ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАЕТСЯ НЕФТЕДОБЫЧЕЙ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС НОСИТ НЕПРЕРЫВНЫЙ ХАРАКТЕР. ДОСТАВКА РАБОТНИКОВ НА РАБОЧИЕ МЕСТА НА МЕСТОРОЖДЕНИЯХ ВАХТОВЫМ ТРАНСПОРТОМ, А ТАКЖЕ ПРОЕЗД СПЕЦТЕХНИКИ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ КАК ПО ПРОМЫСЛОВЫМ ДОРОГАМ, ТАК И ПО ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. В РЯДЕ СЛУЧАЕВ СОСТОЯНИЕ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОРОЖНЫМИ СЛУЖБАМИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕСПЕРЕБОЙНУЮ ДОСТАВКУ РАБОТНИКОВ НА СВОИ РАБОЧИЕ МЕСТА И СВОЕВРЕМЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ СПЕЦТЕХНИКИ. ДАННАЯ ПРИЧИНА ВЫЗЫВАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ НЕСТИ ЗАТРАТЫ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ (ЯМОЧНЫЙ РЕМОНТ, ОБСЫПКА И Т.Д.) И ОБСЛУЖИВАНИЮ ДОРОГ (УБОРКА СНЕГА И Т.Д.) ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ПО МАРШРУТАМ ПРОЕЗДА ВАХТОВОГО ТРАНСПОРТА СИЛАМИ ПОДРЯДЧИКОВ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДОГОВОРОВ. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ПОНЕСЕННЫЕ ЗАТРАТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫМИ И ОПРАВДАННЫМИ В ЦЕЛЯХ ИХ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ РАСХОДОВ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 января 2010 г. N 03-03-06/1/3 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов по ремонту и обслуживанию дорог общего пользования по маршрутам проезда вахтового транспорта и сообщает следующее. Пунктом 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации наделено полномочиями давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом обращаем внимание на то, что экспертиза договоров, а также оценка налоговых последствий в конкретных хозяйственных ситуациях к компетенции Минфина России не относятся (п. 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации). Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций установлен гл. 25 Кодекса. В соответствии с нормами п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Учитывая изложенное, понесенные налогоплательщиком расходы, не поименованные в ст. 270 НК РФ, при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются при налогообложении прибыли. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Принимая во внимание то, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 января 2010 г. N 03-03-06/1/3 |