О ПРАВОМЕРНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ, УСЛОВИЯМИ КОТОРОЙ ПРЕДУСМОТРЕНА ПОСТАВКА ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ), В КАЧЕСТВЕ СДЕЛКИ НА ПОСТАВКУ БА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.10.09 03-03-06/2/185

         О ПРАВОМЕРНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ 
         В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ, 
       УСЛОВИЯМИ КОТОРОЙ ПРЕДУСМОТРЕНА ПОСТАВКА ПРЕДМЕТА СДЕЛКИ 
       С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ (В ТОМ ЧИСЛЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ), 
          В КАЧЕСТВЕ СДЕЛКИ НА ПОСТАВКУ БАЗИСНОГО АКТИВА; ОБ 
        ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИИ ТАКОЙ СДЕЛКИ 
            В ОПЕРАЦИЮ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ СРОЧНЫХ 
             СДЕЛОК ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ВСТРЕЧНЫХ ОДНОРОДНЫХ 
                 ТРЕБОВАНИЙ ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
     
                          1 октября 2009 г. 
                           N 03-03-06/2/185
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу налогообложения срочных сделок и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  301 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  НК  РФ)  для  целей  налогообложения прибыли под
финансовыми   инструментами   срочных   сделок   (сделок  с  отсрочкой
исполнения)  понимаются  соглашения  участников срочных сделок (сторон
сделки),  определяющие  их  права  и обязанности в отношении базисного
актива,  в  том  числе  фьючерсные, опционные, форвардные контракты, а
также соглашения участников срочных сделок, не предполагающие поставку
базисного актива, но определяющие порядок взаиморасчетов сторон сделки
в  будущем  в  зависимости от изменения цены или иного количественного
показателя  базисного  актива  по  сравнению  с  величиной  указанного
показателя,  которая  определена  (либо  порядок  определения  которой
установлен) сторонами при заключении сделки.
     При  этом  п. 2 ст. 301 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик
вправе самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с
финансовым  инструментом  срочных  сделок  либо  сделкой  на  поставку
предмета  сделки  с  отсрочкой  исполнения. Критерии отнесения сделок,
предусматривающих  поставку  предмета  сделки (за исключением операций
хеджирования),   к  категории  операций  с  финансовыми  инструментами
срочных  сделок  должны  быть  определены налогоплательщиком в учетной
политике для целей налогообложения.
     Таким  образом,  срочные  сделки, условиями которых предусмотрена
поставка   предмета   сделки  с  отсрочкой  исполнения,  в  том  числе
иностранной  валюты, могут быть квалифицированы налогоплательщиком как
сделки на поставку базисного актива при условии, что указанный порядок
квалификации  срочных  сделок  закреплен  в учетной политике для целей
налогообложения  прибыли.  При  этом  прекращение встречных однородных
требований  (полностью  или  частично) по сделкам на поставку предмета
сделок  с  отсрочкой исполнения (в том числе иностранной валюты) путем
проведения   зачета   (неттинга),   по   нашему   мнению,   не  влечет
переквалификации  такой  сделки в операцию с финансовыми инструментами
срочных сделок.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
1 октября 2009 г. 
N 03-03-06/2/185