ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ И ПАРАШЮТИСТАМ-ИНСТРУКТОРАМ". Приказ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 26.11.09 216

Оглавление

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ
       "ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
                     И ПАРАШЮТИСТАМ-ИНСТРУКТОРАМ"

                                ПРИКАЗ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
                                   
                          26 ноября 2009 г. 
                                N 216
     
                                 (Д)
                                   
    
     В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997
г.   N   60-ФЗ   "Воздушный  кодекс  Российской  Федерации"  (Собрание
законодательства  Российской  Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N
28,  ст.  3483;  2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст.
1078;  2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст.
3213,  N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст. 6244, 6245;
2008,  N  29  (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст.
17,  N  29,  ст.  3616) и в целях реализации Конвенции о Международной
гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) приказываю:
     1.   Утвердить   прилагаемые   Федеральные   авиационные  правила
"Требования   к   диспетчерам   управления   воздушным   движением   и
парашютистам-инструкторам".
     2.  Не  применять  на территории Российской Федерации Положение о
классификации  специалистов  гражданской  авиации  СССР,  утвержденное
Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И.
     3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу через 30 дней
со дня официального опубликования.
    
Министр
                                                             И.ЛЕВИТИН
26 ноября 2009 г. 
N 216
    
Зарегистрировано в Минюсте РФ 
15 января 2010 г. 
N 15996
    
    
                                                            Утверждены
                                             Приказом Минтранса России
                                                  от 26 ноября 2009 г. 
                                                                 N 216
    
                    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
        "ТРЕБОВАНИЯ К ДИСПЕТЧЕРАМ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ
                      И ПАРАШЮТИСТАМ-ИНСТРУКТОРАМ"
                                   
                           I. Общие положения
    
     1.  Федеральные  авиационные  правила  "Требования  к диспетчерам
управления  воздушным  движением и парашютистам-инструкторам" (далее -
Правила)  разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона
от  19  марта  1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383;
1999,  N  28,  ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N
13,  ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N
27,  ст.  3213,  N  46,  ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, ст.
6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009,
N  1,  ст.  17,  N  29,  ст.  3616)  и в целях реализации стандартов и
рекомендуемой  практики  Международной организации гражданской авиации
(ИКАО).
     2.  Настоящие  Правила  устанавливают  требования  к  диспетчерам
управления   воздушным   движением   (далее   -   диспетчер   УВД)   и
парашютистам-инструкторам     при     осуществлении    соответствующей
деятельности   в   Российской  Федерации  при  выдаче  соответствующих
свидетельств  продления  срока  их действия, внесения квалификационных
отметок, классной квалификации и допуска к работе.
     3.  К  выполнению  функциональных обязанностей диспетчера УВД или
парашютиста-инструктора  не  допускаются  лица,  не  имеющие  при себе
действующего свидетельства.
     4.  Диспетчеры  УВД  осуществляют  деятельность  по  обслуживанию
воздушного  движения  в  пределах квалификационных отметок и отметок о
допуске   к   работе  на  конкретном  диспетчерском  пункте  (секторе)
обслуживания  воздушного движения, внесенных в установленном порядке в
свидетельство, а также установленного срока его действия и при наличии
действующего  медицинского  заключения  о  признании  годным  к работе
диспетчером  УВД,  кроме  случаев, когда сфера деятельности диспетчера
УВД  ограничена  выполнением функциональных обязанностей, не требующих
медицинского заключения о признании годным к работе диспетчером УВД.
     5.    Медицинское    освидетельствование    диспетчеров   УВД   и
парашютистов-инструкторов  осуществляется в соответствии с положениями
федеральных  авиационных правил, регламентирующих порядок медицинского
освидетельствования.
     6.  Медицинское  заключение  о признании годным к работе является
неотъемлемой  частью  свидетельства. Обладатели свидетельств перестают
пользоваться      правами,      предусмотренными      соответствующими
квалификационными  отметками,  когда они узнают об ухудшении состояния
здоровья,  которое могло бы помешать им безопасно и надлежащим образом
осуществлять данные им права.
     7.  Обладатель  свидетельства осуществляет права, предусмотренные
квалификационными отметками и отметками о допуске к работе, внесенными
в   свидетельство,   лишь   в  том  случае,  если  он  сохраняет  свою
квалификацию,     соответствующую     требованиям     профессиональной
пригодности.
     8.  В  целях продления срока действия свидетельства диспетчер УВД
должен    подтверждать    свою   квалификацию   в   рамках   имеющейся
квалификационной  отметки  (отметок) путем демонстрации при проведении
проверок (тестирования) надлежащих теоретических знаний и практических
навыков со следующей периодичностью:
     диспетчер УВД 1-го класса - один раз в три года;
     диспетчер УВД 2-го класса - один раз в два года;
     диспетчер УВД 3-го класса - ежегодно.
     9.  Диспетчер УВД не должен подвергаться дополнительным проверкам
(тестированию)   теоретических  знаний  до  окончания  срока  действия
свидетельства,  если  осуществляет  свою  деятельность  без  получения
очередной   квалификационной  отметки,  допуска  к  работе  на  другом
диспетчерском пункте (секторе) или повышения классной квалификации, за
исключением  случаев,  когда действия данного диспетчера УВД привели к
авиационному происшествию или авиационному инциденту.
     10.  Тематика  вопросов  при  проведении  проверки (тестировании)
теоретических  знаний на подтверждение классной квалификации не должна
выходить    за    рамки    подтверждаемой   квалификационной   отметки
(квалификационных  отметок)  и  отметок  о  допуске  к самостоятельной
работе, внесенных в свидетельство.
     11. В целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения
безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, установлены
следующие  требования  по периодичности прохождения курсов повышения и
поддержания квалификации персонала:
     руководящий    состав,    включая   лиц,   занимающих   должности
руководителей  полетов, должны пройти курсы повышения квалификации при
высших образовательных учреждениях гражданской авиации один раз в пять
лет;
     старшие      диспетчеры,      диспетчеры-инструкторы     (включая
диспетчеров-инструкторов  тренажера),  диспетчеры  УВД  должны  пройти
курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.
     Лица,   имеющие  допуск  к  обслуживанию  полетов  с  применением
английского   языка,   проходят   курсы   повышения   квалификации  по
специальности и английскому языку по совмещенной программе.
     12.   Диспетчеры   УВД,   осуществляющие  районное  диспетчерское
обслуживание  (диспетчер  процедурного  и  радиолокационного  контроля
района   УВД)   на   международных   трассах,  а  также  диспетчерское
обслуживание   подхода  (диспетчер  процедурного  и  радиолокационного
контроля  подхода) и аэродромное диспетчерское обслуживание (диспетчер
аэродрома,   диспетчер  посадочного  радиолокатора)  на  международных
аэродромах,  должны  демонстрировать  способность  говорить  на языке,
используемом  в радиотелефонной связи, и понимать его не ниже чем на 4
(рабочем) уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО <*>.
     --------------------------------
     <*>   Требование  применяется  по  истечении  определенного  ИКАО
переходного периода практической реализации языкового стандарта.
     
     13. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского
языка и демонстрирующие знание английского языка на 4 (рабочем) уровне
по  Шкале  оценки  языковых  знаний  ИКАО,  должны  проходить языковую
аттестацию по английскому языку не реже одного раза в три года.
     14. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского
языка  и  демонстрирующие  знание английского языка на 5 (продвинутом)
уровне по Шкале оценки языковых знаний ИКАО, должны проходить языковую
аттестацию по английскому языку не реже одного раза в шесть лет.
     15. Диспетчеры УВД, допущенные к работе с применением английского
языка    и    демонстрирующие    знание   английского   языка   на   6
(профессиональном)  уровне  по  Шкале  оценки  языковых  знаний  ИКАО,
освобождаются от прохождения языковой аттестации по английскому языку.
     
               II. Требования к кандидатам для получения
                свидетельства и квалификационной отметки
     
     16. Для получения свидетельства диспетчера УВД с внесением в него
квалификационной   отметки   кандидат   должен  отвечать  требованиям,
изложенным в настоящем пункте, и соответствовать требованиям настоящих
Правил при получении квалификационных отметок:
     1) возраст - не моложе 18 лет;
     2)    образование   -   среднее   профессиональное   или   высшее
профессиональное образование, курсы профессиональной переподготовки;
     3)   кандидат  получил  знания,  по  крайней  мере,  в  следующих
областях:
     а) документы, регламентирующие деятельность диспетчера УВД;
     б)    принципы,   использование   и   ограничения   оборудования,
применяемого при обслуживании воздушного движения;
     в)  аэродинамика  и  летно-технические  характеристики  воздушных
судов, принципы полета и эксплуатации воздушных судов;
     г)   применение   и   понимание   метеорологической   информации,
возникновение  и  характеристики  опасных  явлений  погоды,  измерение
метеоэлементов;
     д)  основные  положения  аэронавигации,  принципы,  ограничения и
точность навигационных систем и визуальных средств;
     е)   теория   и  практика  обслуживания  (управления)  воздушного
движения,  виды  обслуживания  воздушного движения, основные положения
типовых   технологий   работы  диспетчеров  УВД  органов  обслуживания
воздушного движения (управления полетами), общие правила радиообмена и
типовой фразеологии;
     ж)  практические  методы  обеспечения  безопасности  полетов  при
обслуживании  воздушного движения, авиационные происшествия, связанные
с недостатками при обслуживании воздушного движения;
     з)  английский  язык (для кандидатов, предполагающих осуществлять
функциональные обязанности с применением английского языка).
     4) опыт (приобретенные навыки в процессе стажировки) - заключение
диспетчера-инструктора  о возможности допуска к самостоятельной работе
и заключение диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;
     5)  состояние  здоровья  -  действующее  медицинское заключение в
соответствии  с  требованиями,  предъявляемыми  к  диспетчерам УВД, за
исключением  случаев,  когда  сфера  деятельности кандидата ограничена
выполнением  функциональных  обязанностей,  не  требующих медицинского
заключения   о   годности   к   работе   по  результатам  медицинского
освидетельствования.
     17.   Требования,  предъявляемые  при  внесении  квалификационных
отметок    диспетчера    аэродрома,    диспетчера    процедурного    и
радиолокационного    контроля    подхода,    диспетчера    посадочного
радиолокатора,  диспетчера  процедурного  и радиолокационного контроля
района УВД, в свидетельство диспетчера УВД:
     1) кандидат:
     а)    закончил   учебное   заведение   гражданской   авиации   по
соответствующей     специализации     или    курсы    профессиональной
переподготовки (профессиональные курсы обучения);
     б)  дополнительно  получил  знания, которые соответствуют правам,
предоставляемым  квалификационными отметками, указанными в пункте 17 в
нижеперечисленных областях в той степени, в какой они затрагивают круг
служебных функциональных обязанностей:
     обслуживание воздушного движения;
     план аэродрома, физические характеристики и визуальные средства;
     структура воздушного пространства;
     применяемые правила, процедуры и источники информации;
     аэронавигационные средства;
     основное  оборудование  обслуживания  воздушным  движением  и его
использование;
     рельеф местности и характерные наземные ориентиры;
     характерные особенности воздушного движения;
     особые явления погоды;
     планы  действий  в  аварийной  обстановке и поисково-спасательных
операциях;
     принципы   предоставления  обслуживания  воздушного  движения  на
основе наблюдения, включая правила выдерживания соответствующей высоты
полета над местностью;
     в)  прошел  тренировки  и  проверку  на диспетчерском тренажере и
имеется         соответствующее        положительное        заключение
диспетчера-инструктора диспетчерского тренажера;
     г)  успешно  обеспечивал  под руководством диспетчера-инструктора
или  надлежащим  образом  аттестованного  диспетчера  УВД (внештатного
диспетчера-инструктора)  обслуживание  воздушного  движения  в течение
времени,  необходимого для получения допуска к работе на диспетчерском
пункте  (секторе), определяющего конкретную квалификационную отметку в
конкретном  подразделении,  в  отношении которого запрашивается данная
отметка и имеется заключение диспетчера-инструктора;
     2)   кандидат  продемонстрировал  умения,  способность  принимать
решения   и   выполнять   обязанности,   требуемые   для   обеспечения
безопасного, упорядоченного и оперативного диспетчерского обслуживания
на уровне, соответствующем предоставляемым правам.
     18.  Обладатель  свидетельства диспетчера УВД не должен проводить
подготовку    персонала    обслуживания    воздушного    движения    в
эксплуатационных  условиях, если он не является штатным или внештатным
диспетчером-инструктором и не имеет письменного указания работодателя.
     19.  Квалификационная  отметка теряет силу, если диспетчер УВД не
осуществляет   права,  предусмотренные  квалификационной  отметкой,  в
течение  шести  месяцев. Отметка остается недействительной до тех пор,
пока  вновь  не  будет  установлено  право диспетчера УВД осуществлять
права, предусмотренные квалификационной отметкой.
     20.  С  целью  продления  действия  свидетельства  диспетчера УВД
кандидат  подтверждает  свой  класс  квалификации в рамках имеющейся у
него квалификационной отметки.
     21.  Свидетельства  парашютиста-инструктора  с  квалификационными
отметками выдаются лицам, отвечающим следующим требованиям:
     1) возраст - не моложе 18 лет;
     2) образование - среднее;
     3)  состояние  здоровья  -  действующее медицинское заключение по
результатам медицинского освидетельствования;
     4)    кандидат    продемонстрировал   уровень   знаний,   который
соответствует  предоставляемым  правам  в  следующих  областях и в той
степени, в какой они затрагивают круг служебных обязанностей:
     воздушное законодательство Российской Федерации, регламентирующее
поисково-спасательное обеспечение полетов;
     конструкцию,  работу  и  тактико-технические данные спасательных,
тренировочных,  десантных,  спортивных,  запасных, грузовых парашютов,
страхующих  приборов  и  спусковых  (подъемных)  устройств для спусков
(подъемов) с вертолета в режиме висения;
     конструкцию,  работу  и  тактико-технические  данные  авиационных
спасательных плавательных средств и правила их применения;
     предотвращение   авиационных   и  чрезвычайных  происшествий  при
выброске парашютистов и грузов;
     основные   летно-технические   характеристики   и  конструктивные
особенности  воздушных  судов, используемых для десантирования людей и
грузов;
     технические  данные и эксплуатационные характеристики поисковой и
аварийно-спасательной техники;
     правила проведения поисково-спасательных работ;
     правила   по   охране   труда,   производственной   санитарии   и
противопожарной защиты, а также специальные дисциплины;
     5)   кандидат  продемонстрировал  умения,  способность  принимать
решения  и выполнять обязанности при проведении поисково-спасательных,
эвакуационных   и   специальных   работ   на  уровне,  соответствующем
предоставляемым правам:
     выполнять  тренировочные  и производственные прыжки с парашютом с
воздушных судов, спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных)
устройствах  с  вертолетов,  находящихся в режиме висения на высоте не
менее  10  метров, в том числе в сложных условиях, на сушу и на водную
поверхность в различное время суток, а также водолазные погружения;
     осуществлять  воздушный и наземный поиск воздушных судов и людей,
потерпевших  бедствие  в  различных  условиях,  вести  ориентировку на
местности    с    использованием   магнитного   компаса,   технических
навигационных средств и топографических карт;
     выполнять   спасательные   работы   в   горах   с  использованием
горноспасательного   (альпинистского)   снаряжения   и   на   воде   с
использованием водолазного снаряжения;
     готовить  спасателей  к  выполнению  прыжков  с парашютом, спуску
(подъему) людей и грузов на спусковых (подъемных) устройствах, а также
производить расчет и выброску парашютистов и грузов;
     укладывать  парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые
устройства, авиационные плавательные средства;
     проверять    исправность    парашютов,    страхующих    приборов,
подъемно-спусковых устройств, бортовых аварийно-спасательных средств и
контролировать правильное их хранение;
     пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями;
     обеспечить   выживаемость   как   личную,   так   и  групповую  в
экстремальных условиях;
     6)  опыт  -  кандидат успешно окончил курс специальной парашютной
подготовки.
     
              III. Требования к кандидатам, предъявляемые
          при присвоении классной квалификации диспетчера УВД
                       и парашютиста-инструктора
     
     22.  Кандидатам  на  присвоение  классной  квалификации,  а также
лицам, имеющим действующие свидетельства диспетчера УВД, присваиваются
третий, второй и первый классы классной квалификации диспетчера УВД.
     23.   Кандидат   на   присвоение   класса  классной  квалификации
диспетчера УВД должен:
     1)  знать  основные  положения нормативных документов в следующих
областях:
     а)   основы  воздушного  законодательства  Российской  Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     б) обеспечение безопасности полетов;
     в) обслуживание воздушного движения;
     г) технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     д) метеорологическое обеспечение полетов;
     е)   основы   аэродинамики   и  летно-технические  характеристики
воздушных судов;
     ж) навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     з) радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
     и)  английский  язык  (в  части  правил  ведения  радиообмена для
диспетчеров,  осуществляющих  обслуживание  полетов воздушных судов на
английском языке);
     2) уметь:
     управлять   воздушным  движением  в  соответствии  с  технологией
работы, правилами радиообмена и типовой фразеологией;
     правильно   и  своевременно  действовать  в  различных  ситуациях
воздушной и метеорологической обстановки;
     грамотно   использовать   радиотехнические  средства  обеспечения
полетов  и  авиационной  электросвязи, радиолокационные и иные системы
наблюдения обслуживания воздушного движения;
     оперативно взаимодействовать со смежными диспетчерскими пунктами,
службами  и  органами,  обеспечивающими и контролирующими производство
полетов;
     оказывать  в  соответствии  с технологией работы помощь воздушным
судам,   терпящим  бедствие,  и  содействовать  организации  поиска  и
спасания;
     3)  кандидат  должен  продемонстрировать  практические  навыки по
обслуживанию воздушного движения по следующим операциям:
     прием дежурства и подготовка рабочего места;
     знание  воздушной и метеорологической обстановки в контролируемом
районе (зоне), особенности выполнения плана воздушного движения;
     соблюдение  установленных правил обслуживания воздушного движения
согласно технологии работы;
     использование радиотехнических средств;
     знание  и  применение  правил радиообмена и правильное применение
типовой  фразеологии,  а также в части выполнения своих функциональных
обязанностей   соблюдение   требований  табеля  сообщений  о  движении
воздушных судов в Российской Федерации;
     ведение   установленной   диспетчерской   документации  (согласно
технологии работы).
     Проверка практических навыков по обслуживанию воздушного движения
осуществляется на одном из диспетчерских пунктов (секторе), на котором
у  диспетчера  УВД  имеется  допуск  к  работе  с  учетом  действующей
квалификационной отметки (отметок).
     4)   кандидат   должен  пройти  тренажерную  подготовку,  которая
является неотъемлемым требованием проверки практических навыков.
     24.   Классная   квалификация   "Диспетчер   УВД   3-го   класса"
присваивается   выпускникам   учебных  заведений  гражданской  авиации
среднего  и  высшего  профессионального  образования,  а  также лицам,
прошедшим  курсы  профессиональной  переподготовки  и  соответствующую
стажировку:
     1)  кандидаты,  представляемые к присвоению классной квалификации
"Диспетчер  УВД  3-го  класса",  должны отвечать требованиям настоящих
Правил,  иметь  навыки  для  осуществления  практического обслуживания
воздушного  движения,  положительные  оценки при проверке практических
навыков и соответствующие заключения диспетчеров-инструкторов;
     2)  при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к
присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 3-го класса", должны:
     а)   продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в  перечисленных  ниже  областях с
оценкой не ниже 3 (три):
     метеорологическое обеспечение полетов;
     основы  аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных
судов;
     навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     б)   продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в  перечисленных  ниже  областях с
оценкой не ниже 4 (четыре):
     основы    воздушного   законодательства   Российской   Федерации,
аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов;
     обеспечение безопасности полетов;
     обслуживание воздушного движения;
     технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов;
     английский   язык   (в   части  правил  ведения  радиообмена  для
кандидатов,   которые   будут   осуществлять  обслуживание  воздушного
движения с применением английского языка).
     25.  Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации
"Диспетчер  УВД  2-го  класса",  должны отвечать требованиям настоящих
Правил,  иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 3-го класса", стаж
работы  в  должности  диспетчера  УВД  не  менее 36 месяцев и допуск к
самостоятельной   работе,   как   правило,   не   менее  чем  на  двух
диспетчерских  пунктах  или  трех секторах одноименного диспетчерского
пункта:
     1)  кандидаты,  представленные к присвоению классной квалификации
"Диспетчер  УВД  2-го  класса",  должны  пройти  проверку практических
навыков  с  общей  оценкой  не ниже 4 (четыре) и иметь соответствующие
заключения диспетчеров-инструкторов;
     2)  при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к
присвоению  классной  квалификации "Диспетчер УВД 2-го класса", должны
продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных положений
нормативных  документов  в  перечисленных  в  подпункте  1  пункта  23
областях с оценкой не ниже 4 (четыре).
     26.  Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации
"Диспетчер  УВД  1-го  класса",  должны отвечать требованиям настоящих
Правил,  иметь классную квалификацию "Диспетчер УВД 2-го класса", стаж
работы  с  данной  квалификацией  не  менее  36  месяцев  и  допуск  к
самостоятельной   работе,   как   правило,   не   менее  чем  на  трех
диспетчерских  пунктах  или  пяти секторах одноименного диспетчерского
пункта:
     1)  кандидаты,  представленные к присвоению классной квалификации
"Диспетчер  УВД  1-го  класса",  должны  пройти  проверку практических
навыков  с  общей  оценкой  не  ниже  5 (пять) и иметь соответствующие
заключения диспетчеров-инструкторов;
     2)  при проверке теоретических знаний кандидаты, представляемые к
присвоению классной квалификации "Диспетчер УВД 1-го класса", должны:
     а)   продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в  перечисленных  ниже  областях с
оценкой не ниже 5 (пять):
     основы    воздушного   законодательства   Российской   Федерации,
аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов;
     технология работы, правила радиообмена и типовая фразеология;
     обслуживание воздушного движения;
     английский   язык   (в   части  правил  ведения  радиообмена  для
диспетчеров,  которые  осуществляют обслуживание воздушного движения с
применением английского языка);
     б)   продемонстрировать  уровень  теоретических  знаний  основных
положений  нормативных  документов  в  перечисленных  ниже  областях с
оценкой не ниже 4 (четыре):
     метеорологическое обеспечение полетов;
     обеспечение безопасности полетов;
     основы  аэродинамики и летно-технические характеристики воздушных
судов;
     навигационное (штурманское) обеспечение полетов;
     радиотехническое и светотехническое обеспечение полетов.
     27.   При  тестировании  с  использованием  компьютерной  техники
проверяемый  диспетчер  УВД  с  учетом  классной  квалификации  должен
показать  не  менее  75%  правильных  ответов  по  разделу  (области),
допускающему  оценку  3  (три),  не  менее 80% - по разделу (области),
допускающему оценку 4 (четыре), и не менее 85% - по разделу (области),
допускающему оценку 5 (пять).
     28. Кандидату на присвоение классной квалификации, а также лицам,
имеющим     действующие     свидетельства     парашютиста-инструктора,
присваиваются третий, второй и первый классы.
     29.     Кандидат     на     присвоение     класса    квалификации
парашютиста-инструктора должен отвечать следующим требованиям:
     1)  иметь  среднее  образование  и  пройти специальную парашютную
подготовку.
     2) знать:
     основы воздушного законодательства Российской Федерации;
     предотвращение   авиационных   и  чрезвычайных  происшествий  при
выброске парашютистов и грузов;
     руководство по воздушному десантированию;
     конструкцию,  работу  и  тактико-технические данные спасательных,
тренировочных,  десантных,  спортивных, запасных, грузовых парашютов и
страхующих приборов;
     конструкцию,  работу  и  тактико-технические  данные  авиационных
спасательных плавательных средств и правил их применения;
     организация поиска и спасания в Российской Федерации;
     поисковые и аварийно-спасательные средства;
     3) уметь:
     готовить личный состав к выполнению прыжков с парашютом и спусков
(подъемов)  с  помощью  спусковых  (подъемных)  устройств, производить
расчет и выброску парашютистов и грузов;
     укладывать  парашюты, готовить к использованию подъемно-спусковые
устройства, авиационные спасательные плавательные средства;
     проверять  исправность  парашютов, страхующих приборов, спусковых
(подъемных)   устройств,   бортовых  аварийно-спасательных  средств  и
контролировать правильность их хранения;
     пользоваться аварийным запасом и аварийными радиостанциями.
     30.  Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации
"Парашютист-инструктор   3-го  класса",  должны  отвечать  требованиям
настоящих  Правил, изложенных в пункте 29, иметь не менее 50 прыжков с
парашютом или 30 спусков (подъемов) с помощью спусковых устройств.
     31.  Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации
"Парашютист-инструктор   2-го  класса",  должны  отвечать  требованиям
настоящих Правил, изложенных в пункте 29, на оценку не ниже 4 (четыре)
и  иметь  не менее 200 прыжков с парашютом или 100 спусков-подъемов, а
также в совершенстве владеть техникой их выполнения.
     32.  Кандидаты, представляемые к присвоению классной квалификации
"Парашютист-инструктор   1-го  класса",  должны  отвечать  требованиям
настоящих  Правил, изложенных в пункте 29, на оценку не ниже 5 (пять),
иметь  не  менее  350  прыжков  с  парашютом и 50 полетов по расчету и
выброске парашютистов и грузов, а также не менее 120 спусков, подъемов
и не менее 30 полетов по расчету и десантированию спасателей с помощью
спусковых устройств и выброске грузов.
     33. Парашютист-инструктор, допустивший при выброске парашютистов,
грузов,  или  спуске  десантников,  травмы или нанесение материального
ущерба, для повышения в классе должен выполнить не менее 50 полетов по
расчету и выброске парашютистов или грузов или 30 полетов по расчету и
десантированию спасателей с помощью спусковых устройств.
     34.   При   повышении   в   классе  и  продлении  срока  действия
свидетельства  демонстрацию теоретических знаний и практической работы
парашютисты-инструкторы   должны  осуществлять  на  ежегодных  сборах,
проводимых   в   авиационных   организациях,   учреждениях  и  учебных
заведениях, в объеме, указанном в пункте 29 настоящих Правил.
     
               IV. Требования к кандидатам, предъявляемые
         при внесении отметок о допуске к работе руководителем
         полетов, старшим диспетчером, диспетчером-инструктором
         (диспетчером-инструктором тренажера), диспетчером УВД
                                   
     35. Для получения допуска руководителя полетов кандидат должен:
     1) иметь:
     высшее профессиональное образование;
     опыт   работы   в   органах   обслуживания   воздушного  движения
(управления  полетами)  не  менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем  36 месяцев в подразделении, представляющем кандидата на получение
допуска руководителя полетов;
     как  правило,  все  допуски  к  работе  на  диспетчерских пунктах
(секторах),  где  кандидат  будет  исполнять  должностные  обязанности
руководителя полетов;
     документ  об успешном прохождении курсов подготовки руководителей
полетов;
     действующее  свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД
1-го класса";
     2) знать:
     принципы   и   методы   управления   персоналом   и   организации
производства;
     основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
     основы экономики в гражданской авиации;
     принципы   и   методы   экономической  деятельности  организаций,
осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного
пространства Российской Федерации;
     воздушное   законодательство   Российской   Федерации   в   части
выполнения своих функциональных обязанностей;
     нормативные документы, регламентирующие организацию использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     документы  по  организации обслуживания воздушного движения своей
зоны (района) ответственности;
     принципы и методы планирования работы диспетчерской смены;
     принципы  и  методы  организационно-методической работы в органах
обслуживания воздушного движения и диспетчерских сменах;
     организацию контроля работы диспетчерской смены;
     организацию  профилактической работы, направленной на обеспечение
безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;
     правила   и  условия  аэронавигационного  обслуживания,  а  также
обеспечения полетов воздушных судов;
     3) уметь:
     применять  в практической деятельности знания принципов и методов
управления  персоналом,  организации  производства, делового общения и
обеспечения охраны труда;
     применять в практической деятельности знания в области экономики;
     применять   знание   нормативных   документов,   регламентирующих
организацию использования воздушного пространства Российской Федерации
в практической деятельности;
     планировать работу подчиненного состава диспетчерской смены;
     организовать   работу   диспетчерских   пунктов   в   своей  зоне
ответственности;
     организовывать   и  проводить  методическую,  профилактическую  и
воспитательную работу с диспетчерским составом подчиненной смены;
     организовать   и  осуществлять  постоянный  контроль  за  работой
подчиненной диспетчерской смены;
     осуществлять  организацию и координацию обслуживания (управления)
воздушного движения в контролируемой зоне (районе) ответственности;
     вести  установленную  для  руководителя  полетов  документацию  и
контролировать  надлежащее  ведение  документации  на  рабочих  местах
диспетчеров;
     осуществлять  контроль  исправности  радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
     уведомлять  соответствующие  организации  и  службы  о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать
таким  организациям  и службам необходимое содействие в соответствии с
предписанными процедурами;
     4)  кандидат  должен  продемонстрировать  теоретические  знания в
областях:
     организационно-методическая работа руководителя полетов;
     организация воздушного движения;
     психологические    и    педагогические    аспекты    деятельности
руководителя полетов;
     обеспечение  безопасности  полетов  при  обслуживании  воздушного
движения;
     обеспечение    деятельности   органов   обслуживания   воздушного
движения;
     управленческо-экономические   аспекты  деятельности  организаций,
осуществляющих аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного
пространства Российской Федерации;
     5)  кандидат  должен  продемонстрировать  практические  навыки по
следующим операциям:
     проведение инструктажа диспетчерской смены;
     прием и сдача дежурства;
     контроль   приема   и  сдачи  дежурства  персоналом  обслуживания
воздушного  движения  диспетчерской смены, а также организации подмены
диспетчеров в процессе работы;
     взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;
     контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
     проведение разбора работы диспетчерской смены.
     36. Для получения допуска старшего диспетчера кандидат должен:
     1) иметь:
     высшее или среднее профессиональное образование;
     опыт   работы   в   органах   обслуживания   воздушного  движения
(управления  полетами)  не  менее чем 36 месяцев, в том числе не менее
чем  24  месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение
допуска старшего диспетчера;
     не  менее  трех  действующих  допусков  на  диспетчерских пунктах
(секторах)   в  зоне  (районе)  ответственности,  где  кандидат  будет
исполнять  должностные  обязанности старшего диспетчера. При наличии в
подразделении  трех  и менее диспетчерских пунктов (секторов) кандидат
должен иметь все допуски;
     действующее  свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД
1-го класса" или "Диспетчер УВД 2-го класса";
     удостоверение  об  успешном прохождении курсов подготовки старших
диспетчеров.
     2) знать:
     принципы   и   методы   управления   персоналом   и   организации
производства;
     основы делового общения, трудовых отношений, охраны труда;
     воздушное   законодательство   Российской   Федерации   в   части
выполнения своих функциональных обязанностей;
     нормативные документы, регламентирующие организацию использования
воздушного пространства Российской Федерации;
     руководящие  документы  по  организации  обслуживания  воздушного
движения своей зоны (района) ответственности;
     принципы  и  методы  планирования  работы  в органах обслуживания
воздушного движения и диспетчерской смены;
     принципы    и   методы   организационно-методической   работы   в
диспетчерских сменах;
     организацию контроля работы диспетчерской смены;
     организацию  профилактической работы, направленной на обеспечение
безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;
     правила   и   условия   аэронавигационного  обслуживания  полетов
воздушных  судов,  а  также  иные  виды  обеспечения полетов воздушных
судов;
     3) уметь:
     применять  в практической деятельности знания принципов и методов
управления  персоналом,  организации  производства, делового общения и
обеспечения охраны труда;
     применять  в  своей  практической деятельности знания нормативных
документов,  регламентирующих  организацию  и использование воздушного
пространства Российской Федерации;
     организовывать   работу   диспетчерских   пунктов  в  своей  зоне
ответственности;
     организовывать   и  проводить  методическую,  профилактическую  и
воспитательную работу в диспетчерской смене;
     осуществлять контроль за работой диспетчерского состава;
     осуществлять при необходимости координацию обслуживания воздушным
движением в установленной зоне (районе) ответственности;
     осуществлять   расстановку   персонала   перед   заступлением  на
дежурство и уточнение функций, выполняемых на рабочих местах;
     вести   установленную  для  старшего  диспетчера  документацию  и
контролировать  надлежащее  ведение  документации  на  рабочих  местах
диспетчеров;
     осуществлять  контроль  исправности  радиотехнического и связного
оборудования диспетчерских пунктов;
     уведомлять  соответствующие  организации  и  службы  о  воздушных
судах,  нуждающихся  в помощи поисково-спасательных служб, и оказывать
таким  организациям  и службам необходимое содействие в соответствии с
предписанными процедурами;
     4)  кандидат  должен  продемонстрировать  теоретические  знания в
областях:
     организационно-методическая работа старшего диспетчера;
     организация воздушного движения;
     психолого-педагогические     аспекты     деятельности     старших
диспетчеров;
     обеспечение  безопасности  полетов  при  обслуживании  воздушного
движения;
     обеспечение    деятельности   органов   обслуживания   воздушного
движения;
     5)  кандидат  должен  продемонстрировать  практические  навыки по
следующим операциям:
     проведение инструктажа диспетчерской смены;
     прием и сдача дежурства;
     контроль   приема   и  сдачи  дежурства  персоналом  обслуживания
воздушного  движения  диспетчерской смены, а также организация подмены
диспетчеров в период дежурства;
     взаимодействие со службами, обеспечивающими выполнение полетов;
     контроль работы диспетчерской смены в период дежурства;
     проведение разбора работы диспетчерской смены.
     37.   Для   получения   допуска  диспетчера-инструктора  (включая
диспетчера-инструктора тренажера) кандидат должен:
     1) иметь:
     высшее или среднее профессиональное образование;
     опыт   работы   в   органах   обслуживания   воздушного  движения
(управления  полетами)  не  менее чем 60 месяцев, в том числе не менее
чем  24  месяца в подразделении, представляющем кандидата на получение
допуска диспетчера-инструктора;
     действующее  свидетельство и классную квалификацию "Диспетчер УВД
1-го класса";
     допуски   к  работе  на  диспетчерских  пунктах  (секторах),  где
кандидат       будет       исполнять      должностные      обязанности
диспетчера-инструктора;
     удостоверение      о      прохождении      курсов      подготовки
диспетчеров-инструкторов.
     2) знать:
     основы авиационной педагогики;
     основы авиационной психологии;
     методику планирования учебного процесса;
     методику  проведения  предварительной  подготовки и практического
обучения на рабочем месте в процессе стажировки;
     нормативные    документы,    регламентирующие    профессиональную
подготовку соответствующих специалистов.
     3) уметь:
     применять   в   практической   деятельности   знания  авиационной
педагогики и психологии;
     применять   в   практической   деятельности   знания  нормативных
документов     по    профессиональной    подготовке    соответствующих
специалистов;
     составлять   планы   и   программы   подготовки   соответствующих
специалистов и осуществлять контроль за их выполнением;
     осуществлять      качественную     подготовку     соответствующих
специалистов;
     содействовать   внедрению   передовых   методов  и  технологий  и
представлять соответствующие рекомендации;
     проводить  стажировку  соответствующих  специалистов  и оказывать
диспетчерам  УВД  практическую  помощь  после получения ими допусков к
самостоятельной работе;
     проводить  проверку  практических  навыков персонала обслуживания
воздушного движения на рабочих местах;
     вести необходимую документацию;
     4)  кандидат  должен  продемонстрировать  теоретические  знания в
областях:
     основы авиационной педагогики и психологии;
     обслуживание воздушного движения;
     методы профессионального обучения;
     обеспечение  безопасности  полетов  при  обслуживании  воздушного
движения;
     национальные   требования,  стандарты  и  рекомендуемая  практика
Международной    организации    гражданской    авиации    в    области
профессиональной    подготовки   персонала   обслуживания   воздушного
движения;
     5)  кандидат  должен  продемонстрировать  практические  навыки по
следующим операциям:
     организация, планирование и проведение предварительной подготовки
стажера;
     определение готовности стажера к практической подготовке;
     организация, планирование и проведение практической стажировки на
диспетчерском пункте и тренировки на диспетчерском тренажере;
     ведение  дневника  стажера  и  оформление представления на допуск
стажера к самостоятельной работе в качестве диспетчера.
     38.   Для   получения   допуска   к  работе  диспетчером  УВД  на
диспетчерском пункте (секторе) кандидат должен:
     обладать  знаниями, определенными для обладателя свидетельства, и
соответствующей квалификационной отметкой;
     пройти  проверку  теоретических  знаний по разделам, определенным
подпунктом  1  пункта  23  настоящих  Правил в соответствии с классной
квалификацией;
     пройти  необходимую  стажировку и проверку практических навыков в
соответствии с требованиями подпункта 3 пункта 23 настоящих Правил.
     При   получении   последующих   допусков   в   рамках   имеющейся
квалификационной  отметки  кандидат  проходит  проверку  теоретических
знаний  только  в  части  абзацев "г", "д" и "з" подпункта 1 пункта 23
настоящих  Правил,  а  если  данный пункт предусматривает обслуживание
полетов на английском языке, дополнительно проходит проверку по абзацу
"и".
Оглавление