ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ РАБОТНИКОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ С СОХРАНЕНИЕМ ЗА НИМИ РАБОЧЕГО МЕСТА И ВЫПЛАТОЙ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА. ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ, ССЫЛАЯСЬ НА ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.05.2008 N 03-04-08-02/13, ПРИ КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ ПО ВЫПЛАТЕ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ОТКАЗЫВАЕТ В ВОЗМЕЩЕНИИ УПЛАЧЕННЫХ С ТАКИХ ВЫПЛАТ СУММ ЕСН. УПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ ЕСН ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К РАБОТЕ В АППАРАТЕ УСИЛЕНИЯ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ, ЗА ПЕРИОД УЧАСТИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с участием работников в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, и в части своей компетенции по вопросу уплаты единого социального налога с сумм среднего заработка, сохраняемого за период участия работников в указанных мероприятиях, сообщает следующее. На основании пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Позиция Департамента, изложенная в упомянутом Письме Минфина России от 12.05.2008 N 03-04-08-02/13, по вопросу невключения в объект налогообложения единым социальным налогом сумм среднего заработка, произведенных не на основании трудовых договоров и за счет средств федерального бюджета организациями своим работникам, участвующим в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", не изменилась. Согласно ст. 5 упомянутого Федерального закона N 53-ФЗ к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту относится в том числе организация работы аппарата усиления военных комиссариатов. Поэтому суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией своему работнику за время его участия в работе аппарата усиления военных комиссариатов на основании положений Федерального закона N 53-ФЗ независимо от положений трудового договора, не являются объектом налогообложения единым социальным налогом. Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, граждане привлекаются к работе (занятиям по подготовке к работе) в аппарате усиления на основании договора, заключаемого с военным комиссариатом. Поэтому в случае выплаты сумм по вышеупомянутым договорам, заключаемым непосредственно военными комиссариатами с физическими лицами, а не их организациями-работодателями, плательщиками единого социального налога указанные организации также не являются на основании п. 1 ст. 235 и п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 15 декабря 2009 г. N 03-04-06-02/92 |