ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧЕННЫМ СОГЛАШЕНИЕМ ПОЛУЧИЛА ОТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ (УНП ООН) СРЕДСТВА. ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА НАПРАВЛЕНЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ. КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 1 сентября 2009 г. N 16-15/091200 (Д) Доходы, не учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, указаны в статье 251 НК РФ. При этом перечень таких доходов является исчерпывающим. Так, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде полученных грантов. Грантодателями могут выступать только организации, перечень которых утверждается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485 утвержден перечень грантодателей в 2009 году, среди которых не указано УНП ООН. Следовательно, полученные от УНП ООН средства не являются в рамках главы 25 НК РФ целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению. Кроме того, на основании пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в том числе относятся: - средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности; - пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ. Согласно статье 5 Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под участниками благотворительной деятельности для целей Закона N 135-ФЗ понимаются, в частности, граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации. Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Об этом сказано в статье 6 Закона N 135-ФЗ. Таким образом, только благотворительные организации, созданные в качестве таковых в соответствии с Законом N 135-ФЗ, вправе на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитывать в целях налогообложения прибыли средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности. Согласно пункту 1 статьи 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи и в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Об этом говорится в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В соответствии со статьей 26 Закона N 7-ФЗ источниками формирования имущества некоммерческой организации могут являться в том числе пожертвования. Следовательно, полученные от УНП ООН средства могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в качестве целевых поступлений, если цели полученного пожертвования совпадают с уставными задачами общественной организации, а также при условии ведения общественной организацией раздельного учета целевых поступлений и расходов, производимых из этих поступлений. Основание: письмо Минфина России от 19.07.2006 N 03-03-04/4/124. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса Т.А. Пыхтина 1 сентября 2009 г. N 16-15/091200 |