ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НАЛОГОВ И СБОРОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ В НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ БЕЗ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКОГО СЧЕТА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.12.09 03-02-07/2-207

           ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ УПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
          НАЛОГОВ И СБОРОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ В НАЛИЧНОЙ
            ДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ БЕЗ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКОГО СЧЕТА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          16 декабря 2009 г.
                           N 03-02-07/2-207

                                 (Д)


     В   Министерстве   финансов   Российской   Федерации  с  участием
Центрального  банка Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу
об  уплате  налогов  и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
организациями в наличной денежной форме без открытия банковского счета
и сообщается следующее.
     В соответствии с п. п. 1 и 8 ст. 45 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налогоплательщики (плательщики сбора) -
организации  обязаны  самостоятельно  уплачивать соответственно налоги
(сборы),  если  иное  не  предусмотрено  законодательством о налогах и
сборах.
     По  общему  правилу обязанность по уплате налога, сбора считается
исполненной  организацией  с  момента предъявления в банк поручения на
перечисление    в    бюджетную   систему   Российской   Федерации   на
соответствующий  счет  Федерального  казначейства  денежных средств со
счета  организации  в  банке при наличии на нем достаточного денежного
остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса).
     Кодексом  не  установлен  иной  способ  уплаты налогоплательщиком
(плательщиком  сбора) - организацией самостоятельно налогов (сборов) в
бюджетную  систему Российской Федерации, кроме указанного в пп. 1 п. 3
ст.  45  Кодекса перечисления денежных средств (в безналичной форме) в
бюджетную  систему  Российской  Федерации  со счета этой организации в
банке.
     Пунктами  2 и 3 ст. 861 Гражданского кодекса Российской федерации
предусмотрено,  что  расчеты  между юридическими лицами производятся в
безналичном  порядке.  Расчеты  между этими лицами могут производиться
также   наличными   деньгами,   если   иное  не  установлено  законом.
Безналичные   расчеты   производятся   через   банки,  иные  кредитные
организации,  в  которых  открыты  соответствующие счета, если иное не
вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
     Статьей  5  Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и
банковской   деятельности"  предусмотрено,  что  в  рамках  проведения
банковских   операций  допускается  осуществление  переводов  денежных
средств  без открытия банковских счетов только по поручению физических
лиц.  При  этом  согласно  указанной  статье осуществление расчетов по
поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.
     В соответствии с Положением Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О
порядке   осуществления  безналичных  расчетов  физическими  лицами  в
Российской  Федерации"  наличные  денежные средства в уплату налоговых
платежей  принимаются  кредитными  организациями  только от физических
лиц.
     Главой   4   Кодекса   предусмотрено   участие  налогоплательщика
(плательщика  сбора)  в  отношениях,  регулируемых законодательством о
налогах  и  сборах, через законного или уполномоченного представителя,
если иное не предусмотрено Кодексом.
     Кодексом  не  предоставлено право представителю налогоплательщика
(плательщика  сбора) - организации уплачивать налоги (сборы) наличными
деньгами за этого налогоплательщика (плательщика сбора).
     Согласно   правовой   позиции  Конституционного  Суда  Российской
Федерации,  выраженной  в  Определении  от  22.01.2004  N  41-О,  само
представительство   в   налоговых   отношениях   означает   совершение
представителем  действий  от  имени  и  за  счет  собственных  средств
налогоплательщика  - представляемого лица. Следовательно, по правовому
смыслу  отношений  по  представительству платежные документы на уплату
налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим,
а  уплата  соответствующих  сумм  должна производиться за счет средств
налогоплательщика,  находящихся  в его свободном распоряжении, то есть
за счет его собственных средств.
     При  этом  важно,  чтобы  из  представленных платежных документов
можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена
именно  этим  налогоплательщиком  и  именно  за  счет  его собственных
денежных  средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение
налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога" приводило бы к
невозможности  четко  персонифицировать  денежные  средства,  за  счет
которых  производится  уплата  налога, и к недопустимому вмешательству
третьих  лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только
препятствовало  бы  результативному налоговому контролю за исполнением
каждым  налогоплательщиком  своей  обязанности  по уплате налога, но и
создавало   бы   выгодную   ситуацию  для  уклонения  недобросовестных
налогоплательщиков  от  законной  обязанности  уплачивать налоги путем
неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
     Изложенное   в   Определении   Конституционного  Суда  Российской
Федерации  от  22.01.2004 N 41-О полностью распространяется на процесс
перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет.
Самостоятельность   исполнения  ими  этой  обязанности  заключается  в
совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и
за  счет  тех  денежных  средств,  которые  ими  были удержаны из сумм
произведенных выплат.
     Таким   образом,   впредь   до   внесения   изменений  в  Кодекс,
предусматривающих    иные    способы    уплаты    налогов    (сборов),
налогоплательщики (плательщики сборов) - организации должны уплачивать
налоги (сборы) в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса.

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
16 декабря 2009 г.
N 03-02-07/2-207