О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПП. 1 П. 1 СТ. 333.37 НК РФ В ЧАСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.12.09 03-05-05-03/23

          О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПП. 1 П. 1 СТ. 333.37 НК РФ В
         ЧАСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
                   ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          23 декабря 2009 г.
                           N 03-05-05-03/23

                                 (Д)


     В связи с письмом по вопросу разъяснения порядка применения пп. 1
п.  1  ст.  333.37  Налогового  кодекса  Российской Федерации (далее -
Кодекс)   в   части   освобождения   (в   каких   случаях)  от  уплаты
государственной  пошлины  органов  местного самоуправления Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
     Согласно  пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса от уплаты государственной
пошлины  по  делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются
прокуроры,  государственные  органы,  органы местного самоуправления и
иные   органы,   обращающиеся   в   вышеназванные   суды,  в  случаях,
предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных
интересов.
     При   применении  данного  положения  Кодекса  упомянутые  органы
освобождаются  от  уплаты  государственной  пошлины  при  обращении  в
арбитражные  суды  только  в  том случае, если они обращаются в защиту
государственных и общественных интересов в соответствии с федеральными
законами  и выступают в качестве процессуальных истцов (заявителей). К
указанным органам относятся такие органы, которым право на обращение в
суд  в  защиту  государственных  и  общественных  интересов определено
федеральным законом.
     Данная    льгота    предоставляется    по   делам,   по   которым
соответствующие  иски (заявления) были предъявлены указанными органами
на  основании  ст.  53 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации  (далее  -  АПК  РФ)  в  целях  защиты  публичных  интересов
(например,  при  обращении  в  суд органов, осуществляющих контрольные
функции,   с   требованиями,   заявленными   в   связи  с  совершением
правонарушения в целях принудительного исполнения нарушенной публичной
обязанности,  устранения  последствий  данного нарушения и привлечения
правонарушителя к ответственности).
     По  делам,  вытекающим  из  гражданских  правоотношений в связи с
участием  публично-правовых  образований в гражданском обороте, органы
обращаются  в  суд  в  соответствии  со  своей  компетенцией  в защиту
нарушенных  имущественных  прав  от  имени  указанных  образований  на
основании  ст. 44 АПК РФ. На данные требования льгота, предусмотренная
пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Кодекса, ввиду отсутствия защищаемого публичного
интереса не распространяется.
     Льгота,   предусмотренная   пп.   1  п.  1  ст.  333.37  Кодекса,
вышеназванным  органам при подаче кассационных или апелляционных жалоб
на  не вступившие в законную силу решения судов предоставляется только
по  делам,  по  которым ими как истцами были предъявлены в арбитражные
суды   иски   (заявления)  в  защиту  государственных  и  общественных
интересов.
     Однако  при подаче кассационных или апелляционных жалоб по делам,
по  которым  вышеназванные органы выступали в качестве ответчиков, они
должны  уплачивать  государственную  пошлину  согласно пп. 12 п. 1 ст.
333.19 Кодекса на общих основаниях.
     К  таким  делам  относятся,  в  частности,  дела  об  оспаривании
нормативных   и  ненормативных  правовых  актов,  решений  и  действий
(бездействия)     государственных     органов,     органов    местного
самоуправления,  иных  органов  и  должностных  лиц; дела о возмещении
вреда,  причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием)
государственных   органов   (органов   местного  самоуправления)  либо
должностных лиц этих органов.
     При  рассмотрении  данного  вопроса  необходимо учитывать позицию
Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную
в Информационном письме от 13.03.2007 N 117.
     Одновременно  сообщается,  что Государственной Думой Федерального
Собрания  Российской Федерации принят во втором чтении 18 декабря 2009
г.  законопроект  N  119731-5 "О внесении изменений в главу 25.3 части
второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  и некоторые другие
законодательные   акты  Российской  Федерации,  а  также  о  признании
утратившим  силу  Федерального  закона "О сборах за выдачу лицензий на
осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом
этилового  спирта,  алкогольной и спиртосодержащей продукции", которым
предусмотрено   освобождение   от   уплаты   государственной   пошлины
федеральных  органов  государственной  власти, органов государственной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления при их обращении в другие органы государственной власти
за  совершением  юридически  значимых действий, установленных гл. 25.3
"Государственная  пошлина" Кодекса, в том числе и в суды, как истцов и
ответчиков.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
23 декабря 2009 г.
N 03-05-05-03/23