ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НДС, И КНИГУ ПОКУПОК ОНА ФОРМИРУЕТ НА ОСНОВЕ СЧЕТОВ-ФАКТУР ПРОДАВЦА. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕ УСН, ОТКАЗАТЬ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СЧЕТОВ-ФАКТУР, ЗАМЕНЯЯ ИХ КОПИЕЙ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ДАННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, АКТАМИ И ТОВАРНЫМИ НАКЛАДНЫМИ? ДОСТАТОЧНО ЛИ АКТОВ И ТОВАРНЫХ НАКЛАДНЫХ БЕЗ СЧЕТОВ-ФАКТУР ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗАПОЛНЕНИЯ КНИГИ ПОКУПОК И УЧЕТА В РАСХОДАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ ТОВАРОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/54 (Д) В связи в письмом по вопросам выставления счетов-фактур организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику налога на добавленную стоимость, ведения этим налогоплательщиком книги покупок и документального подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Пунктом 3 ст. 169 гл. 21 Кодекса предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 Кодекса счета-фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны. Что касается ведения книги покупок налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, приобретающим товары (работы, услуги) у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, то регистрация в книге покупок первичных документов по таким товарам (работам, услугам) Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, не предусмотрена. В отношении налога на прибыль организаций следует отметить, что согласно п. 1 ст. 252 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании норм гл. 21 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету налога на добавленную стоимость при исчислении сумм этого налога, подлежащих уплате в бюджет. Поэтому счет-фактура не является обязательным документом, подтверждающим факт осуществления расходов. Таким образом, для принятия в целях налогообложения прибыли сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами (платежными документами, актами приемки-передачи, товарными накладными, заключенными договорами и др.) и осуществления данных расходов для целей получения дохода. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Н.А.КОМОВА 3 ноября 2009 г. N 03-07-09/54 |