ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧЕННЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ПОЛУЧИЛА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ (УНП ООН) СРЕДСТВА. ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА НАПРАВЛЕНЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ БЛАГОТВОР. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 01.09.09 16-15/091200

        ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧЕННЫМ
            СОГЛАШЕНИЕМ ПОЛУЧИЛА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
         ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ (УНП
        ООН) СРЕДСТВА. ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА НАПРАВЛЕНЫ
          НА ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ
               МЕРОПРИЯТИЙ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ
              НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ?

                                ПИСЬМО

               УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
                             ПО Г. МОСКВЕ

                          1 сентября 2009 г.
                            N 16-15/091200

                                 (Д)
     
     Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль,  указаны в статье 251 НК РФ.  При этом перечень таких доходов
является исчерпывающим.
     Так, согласно  подпункту  14  пункта  1  статьи  251  НК  РФ  при
определении налоговой базы не учитываются  доходы  в  виде  полученных
грантов.  Грантодателями могут выступать только организации,  перечень
которых утверждается Правительством РФ.
     Постановлением Правительства  РФ  от  28.06.2008  N 485 утвержден
перечень грантодателей в 2009 году, среди которых не указано УНП ООН.
     Следовательно, полученные  от  УНП  ООН  средства  не  являются в
рамках  главы  25  НК  РФ  целевыми  поступлениями,   не   подлежащими
налогообложению.
     Кроме того,  на  основании  пункта  2  статьи  251  НК   РФ   при
определении  налоговой  базы  не  учитываются  целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде  подакцизных  товаров).  К  ним
относятся  целевые  поступления  из  бюджета  и целевые поступления на
содержание  некоммерческих  организаций   и   ведение   ими   уставной
деятельности,  поступившие  безвозмездно от других организаций и (или)
физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При  этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений
обязаны  вести   отдельный   учет   доходов   (расходов),   полученных
(произведенных) в рамках целевых поступлений.
     К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и
ведение ими уставной деятельности в том числе относятся:
     - средства и иное имущество,  которые получены  на  осуществление
благотворительной деятельности;
     - пожертвования,   признаваемые   таковыми   в   соответствии   с
гражданским законодательством РФ.
     Согласно статье 5 Федерального закона от  11.08.95  N  135-ФЗ  "О
благотворительной   деятельности   и  благотворительных  организациях"
(далее  -  Закон   N   135-ФЗ)   под   участниками   благотворительной
деятельности  для  целей  Закона  N  135-ФЗ  понимаются,  в частности,
граждане  или  юридические  лица,   осуществляющие   благотворительную
деятельность  в  том  числе  путем поддержки существующей или создания
новой благотворительной организации.
     Благотворительной организацией    является    неправительственная
(негосударственная  и  немуниципальная)  некоммерческая   организация,
созданная  для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем
осуществления благотворительной деятельности в  интересах  общества  в
целом или отдельных категорий лиц. Об этом сказано в статье 6 Закона N
135-ФЗ.
     Таким образом,  только благотворительные организации, созданные в
качестве  таковых  в  соответствии  с  Законом  N  135-ФЗ,  вправе  на
основании  подпункта  4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях
налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на
осуществление благотворительной деятельности.
     Согласно пункту 1 статьи  582  ГК  РФ  пожертвованием  признается
дарение вещи или права в общеполезных целях.
     Пожертвования могут делаться гражданам,  лечебным, воспитательным
учреждениям,   учреждениям  социальной  защиты  и  другим  аналогичным
учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям,
фондам,   музеям   и   другим  учреждениям  культуры,  общественным  и
религиозным   организациям,   иным   некоммерческим   организациям   в
соответствии  с  законом,  а  также  государству  и  другим  субъектам
гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.
     Некоммерческие организации   могут   создаваться  для  достижения
социальных,  благотворительных, культурных, образовательных, научных и
управленческих  целей,  а также для охраны здоровья граждан,  развития
физической  культуры  и  спорта,  удовлетворения   духовных   и   иных
нематериальных потребностей граждан,  защиты прав,  законных интересов
граждан  и  организаций,  разрешения  споров  и  конфликтов,  оказания
юридической   помощи  и  в  иных  целях,  направленных  на  достижение
общественных благ.  Об этом говорится в пункте 2 статьи 2 Федерального
закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
     В соответствии  со  статьей  26   Закона   N   7-ФЗ   источниками
формирования имущества некоммерческой организации могут являться в том
числе пожертвования.
     Следовательно, полученные от УНП ООН средства могут быть признаны
для целей налогообложения прибыли в качестве целевых поступлений, если
цели   полученного   пожертвования   совпадают  с  уставными  задачами
общественной организации,  а также при  условии  ведения  общественной
организацией   раздельного   учета  целевых  поступлений  и  расходов,
производимых из этих поступлений.
     Основание: письмо Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/4/124.
     
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          Т.А. Пыхтина
1 сентября 2009 г.
N 16-15/091200