ВПРАВЕ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАТЬ РАСХОДЫ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ СУММЫ НДС, УПЛАЧЕННОЙ ПО УСЛУГАМ И МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ НУЖД САМОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.12.09 03-03-06/1/813

               ВПРАВЕ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЦЕЛЯХ
          ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ УЧИТЫВАТЬ РАСХОДЫ ЕЕ
        ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ СУММЫ
        НДС, УПЛАЧЕННОЙ ПО УСЛУГАМ И МАТЕРИАЛАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ
                  ДЛЯ НУЖД САМОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 декабря 2009 г.
                           N 03-03-06/1/813

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  признания  в  целях налогообложения прибыли суммы
налога  на  добавленную  стоимость,  установленного  законодательством
иностранного государства, и сообщает следующее.
     В   соответствии   с   положениями  ст.  311  Налогового  кодекса
Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) доходы, полученные российской
организацией   от   источников   за  пределами  Российской  Федерации,
учитываются  при  определении  ее  налоговой  базы.  Указанные  доходы
учитываются  в  полном  объеме  (до  их  обложения налогом, идентичным
налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 Кодекса) с учетом
расходов,  произведенных  как  в  Российской  Федерации,  так  и за ее
пределами.
     При    этом    налогоплательщик    -    российская   организация,
осуществляющая  деятельность  в  иностранном  государстве, имеет право
учесть   понесенные   за   рубежом  расходы,  включая  суммы  налогов,
уплаченных  по  законодательству иностранного государства, при расчете
налогооблагаемой  базы  по  налогу  на  прибыль,  подлежащему уплате в
данном иностранном государстве.
     Кроме  того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения,
заключенных   Российской   Федерацией  с  иностранными  государствами,
имеется  положение,  разрешающее  вычет расходов, понесенных для целей
постоянного   представительства  (учреждения  -  в  случае  Республики
Казахстан),  включая  управленческие  и  общеадминистративные расходы,
независимо  от того, понесены эти расходы в государстве, где находится
постоянное представительство, или за его пределами (т.е. в том числе и
в России).
     Как  следует  из  вышеизложенного,  налогоплательщик - российская
организация  при  расчете  налога  на  прибыль,  подлежащего  уплате в
иностранном  государстве,  имеет возможность полностью учесть расходы,
связанные  с  деятельностью  постоянного представительства, понесенные
как  в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги),
так и соответствующие расходы, понесенные в России.
     Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные
российской  организацией в связи с получением доходов от источников за
пределами  Российской  Федерации, вычитаются при определении налоговой
базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
     Начисленные  суммы  налогов  и сборов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264
Кодекса  учитываются  при  определении налоговой базы в составе прочих
расходов   налогоплательщика.  Однако  данная  норма  распространяется
только    на    налоги    и   сборы,   начисленные   в   установленном
законодательством  Российской  Федерации порядке, о чем имеется прямое
указание в названной ст. 264 Кодекса.
     Таким   образом,  при  расчете  налога  на  прибыль  организаций,
подлежащего    уплате    в    Российской    Федерации,    разрешается,
соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в
качестве  расходов  признаются  только  те  налоги, которые уплачены в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Что  касается  возможности  отнесения  к  расходам  "иностранных"
налогов  на  основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других,
специально  не  поименованных  расходов,  связанных  с производством и
реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм
начисленных  налогов имеет специальное нормативное регулирование в ст.
264  Кодекса  и,  соответственно,  не регулируется пп. 49 п. 1 ст. 264
Кодекса.
     По  мнению  Минфина  России,  подобный  подход  вполне  логичен и
направлен  на  избежание  повторного учета некоторых видов расходов, в
том числе налогов, уплаченных за рубежом.
     При  рассмотрении  вопросов  устранения  двойного налогообложения
доходов,  инструментами  которого  являются метод вычета "иностранных"
расходов  (включая  уплаченные  налоги),  метод  зачета  "иностранных"
налогов    либо    метод   освобождения   "иностранных"   доходов   от
налогообложения  в  стране  резидентства,  следует  иметь  в виду, что
применение  конкретного  из данных методов возможно только при наличии
прямого указания в специальных положениях Кодекса.
     Так,  например,  расход  российской  организации в виде налога на
прибыль,  уплаченного  в  иностранном государстве, учитывается методом
зачета  в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате
в  Российской  Федерации,  на  основании специальных положений ст. 311
Кодекса.
     Зачет  налога на имущество, уплаченного российской организацией в
иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций,
подлежащего  уплате  в Российской Федерации, производится на основании
специальных положений ст. 386.1 Кодекса.
     Таким  образом,  в  целях определения налоговой базы по налогу на
прибыль   организаций  в  установленном  законодательством  Российской
Федерации  о  налогах  и  сборах порядке не учитываются суммы налогов,
уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг
на территории иностранного государства.
     В  частности,  в  целях  определения  налоговой базы по налогу на
прибыль   организаций  в  установленном  законодательством  Российской
Федерации  о  налогах  и сборах порядке не учитываются суммы налога на
добавленную  стоимость,  установленного законодательством иностранного
государства,  предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю
в  связи  с реализацией работ, услуг, имущественных прав на территории
данного иностранного государства.
     При   этом  уплаченный  поставщикам  товаров  (работ,  услуг)  на
территории иностранного государства налог на добавленную стоимость при
формировании  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  в
Российской Федерации также не учитывается.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 декабря 2009 г.
N 03-03-06/1/813