Страницы: 1 2 города; 7) во многих случаях неправильно определено взаимное соотношение светотехнических параметров архитектурного и утилитарного освещения, из-за чего нарушается сама идея архитектурного освещения; 8) недостаточно применение в архитектурном освещении такого перспективного источника, как светодиоды; 9) недостаточно применение динамичного освещения и установок с использованием лазерной техники. К проектным ошибкам относятся: 10) излишняя яркость зданий или их фрагментов; 11) ослепленность и дискомфорт наблюдателей вследствие неправильной ориентации выходных отверстий прожекторов; 12) образование нежелательных теней и "кусочного" освещения зданий; 13) значительное количество установок с лампами НЛВД в садово-парковых зонах искажает цветопередачу лиц пешеходов; 14) заливающее освещение Московского Кремля со стороны ГУМа создает чрезмерную блескость при попадании в глаза прямого потока прожекторов, что затрудняет восприятие исторических объектов Красной площади. Иллюминационное освещение зданий ГУМа с гирляндами неэффективных ламп накаливания смотрится на Красной площади как призрак ушедшего века. К эксплуатационным ошибкам относятся: 15) неудовлетворительная эксплуатация установок разных видов наружного освещения, что приводит к резкому изменению вечернего облика города (например, Комсомольская площадь со зданиями трех вокзалов); 16) изменение цветности ламп (красно-сине-зеленое) в процессе эксплуатации при использовании МГЛ с кварцевой горелкой для архитектурного освещения зданий (например, освещение здания Манежа); 17) при отсутствии контроля за работающими установками в результате перегорания ламп теряются целые фрагменты объекта. Реклама и восприятие городской среды в части рекламного, витринного и архитектурного освещения. Реклама помимо своего прямого назначения призвана участвовать в формировании светоцветовой среды города. В настоящее время эта задача выполняется недостаточно: 1) рекламные установки, в особенности имеющие большие размеры, завышенные яркости и установленные вблизи проезжей части или непосредственно на архитектурно освещенных объектах, зачастую затрудняют восприятие композиции застройки, архитектурного облика зданий и дорожной обстановки; 2) наибольший эстетический ущерб светоцветовой среде вечерне-ночного города наносит крупноразмерная световая информация, размещаемая на крышах зданий, которые по своей архитектуре и градостроительным соображениям не могут быть включены в светопанорамы и должны оставаться в тени; 3) существует проблема с формированием световых ансамблей: применяемое рекламное, витринное и архитектурное освещение не должно разбивать объект на несколько составляющих. Оно должно формировать из одного здания или ансамбля зданий единое целое, пропорциональное и гармоничное. Объект не должен распадаться на разрозненные фрагменты, все части должны выглядеть расположенными соразмерно, иначе говоря, должна быть соблюдена архитектоника здания; 4) имеются случаи, когда здания освещались объект за объектом, без единого концептуального решения, поэтому световой ансамбль сложился стихийно и не обладает необходимой целостностью: масса штучно освещенных объектов не превращается в единое, гармонично пропорционированное (в световых величинах) целое, а остается суммой разрозненных светоформ; 5) не обеспечивается гармоничность приемов архитектурного освещения и световой рекламы. Последняя не используется для развития силуэтных образов зданий и сооружений. В настоящее время крышная и фасадная световая реклама занимает здания и сооружения, которые лучше всего видны с магистралей, набережных, площадей, территорий пересадочных узлов, других общественных территорий. При этом почти повсеместно наблюдается дисгармония дизайна рекламы с архитектурой зданий и сооружений - несоблюдение масштабности и пропорциональности, яркое экранирование глухих торцов зданий, исключающее собственно здания из зрительного восприятия архитектурно-пространственных композиций, подавление своим светом, цветом и рисунком архитектурных особенностей объектов; 6) отмечены резкие колебания освещенности и яркости, источниками которых являются светодиодные экраны в моменты демонстрации видеороликов со значительным содержанием ярко-белого фона. Возможны помехи для участников дорожного движения и излишней засветки исторических фасадов зданий; 7) затрудняет визуальное восприятие монотонное заливающее витринное освещение. Информационные носители были бы более выразительны при комбинированном (заливающем и локальном) освещении с использованием разнояркого и разноспектрального света на витринах и вывесках разных фасадов и их деталях; 8) при проектировании витринного и рекламного освещения не всегда учитывается, какого рода здание освещается - жилое или общественное. Поэтому при освещении жилых домов, выходящих на центральные улицы и магистрали или в спальных районах с типовой безликой застройкой, акцент желательно делать на подсветке торговых комплексов, ресторанов, магазинов; 9) будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. В такой ситуации важно соблюсти разумную достаточность и подходить к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая застройка; 10) в жилой среде наиболее перспективными являются системы освещения, встроенного в малые формы. Более того, вся "городская мебель" должна решаться со встроенным освещением, равно как и нижние этажи жилых и общественных зданий, - это рационально и эффективно во всех отношениях; 11) функционально-световая информация для пешеходов и водителей явно недостаточна и неупорядоченна на всем протяжении транспортных магистралей, а также в туристско-рекреационных зонах; 12) как правило, установки архитектурного освещения работают во временных интервалах. Обычно разграничивают праздничное и будничное освещение. Ночной режим также может состоять из нескольких фаз. Например, в час ночи основной массив световых приборов может гаснуть, оставляя включенными только отдельные элементы; 13) отсутствует светокомпозиционная система распределения света, доминирует периферийное утилитарное наружное освещение с однообразно желтой, некачественной цветностью освещения, определяющей условия цветовой адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров автотранспорта. Световые ансамблевые решения не развиты. 4. Стихийное образование светоцветовых панорам: 1) некоторые светоцветовые панорамы, сложившиеся без проектной проработки, нуждаются в совершенствовании. При этом ранее примененные технические и дизайнерские решения архитектурного освещения устарели и не обеспечивают должного зрительского эффекта, например, ценная панорама, обозреваемая со смотровой площадки Воробьевых гор на спорткомплекс "Лужники" и историческую застройку, включая Кремль; 2) не все особо ценные московские виды и панорамы, которые архитектурная общественность города предлагает взять под защиту, получили должную проектную проработку: - вид с Софийской набережной на Кремль; - вид с Большого Каменного моста на Кремль и Боровицкую площадь; - вид от Покровского собора в сторону Исторического музея; - вид с Никольской башни в сторону Покровского собора; - вид с Москворецкого моста в сторону Кремля; - вид на Театральную площадь от ГАБТ в сторону Китай-города; - вид в сторону Яузского бульвара от площади Яузских ворот; - вид с Театральной площади на Большой театр; 3) со стороны Красной площади при направлении взгляда в сторону Москворецкого моста, влево от Покровского собора просматривается цветовая динамичная реклама здания Мосэнерго на Раушской набережной, которая нарушает привычную панораму, обозреваемую с южной части Красной площади; 4) на Театральном проезде выделяются своей яркостью, особенно яркостью проездной арки, здания исторического Третьяковского проезда. Справа от него темный фасад гостиницы "Метрополь", слева пятнистый фасад "Наутилуса". На Лубянской площади видны темные фасады зданий ФСО, осветительные установки которых явно устарели, что сказывается на достаточно темном виде большей части площади; 5) в перспективах Тверской улицы - нечетной стороны за зданием Правительства Москвы и четной стороны за Пушкинской площадью наблюдается светоцветовой хаос витрин, рекламы и архитектурно освещения. Подобная неблагоприятная картина наблюдается в панораме улицы Новый Арбат. 5. Стилевые и технические недостатки осветительных установок: 1) стиль и дизайн элементов осветительных установок не всегда учитывают характер архитектурно-пространственной организации зон города: стиль "ретро" - в исторических частях города; "арт-дизайн" и "хайтек" - в современной застройке; материал для изготовления современных осветительных установок - литой чугун; 2) применение современных энергосберегающих технологий светотехнического оборудования, систем управления и электропитания установок наружного освещения отстает от зарубежного уровня; 3) на территориях зоны многофункционального и специализированного использования (общественно-деловые, культурно-информационные, торговые, гостиничные, научно-технические, учебные, лечебно-оздоровительные, спортивно-рекреационные и природно-рекреационные, жилые) затраты на потребляемую электроэнергию для их освещения оказываются весьма высокими. Это в значительной мере объясняется наличием устаревших осветительных установок, которые работают в течение 20, 25 или 30 лет. Выходом в данной ситуации является модернизация освещения путем частичного или полного обновления используемого оборудования. 6. Вопросы развития светового праздничного оформления: 1) отсутствует общий регламент работы осветительного оборудования в целом по городу, который бы регулировал режим его работы по рабочим, выходным и праздничным дням и переключение в зависимости от дня и времени суток, временные интервалы для динамических и других специальных эффектов; 2) развитие и регулирование праздничного оформления Москвы, особенно в части праздничной иллюминации, тормозится: - отсутствием современного зонирования территорий города по условиям совершенствования и развития праздничного оформления; - отсутствием индивидуальных проработок каждой зоны с точки зрения возрождения исторических образов; - отсутствием проработок специального оформления памятных мест и объектов туристической индустрии, рекреационных зон отдыха; - недостаточное использование интерактивных средств оформления мест массовых гуляний, высокотехнологичных приемов оформления и мультимедийных и водных шоу-программ при проведении общегородских мероприятий. Выводы по разделу 2: 1) включить в проект закона города Москвы "О художественном оформлении города Москвы", разработка которого предусмотрена распоряжением Мэра Москвы от 28.12.2007 N 383-РМ "О плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2008 год", положения, определяющие статус формирования единой светоцветовой среды как одной из составляющих художественного оформления города Москвы, вопросы регулирования взаимоувязанного применения всех средств освещения, включая рекламу, в целях обеспечения эстетичной, комфортной и безопасной городской среды в вечерне-ночное время; 2) разработать требования, регламентирующие взаимоувязанное применение утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых и освещаемых рекламных конструкций, витринного освещения между собой, с архитектурой зданий, окружающими и близлежащими объектами; 3) осуществить переход от раздельного проектирования средств освещения к взаимоувязанному проектированию светоцветовых пространств путем гармоничного применения средств и приемов освещения на конкретных территориях и объектах с учетом состояния и проектирования их застройки, ландшафта и комплексного благоустройства; 4) шире применять в практике совершенствования и развития единой световой среды Москвы традиционные и новаторские подходы к созданию выразительного светоцветового облика города, его территорий и объектов различного назначения и значимости; 5) использовать методы мониторинга, оценки степени светового загрязнения и определения его максимально допустимых уровней, предложенных Международной комиссией по освещению (МКО); 6) усовершенствовать методическую базу комплексного праздничного оформления и иллюминации с учетом условий их развития в городе; 7) разработать регламент работы и переключения осветительного оборудования по будням, выходным и праздничным дням в зависимости от времени суток, использования динамических и других специальных эффектов. Раздел 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕДИНОЙ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ ГОРОДА Настоящая Концепция является общей для утилитарного наружного, архитектурного (наружного и внутреннего) и художественно-декоративного ландшафтного освещения, световой и освещаемой рекламы и информации (вывески, витрины-витражи), коммуникационные указатели, дорожные знаки, светофоры), светового праздничного оформления (далее - средства освещения). Концепция предусматривает переход от обособленного проектирования средств освещения, не позволяющего достичь в целом нужного качества среды, к взаимоувязанному их проектированию, направленному на улучшение архитектурно-художественного облика вечернего города, обеспечение комфорта и безопасности его среды. Облик вечернего мегаполиса, площадь которого превышает тысячу квадратных километров, воспринимается человеком как отдельные виды и панорамы освещенных улиц, площадей, объектов жилой, иной застройки и природного комплекса или как их сочетания или череда. Исключение составляют виды с "птичьего полета", когда восприятие города сводится лишь к его светопланировочной структуре. Основное внимание уделяется организации отдельных светоцветовых видов, панорам - пространств, воспринимаемых человеком с земли, а также с городских смотровых площадок (возвышенных точек рельефа, зданий, сооружений), поскольку именно такой уровень обзора наиболее позволяет оценить эстетические, функциональные и комфортные качества световой среды. Общая идея Концепции заключается в создании в мегаполисе множества светоцветовых пространств, каждое из которых организуется по своему архитектурно-художественному замыслу гармоничным применением средств и приемов освещения. Единство светоцветовой среды достигается формированием системы светоцветовых пространств в структуре города. Создание выразительных светоцветовых образов будничного и праздничного города, формирование в нем безопасной и комфортной световой среды неразрывно связывается с применением новейших, эффективных и экономичных приемов светоцветового дизайна и светотехники. 3.1. Принципы, требования и проектирование единой светоцветовой среды города Как уже отмечалось, раздельное проектирование средств освещения затрудняет, а в ряде случаев исключает, возможность создания в городе гармоничной светоцветовой среды. Нужен иной подход, который бы позволил гармонично увязывать средства и приемы освещения между собой, с застройкой и ландшафтом, благоустройством территории и, соблюдая эти условия, формировать безопасную, комфортную эстетичную светоцветовую среду, создавать художественно выразительные светоцветовые пространства - виды и панорамы, запоминающиеся горожанами и туристами. В качестве общего принципа формирования единой светоцветовой среды Москвы определяется взаимоувязанное применение средств и приемов освещения при организации того или иного светового пространства (панорам, видов). Для реализации этого принципа вводятся следующие правила: Система световых пространств формируется в исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно - пространственной структуре города с учетом назначения и значимости ее элементов, а также условий обзора видов и панорам. Выбор средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды регламентируется определенными требованиями к взаимоувязанному их применению в зависимости от градостроительной ситуации. Проектирование средств освещения увязывается с состоянием и проектированием территории или объекта в целом, его благоустройства в частности, и осуществляется в соответствии с Концепцией организации светоцветового пространства. Формирование системы световых пространств в структуре города. Системоформирующей основой световых пространств служит историческая и современная функционально-планировочная и архитектурно-пространственная структура города, определенная Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы, согласно основным положениям которой архитектурное и ландшафтное освещение, световая реклама и информация, их колористика и дизайн являются одними из средств комплексного благоустройства вечернего города. При проектировании единой световой среды должны учитываться назначение и значимость элементов структуры города, в которых организуются светоцветовые пространства, а также условия их обзора. Принимая во внимание объективный характер концентрации средств освещения и зрительских наблюдений в зависимости от функциональной нагрузки и общественной значимости территорий, в структуре города формируется следующая система световых пространств: световой каркас, образуемый светоцветовыми пространствами: - исторического ядра города; - других общественных центров, включая общественные пространства общегородского значения; - магистралей радиальных и кольцевых общегородского и районного значения; - территорий концентрации современных высотных зданий; - территорий набережных рек Москвы и Яузы; световая ткань, образуемая светоцветовыми пространствами: - территорий жилого назначения; - территорий производственного и коммунального назначения; - природных территорий рекреационного назначения; - особо охраняемых природных территорий. В световом каркасе города выделяются зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, а в световой ткани - зоны общего городского значения, указанные в приложении 2 к Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП "О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме "одного окна". Такие зоны имеются в историческом центре - в границах Камер-Коллежского вала, срединной зоне города - от внешней стороны Садового кольца до внешней стороны Третьего транспортного кольца, периферийной зоне города - от внешней стороны Третьего транспортного кольца до границ города, включая МКАД. На их территориях выделяются 138 важных точек обзора панорам различного значения. В число ценных панорам, наблюдаемых в секторах обзора с городских смотровых площадок, включены: обширная панорама, наблюдаемая с Воробьевых гор и включающая набережные, спортивный комплекс "Лужники", Кремль, "сталинские" высотки, строящийся ММДЦ "Москва-Сити", панорамы, обозреваемые с Бережковской набережной (д. 22-26) - Новодевичьего и Андреевского монастырей, высотных зданий МГУ и Президиума РАН, панорамы, открывающиеся с площадки у здания Президиума РАН (Ленинский проспект, 32А) - спортивного комплекса "Лужники", Андреевского монастыря, высотного комплекса МГУ, Кремль, "сталинские" высотки, строящиеся ММДЦ "Москва-Сити" и ряд других высотных зданий, фрагмент Третьего транспортного кольца и др., панорамы исторического прибрежного ландшафта Москвы-реки с исторической и современной застройкой, наблюдаемые с площадок церкви Вознесения в Музее-заповеднике "Коломенское" и ул. Гурьянова (д. 49-53), панорамы исторического ландшафта, просматриваемые с верхнего пруда Музея-заповедника "Царицыно"; панорама Москвы-реки, окружающей застройки со световыми доминантами и акцентами, включая исторические, открывающаяся с предлагаемой смотровой площадки ММДЦ "Москва-Сити". Кроме того, к числу ценных панорам и видов относятся световые пространства, обозреваемые с 60 точек, расположенных в зонах исторического наследия и зонах особого городского значения, включая 33 точки обзора высотных зданий программы "Новое кольцо Москвы", а также 29 точек обзора, намечаемых на общегородских территориях высотных комплексов данной программы. К особо ценным городским видам и панорамам, обозреваемым в зонах исторического наследия центра города с 8 наиболее посещаемых туристами и горожанами точек, отнесены: три вида на ансамбль Московского Кремля с Большого Каменного и Москворецкого мостов и Софийской набережной, два вида Красной площади от Исторического музея и со стороны Покровского собора, две панорамы Театральной площади и вид на застройку Яузской улицы с площади Яузские Ворота. Таким образом, в структуре города согласно архитектурно-художественным замыслам должны совершенствоваться и вновь создаваться более 150 световых панорам, важных для восприятия вечернего облика. Регламентация взаимоувязанного применения средств и приемов освещения при формировании единой светоцветовой среды. Проектирование светоцветовой среды, контроль за ее состоянием должны осуществляться в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими взаимоувязанное применение средств и приемов освещения в зависимости от градостроительной ситуации. Предлагаемые Концепцией требования определены в результате обобщения положений распорядительных и нормативных документов, а также рекомендаций и исследований отечественных и зарубежных специалистов по вопросам избирательного применения средств освещения, их приемов и светотехнических характеристик, стилевых и технических решений осветительных установок, световой и освещаемой рекламы и информации, праздничного оформления. В качестве общих обязательных требований к взаимоувязанному применению средств и приемов освещения выделяются: - избирательное применение средств и приемов освещения в конкретной исторической или современной градостроительной ситуации, обеспечивающее формирование эстетичной, комфортной и безопасной светоцветовой среды с соблюдением соответствующих норм проектирования каждого средства освещения; - выбор типов, размеров и мест размещения световых рекламных и информационных конструкций, обеспечивающих их гармоничное сочетание с архитектурой зданий, другими средствами освещения и не препятствующих зрительному восприятию достопримечательных видов и панорам; - выделение в световой среде архитектурным освещением и избирательным применением световой информации и рекламы в качестве акцентов или доминант объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости (см. примечание); - использование стилей осветительных установок утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых рекламных и информационных конструкций, не диссонирующих с застройкой, архитектурой зданий и между собой; - энергетическое регулирование использования всех средств освещения на конкретной территории для обеспечения необходимого уровня комфорта и художественной выразительности среды, применение в утилитарном, архитектурном, ландшафтном и праздничном освещении, световой рекламе и информации новейших светотехнических технологий, источников света и световых приборов, повышающих качество освещения, увеличивающих срок их эксплуатации и интервалы технического обслуживания. Примечание. Архитектурному освещению с избирательным применением световой рекламы и информации подлежат: - объекты особой исторической значимости: памятники истории, архитектуры и садово-паркового искусства, включая воссозданные, с учетом режимов охранных зон; - объекты особой общественной значимости: здания, предназначенные для осуществления столичных функций и функций административных центров субъектов Российской Федерации - города Москвы и Московской области, современные культовые объекты, культурные центры, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи и выставочные центры, вокзалы, аэропорты, входы в станции метро, спортивные и гостиничные комплексы; - объекты особой архитектурной значимости: высотные здания, телевизионные и радиобашни, пешеходные и автомобильные мосты, памятники и монументы, фонтаны; - другие объекты особой композиционной значимости: общественные и жилые здания, расположенные на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях; производственные здания, инженерные сооружения (градирни, трубы, портовые и другие краны, высокомачтовые осветительные установки), занимающие доминантное положение вдоль радиальных и кольцевых автомагистралей, Южной рокады, МКАД, сооружения входов в городские парки и лесопарки, а также сооружения "воздушных" аттракционов. Предложенные Концепцией требования к взаимоувязанному применению средств освещения после их согласования целесообразно включить в МГСН 1.02-02 "Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы" и МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение". Проектирование единой светоцветовой среды. В целях гармоничной увязки средств и приемов освещения между собой, с сохраняемой или изменяемой застройкой и ландшафтом, их благоустройством на конкретной территории, создания художественно выразительных светоцветовых видов и панорам, обозреваемых с важных точек города, требуется соответствующий порядок проектирования световой среды. В настоящее время ни в Российской Федерации, ни в городе Москве - субъекте Российской Федерации нет документа, определяющего общий для всех средств освещения порядок проектирования единой светоцветовой среды, а глава "Благоустройство" исключена из Единого порядка предпроектной и проектной подготовки строительства в городе Москве пунктом 12 постановления Правительства Москвы от 11.07.2006 N 500-ПП "Об упрощении процесса согласования проектной документации в организации строительства". В данной ситуации предлагается следующий порядок проектирования единой светоцветовой среды города. В качестве основы взаимоувязанной разработки проектной документации средств освещения в зонах светового каркаса города, включая зоны исторического наследия и зоны особого городского значения, должны разрабатываться концепции организации светоцветовых пространств конкретных территорий. Вид градостроительной или проектной документации, наиболее подходящей для разработки Концепции с учетом конкретной ситуации (проект планировки, схема комплексного благоустройства, проект комплексного благоустройства, проект застройки, проект строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяется Москомархитектурой. В случае наличия такой документации Концепция разрабатывается дополнительно к ней (как составная часть), согласовывается и утверждается в установленном порядке. В организации светоцветового пространства намечается общий архитектурно-художественный замысел его формирования с учетом сохранения и (или) изменения застройки, ландшафта и благоустройства, отношения территории к особо ценным, ценным или важным городским видам и панорамам, состояния средств освещения. В соответствии с архитектурно-художественным замыслом, требованиями к взаимоувязанному применению средств освещения нормами их проектирования определяются: - главные точки обзора видов и панорам; - транспортные и пешеходные зоны и площадки нового и подлежащего модернизации утилитарного наружного освещения, цвета его света; - доминантные и акцентные объекты нового и подлежащего корректировке архитектурного освещения, включая искусственные набережные, памятники и монументы, акцентные элементы декоративного освещения - фонтаны, малые архитектурные формы, цветники, кустарники, другие элементы благоустройства; - основные цвета света и приемы архитектурного освещения выбранных объектов; - места размещения, допустимые типы и размеры новой и подлежащей корректировке световой рекламы и информационно-коммуникационных указателей; - допустимые места, ориентация и размеры светящихся и подсвечиваемых вывесок, располагаемых на фасадах зданий, а также панно-перетяжек; - допустимые уровни освещенности и яркости утилитарного, архитектурного, рекламного и праздничного освещения; - зоны и объекты, на которые не допускается воздействие динамических приемов освещения; - места и объекты размещения праздничной иллюминации и другого праздничного светоцветового оформления; - места размещения совмещенных со световой рекламой и информацией некапитальных стационарных сооружений (остановочные павильоны, киоски, туалетные и таксофонные кабины). Концепция организации светоцветового пространства должна включать: пояснительную записку, содержащую анализ существующего положения и обоснование намечаемых решений, схему размещения объектов и средств освещения, эскизные решения светоцветовых видов и панорам. На основе Концепции должна разрабатываться, согласовываться и утверждаться в установленном порядке проектная документация, необходимая для средств освещения. Разработка проектной документации для средств освещения может осуществляться по решению заказчика: - в виде разделов проекта комплексного благоустройства: "Утилитарное наружное освещение", "Архитектурное и ландшафтное освещение", "Световая реклама, информация и подсвечиваемые некапитальные стационарные сооружения", "Праздничное световое оформление" (при необходимости); - в виде соответствующих рабочих проектов. При наличии проблемных ситуаций в световой ткани города, особенно в ее зонах общегородского значения, принципиальные решения по формированию световой среды должны предварительно, по усмотрению Москомархитектуры, прорабатываться в соответствующей документации (проект планировки, схема комплексного благоустройства, проект комплексного благоустройства, проект застройки) и затем учитываться в проектной документации для средств освещения. В остальных случаях проектная документация для средств освещения разрабатывается в установленном порядке в соответствии с требованиями к взаимоувязанному применению средств освещения и нормами их проектирования. По решению заказчика она может разрабатываться: - в виде разделов проекта комплексного благоустройства: "Утилитарное наружное освещение", "Архитектурное и ландшафтное освещение", "Световая реклама, информация и (при необходимости) подсвечиваемые некапитальные стационарные сооружения", а также (при необходимости) "Праздничное световое оформление"; - в виде соответствующих рабочих проектов. Разработка документации указанных выше стадий проектирования должна осуществляться по заданию заказчика с включением соответствующих вопросов проектирования светоцветовой среды, согласованных Службой главного художника города Москвы. При проектировании единой светоцветовой среды важно использовать стили осветительных установок утилитарного, архитектурного и ландшафтного освещения, световых рекламных и информационных конструкций, а также совмещенных со световой рекламой и информацией остановочных павильонов, киосков, таксофонных и туалетных кабин, не диссонирующие с архитектурой застройки и ландшафтом, между собой. Для выполнения этих условий целесообразна разработка каталогов и альбомов разнообразных стилевых и дизайнерских решений указанных элементов оформления и благоустройства города, которые должны согласовываться Художественным советом Архитектурного совета Москвы Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы. 3.2. Приоритетные направления, задачи и подходы к формированию светоцветовой среды города На современном этапе динамичного социально-экономического развития Москвы эстетика городской среды претерпевает заметные качественные изменения благодаря масштабам строительства, реконструкции и благоустройства, что делает актуальной проблему улучшения и развития светоцветовых образов вечернего будничного и праздничного города. В этой проблеме выделяются следующие приоритетные направления: - совершенствование световой среды исторического ядра города; - развитие световой среды срединной и периферийной зон города; - совершенствование и развитие праздничного светового оформления города. Общими задачами совершенствования световой среды исторического ядра, развития световой среды срединной и периферийной зон города определяются: - формирование гармоничной светоцветовой среды в различных историко-градостроительных ситуациях; - формирование ценных световых видов и панорам; - формирование светового силуэта; - формирование наземных светоинформационных коммуникаций; - развитие цветных акцентов и композиций. Формирование гармоничной светоцветовой среды на основе общего принципа взаимоувязанного применения средств и приемов освещения обеспечивается: - использованием в общественных пространствах и рекреационных зонах города общегородского значения белого цвета света в утилитарном, архитектурном и, как правило, ландшафтном освещении, наиболее точно передающего колористику зданий и ландшафта, улучшающего комфорт и безопасность световой среды; - подчеркиванием преобладанием белого цвета света и его тональностью иерархии объектов различной историко-градостроительной и общественной значимости; - упорядочением размещения световых рекламных и информационных конструкций определенных типов и размеров, их гармоничным сочетанием с архитектурой зданий, другими средствами освещения, способствующими зрительному восприятию видов и панорам; - включением объектов особой исторической, архитектурной, общественной и композиционной значимости в светоцветовые пространства в качестве акцентов или доминант, формируемых средствами и приемами архитектурного освещения и избирательным применением световой информации и рекламы; - использованием стилей осветительных установок, световых рекламно-информационных конструкций, других совмещенных со световой рекламой некапитальных сооружений, не диссонирующих с архитектурой застройки и ландшафтом. Формирование ценных световых видов и панорам заключается в формировании в зонах исторического наследия и зонах особого назначения по определенному замыслу архитектурно-художественных, исторических и современных архитектурных, планировочных и ландшафтных компонентов городской среды, наблюдаемых с определенных точек обзора. Формирование светового силуэта предусматривает: - архитектурное освещение неосвещенных и корректировку ряда освещенных исторических силуэтообразующих и современных высотных комплексов зданий и сооружений; - акцентирование верхних (венчающих) частей зданий, занимающих важное место в композиции города, приемами архитектурного освещения и световой рекламы; - акцентирование приемами архитектурного освещения пешеходных и транспортных мостов. Формирование наземных светоинформационных коммуникаций достигается широким применением функционально нагруженных в пешеходных зонах систем встроенных светильников в покрытия, лестницы, парапеты и другие элементы благоустройства для повышения комфорта и безопасности. Развитие цветных акцентов и композиций осуществляется с целью внесения элементов красочности и динамичности в городскую среду в период короткого светового дня и продолжительной непогоды и предполагает: - применение цветных световых и освещаемых рекламных конструкций, логотипов, товарных знаков, историко-культурных символов на крышах, фасадах, отдельно стоящих; - формирование цветных композиций, образуемых светящимися витринами (витражами), вывесками, рекламно-информационными конструкциями в соответствующих функциональных пространствах; - использование цветной художественно-декоративной подсветки элементов рельефа, озеленения, водоемов, фонтанов, малых архитектурных форм, остановочных павильонов, киосков, туалетных и таксофонных кабин. Решение общих задач формирования световой среды в историческом ядре города имеет свои особенности. Архитектурно-художественные замыслы формирования гармоничных светоцветовых пространств среды исторического ядра - традиционно главного общественного пространства города должны предусматривать: - создание комфортной среды для пешеходов (внутренний, посетительский, туристский потоки) и сохранение характерной полихромии застройки путем применения белого заливающего света, увеличения его доли по мере приближения к центру и возрастания роли общественно-пешеходных пространств; - подчеркивание преобладанием цвета света и тональностью освещения иерархии объектов, выражающей их историко-градостроительную и общественную значимость: преобладанием тепло-белого света выделяются Кремль, другие объекты Красной площади, Китай-города, охватывающего их полукольца улиц и площадей; оттенками холодно-белого света могут обозначаться историческая граница Белого города - Бульварное кольцо, набережные рек Москвы и Яузы; преобладанием желтого света в зоне транспортного полотна, включая туннели, в сочетании с холодно-белым светом пешеходных зон и белым светом теплого и холодного оттенков освещения фасадов зданий может выделяться Садовое кольцо; - упорядочение световых рекламных и информационных конструкций путем: отказа от размещения на крышах и фасадах зданий плоскостных щитовых рекламно-информационных конструкций в пользу объемно-пространственных, пропорциональных фасадам и основным архитектурным элементам зданий; вывода за пределы полукольца улиц и площадей, охватывающего Китай-город, отдельно стоящих рекламно-информационных конструкций, включая светодиодные экраны, формата более 4,5 кв. м, а формата более 10 кв. м - за пределы Садового кольца, за исключением случаев, согласованных Москомархитектурой; - замену морально и физически устаревших осветительных установок, световых рекламных и информационных конструкций, коммуникационных знаков, остановочных пунктов, киосков и другой "городской мебели" на новые, сочетающиеся по своим стилевым решениям с особенностями исторической и современной архитектуры застройки (XIX, XX, XXI век) и ландшафтом. Особенности формирования световых видов и панорам в историческом ядре города. Здесь, в зоне исторического наследия, выделяются самые ценные городские виды и панорамы так называемого первого уровня защиты (указаны в разделе 3.1) - три вида на ансамбль Московского Кремля с Большого Каменного и Москворецкого мостов и Софийской набережной, два вида Красной площади от Исторического музея и со стороны Покровского собора, две панорамы Театральной площади и вид на застройку Яузской улицы с площади Яузские Ворота. Это виды с точек наблюдения, наиболее посещаемых туристами и горожанами. За точку наблюдения принимается согласно международным правилам высота 1,5-1,7 метра - уровень человеческого глаза. Защита особо ценных панорам и видов не ставит своей целью воссоздание способов наружного освещения и уровня освещенности, поскольку изменились требования к комфорту и безопасности городской среды. Важно, чтобы перед наблюдателем высветились исторически ценные архитектурные, планировочные и ландшафтные компоненты панорам, а все остальное не мешало бы их восприятию. Для решения этой сложной творческой задачи необходимо выделить архитектурным освещением исторические ценные объекты, не выделять здания и удалить рекламные конструкции, нарушающие исторический вид, регламентировать сектор, глубину панорамы, координаты точки наблюдения, определить желательные высотные, силуэтные характеристики городской среды и требования к ее светоцветовому решению. Помимо особо ценных видов и панорам на территории исторического ядра города должны формироваться ценные виды и панорамы в зонах исторического наследия и зонах особого городского значения с учетом того, что они наблюдаются в секторах обзора с городских смотровых площадок "Воробьевы горы" и комплекса ММДЦ. К зонам формирования таких панорам прежде всего относятся: - полукольцо, включающее Боровицкую, Манежную, Театральную, Лубянскую, Старую, Новую, Славянскую площади, улицы Манежную, Моховую, Охотный Ряд, Театральный проезд, Александровский сад, бульвар между пл. Ильинские Ворота и Славянской площадью; - основные улицы района Замоскворечье; - Бульварное кольцо с бульварами - памятниками садово-паркового искусства; - улицы Тверская, Большая Лубянка, Остоженка, Новый Арбат; - площади Пушкинская, Арбатская, Тургеневская, Кудринская, Сухаревская и вокзальные площади Павелецкая, Курская; - набережные (в пределах Садового кольца): Москвы-реки, Обводного канала, реки Яузы; - Александровский сад и Парк искусств. Формирование особо ценных и ценных световых видов и панорам световых пространств может предусматривать появление новых световых акцентов в исторической картине, если они гармонично дополняют ее, приближение дизайна осветительных установок, отдельно стоящих рекламно-информационных конструкций и "городской мебели" к их историческим прототипам. Формирование особо ценных и ценных панорам в указанных зонах должно определяться подлежащими разработке концепциями организации светоцветовых пространств. Особенности формирования светового силуэта в историческом ядре города заключаются в: - архитектурном освещении неосвещенных и корректировке освещения силуэтообразующих объектов ТРЗ "Золотое кольцо Москвы"; - акцентировании архитектурной подсветкой верхних (венчающих) частей зданий, кокошников и угловых башен, традиционных для гражданских зданий XIX века и первой половины XX века; - подчеркивании приемами архитектурного освещения архитектурно-художественных образов пешеходных и транспортных мостов. Формирование светоинформационных коммуникаций в историческом ядре города обусловлено наличием здесь большого количества пешеходных зон, соединяющих достопримечательные для туристов и горожан объекты. К таким зонам относятся: ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", Манежная, Театральная, Пушкинская площади, Пречистенские Ворота, улицы Волхонка, Тверская, Александровский сад, пешеходные улицы и другие рекреационные территории. Наземные светоинформационные конструкции создаются в таких зонах с целью комфорта и безопасности среды путем применения системы встроенных светильников в цоколи зданий и сооружений, дорожные и пешеходные покрытия, лестницы, пандусы, уступы, парапеты и другие ограждения. Особенностью применения цветных акцентов и композиций в историческом ядре города является учет относительно небольших пространств и расстояний, с которых наблюдатель зрительно воспринимает цветные светящиеся рекламы, логотипы, товарные знаки, историко-культурные символы, витрины (витражи), вывески, информационные установки, рекламно-информационные поверхности остановочных павильонов, киосков, туалетных и таксофонных кабин, художественно-декоративной подсветки элементов благоустройства. В связи с этим важное значение приобретает определение диапазонов значений яркости и цветности цветных акцентов, что должно регулироваться, как и в целом по городу, методами нормирования и экспертизы. Развитие световой среды срединной и периферийной зон города. Это направление имеет, кроме общих задач, свои особенные задачи и подходы к их решению в части: - системы световых пространств общегородского центра; - светового силуэта; - радиально-кольцевой структуры, автомагистралей, въездов в город; - набережных Москвы-реки, других водоемов общегородского значения; - территорий природного комплекса; - сложившихся сохраняемых, реконструируемых и вновь создаваемых жилых образований, сохраняемых и реконструируемых производственных зон. Специфика организации светоцветовой среды системы общегородского центра. Наиболее масштабной и насущной задачей развития световой среды пространств системы общегородского центра является формирование вечернего образа уникального высотного комплекса зданий Московского международного делового центра (ММДЦ) на Краснопресненской набережной Москвы-реки. Появление в городе ММДЦ - нового высотного столичного центра современной архитектуры - новая веха в организации светоцветовых пространств общественных центров города с использованием новейших светотехнических приемов: - освещение каждого здания центра своим уникальным цветом. Например, 69-этажное здание мэрии будет иметь красную подсветку, башня "Россия" - тепло-желтую, "Федерация" - зеленую. Снизу тона более теплые с осветлением по мере приближения к венчающей части; - применение различных приемов и источников освещения с учетом особенностей строительных конструкций, отделочных материалов и назначения зданий: светящих фасадов (полностью остекленные фасады светят за счет работы освещения по определенной программе) с использованием светодиодов, позволяющих применить их даже между двух остеклений при освещении стеклянных фасадов. Особенно удачны светотехнические решения со встроенными в контуры конструкций фасада светодиодными полосками, которые, интегрируясь в объем здания, создают картину единого светящегося фасада без разделяющих темных полос; заливающего и локального освещения при наличии отражающих поверхностей; световой графики с использованием светодиодных устройств, устройств световолоконной оптики, имеющих неоспоримые преимущества перед прожекторами, люминесцентными светильниками, лампами накаливания; динамического освещения с разноспектральными источниками света; - определение мест размещения и светотехнических приемов рекламно-информационных конструкций на участках комплекса и фасадах зданий; - декоративное освещение ландшафтных зон с использованием устройств отраженного света; - использование для праздничного оформления художественно-декоративного освещения "Суперграфика" с акцентированием светом трех наиболее значимых зданий, главной доминантой из которых станет самая высокая башня в Европе "Россия", что преображает облик делового центра, устремленного в небо и отражающегося в речной глади с наступлением темноты, и наделяет его фантастическими праздничными чертами, вызывающими яркие положительные эмоции. Активное участие комплекса ММДЦ в панорамах вечернего города ставит новые задачи формирования светоцветовой среды его окружения, в связи с чем требуется: - гармоничное сочетание световых решений набережных, застройки и озелененных территорий, расположенных в непосредственной близости от комплекса, путем разработки или корректировки концепций светоцветовой организации пространств Экспоцентра и Центра международной торговли, проектов комплексного благоустройства набережных Краснопресненской и Тараса Шевченко; - формирование светоцветовых доминант и акцентов в секторе обзора городских панорам с высотных смотровых площадок комплекса путем архитектурного освещения и избирательного размещения световой рекламы на высотных и композиционно значимых современных зданиях; - организация световых пространств на основе предлагаемой туристско-рекреационной связи между старинным и новым центрами столицы - Кремлем и ММДЦ "Москва-Сити", через улицы Воздвиженка, Арбат, Бородинский мост, Большую Дорогомиловскую улицу, начало Кутузовского проспекта и мост "Багратион", для чего следует разработать концепцию комплексного благоустройства указанного пути, включающую концепцию формирования его светоцветовой среды. В проблеме формирования светоцветовой среды системы общегородского центра выделяется задача организации светоцветовых пространств в зонах благоустройства 83 общественных пространств общегородского значения (ОПОЗ), предусмотренных Генеральной схемой комплексного благоустройства города Москвы. Организация светового пространства каждого ОПОЗ должна осуществляться по своей концепции, учитывающей условия его размещения (примагистральные, совмещенные с объектами природного комплекса, с жилой застройкой, спортивными комплексами, транспортными узлами, входными зонами производственных зон), особенности планировки, застройки и благоустройства. Особенности формирования светового силуэта в срединной и периферийной зонах города связаны прежде всего с масштабным строительством современных высотных зданий, в том числе по программе "Новое кольцо Москвы". При решении этой задачи целесообразно творчески использовать опыт проектирования будничного и праздничного образов ММДЦ, другие достижения в области светотехники. Специфика решения задачи развития светоцветовой среды автомагистралей общегородского значения (1-го и 2-го класса - "вылетные", Третье и Четвертое транспортные кольца, Южная рокада, МКАД) и въездов в город заключается в организации светоцветовых пространств с учетом особенностей формирования в разные периоды вдоль магистралей территорий общественно-делового, жилого, рекреационного, спортивного и производственно-коммунального назначения. При этом в концепции, разрабатываемой для каждой магистрали и въездов, должны прорабатываться вопросы: - замена устаревших осветительных установок утилитарного освещения, рекламных конструкций, коммуникационных знаков, малых архитектурных форм, остановочных пунктов, киосков и других элементов благоустройства; - световое разделение транспортных и пешеходных зон; - выявление объектов фасадного освещения, ритмизирующих протяженное пространство световыми доминантами и акцентами; - определение основных средств и приемов освещения зданий и элементов благоустройства, требований к дизайну осветительных установок; - упорядочение расстановки рекламных конструкций; - акцентирующее освещение цветников, деревьев, кустарников и "зеленых" скульптур; - программа праздничного оформления характерных участков магистрали, каждый из которых может иметь свое светодекоративное оформление; - подчеркивание въезда в город: архитектурным освещением обозреваемых зданий различной значимости, эстакад, мостов, въездных символов ворот города, историко-культурных символов; установкой светильников на парапетах и других ограждениях; установкой многоярусных рекламно-информационных конструкций с внутренним подсветом. Особых подходов требует формирование световой среды набережных. Организация светоцветовых пространств набережных должна учитывать архитектурно-планировочные решения гранитных набережных и набережных с естественным берегом, их использование (транспортные, пешеходные), планировочно-пространственную композицию (прямые, поворотные, полуостровные, островные), функциональное назначение прибрежных территорий - общественные, жилые, рекреационные, производственные, спортивные и другие зоны. Исходя из этих условий и точек обзора (с территории набережной, с воды, моста или противоположного берега) определятся средства и приемы освещения набережных, спусков к воде, пристаней, причалов, портов и расположенных на набережных и прибрежных территориях монастырей, храмов, высотных и иных акцентов сплошной или прерывистой застройки разных периодов строительства и разного назначения: общественного, транспортно-рекреационного, промышленно-коммунального, портового, а также парков, скверов, мостов, плотин и шлюзов. Разработка концепций организации светоцветовых пространств набережных Москвы-реки планируется в увязке с Целевой среднесрочной программой комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы, разрабатываемой в настоящее время по постановлению Правительства Москвы от 31.07.2007 N 619-ПП "О концепции Целевой среднесрочной программы комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных реки Москвы". Особенности формирования световой среды на территориях природного комплекса должны учитываться прежде всего в соблюдении наиболее жестких требований, предъявляемых к средствам и приемам освещения на особо охраняемых природных территориях, менее жестких - на природных территориях рекреационного назначения: парках, бульварах, садах, скверах. Особый случай представляют памятники садово-паркового искусства, историко-музейные природные комплексы. Архитектурно-художественные замыслы организации светоцветовых пространств таких объектов должны предусматривать: - выявление средствами освещения своеобразия облика каждого объекта и композиций в панорамах, открывающихся при обзоре с главных видовых точек; - выделение архитектурным освещением главной световой доминанты - дворца или усадьбы, а также световых акцентов иных объектов - павильонов, арок ворот, беседок, мостов и другой парковой архитектуры; - ландшафтное освещение исторической парковой территории, ее аллей, акцентирующее освещение деревьев, кустарников и цветников, прудов; - использование цвета света с учетом колористики фасадов и элементов ландшафта; - использование элементов осветительных установок (опоры освещения, в том числе торшеры, светильники, встроенные в парапеты, дорожное покрытие и грунт), сочетающихся по стилю и дизайну с архитектурным и ландшафтным окружением, а в особых случаях - с историческими прототипами фонарей. Среди особенностей формирования среды жилых территорий выделяются две задачи. Задача создания в темное время суток комфортных, безопасных условий для жителей сложившейся сохраняемой, реконструируемой и новой застройки жилых районов, микрорайонов, кварталов и дворов решается путем применения в соответствии с их архитектурно-планировочной организацией и благоустройством: - утилитарного наружного освещения улиц, проездов, стоянок личного автотранспорта, пешеходных зон, детских и спортивных площадок; - отдельно стоящих и настенных световых коммуникационных указателей и информационных конструкций, включая адресные указатели, а также гармонично сочетающихся с жилой застройкой освещаемых и светящихся вывесок и витрин (витражей); - подсвечиваемых таксофонных кабин и скамей. Задача формирования эстетичной светоцветовой среды жилых образований может решаться применением: - светоцветового оформления фрагментов архитектурно или композиционно значимых жилых зданий - их завершающих частей, глухих стен, лестничных клеток, технических этажей, озелененных эксплуатируемых кровель, других нежилых частей, а также фасадов и входов в здания торгового и иного общественного назначения; - художественно-декоративное освещение памятников, фонтанов и малых архитектурных форм, акцентирующее освещение цветников; - праздничного светоцветового оформления входов, вывесок и витрин общественных и жилых зданий, деревьев, кустарников, новогодних елей, спортивных и детских площадок, водоемов. Особенности формирования световой среды на территориях производственного, складского и коммунального назначения заключаются: - в выявлении средствами утилитарного наружного освещения и световыми информационно-коммуникационными указателями функционально-планировочной структуры объекта в целом, его основных входных, транспортных и пешеходных зон, а также площадок для отдыха и спорта; - в возможном архитектурном освещении высотных и иных композиционно значимых зданий и сооружений: производственных корпусов, дымовых труб, градирен, опор ЛЭП и т.п., обозреваемых с определенных точек обзора; - в возможном применении средств и приемов световой рекламы, праздничной иллюминации и иного светового праздничного оформления, не противоречащих производственно-технологическим требованиям. Совершенствование и развитие светового облика праздничного города. Преображение световой среды города в праздничные дни преследует цель придать ей более красочные, яркие, динамичные черты, образно-художественная выразительность которых вызывает положительные эмоции и создает радостную атмосферу. Светоцветовой образ праздничной Москвы совершенствуется и развивается в единстве со световой средой, формируемой всеми средствами освещения, в исторической и современной функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуре города. При этом светоцветовое праздничное оформление увязывается с другими средствами освещения в соответствии с определенными требованиями к организации светоцветовых пространств города и его основных структурных элементов. В то же время световой облик праздничного города складывается из отдельных художественных образов, предусматриваемых проектным замыслом праздничного оформления территорий и объектов с учетом эстетических вкусов и ценностных ориентиров в обществе, прогресса в области светотехники. Проектирование строится от общей концепции зонирования города по условиям его праздничного оформления к концепциям оформления основных структурных элементов или зон города, к проекту территории или объекта (дизайн-проекту). Историческая и современная планировочно-пространственная структура города является основой его светоцветового праздничного оформления, приемы которого зависят от социально-общественной и историко-архитектурной значимости территорий и объектов. В этой связи в структуре года определены приоритетные зоны праздничной иллюминации стационарного характера, выявляются возможности оформления зон особого городского значения как по городу в целом, так и в его историческом центре. Проекты оформления зон особого значения должны учитывать конкретные градостроительные ситуации, не менять, а скорее дополнять восприятие этих мест в дни праздничных мероприятий. Праздничная иллюминация и праздничное оформление могут применяться на территориях и объектах, связанных с панорамами и видами первого уровня защиты, на памятниках архитектуры национального значения, но только без потери ценности архитектурно-художественного, культурного образа этих объектов. Это касается панорам с видом на Кремль и других ценных видов в пределах исторического города. Праздничное оформление носит адресный характер к каждому празднику и размещается только на дни проведения официальных торжеств. Подлежат обязательному оформлению к общегородским и государственным праздничным мероприятиям зоны особого городского значения и зоны общего городского значения, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП. Здесь может применяться как кратковременный, так и постоянный режим размещения элементов оформления. В праздничном оформлении пешеходных зон и общественных зон рекреации исторического центра Москвы применима идея трансформации пространства путем использования световых образов, выражающих временные особенности архитектурной среды. Здесь возможно применение объемно-пространственных и арочных конструкций, размещение световых шатров над пешеходной частью тротуаров, светодинамических установок для подсветки зеленого массива и других специальных эффектов. Именно световые эффекты в вечернее и ночное время суток создают особенную атмосферу сказочности и неожиданности в облике городских территорий. Важнейшими для праздничного оформления в художественном отношении характеристиками являются масштаб объемного восприятия и масштаб архитектурной среды. Выявленные узлы концентрации существующих и проектируемых высотных акцентов вне зависимости от их значения в общей городской застройке являются опорными в световом силуэте города и требуют разработки праздничной иллюминации. Праздничная иллюминация и оформление набережных Москвы-реки должны учитывать историко-культурную значимость территории и ее пейзажно-художественное значение. Необходимо разработать единую концепцию, отвечающую композиционно-образным задачам архитектурного ансамбля набережной в целом, путем комбинаций различных приемов оформления и технологий праздничной иллюминации. Мультимедийные шоу-установки (постановочное освещение) - одно из наиболее перспективных направлений в оформлении городских площадей, имеющее кратковременный период работы. Световые эффекты подбираются в зависимости от художественно-образных идей автора. В такого рода мероприятиях используется следующее оборудование: светомузыкальные фонтаны, проекционные аппараты, оборудование для светодинамических эффектов, лазерные установки, пиротехника, объемно-пространственные светодекоративные конструкции и т.п. Зоны возможного проведения мультимедийных шоу-программ - уже сложившиеся места массовых гуляний и перспективные точки отдельных округов и направлений по городу в целом. Общественные территории и пешеходные зоны оформляются с ориентацией на приоритет пешехода, который имеет массовый и самый непосредственный контакт со средой. Оформление магистральных улиц, кольцевых трасс и въездов в город рассчитано на визуальное восприятие водителями и пассажирами, находящимися в транспорте. Важно создать единое, целостное восприятие трассы в праздники. Праздничная иллюминация стационарного характера разрабатывается как единый образный ряд для каждой магистрали в отдельности без привязки к конкретному мероприятию. Концепции комплексного праздничного оформления проспекта (шоссе, улицы) разрабатываются с учетом их архитектурно-планировочных и ландшафтных особенностей, а также визуальных связей. Оформление носит определенный образно-художественный характер на всем протяжении трассы независимо от проведения праздничного мероприятия и рассчитано на привлечение внимания гостей и жителей столицы. В рамках единой стилистической концепции разрабатываются отдельные элементы праздничного оформления: панели-кронштейны на опорах городского освещения, оформление мостовых сооружений и фасадов зданий, объемно-пространственные декоративные конструкции. С учетом общественно-социального значения проспекта (шоссе, улицы) разрабатываются соответствующие светоцветовые композиции: - цвета государственной символики: белый, синий, красный - используются в гирляндах и других средствах оформления для придания торжественного вида магистрали и моста; - экологическую тему могут подчеркивать световые опоры, оформленные гирляндами, напоминающими кусты, фасады административных зданий, трансформируемые в ветвистое дерево, в целом скучный пейзаж приобретает облик светящегося леса; - цветными светодинамическими композициями на фасадах зданий и на магистралях подчеркиваются функциональный и композиционно значимый участок, пересечение магистралей; - светодинамические конструкции типа "фейерверк", "салют" и "факел", "энергия космоса" и "солнца" выделяют соответствующие проспекты (шоссе, улицы). Световое праздничное оформление "спальных" районов и районов-новостроек является специфической задачей, в решении которой должны учитываться функциональные особенности этих территорий. Концепцию их праздничного оформления следует ориентировать на жителя-пешехода и разрабатывать с учетом визуальных и пешеходных связей микрорайона с акцентом на благоустроенные общественные территории, скверы, бульвары и парки. Одно из эффективных средств оформления - световые фрески (активно используемые на западе) помогут создать яркую доминанту в оформлении микрорайона в целом. Для каждого района следует разработать свой стилеобразующий ряд светодекоративных элементов оформления. Необходимость жесткой взаимности в проектных решениях унитарного, архитектурного, ландшафтного и праздничного оформления очевидна. С целью избежания световой перенасыщенности требуется единый регламент работы осветительного оборудования по рабочим, выходным и праздничным дням. Страницы: 1 2 |