ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 111501.01 РЫБАК ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 28 октября 2009 г. N 469 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 111501.01 Рыбак прибрежного лова. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 28 октября 2009 г. N 469 Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г. N 15493 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 469 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 111501.01 РЫБАК ПРИБРЕЖНОГО ЛОВА I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 111501.01 Рыбак прибрежного лова всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: НПО - начальное профессиональное образование; ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования; ОУ - образовательное учреждение; ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии; ОК - общая компетенция; ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1. Таблица 1 ------------------------------------------------------------------------------ | Образовательная | Наименование квалификации | Нормативный срок | | база приема | (профессий по Общероссийскому | освоения ОПОП при | | | классификатору профессий | очной форме получения | | | рабочих, должностей служащих | образования | | | и тарифных разрядов) | | | | (ОК 016-94) <*> | | |--------------------|-------------------------------|-----------------------| | на базе среднего | Рыбак прибрежного лова | 10 мес. | | (полного) общего | Изготовитель орудий лова | | | образования | Машинист рыбопромысловых | | |--------------------| машин и механизмов |-----------------------| | на базе основного | | 2 года 5 мес. | | общего образования | | <**> | |--------------------| |-----------------------| | на базе основного | | 10 мес. без получения | | общего образования | | среднего (полного) | | | | общего образования | ------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <*> ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии. <**> Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО: рыбак прибрежного лова - изготовитель орудий лова; рыбак прибрежного лова - машинист рыбопромысловых машин и механизмов; изготовитель орудий лова - машинист рыбопромысловых машин и механизмов. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по прибрежному лову гидробионтов, первичной переработке и хранению рыбы и морепродуктов. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: гидробионты, отнесенные к объектам прибрежного лова; продукция рыболовства: рыба и морепродукты; орудия и технические средства промышленного лова гидробионтов, в т.ч. промысловые машины, механизмы и устройства; плавсредства; технологические процессы прибрежного лова рыбы и морепродуктов. 4.3. Обучающийся по профессии Рыбак прибрежного лова готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Сборка, оснастка и ремонт орудий лова. 4.3.2. Подготовка и эксплуатация орудий лова, промысловых механизмов и плавсредств. 4.3.3. Первичная переработка и хранение рыбы и морепродуктов. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда, экологической безопасности и принципов рационального природопользования. ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности: 5.2.1. Сборка, оснастка и ремонт орудий лова. ПК 1.1. Подготавливать к работе рыболовные материалы, оборудование, приспособления, инструменты, детали оснастки и средства измерений. ПК 1.2. Выполнять технологические операции по сборке и оснастке орудий лова. ПК 1.3. Выполнять различные виды ремонта орудий лова. 5.2.2. Подготовка и эксплуатация орудий лова, промысловых механизмов и плавсредств. ПК 2.1. Подготавливать к работе орудия лова, парусно-гребные суда, предметы снаряжения судов, инвентарь и изделия такелажа. ПК 2.2. Выполнять технологические операции лова. ПК 2.3. Управлять парусно-гребными судами. ПК 2.4. Контролировать орудия лова в процессе эксплуатации, выявлять и устранять дефекты в их работе. ПК 2.5. Выполнять работы по подготовке и сдаче орудий лова и промыслового оборудования в места их хранения. 5.2.3. Первичная переработка и хранение рыбы и морепродуктов. ПК 3.1. Выполнять работы по первичной переработке, охлаждению и замораживанию рыбы и морепродуктов. ПК 3.2. Выполнять работы по первичной переработке и засолке рыбы. ПК 3.3. Выполнять работы по первичной переработке и засолке икры. ПК 3.4. Контролировать режимы хранения рыбы и морепродуктов. ПК 3.5. Оформлять приемо-сдаточную документацию на рыбу и морепродукты. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов: общепрофессионального; профессионального и разделов: физическая культура; учебная практика (производственное обучение); производственная практика; промежуточная аттестация; государственная (итоговая) аттестация. 6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика. 6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину. Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования Таблица 2 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование циклов, разделов, | Всего | В т.ч. часов | Индекс и | Коды | | | модулей, требования к знаниям, | максимальной | обязательных | наименование | формируемых | | | умениям, практическому опыту | учебной | учебных | дисциплин, | компетенций | | | | нагрузки | занятий | междисциплинарных | | | | | обучающегося | | курсов (МДК) | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | Обязательная часть циклов ОПОП и | 864 | 576 | | | | | раздел "Физическая культура" | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ОП.00 | Общепрофессиональный цикл | 254 | 176 | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | В результате изучения обязательной | | | ОП.01. Основы | ОК 1 - 8 | | | части цикла обучающийся по | | | материаловедения | ПК 1.1 - 1.3 | | | общепрофессиональным дисциплинам | | | | ПК 2.1 - 2.5 | | | должен: | | | | | | | уметь: | | | | | | | подбирать материалы для | | | | | | | оснастки орудия лова по назначению | | | | | | | и условиям эксплуатации; | | | | | | | применять соответствующие | | | | | | | материалы при выполнении работ; | | | | | | | производить антикоррозионную | | | | | | | защиту металла, антисептирование и | | | | | | | огнезащитную обработку древесины; | | | | | | | знать: | | | | | | | общую классификацию материалов; | | | | | | | общие сведения, назначение, | | | | | | | виды и свойства металлических и | | | | | | | неметаллических материалов, | | | | | | | области их применения; | | | | | | | характеристики металлов и | | | | | | | сплавов; | | | | | | | свойства и способы применения в | | | | | | | рыболовстве неметаллических | | | | | | | материалов; | | | | | | | общие сведения о строении | | | | | | | волокнистых материалов | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.02. Основы | ОК 1 - 8 | | | читать рабочие и сборочные | | | черчения | ПК 1.1 - 1.3 | | | чертежи и схемы; | | | | ПК 2.1 - 2.3 | | | выполнять эскизы, технические | | | | | | | рисунки и простые чертежи деталей, | | | | | | | их элементов, узлов; | | | | | | | знать: | | | | | | | виды нормативно-технической и | | | | | | | производственной документации; | | | | | | | правила чтения технической | | | | | | | документации; | | | | | | | способы графического | | | | | | | представления объектов, | | | | | | | пространственных образов и схем; | | | | | | | правила выполнения чертежей, | | | | | | | технических рисунков и эскизов; | | | | | | | технику и принципы нанесения | | | | | | | размеров | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.03. | ОК 1 - 8 | | | обеспечивать соблюдение | | | Экологические | ПК 1.1 - 1.3 | | | экологических норм и правил в | | | основы | ПК 2.1 - 2.5 | | | профессиональной деятельности; | | | природопользования | ПК 3.1 - 3.5 | | | использовать представления о | | | | | | | взаимосвязи живых организмов и | | | | | | | среды обитания в профессиональной | | | | | | | деятельности; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы рационального | | | | | | | природопользования; | | | | | | | источники загрязнения | | | | | | | окружающей среды, в т.ч. Мирового | | | | | | | океана; | | | | | | | государственные и общественные | | | | | | | мероприятия по охране окружающей | | | | | | | среды; | | | | | | | международные соглашения по | | | | | | | защите Мирового океана от | | | | | | | загрязнения нефтепродуктами и | | | | | | | радиоактивными отходами; | | | | | | | экологические аспекты | | | | | | | рыболовства | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | уметь: | | | ОП.04. | ОК 1 - 8 | | | ориентироваться в общих | | | Экономические и | ПК 1.1 - 1.3 | | | вопросах экономики | | | правовые основы | ПК 2.1 - 2.5 | | | рыбохозяйственной отрасли; | | | деятельности | ПК 3.1 - 3.5 | | | применять экономические и | | | рыбохозяйственных | | | | правовые знания в конкретных | | | организаций | | | | производственных ситуациях; | | | | | | | защищать свои трудовые права в | | | | | | | рамках действующего | | | | | | | законодательства; | | | | | | | знать: | | | | | | | основные принципы рыночной | | | | | | | экономики; | | | | | | | понятия спроса и предложения на | | | | | | | рынке товаров и услуг; | | | | | | | особенности формирования, | | | | | | | характеристику современного | | | | | | | состояния и перспективы развития | | | | | | | рыбохозяйственной отрасли; | | | | | | | законодательные акты в области | | | | | | | рыбохозяйственной деятельности; | | | | | | | организационно-правовые формы | | | | | | | организаций; | | | | | | | основные положения | | | | | | | законодательства, регулирующего | | | | | | | трудовые отношения; | | | | | | | механизмы ценообразования; | | | | | | | формы оплаты труда | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | уметь: | | 48 | ОП.05. | ОК 1 - 8 | | | организовывать и проводить | | | Безопасность | ПК 1.1 - 1.3 | | | мероприятия по защите работающих и | | | жизнедеятельности | ПК 2.1 - 2.5 | | | населения от негативных | | | | ПК 3.1 - 3.5 | | | воздействий чрезвычайных ситуаций; | | | | | | | предпринимать профилактические | | | | | | | меры для снижения уровня | | | | | | | опасностей различного вида и их | | | | | | | последствий в профессиональной | | | | | | | деятельности и быту; | | | | | | | использовать средства | | | | | | | индивидуальной и коллективной | | | | | | | защиты от оружия массового | | | | | | | поражения; | | | | | | | действовать в соответствии с | | | | | | | расписанием по тревогам; | | | | | | | применять первичные средства | | | | | | | пожаротушения; | | | | | | | пользоваться спасательными | | | | | | | средствами, применяемыми при | | | | | | | работе на воде; | | | | | | | ориентироваться в перечне | | | | | | | военно-учетных специальностей и | | | | | | | самостоятельно определять среди | | | | | | | них родственные полученной | | | | | | | профессии; | | | | | | | применять профессиональные | | | | | | | знания в ходе исполнения | | | | | | | обязанностей военной службы на | | | | | | | воинских должностях в соответствии | | | | | | | с полученной профессией; | | | | | | | владеть способами | | | | | | | бесконфликтного общения и | | | | | | | саморегуляции в повседневной | | | | | | | деятельности и экстремальных | | | | | | | условиях военной службы; | | | | | | | оказывать первую помощь | | | | | | | пострадавшим; | | | | | | | знать: | | | | | | | принципы обеспечения | | | | | | | устойчивости объектов экономики, | | | | | | | прогнозирования развития событий и | | | | | | | оценки последствий при техногенных | | | | | | | чрезвычайных ситуациях и стихийных | | | | | | | явлениях, в том числе в условиях | | | | | | | противодействия терроризму как | | | | | | | серьезной угрозе национальной | | | | | | | безопасности России; | | | | | | | основные виды потенциальных | | | | | | | опасностей и их последствия в | | | | | | | профессиональной деятельности и | | | | | | | быту, принципы снижения | | | | | | | вероятности их реализации; | | | | | | | основы военной службы и обороны | | | | | | | государства; | | | | | | | задачи и основные мероприятия | | | | | | | гражданской обороны; | | | | | | | способы защиты населения от | | | | | | | оружия массового поражения; | | | | | | | меры пожарной безопасности и | | | | | | | правила безопасного поведения при | | | | | | | пожарах; | | | | | | | организацию и порядок призыва | | | | | | | граждан на военную службу и | | | | | | | поступления на нее в добровольном | | | | | | | порядке; | | | | | | | основные виды вооружения, | | | | | | | военной техники и специального | | | | | | | снаряжения, состоящих на | | | | | | | вооружении (оснащении) воинских | | | | | | | подразделений, в которых имеются | | | | | | | военно-учетные специальности, | | | | | | | родственные профессиям НПО; | | | | | | | область применения получаемых | | | | | | | профессиональных знаний при | | | | | | | исполнении обязанностей военной | | | | | | | службы; | | | | | | | общие требования по борьбе за | | | | | | | живучесть судна и охране | | | | | | | человеческой жизни на море; | | | | | | | регламент мероприятий по борьбе | | | | | | | за живучесть судна, в т.ч. во | | | | | | | время боевых действий; | | | | | | | расписания по тревогам; | | | | | | | порядок пользования | | | | | | | спасательными средствами; | | | | | | | порядок и правила оказания | | | | | | | первой помощи пострадавшим | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | П.00 | Профессиональный цикл | 530 | 360 | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ПМ.00 | Профессиональные модули | 530 | 360 | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ПМ.01 | Сборка, оснастка и ремонт орудий | | | МДК.01.01. | ОК 1 - 8 | | | лова | | | Технологии сборки, | ПК 1.1 - 1.3 | | | В результате изучения | | | оснастки и ремонта | | | | профессионального модуля | | | орудий лова | | | | обучающийся должен: | | | | | | | иметь практический опыт: | | | | | | | выполнения различных видов | | | | | | | ремонта орудий лова; | | | | | | | выполнения различных видов | | | | | | | такелажных работ; | | | | | | | оснастки и сборки орудий лова; | | | | | | | контроля за эффективным | | | | | | | использованием рыболовных | | | | | | | материалов, промыслового | | | | | | | вооружения и инвентаря; | | | | | | | уметь: | | | | | | | определять вид и физико- | | | | | | | технические свойства рыболовных | | | | | | | волокнистых материалов; | | | | | | | подбирать материалы для ремонта | | | | | | | орудий лова; | | | | | | | определять их годность к | | | | | | | работе; | | | | | | | выполнять ручную вязку, кройку, | | | | | | | соединение и посадку сетных | | | | | | | деталей; | | | | | | | выполнять такелажные работы при | | | | | | | ремонте орудий лова; | | | | | | | выполнять различные виды | | | | | | | ремонта орудий лова; | | | | | | | пользоваться инструментами и | | | | | | | приспособлениями при ремонте | | | | | | | орудий лова; | | | | | | | осуществлять оснастку и сборку | | | | | | | орудий лова; | | | | | | | контролировать заданные размеры | | | | | | | при ремонте и сборке орудий лова; | | | | | | | знать: | | | | | | | виды и маркировку нитевидных и | | | | | | | сетевидных материалов, их физико- | | | | | | | технические свойства, | | | | | | | предъявляемые к ним требования; | | | | | | | назначение рыболовных | | | | | | | волокнистых материалов, их виды и | | | | | | | свойства; | | | | | | | способы ручной вязки, кройки, | | | | | | | соединения и посадки сетных | | | | | | | деталей; | | | | | | | приемы сетных и такелажных | | | | | | | работ при ремонте орудий лова; | | | | | | | назначение инструментов и | | | | | | | приспособлений, используемых при | | | | | | | ремонте, сборке и оснастке орудий | | | | | | | лова; | | | | | | | способы ремонта орудий лова; | | | | | | | методы контроля заданных | | | | | | | размеров орудий лова; | | | | | | | правила техники безопасности | | | | | | | при выполнении сетных и такелажных | | | | | | | работ | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ПМ.02 | Подготовка и эксплуатация орудий | | | МДК.02.01. | ОК 1 - 8 | | | лова, промысловых механизмов и | | | Технологии | ПК 1.2 - 2.5 | | | плавсредств | | | эксплуатации и | | | | В результате изучения | | | контроля орудий | | | | профессионального модуля | | | лова, промысловых | | | | обучающийся должен: | | | механизмов и | | | | иметь практический опыт: | | | плавсредств | | | | подготовки к работе различных | | | | | | | видов орудий лова и промысловых | | | | | | | механизмов для прибрежного | | | | | | | промысла рыбы и морепродуктов; | | | | | | | выполнения технологических | | | | | | | операций при эксплуатации орудий | | | | | | | лова; | | | | | | | управления промысловыми | | | | | | | механизмами; | | | | | | | управления парусно-гребными | | | | | | | судами; | | | | | | | уметь: | | | | | | | подготавливать к работе орудия | | | | | | | лова, инструменты, промысловые | | | | | | | механизмы и устройства; | | | | | | | выполнять технологические | | | | | | | процессы и операции при | | | | | | | эксплуатации орудий лова; | | | | | | | принимать участие в | | | | | | | эксплуатации сложных промысловых | | | | | | | механизмов; | | | | | | | управлять льдобурильными | | | | | | | агрегатами; | | | | | | | контролировать работу орудий | | | | | | | лова, выявлять и устранять их | | | | | | | дефекты; | | | | | | | контролировать основные размеры | | | | | | | орудий лова; | | | | | | | подготавливать орудия лова для | | | | | | | их сдачи в места хранения; | | | | | | | принимать участие в консервации | | | | | | | промысловых механизмов; | | | | | | | определять семейства | | | | | | | промысловых рыб и морепродуктов по | | | | | | | характерным признакам; | | | | | | | знать: | | | | | | | устройство и назначение орудий | | | | | | | лова, используемых на прибрежном | | | | | | | промысле; | | | | | | | схемы вооружения, оснастки и | | | | | | | сборки орудий лова; | | | | | | | технологии выполнения | | | | | | | промысловых операций при | | | | | | | подготовке и эксплуатации орудий | | | | | | | лова; | | | | | | | устройство промысловых | | | | | | | механизмов; | | | | | | | характерные аварии при | | | | | | | эксплуатации орудий лова и | | | | | | | мероприятия по их устранению и | | | | | | | предупреждению; | | | | | | | правила ухода за орудиями лова; | | | | | | | способы консервирования и | | | | | | | хранения орудий лова и промысловых | | | | | | | механизмов; | | | | | | | правила и приемы работы с | | | | | | | парусами и веслами плавсредств; | | | | | | | правила эксплуатации | | | | | | | промысловых механизмов; | | | | | | | состав промысловых объектов | | | | | | | лова; | | | | | | | краткие сведения о районах | | | | | | | лова; | | | | | | | правила рыболовства; | | | | | | | правила техники безопасности, | | | | | | | пожарной безопасности и охраны | | | | | | | окружающей среды | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ПМ.03 | Первичная переработка и хранение | | | МДК.03.01. | ОК 1 - 8 | | | рыбы и морепродуктов | | | Технологии | ПК 3.1 - 3.7 | | | В результате изучения | | | первичной | | | | профессионального модуля | | | переработки и | | | | обучающийся должен: | | | хранения рыбы и | | | | иметь практический опыт: | | | морепродуктов | | | | первичной переработки рыбы и | | | | | | | морепродуктов; | | | | | | | сдачи рыбопродукции на приемные | | | | | | | пункты; | | | | | | | уметь: | | | | | | | осуществлять мойку и сортировку | | | | | | | рыбы и морепродуктов; | | | | | | | охлаждать и замораживать рыбу и | | | | | | | морепродукты; | | | | | | | проводить засолку рыбы и икры; | | | | | | | транспортировать улов на | | | | | | | плавсредствах; | | | | | | | оформлять приемо-сдаточные | | | | | | | документы на рыбопродукцию; | | | | | | | знать: | | | | | | | правила сортировки, мойки, | | | | | | | разделки и посола рыбы и | | | | | | | морепродуктов; | | | | | | | правила охлаждения и | | | | | | | замораживания рыбы и | | | | | | | морепродуктов; | | | | | | | правила обработки и посола | | | | | | | икры; | | | | | | | требования, предъявляемые к | | | | | | | качеству сдаваемой рыбы и | | | | | | | морепродуктов, срокам их сдачи; | | | | | | | состав и структуру приемо- | | | | | | | сдаточных документов на | | | | | | | рыбопродукцию; | | | | | | | правила техники безопасности и | | | | | | | охраны окружающей среды при | | | | | | | первичной переработке рыбы и | | | | | | | морепродуктов | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ФК.00 | Физическая культура | 80 | 40 | | ОК 2 | | | В результате освоения раздела | | | | ОК 3 | | | обучающийся должен: | | | | ОК 6 | | | уметь: | | | | ОК 7 | | | использовать физкультурно- | | | | ОК 8 | | | оздоровительную деятельность для | | | | | | | укрепления здоровья, достижения | | | | | | | жизненных и профессиональных | | | | | | | целей; | | | | | | | знать: | | | | | | | о роли физической культуры в | | | | | | | общекультурном, профессиональном и | | | | | | | социальном развитии человека; | | | | | | | основы здорового образа жизни | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | Вариативная часть циклов ОПОП | 216 | 144 | | | | | (определяется образовательным | | | | | | | учреждением) | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | | Итого по обязательной части ОПОП, | 1080 | 720 | | | | | включая раздел "Физическая | | | | | | | культура", и вариативной части | | | | | | | ОПОП | | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | УП.00 | Учебная практика (производственное | 19 нед. | 684 | | ОК 1 - 8 | | | обучение) | | | | ПК 1.1 - 1.3 | |---------|------------------------------------| | | | ПК 2.1 - 2.5 | | ПП.00 | Производственная практика | | | | ПК 3.1 - 3.5 | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ПА.00 | Промежуточная аттестация | 1 нед. | | | | |---------|------------------------------------|--------------|--------------|--------------------|--------------| | ГИА.00 | Государственная (итоговая) | 1 нед. | | | | | | аттестация | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе: ---------------------------------------------------------------------- | Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая | 20 нед. | | культура" | | |---------------------------------------------------------|----------| | Учебная практика (производственное обучение) | 19 нед. | |---------------------------------------------------------| | | Производственная практика | | |---------------------------------------------------------|----------| | Промежуточная аттестация | 1 нед. | |---------------------------------------------------------|----------| | Государственная (итоговая) аттестация | 1 нед. | |---------------------------------------------------------|----------| | Каникулярное время | 2 нед. | |---------------------------------------------------------|----------| | Итого | 43 нед. | ---------------------------------------------------------------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2 ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год. 7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 57 нед. промежуточная аттестация 3 нед. каникулярное время 13 нед. 7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*> (для сроков обучения 1 год 10 мес.). -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. 7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: инженерной графики; материаловедения; экологических основ природопользования; безопасности жизнедеятельности и охраны труда. Лаборатории: механизации и автоматизации процессов промышленного рыболовства; сборки, оснастки и ремонта орудий лова; рыбопоисковых приборов; технологий промышленного рыболовства; технологии первичной переработки и хранения рыбы и морепродуктов; военно-морской подготовки экипажей гражданских судов. Мастерские: слесарные; механические. Полигоны: учебный полигон промышленного рыболовства. Тренажеры, тренажерные комплексы рыбопромысловый тренажер. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. |