В ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 ПРИВЕДЕН ПРИМЕР РАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ. КАКОЙ ОРГАН ВПРАВЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ДОЛЮ В ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.12.09 03-05-06-02/126

        В ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.05.2007 N 03-05-05-02/33
        ПРИВЕДЕН ПРИМЕР РАСЧЕТА ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ
         ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ. КАКОЙ
       ОРГАН ВПРАВЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО
         НАЛОГА ДОЛЮ В ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ,
            ЕСЛИ СОБСТВЕННИКАМИ В ДОМЕ ЯВЛЯЮТСЯ: ФИЗЛИЦА;
          МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ; ОРГАНИЗАЦИЯ, В СОБСТВЕННОСТИ
              КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ ПОДВАЛ ДОМА? ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ
        ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПЕНСИОНЕРЫ, ПОЛУЧИВШИЕ
         ПРАВА НА ДОЛЮ В ОБЩЕЙ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
           ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ? УЧИТЫВАЕТСЯ ЛИ ОБЩАЯ
        МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ПРИ РАСЧЕТЕ ДОЛЕЙ СОБСТВЕННИКОВ
                        МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          25 декабря 2009 г.
                          N 03-05-06-02/126

                                 (Д)


     Департамент налоговой и  таможенно-тарифной  политики  рассмотрел
обращение по вопросу исчисления и уплаты земельного налога в отношении
земельного участка,  занимаемого  многоквартирным  домом,  и  сообщает
следующее.
     В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога признаются
организации и физические  лица,  обладающие  земельными  участками  на
праве  собственности,  праве постоянного (бессрочного) пользования или
праве    пожизненного    наследуемого    владения.    Не    признаются
налогоплательщиками   организации   и   физические  лица  в  отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
     На основании ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О
введении  в  действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 189-ФЗ) земельный участок,  на котором расположены
многоквартирный  дом  и  иные  входящие  в  состав такого дома объекты
недвижимого имущества,  который сформирован  и  в  отношении  которого
проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую
долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     Таким образом,   собственники   жилых   и   нежилых  помещений  в
многоквартирном доме признаются налогоплательщиками земельного  налога
в   том   случае,   если  земельный  участок,  на  котором  расположен
многоквартирный  дом,  сформирован  и   в   отношении   его   проведен
государственный кадастровый учет.
     При этом следует иметь в  виду,  что  согласно  ст.  392  Кодекса
налоговая  база  в  отношении земельных участков,  находящихся в общей
долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков,
являющихся собственниками данного земельного участка,  пропорционально
его доле в общей долевой собственности.
     Доля в   праве   общей   собственности   на   общее  имущество  в
многоквартирном   доме   пропорциональна   размеру    общей    площади
принадлежащего  на  праве  собственности  помещения  в многоквартирном
доме,  если принятым до вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ
решением  общего собрания собственников помещений или иным соглашением
всех  участников  долевой   собственности   на   общее   имущество   в
многоквартирном доме не установлено иное (ст. 15 Федерального закона N
189-ФЗ).
     Налоговая база  для каждого налогоплательщика земельного налога -
физического  лица,  не  являющегося  индивидуальным  предпринимателем,
определяется   налоговыми  органами  на  основании  сведений,  которые
представляются в налоговые органы  органами,  осуществляющими  ведение
государственного   земельного   кадастра,   органами,  осуществляющими
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с  ним,  и  органами
муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса).
     В соответствии с Инструкцией об особенностях внесения  записей  в
Единый  государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с
ним  при  государственной  регистрации  прав  на  объекты  недвижимого
имущества,   являющегося  общим  имуществом  в  многоквартирном  доме,
предоставления информации о зарегистрированных  правах  общей  долевой
собственности  на  такие  объекты недвижимого имущества,  утвержденной
Приказом  Минюста   России   от   14.02.2007   N   29,   заявления   о
государственной  регистрации  права  общей  долевой  собственности  на
объекты недвижимости,  ограничения (обременения) данного  права  могут
представляться   собственниками   помещений  в  многоквартирном  доме,
представителями собственников помещений в многоквартирном  доме,  если
это право предоставлено им на основании надлежащим образом оформленных
доверенностей,  решением  общего  собрания  собственников,   на   ином
соответствующем закону основании.
     Внесение в  Единый  государственный  реестр  прав  на  недвижимое
имущество  и  сделок  с  ним  размера  долей  в  праве  общей  долевой
собственности  на  объект  недвижимости  собственников   помещений   в
многоквартирном    доме    осуществляется   на   основании   сведений,
содержащихся в представленном на государственную  регистрацию  решении
(протоколе) общего собрания собственников,  ином соглашении участников
общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В  названном  документе  также  указываются  сведения  о собственниках
конкретных помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме.
     Сумма земельного  налога  (сумма  авансовых  платежей по налогу),
подлежащая  уплате  в  бюджет  физическими  лицами,   не   являющимися
индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами (п.
3 ст. 396 Кодекса).
     При этом   отмечаем,  что  налогоплательщики  земельного  налога,
являющиеся физическими лицами,  уплачивают земельный налог и авансовые
платежи  по налогу на основании налогового уведомления,  направленного
налоговым органом (п. 4 ст. 397 Кодекса).
     Одновременно обращаем  внимание,  что  ст.  395 Кодекса определен
перечень  категорий  налогоплательщиков,   освобождаемых   от   уплаты
земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как пенсионеры,
в данный перечень не включена.
     Вместе с  тем  нормы  гл.  31  Кодекса  не  исключают возможности
предоставления пенсионерам льгот по уплате земельного налога.
     Так, согласно  п.  2 ст.  387 Кодекса при установлении земельного
налога  нормативными   правовыми   актами   представительных   органов
муниципальных  образований  могут  устанавливаться  налоговые  льготы,
основания и порядок их применения,  включая  установление  размера  не
облагаемой   земельным   налогом   суммы   для   отдельных   категорий
налогоплательщиков.
     Учитывая изложенное,   по  вопросам,  связанным  с  освобождением
пенсионеров  от  уплаты  земельного  налога,  следует   обращаться   в
представительный   орган  муниципального  образования,  на  территории
которого находится участок, занимаемый многоквартирным домом.
     В отношении  Письма Минфина России от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33
отмечаем,  что предоставляемые в  соответствии  со  ст.  34.2  Кодекса
письменные   разъяснения   Минфина   России   по  вопросам  применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах  не  являются
нормативными  правовыми актами,  а имеют информационно-разъяснительный
характер.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
25 декабря 2009 г.
N 03-05-06-02/126