В ПЕРИОД С 11.08.2009 ПО 11.09.2009 ОТДЕЛОМ РЕВИЗИОННОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО БЫЛА ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2009 Г. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОВЕРКИ ПО НАЧИСЛЕНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.12.09 03-03-06/4/107

             В ПЕРИОД С 11.08.2009 ПО 11.09.2009 ОТДЕЛОМ
          РЕВИЗИОННОГО ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
         ЗАТО БЫЛА ПРОВЕДЕНА ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
           ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗА ПЕРВОЕ
            ПОЛУГОДИЕ 2009 Г. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОВЕРКИ ПО
         НАЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НДС У МУНИЦИПАЛЬНОГО
          УЧРЕЖДЕНИЯ ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ПО АКТУ ПРОВЕРКИ.
           01.01.2009 РАСПОРЯЖЕНИЕМ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ
          АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО В УЧРЕЖДЕНИИ УТВЕРЖДЕН ПОРЯДОК
          ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОПЕРАЦИЙ СО
             СРЕДСТВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД
          ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОСЛЕ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
        ПЛАТЕЖЕЙ СРЕДСТВА ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ЕДИНЫЙ СЧЕТ
         БЮДЖЕТА. УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕДЕТ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ РАСХОДОВ,
               ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗА СЧЕТ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ.
            УПЛАЧИВАЕТСЯ ЛИ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ СО ВСЕЙ СУММЫ
              ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА РАСХОДОВ,
                ОТНОСЯЩИХСЯ К ФИНАНСИРУЕМОЙ ИЗ БЮДЖЕТА
             ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ,
                  ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?
             ПОДЛЕЖИТ ЛИ ВЫЧЕТУ НДС ПО ТОВАРАМ (РАБОТАМ,
        УСЛУГАМ), ПРИОБРЕТЕННЫМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФИНАНСИРУЕМОЙ
       ИЗ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 декабря 2009 г.
                           N 03-03-06/4/107

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  налогообложения  доходов  бюджетных  учреждений и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   Кодекс)   бюджетные   учреждения,  получающие  доходы  от
предпринимательской  и  иной  деятельности, приносящей доход, являются
плательщиками  налога  на  прибыль  организаций и определяют налоговую
базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
     Особенности  ведения  налогового  учета  бюджетными  учреждениями
установлены    ст.   321.1   Кодекса,   в   соответствии   с   которой
налогоплательщики   -  бюджетные  учреждения,  финансируемые  за  счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие
средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках
территориальной  программы  обязательного  медицинского страхования, а
также  получающие  доходы  от иных источников, в целях налогообложения
обязаны   вести   раздельный   учет   доходов  (расходов),  полученных
(произведенных)  в  рамках  целевого  финансирования  и  за  счет иных
источников.
     В   целях   гл.  25  Кодекса  иными  источниками  -  доходами  от
коммерческой  деятельности  признаются  доходы  бюджетных  учреждений,
получаемые  от  юридических  и  физических лиц по операциям реализации
товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
     Налоговая  база  бюджетных  учреждений  определяется  как разница
между  полученной  суммой  дохода  от  реализации товаров, выполненных
работ,  оказанных  услуг,  суммой внереализационных доходов (без учета
налога  на  добавленную  стоимость,  акцизов по подакцизным товарам) и
суммой   фактически  осуществленных  расходов,  связанных  с  ведением
коммерческой деятельности.
     В   налоговом  учете  учет  операций  по  исчислению  доходов  от
коммерческой  деятельности  и  расходов,  связанных  с  ведением  этой
деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
     Доходы   в   целях   налогообложения  согласно  ст.  248  Кодекса
определяются на основании первичных документов и документов налогового
учета.  Расходами,  как  это  установлено  ст. 252 Кодекса, признаются
обоснованные   и   документально  подтвержденные  затраты,  понесенные
налогоплательщиком  при  осуществлении  деятельности,  направленной на
получение   дохода.   Понесенные   расходы   в  целях  налогообложения
подтверждаются    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Пунктом  3  ст.  321.1  Кодекса  установлено, что если бюджетными
ассигнованиями,   выделенными   бюджетному  учреждению,  предусмотрено
финансовое  обеспечение  расходов  по оплате коммунальных услуг, услуг
связи,        транспортных        расходов       по       обслуживанию
административно-управленческого  персонала,  расходов  по  всем  видам
ремонта   основных  средств  за  счет  двух  источников,  то  в  целях
налогообложения   принятие   таких  расходов  на  уменьшение  доходов,
полученных  от  предпринимательской  деятельности  и  средств целевого
финансирования,    производится    пропорционально   объему   средств,
полученных  от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов
(включая средства целевого финансирования).
     Если    бюджетными    ассигнованиями,    выделенными   бюджетному
учреждению, не предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате
коммунальных  услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и на
ремонт  основных  средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных
средств,  указанные расходы учитываются при определении налоговой базы
по  предпринимательской  деятельности  при  условии,  что эксплуатация
указанных     основных    средств    связана    с    ведением    такой
предпринимательской  деятельности.  При этом в общей сумме доходов для
указанных  целей  не  учитываются  внереализационные  доходы  (доходы,
полученные  в  виде  банковских процентов по средствам, находящимся на
расчетном,  депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду,
курсовые разницы и другие доходы).
     Таким   образом,   пропорциональное   распределение  расходов  на
уменьшение  доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и
средств целевого финансирования осуществляется в случаях:
     - если    бюджетными   ассигнованиями,   выделенными   бюджетному
учреждению,  предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст.
321.1 Кодекса расходов за счет двух источников;
     - если    бюджетными   ассигнованиями,   выделенными   бюджетному
учреждению,  не  предусмотрено финансовое обеспечение указанных в п. 3
ст.  321.1 Кодекса расходов, но при этом эксплуатация основных средств
связана с ведением предпринимательской деятельности.
     В   последнем  случае  в  целях  налогообложения  принятие  таких
расходов  на  уменьшение  доходов,  полученных  от предпринимательской
деятельности,  производится пропорционально объему средств, полученных
от  предпринимательской  деятельности,  в общей сумме доходов (включая
средства  целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для
указанных  целей  не  учитываются  внереализационные  доходы  (доходы,
полученные  в  виде  банковских процентов по средствам, находящимся на
расчетном,  депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду,
курсовые разницы и другие доходы).
     В случаях, если финансовое обеспечение указанных в п. 3 ст. 321.1
Кодекса  расходов предусмотрено только за счет бюджетных ассигнований,
следует   руководствоваться   п.  п.  1  и  2  ст.  321.1  Кодекса,  в
соответствии  с  которыми  сумма  превышения  доходов над расходами от
коммерческой   деятельности   до   исчисления  налога  не  может  быть
направлена  на  покрытие  расходов,  предусмотренных за счет бюджетных
ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению.
     Ответ по вопросу применения налога на добавленную стоимость будет
направлен дополнительно.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 декабря 2009 г.
N 03-03-06/4/107