ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФСБ РОССИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФСБ РОССИИ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ 24 ноября 2009 г. N 606 (Д) В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <*> приказываю: -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609. 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России и нормативных правовых актов ФСБ России в органах федеральной службы безопасности. 2. Руководителям, начальникам подразделений ФСБ России принять меры по недопущению включения в разрабатываемые проекты нормативных правовых актов ФСБ России положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также по выявлению в нормативных правовых актах ФСБ России таких положений и их устранению. 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Директора ФСБ России. Директор А. БОРТНИКОВ 24 ноября 2009 г. N 606 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 25 декабря 2009 г. N 15870 Приложение к Приказу ФСБ России от 24 ноября 2009 года N 606 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФСБ РОССИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФСБ РОССИИ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" <*>, от 5 марта 2009 г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" <**> и определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России (в том числе совместных) и нормативных правовых актов ФСБ России (далее - проекты нормативных правовых актов и нормативные правовые акты соответственно) в органах федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности). -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1240. <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1241. 2. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов проводится согласно методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196. 3. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. 4. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится при проведении их правовой экспертизы юридическими подразделениями (юрисконсультами) подразделений ФСБ России, разрабатывающих проекты нормативных правовых актов, либо подразделений ФСБ России, являющихся головными исполнителями в ФСБ России при согласовании проектов совместных нормативных правовых актов, поступивших из другого государственного органа, и ДПУ ФСБ России. 5. По результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта юридическим подразделением (юрисконсультом) составляется заключение (примерный вариант заключения приведен в приложении N 1), которое визируется начальником юридического подразделения (юрисконсультом), руководителем (начальником) подразделения ФСБ России, разработавшего проект нормативного правового акта, или его заместителем, регистрируется в этом подразделении ФСБ России и представляется в ДПУ ФСБ России в установленном порядке с проектом нормативного правового акта. 6. После проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в ДПУ ФСБ России заключение подписывается начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем. Выявленные ДПУ ФСБ России коррупциогенные факторы устраняются в порядке, предусмотренном для устранения нарушений, выявленных в ходе проведения правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов. 7. В случае несогласия подразделения ФСБ России, разработавшего проект нормативного правового акта, с выводом ДПУ ФСБ России о наличии в нем коррупциогенных факторов ДПУ ФСБ России готовится заключение за подписью начальника ДПУ ФСБ России или лица, исполняющего его обязанности, в котором отражаются все выявленные положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц проекта нормативного правового акта (разделы, пункты, подпункты, абзацы и т.д.) и соответствующих коррупциогенных факторов, а также возможные негативные последствия сохранения их в проекте нормативного правового акта. Указанное заключение выносится на рассмотрение статс-секретаря - заместителя Директора ФСБ России и заместителя Директора ФСБ России или руководителя службы ФСБ России, курирующего либо возглавляющего подразделение ФСБ России, разработавшее проект нормативного правового акта. 8. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, размещаются на официальном сайте ФСБ России в сети Интернет. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы составляет 10 дней. 9. Поступившие в подразделение ФСБ России, разработавшее проект нормативного правового акта, заключения по результатам проводившейся независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта подлежат обязательному рассмотрению этим подразделением ФСБ России в тридцатидневный срок со дня их получения, при этом в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта указывается, какие результаты независимой антикоррупционной экспертизы учтены и не учтены при доработке проекта нормативного правового акта, с изложением обоснования несогласия. 10. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов. Ответ готовится на основании подписанного начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем заключения по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в части, касающейся конкретного заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. 11. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится подразделениями ФСБ России, разработавшими нормативные правовые акты, с привлечением входящих в их состав юридических подразделений (юрисконсультов) в случае выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов при проведении мониторинга их применения. 12. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта составляется заключение (примерный вариант заключения приведен в приложении N 2), в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц нормативного правового акта (разделы, пункты, подпункты, абзацы и т.д.) и соответствующих коррупциогенных факторов, а также возможные негативные последствия сохранения их в нормативном правовом акте. Одновременно разрабатывается проект нормативного правового акта, направленного на устранение выявленных коррупциогенных факторов. Вывод об отсутствии коррупциогенных факторов в разработанном проекте нормативного правового акта включается в текст заключения по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, которое визируется начальником юридического подразделения (юрисконсультом) подразделения ФСБ России, разработавшего нормативный правовой акт, подписывается руководителем (начальником) этого подразделения ФСБ России, регистрируется в установленном порядке, прилагается к проекту нормативного правового акта и визируется начальником ДПУ ФСБ России или его заместителем после проведения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта в ДПУ ФСБ России. 13. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы, а также подлежащие направлению в Минюст России справка и копии заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы прилагаются к проекту нормативного правового акта при его представлении на подпись Директору ФСБ России. 14. После подписания нормативного правового акта заключение с указанием даты и номера нормативного правового акта направляется в ДПУ ФСБ России, где оно вместе с поступившим из Минюста России заключением по результатам проведенной им антикоррупционной экспертизы этого нормативного правового акта приобщается в соответствующее номенклатурное дело. 15. В случае выявления другим подразделением ФСБ России, органом безопасности признаков коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах в процессе мониторинга их применения они письменно информируют об этом подразделение ФСБ России, разработавшее нормативный правовой акт, с указанием сведений, подлежащих включению в заключение, составляемое в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции. Копия письма направляется в ДПУ ФСБ России. По результатам рассмотрения такого обращения подразделением ФСБ России, разработавшим нормативный правовой акт, по согласованию с ДПУ ФСБ России дается ответ его инициатору и в случае необходимости совершаются действия, предусмотренные пунктом 12 настоящей Инструкции. Приложение N 1 к Инструкции (п. 5) Приказ ФСБ России от -- ---------- 200- г. N -- Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта приказа ФСБ России "-------------------------------------------" (указывается точное наименование проекта) В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в порядке, установленном Приказом ФСБ России от 24 ноября 606 -- -------- 2009 г. N --- "Об утверждении Инструкции о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России и нормативных правовых актов ФСБ России в органах федеральной службы безопасности", и согласно методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196, проведена антикоррупционная экспертиза проекта приказа ФСБ России "------------- ---------------------------------------------" в целях выявления в нем (указывается точное наименование проекта) коррупциогенных факторов. В указанном проекте приказа ФСБ России коррупциогенных факторов не выявлено. ----------------------------- ДПУ ФСБ России (воинская должность) --------------------------- --------------- -------------------------- (воинское звание) (подпись) (инициал имени и фамилия) -- ------------ 200- г. Приложение N 2 к Инструкции (п. 12) Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы приказа ФСБ России от -- ---------- 200- г. N --- "------------------------------------------------" (указывается точное наименование приказа) В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" в порядке, установленном Приказом ФСБ России от 24 ноября 606 -- -------- 2009 г. N --- "Об утверждении Инструкции о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСБ России и нормативных правовых актов ФСБ России в органах федеральной службы безопасности", и согласно методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 196, проведена антикоррупционная экспертиза приказа ФСБ России от -- ------------- 200- г. N ---- "---------------------------------------------" в связи (указывается точное наименование приказа) с выявлением в приказе коррупциогенных факторов при проведении мониторинга его применения. Пункт 8 указанного Приказа предусматривает, что: "--------------- --------------------------------------------------------------------". Вместе с тем в Приказе отсутствует порядок применения этой нормы должностными лицами органов федеральной службы безопасности (отсутствует административная процедура), что является коррупциогенным фактором. Сохранение указанной нормы может повлечь такие негативные последствия, как превышение должностными лицами органов федеральной службы безопасности своих полномочий или совершение ими правонарушений коррупционного характера. В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора разработан проект Приказа ФСБ России "О внесении изменений в Приказ ФСБ России от -- ----------- 200- г. N -----". В результате проведенной антикоррупционной экспертизы указанного проекта Приказа ФСБ России коррупциогенных факторов не выявлено. Руководитель (начальник) ---------------------------- (подразделение ФСБ России) ----------------------- --------------------- ---------------------- (воинское звание) (подпись) (инициал имени и фамилия) -- ------------ 200- г. |