотехнологичной медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам из групп высокой степени риска и новорожденным. ПК 5.3. Участвовать в проведении неонатального и аудиологического скрининга. ПК 5.4. Участвовать в разработке профилактических программ с целью снижения материнской и перинатальной заболеваемости и смертности. 5.4.6. Организация и управление персоналом акушерско-гинекологической службы учреждений здравоохранения. ПК 6.1. Контролировать качество и эффективность оказания акушерско-гинекологической помощи. ПК 6.2. Работать с организационно-распорядительной документацией. ПК 6.3. Осуществлять контроль деятельности среднего и младшего медицинского, вспомогательного и технического персонала. ПК 6.4. Вести учет и рационально использовать материальные ценности учреждения здравоохранения (структурного подразделения). ПК 6.5. Организовывать надлежащий фармакологический порядок в учреждении здравоохранения (структурном подразделении). ПК 6.6. Планировать и организовывать работу по повышению квалификации среднего медицинского персонала. 5.4.7. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы). 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Структура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки Таблица 3 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименование циклов, разделов, | Всего | В т.ч. часов | Индекс и | Коды | | | модулей, требования к знаниям, | максимальной | обязательных | наименование | формируемых | | | умениям, практическому | учебной | учебных | дисциплин, | компетенций | | | опыту | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | | обучающегося | | курсов (МДК) | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | Обязательная часть циклов ОПОП | 3240 | 2160 | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально- | 660 | 440 | | | | | экономический цикл | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения обязательной | | 48 | ОГСЭ.01. Основы | ОК 1 - 14 | | | части цикла обучающийся должен: | | | философии | | | | уметь: | | | | | | | ориентироваться в общих | | | | | | | философских проблемах бытия, | | | | | | | познания, ценностей, свободы и | | | | | | | смысла жизни как основе формирования | | | | | | | культуры гражданина и будущего | | | | | | | специалиста; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные категории и понятия | | | | | | | философии; | | | | | | | роль философии в жизни человека и | | | | | | | общества; | | | | | | | основы философского учения о | | | | | | | бытие; | | | | | | | сущность процесса познания; | | | | | | | основы научной, философской и | | | | | | | религиозной картин мира; | | | | | | | об условиях формирования | | | | | | | личности, о свободе и | | | | | | | ответственности за сохранение жизни, | | | | | | | культуры, окружающей среды; | | | | | | | о социальных и этических | | | | | | | проблемах, связанных с развитием и | | | | | | | использованием достижений науки, | | | | | | | техники и технологий | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 14 | | | ориентироваться в современной | | | | | | | экономической, политической и | | | | | | | культурной ситуации в России и мире; | | | | | | | выявлять взаимосвязь | | | | | | | отечественных, региональных, мировых | | | | | | | социально-экономических, | | | | | | | политических и культурных проблем; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные направления развития | | | | | | | ключевых регионов мира на рубеже | | | | | | | веков (XX и XXI вв.); | | | | | | | сущность и причины локальных, | | | | | | | региональных, межгосударственных | | | | | | | конфликтов в конце XX - начале XXI | | | | | | | в.; | | | | | | | основные процессы | | | | | | | (интеграционные, поликультурные, | | | | | | | миграционные и иные) политического и | | | | | | | экономического развития ведущих | | | | | | | государств и регионов мира; | | | | | | | назначение ООН, НАТО, ЕС и других | | | | | | | организаций и основные направления | | | | | | | их деятельности; | | | | | | | о роли науки, культуры и религии | | | | | | | в сохранении и укреплении | | | | | | | национальных и государственных | | | | | | | традиций; | | | | | | | содержание и назначение важнейших | | | | | | | правовых и законодательных актов | | | | | | | мирового и регионального значения | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 172 | ОГСЭ.03. Иностранный | ОК 1 - 14 | | | общаться устно и письменно на | | | язык | ПК 1.1 - 1.7 | | | иностранном языке на | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | профессиональные и повседневные | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | темы; | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | переводить со словарем иностранные | | | | | | | тексты профессиональной | | | | | | | направленности; | | | | | | | самостоятельно совершенствовать | | | | | | | устную и письменную речь, пополнять | | | | | | | словарный запас; | | | | | | | знать: | | | | | | | лексический (1200 - 1400 | | | | | | | лексических единиц) и грамматический | | | | | | | минимум, необходимый для чтения и | | | | | | | перевода со словарем иностранных | | | | | | | текстов профессиональной | | | | | | | направленности | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | 344 | 172 | ОГСЭ.04. Физическая | ОК 1 - 14 | | | использовать физкультурно- | | | культура | | | | оздоровительную деятельность для | | | | | | | укрепления здоровья, достижения | | | | | | | жизненных и профессиональных целей; | | | | | | | знать: | | | | | | | о роли физической культуры в | | | | | | | общекультурном, профессиональном и | | | | | | | социальном развитии человека; | | | | | | | основы здорового образа жизни | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ЕН.00 | Математический и общий | 122 | 82 | | | | | естественнонаучный цикл | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения | | | ЕН.01. Математика | ОК 1 - 4 | | | обязательной части цикла обучающийся | | | | ОК 8 | | | должен: | | | | ПК 1.2 | | | уметь: | | | | ПК 2.6 | | | решать прикладные задачи в | | | | | | | области профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | знать: | | | | | | | значение математики в | | | | | | | профессиональной деятельности и при | | | | | | | освоении профессиональной | | | | | | | образовательной программы; | | | | | | | основные математические методы | | | | | | | решения прикладных задач в области | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | основные понятия и методы теории | | | | | | | вероятностей и математической | | | | | | | статистики; | | | | | | | основы интегрального и | | | | | | | дифференциального исчисления | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ЕН.02. | ОК 3 - 5 | | | использовать технологии сбора, | | | Информационные | ОК 9 | | | размещения, хранения, накопления, | | | технологии в | ПК 1.1 | | | преобразования и передачи данных в | | | профессиональной | ПК 1.2 | | | профессионально ориентированных | | | деятельности | ПК 1.7 | | | информационных системах; | | | | ПК 2.1 | | | использовать в профессиональной | | | | ПК 3.1 | | | деятельности различные виды | | | | ПК 3.6 | | | программного обеспечения, в т.ч. | | | | | | | специального; | | | | | | | применять компьютерные и | | | | | | | телекоммуникационные средства; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные понятия | | | | | | | автоматизированной обработки | | | | | | | информации; | | | | | | | общий состав и структуру | | | | | | | персональных компьютеров и | | | | | | | вычислительных систем; | | | | | | | состав, функции и возможности | | | | | | | использования информационных и | | | | | | | телекоммуникационных технологий в | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | методы и средства сбора, | | | | | | | обработки, хранения, передачи и | | | | | | | накопления информации; | | | | | | | базовые системные программные | | | | | | | продукты и пакеты прикладных | | | | | | | программ в области профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | основные методы и приемы | | | | | | | обеспечения информационной | | | | | | | безопасности | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | П.00 | Профессиональный цикл | 2458 | 1638 | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1044 | 696 | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | В результате изучения | | | ОП.01. Основы | ОК 1 | | | обязательной части цикла обучающийся | | | латинского языка | ОК 4 - 6 | | | по общепрофессиональным | | | с медицинской | ОК 9 | | | дисциплинам должен: | | | терминологией | ПК 1.1 - 1.7 | | | уметь: | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | правильно читать и писать на | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | латинском языке медицинские | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | (анатомические, клинические и | | | | | | | фармацевтические) термины; | | | | | | | объяснять значения терминов по | | | | | | | знакомым терминоэлементам; | | | | | | | переводить рецепты и оформлять их | | | | | | | по заданному нормативному образцу; | | | | | | | знать: | | | | | | | элементы латинской грамматики и | | | | | | | способы словообразования; | | | | | | | 500 лексических единиц; | | | | | | | глоссарий по специальности | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.02. Анатомия и | ОК 1 - 4 | | | применять знания о строении и | | | физиология человека | ОК 13 - 14 | | | функциях органов и систем организма | | | | ПК 1.1 - 1.7 | | | человека при оказании акушерско- | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | гинекологической помощи; | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | знать: | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | строение человеческого тела и | | | | | | | функциональные системы человека, их | | | | | | | регуляцию и саморегуляцию при | | | | | | | взаимодействии с внешней средой | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.03. Основы | ОК 1 - 4 | | | определять признаки типовых | | | патологии | ОК 13 - 14 | | | патологических процессов и отдельных | | | | ПК 1.1 - 1.3 | | | заболеваний в организме человека; | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | знать: | | | | ПК 3.1 - 3.5 | | | общие закономерности развития | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | патологии клеток, органов и систем в | | | | | | | организме человека; | | | | | | | структурно-функциональные | | | | | | | закономерности развития и течения | | | | | | | типовых патологических процессов и | | | | | | | отдельных заболеваний | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.04. Генетика | ОК 1 - 4 | | | проводить опрос и вести учет | | | человека с основами | ОК 8 - 9 | | | пациентов с наследственной | | | медицинской генетики | ОК 11 | | | патологией; | | | | ПК 1.1 | | | проводить беседы по планированию | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | семьи с учетом имеющейся | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | наследственной патологии; | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | проводить предварительную | | | | | | | диагностику наследственных болезней; | | | | | | | знать: | | | | | | | биохимические и цитологические | | | | | | | основы наследственности; | | | | | | | закономерности наследования | | | | | | | признаков, виды взаимодействия | | | | | | | генов; | | | | | | | методы изучения наследственности | | | | | | | и изменчивости человека в норме и | | | | | | | патологии; | | | | | | | основные виды изменчивости, виды | | | | | | | мутаций у человека, факторы | | | | | | | мутагенеза; | | | | | | | основные группы наследственных | | | | | | | заболеваний, причины и механизмы | | | | | | | возникновения; | | | | | | | цели, задачи, методы и показания | | | | | | | к медико-генетическому | | | | | | | консультированию | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.05. Гигиена и | ОК 1 - 14 | | | давать санитарно-гигиеническую | | | экология человека | ПК 1.1 - 1.7 | | | оценку факторам окружающей среды; | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | проводить санитарно-гигиенические | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | мероприятия по сохранению и | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | укреплению здоровья населения, | | | | | | | предупреждению болезней; | | | | | | | проводить гигиеническое обучение | | | | | | | и воспитание населения; | | | | | | | знать: | | | | | | | современное состояние окружающей | | | | | | | среды и глобальные экологические | | | | | | | проблемы; | | | | | | | факторы окружающей среды, | | | | | | | влияющие на здоровье человека; | | | | | | | основные положения гигиены; | | | | | | | гигиенические принципы | | | | | | | организации здорового образа жизни; | | | | | | | методы, формы и средства | | | | | | | гигиенического воспитания населения | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.06. Основы | ОК 1 - 14 | | | проводить забор, транспортировку и | | | микробиологии и | ПК 1.1 - 1.6 | | | хранение материала для | | | иммунологии | ПК 2.1 - 2.3 | | | микробиологических исследований; | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | проводить простейшие | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | микробиологические исследования; | | | | | | | дифференцировать разные группы | | | | | | | микроорганизмов по их основным | | | | | | | свойствам; | | | | | | | осуществлять профилактику | | | | | | | распространения инфекции; | | | | | | | знать: | | | | | | | роль микроорганизмов в жизни | | | | | | | человека и общества; | | | | | | | морфологию, физиологию и экологию | | | | | | | микроорганизмов, методы их изучения; | | | | | | | основные методы асептики и | | | | | | | антисептики; | | | | | | | основы эпидемиологии инфекционных | | | | | | | болезней, пути заражения, | | | | | | | локализацию микроорганизмов в | | | | | | | организме человека, основы | | | | | | | химиотерапии и химиопрофилактики | | | | | | | инфекционных заболеваний; | | | | | | | факторы иммунитета, его значение | | | | | | | для человека и общества, принципы | | | | | | | иммунопрофилактики и иммунотерапии | | | | | | | болезней человека, применение | | | | | | | иммунологических реакций в | | | | | | | медицинской практике | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.07. Фармакология | ОК 1 | | | выписывать лекарственные формы в | | | | ОК 4 | | | виде рецепта с использованием | | | | ОК 9 | | | справочной литературы; | | | | ПК 1.2 - 1.6 | | | находить сведения о лекарственных | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | препаратах в доступных базах данных; | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | ориентироваться в номенклатуре | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | лекарственных средств; | | | | | | | применять лекарственные средства | | | | | | | по назначению врача; | | | | | | | давать рекомендации пациенту по | | | | | | | применению различных лекарственных | | | | | | | средств; | | | | | | | знать: | | | | | | | лекарственные формы, пути введения | | | | | | | лекарственных средств, виды их | | | | | | | действия и взаимодействия; | | | | | | | основные лекарственные группы и | | | | | | | фармакотерапевтические действия | | | | | | | лекарств по группам; | | | | | | | побочные эффекты, виды реакций и | | | | | | | осложнений лекарственной терапии; | | | | | | | правила заполнения рецептурных | | | | | | | бланков | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.08. Психология | ОК 1 - 3 | | | эффективно работать в команде; | | | | ОК 6 - 7 | | | использовать вербальные и | | | | ОК 11 - 14 | | | невербальные средства общения в | | | | ПК 1.1 - 1.5 | | | психотерапевтических целях; | | | | ПК 1.7 | | | урегулировать и разрешать | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | конфликтные ситуации; | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | оказывать психологическую помощь | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | при стрессах; | | | | | | | знать: | | | | | | | психологию личности; | | | | | | | функции и средства общения; | | | | | | | пути разрешения стрессовых | | | | | | | ситуаций и конфликтов; | | | | | | | типологию межличностных отношений | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.09. Правовое | ОК 1 - 4 | | | использовать необходимые | | | обеспечение | ОК 8 | | | нормативно-правовые документы; | | | профессиональной | ПК 1.1 - 4.5 | | | защищать свои права в соответствии | | | деятельности | | | | с гражданским, гражданско- | | | | | | | процессуальным и трудовым | | | | | | | законодательством; | | | | | | | анализировать и оценивать | | | | | | | результаты и последствия | | | | | | | деятельности (бездействия) с | | | | | | | правовой точки зрения; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные положения Конституции | | | | | | | Российской Федерации; | | | | | | | права и свободы человека и | | | | | | | гражданина, механизмы их реализации; | | | | | | | понятие правового регулирования в | | | | | | | сфере профессиональной деятельности; | | | | | | | законодательные акты и другие | | | | | | | нормативные документы, регулирующие | | | | | | | правоотношения в процессе | | | | | | | профессиональной деятельности; | | | | | | | организационно-правовые формы | | | | | | | юридических лиц; | | | | | | | правовое положение субъектов | | | | | | | предпринимательской деятельности; | | | | | | | права и обязанности работников в | | | | | | | сфере профессиональной деятельности; | | | | | | | порядок заключения трудового | | | | | | | договора и основания для его | | | | | | | прекращения; | | | | | | | правила оплаты труда; | | | | | | | роль государственного | | | | | | | регулирования в обеспечении | | | | | | | занятости населения; | | | | | | | право социальной защиты граждан; | | | | | | | понятие дисциплинарной и | | | | | | | материальной ответственности | | | | | | | работника; | | | | | | | виды административных | | | | | | | правонарушений и административной | | | | | | | ответственности; | | | | | | | нормы защиты нарушенных прав и | | | | | | | судебный порядок разрешения споров | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.10. Общественное | ОК 1 | | | использовать лучший отечественный | | | здоровье и | ОК 2 | | | и зарубежный опыт организации | | | здравоохранение | ОК 4 | | | акушерского дела; | | | | ОК 8 | | | рассчитывать и анализировать | | | | ОК 10 | | | показатели общественного здоровья | | | | ПК 1.1 | | | населения; | | | | ПК 2.1 | | | знать: | | | | ПК 2.2 | | | показатели общественного здоровья | | | | ПК 3.1 | | | населения, методику их расчета и | | | | ПК 3.6 | | | анализа; | | | | | | | факторы, детерминирующие здоровье; | | | | | | | медико-социальные аспекты | | | | | | | демографии; | | | | | | | государственную систему охраны | | | | | | | материнства и детства; | | | | | | | первичную учетную медицинскую | | | | | | | документацию, используемую в | | | | | | | учреждениях охраны материнства и | | | | | | | детства; | | | | | | | работу акушерки на фельдшерско- | | | | | | | акушерском пункте; | | | | | | | систему социального и медицинского | | | | | | | страхования; | | | | | | | государственную программу развития | | | | | | | акушерского дела в Российской | | | | | | | Федерации; | | | | | | | структуру учреждений | | | | | | | здравоохранения | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.11. Основы | ОК 1 | | | осуществлять реабилитационные | | | реабилитологии | ОК 6 | | | мероприятия пациентам с акушерской, | | | | ОК 7 | | | гинекологической и экстрагенитальной | | | | ОК 9 | | | патологией; | | | | ОК 11 | | | осуществлять приемы классического | | | | ОК 14 | | | массажа, подбирать комплексы | | | | ПК 2.2 - 2.3 | | | лечебной физкультуры, проводить | | | | ПК 3.1 | | | основные физиотерапевтические | | | | ПК 4.2 | | | процедуры по назначению врача; | | | | | | | знать: | | | | | | | виды, формы и методы реабилитации; | | | | | | | особенности реабилитации в | | | | | | | акушерско-гинекологической практике; | | | | | | | показания и особенности применения | | | | | | | лечебной физкультуры (ЛФК), массажа | | | | | | | и физиотерапии у беременных, | | | | | | | рожениц, родильниц и | | | | | | | гинекологических больных; | | | | | | | основные приемы классического | | | | | | | массажа, их физиологическое | | | | | | | действие, показания и | | | | | | | противопоказания; | | | | | | | понятие о медицинском контроле в | | | | | | | ЛФК; | | | | | | | основные виды физиотерапевтических | | | | | | | процедур | | | | | | |--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | | уметь: | | 68 | ОП.12. Безопасность | ОК 1 - 14 | | | организовывать и проводить | | | жизнедеятельности | ПК 1.1 - 1.7 | | | мероприятия по защите работающих и | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | населения от негативных воздействий | | | | ПК 3.1 - 3.6 | | | чрезвычайных ситуаций; | | | | ПК 4.1 - 4.5 | | | предпринимать профилактические | | | | | | | меры для снижения уровня опасностей | | | | | | | различного вида и их последствий в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | | индивидуальной и коллективной защиты | | | | | | | от оружия массового поражения; | | | | | | | применять первичные средства | | | | | | | пожаротушения; | | | | | | | ориентироваться в перечне военно- | | | | | | | учетных специальностей и | | | | | | | самостоятельно определять среди них | | | | | | | родственные полученной | | | | | | | специальности; | | | | | | | применять профессиональные знания | | | | | | | в ходе исполнения обязанностей | | | | | | | военной службы на воинских | | | | | | | должностях в соответствии с | | | | | | | полученной специальностью; | | | | | | | владеть способами бесконфликтного | | | | | | | общения и саморегуляции в | | | | | | | повседневной деятельности и | | | | | | | экстремальных условиях военной | | | | | | | службы; | | | | | | | оказывать первую помощь | | | | | | | пострадавшим; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы обеспечения устойчивости | | | | | | | объектов экономики, прогнозирования | | | | | | | развития событий и оценки | | | | | | | последствий при техногенных | | | | | | | чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | | явлениях, в том числе в условиях | | | | | | | противодействия терроризму как | | | | | | | серьезной угрозе национальной | | | | | | | безопасности России; | | | | | | | основные виды потенциальных | | | | | | | опасностей и их последствия в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту, принципы снижения вероятности | | | | | | | их реализации; | | | | | | | основы военной службы и обороны | | | | | | | государства; | | | | | | | задачи и основные мероприятия | | | | | | | гражданской обороны; способы защиты | | | | | | | населения от оружия массового | | | | | | | поражения; | | | | | | | меры пожарной безопасности и | | | | | | | правила безопасного поведения при | | | | | | | пожарах; | | | | | | | организацию и порядок призыва | | | | | | | граждан на военную службу и | | | | | | | поступления на нее в добровольном | | | | | | | порядке; | | | | | | | основные виды вооружения, военной | | | | | | | техники и специального снаряжения, | | | | | | | состоящих на вооружении (оснащении) | | | | | | | воинских подразделений, в которых | | | | | | | имеются военно-учетные | | | | | | | специальности, родственные | | | | | | | специальностям СПО; | | | | | | | область применения получаемых | | | | | | | профессиональных знаний при | | | | | | | исполнении обязанностей военной | | | | | | | службы; | | | | | | | порядок и правила оказания первой | | | | | | | помощи пострадавшим | | | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.00 | Профессиональные модули | 1414 | 942 | | | |---------|--------------------------------------|---------------|--------------|----------------------|--------------| | ПМ.01 | Медицинская и медико-социальная | | | МДК.01.01. | ОК 1 - 14 | | | помощь женщине, новорожденному, | | | Физиологическое | ПК 1.1 - 1.7 | | | семье при физиологическом течении | | | акушерство | | | | беременности, родов, послеродового | | | | | | | периода | | | МДК.01.02. | | | | В результате изучения | | | Физиопсихо- | | | | профессионального модуля обучающийся | | | профилактическая | | | | должен: | | | подготовка | | | | иметь практический опыт: | | | беременных к родам | | | | проведения диспансеризации и | | | | | | | патронажа беременной и родильницы; | | | МДК.01.03. | | | | физиопсихопрофилактической | | | Сестринский уход за | | | | подготовки беременной к родам; | | | здоровым | | | | проведения ухода, обследования | | | новорожденным | | | | беременных, рожениц, родильниц, | | | | | | | новорожденных; | | | | | | | оказания акушерского пособия при | | | | | | | физиологических родах и проведения | | | | | | | первичного туалета новорожденного; | | | | | | | оказания помощи родильнице при | | | | | | | грудном вскармливании и уходе за | | | | | | | новорожденным; | | | | | | | уметь: | | | | | | | владеть мапипуляционной техникой в | | | | | | | акушерском деле; | | | | | | | проводить | | | | | | | физиопсихопрофилактическую | | | | | | | подготовку беременной к родам; | | | | | | | выполнять уход, обследование и | | | | | | | наблюдение за здоровой беременной, | | | | | | | роженицей, родильницей, | | | | | | | новорожденным; | | | | | | | выполнять акушерское пособие при | | | | | | | физиологических родах и проводить | | | | | | | первичный туалет новорожденного; | | | | | | | информировать пациентов по | | | | | | | вопросам охраны материнства и | | | | | | | детства; | | | | | | | проводить санитарно- | | | | | | | просветительскую работу с | | | | | | | беременными, роженицами и | | | | | | | родильницами; | | | | | | | знать: | | | | | | | медико-социальные аспекты | | | | | | | родовспоможения; | | | | | | | анатомические и физиологические | | | | | | | особенности репродуктивной сферы | | | | | | | женщины в различные периоды жизни, | | | | | | | включая беременность, роды и | | | | | | | послеродовый период; | | | | | | | физиологию беременности, | | | | | | | диагностику; | | | | | | | охрану репродуктивного здоровья, | | | | | | | антенотальную охрану плода; | | | | | | | принципы ведения и методы | | | | | | | обследования женщины во время | | | | | | | беременности; | | | | | | | физиопсихопрофилактическую | | | | | | | подготовку беременных к родам; | | | | | | | роды, периоды родов; | | | | | | | ведение родов и послеродового | | | | | |