Страницы: 1 2 ¦ ¦ военно-учетные специальности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родственные специальностям СПО; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ область применения получаемых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональных знаний при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнении обязанностей военной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и правила оказания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ первой помощи пострадавшим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПМ.00 ¦ Профессиональные модули ¦ 1452 ¦ 968 ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПМ.01 ¦ Организация и обслуживание ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 5 ¦ ¦ ¦ движения воздушного транспорта ¦ ¦ ¦ Авиационная ¦ ОК 7 ¦ ¦ ¦ гражданской авиации ¦ ¦ ¦ метеорология и ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ метеорологическое ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ обеспечение полетов ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ организации и обслуживании ¦ ¦ ¦ Воздушная навигация ¦ ¦ ¦ ¦ движения воздушного транспорта ¦ ¦ ¦ и аэронавигационное ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской авиации; ¦ ¦ ¦ обеспечение полетов ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать нормативные ¦ ¦ ¦ МДК.01.03. ¦ ¦ ¦ ¦ документы, ¦ ¦ ¦ Радиотехнические ¦ ¦ ¦ ¦ справочно-информационные и ¦ ¦ ¦ средства ¦ ¦ ¦ ¦ другие материалы по организации ¦ ¦ ¦ обеспечения полетов ¦ ¦ ¦ ¦ воздушного пространства (ВП), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации использования ВП и ¦ ¦ ¦ МДК.01.04. ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию ВД; ¦ ¦ ¦ Технология ¦ ¦ ¦ ¦ принимать эффективные решения в ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с нормативными ¦ ¦ ¦ воздушного движения ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями, регламентирующими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и обслуживание ВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять суточное и текущее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирование движения воздушных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ судов (ВС); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организовывать потоки ВД на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушных трассах, местных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушных линиях, установленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ маршрутах и в районах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять необходимую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирующую документацию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составлять телеграммы о ВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить сбор, обработку и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализ метеорологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстановки в зоне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ давать необходимую информацию о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метеорологической обстановке и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствующие рекомендации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экипажам ВС; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регистрировать метеорологическую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и воздушную обстановку с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием вспомогательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать и контролировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамическую воздушную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстановку; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своевременно выдавать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управляющие команды и/или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные сообщения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экипажам ВС и другим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействующим органам; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять все необходимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологические операции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанные с процессами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации воздушного движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (ОВД); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вести диспетчерскую, учетную и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отчетную документацию в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с действующими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативными документами; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать элементы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ светотехнического и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ радиотехнического оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэродромов для решения задач ОВД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в районе аэродрома; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прогнозировать развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ динамической воздушной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстановки и рационально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлять движением при угрозе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возникновения потенциально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конфликтных ситуаций при полете ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ВС; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принимать эффективные решения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сложных ситуациях в процессе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять радиотелефонную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связь на английском языке при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживании международных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полетов в контролируемом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушном пространстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные руководящие и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нормативные документы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяющие организацию ВП, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию использования ВП и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживание ВД в Российской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Федерации, их структуру и сферу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ действия; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принципы, виды, методы, правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и процедуры планирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушного движения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы метеорологии, организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и порядок проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метеонаблюдений в аэропортах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы воздушной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навигации, характеристики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способы использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навигационных средств в полете; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные элементы аэродрома, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудование и эксплуатацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные радиотехнические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы обеспечения полетов, их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ назначение, возможности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок использования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных этапах полетов ВС; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила полетов и организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы диспетчеров различных зон ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и районов ОВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систему минимумов для взлета и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ посадки воздушных судов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок обеспечения полетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок и правила ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самолетовождения при выполнении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полета по маршруту и в районе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аэродрома; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию работы диспетчеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы движения, правила и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фразеологию радиообмена; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию ОВД в особых условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и при возникновении особых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ случаев в полете; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию международных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правила и фразеологию ведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ радиотелефонной связи на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ английском языке при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживании международных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полетов в контролируемом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушном пространстве ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПМ.02 ¦ Организация и управление работой ¦ ¦ ¦ МДК.02.01. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ диспетчерской смены ¦ ¦ ¦ Обеспечение ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ эффективности и ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ воздушного движения ¦ ¦ ¦ ¦ планирования и организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы смены диспетчеров по ¦ ¦ ¦ МДК.02.02. ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию воздушного ¦ ¦ ¦ Организация ¦ ¦ ¦ ¦ движения; ¦ ¦ ¦ обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ воздушного движения ¦ ¦ ¦ ¦ проектировать последовательность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и содержание необходимых к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнению операций по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планированию и обслуживанию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воздушного движения (ОВД); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять суточное и текущее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирование движения ВС, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформлять отчетную документацию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать необходимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ показатели при обосновании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ принятия решений; эффективно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлять рабочими нагрузками и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсами диспетчерской смены в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных условиях воздушной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обстановки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнять все необходимые ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологические операции, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ связанные с процессами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления диспетчерской сменой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять основные принципы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы менеджмента качества для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышения экономической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективности ОВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рассчитывать по принятой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методике основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономические показатели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности авиаорганизации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить сбор, обработку, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ накопление и систематизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технической, технологической, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономической и других видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информации для реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческих решений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять информационные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологии при управлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диспетчерской сменой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проводить анализ травмоопасных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вредных факторов в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной деятельности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективно использовать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экобиозащитную и противопожарную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технику; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководящие и нормативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документы, определяющие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности работы диспетчерской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ смены по организации и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию ВД, их структуру и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сферу действий; организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы диспетчерских пунктов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОВД в различных районах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологию работы диспетчеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы движения на рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ местах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы обеспечения пропускной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способности, регулярности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономичности ВД, организацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы смен службы движения, ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроль и анализ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационные технологии в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сфере управления производством; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности менеджмента в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и принципы делового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общения в коллективе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материально-технические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ трудовые, финансовые ресурсы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиаорганизации, показатели их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффективного использования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмы ценообразования на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услугу, формы оплаты труда в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современных условиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПМ.03 ¦ Обеспечение безопасности полетов ¦ ¦ ¦ МДК.03.01. ¦ ОК 1 - 10 ¦ ¦ ¦ гражданской авиации ¦ ¦ ¦ Человеческий фактор ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ в организации и ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля ¦ ¦ ¦ обслуживании ¦ ¦ ¦ ¦ обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ воздушного движения ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа аварийных ситуаций и ¦ ¦ ¦ МДК.03.02. ¦ ¦ ¦ ¦ катастроф, связанных с ошибками ¦ ¦ ¦ Безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ авиадиспетчеров, планирования и ¦ ¦ ¦ полетов ¦ ¦ ¦ ¦ организации работ по повышению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности полетов гражданской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиации; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализировать причины нарушений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимого уровня безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полетов со стороны экипажей ВС и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационных диспетчеров; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделировать основные методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предупреждения конфликтных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуаций, связанных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасностью ВД; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать возможности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационных приборов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пилотажно-навигационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексов для решения задач ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ полетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вырабатывать предложения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлять планирование и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализацию мероприятий по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышению безопасности полетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданской авиации, связанных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельностью авиационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диспетчеров и специалистов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ наземных служб; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать отечественный и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зарубежный опыт в обеспечении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности, регулярности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономичности полетов ВС в зоне ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ответственности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теоретические основы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности полетов, порядок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расследования и предотвращения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационных происшествий; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организацию и проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поисковых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аварийно-спасательных работ; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ российское и международное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ авиационное законодательство в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области безопасности полетов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ юридическую ответственность и ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ виды; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пределы его возможностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ факторы, влияющие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человеческие характеристики; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ происхождение ошибок человека ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при техническом обслуживании, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типы ошибок; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационные, технические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психологические факторы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ повышения безопасности полетов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ классификацию и модели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потенциально конфликтных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ситуаций, аналитические способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их определения и решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 1566 ¦ 936 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ¦ Всего часов обучения по циклам ¦ 5130 ¦ 3420 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОПОП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ УП.00 ¦ Учебная практика ¦ 14 нед. ¦ 504 ¦ ¦ ОК 1 - 10 ¦ +-----------+------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.5 ¦ ¦ ПП.00 ¦ Производственная практика (по ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.4 ¦ ¦ ¦ профилю специальности) ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 3.1 - 3.4 ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПДП.00 ¦ Производственная практика ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (преддипломная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ПА.00 ¦ Промежуточная аттестация ¦ 5 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ГИА.00 ¦ Государственная (итоговая) ¦ 6 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ГИА.01 ¦ Подготовка выпускной ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ квалификационной работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+-----------------+ ¦ ГИА.02 ¦ Защита выпускной квилификационной ¦ 2 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------+------------------------------------+---------------+---------------+---------------------+------------------ Таблица 4 Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе: --------------------------------------------------T------------------¬ ¦ Обучение по учебным циклам ¦ 95 нед. ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Учебная практика ¦ 14 нед. ¦ +-------------------------------------------------+ ¦ ¦ Производственная практика (по профилю ¦ ¦ ¦ специальности) ¦ ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Производственная практика (преддипломная) ¦ 4 нед. ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Промежуточная аттестация ¦ 5 нед. ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 6 нед. ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Каникулярное время ¦ 23 нед. ¦ +-------------------------------------------------+------------------+ ¦ Итого ¦ 147 нед. ¦ L-------------------------------------------------+------------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов. 7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний. 7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед. промежуточная аттестация 2 нед. каникулярное время 11 нед. 7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; информатики; инженерной графики; технической механики; метрологии, стандартизации и сертификации; авиационных приборов и пилотажно-навигационных комплексов; аэропортов гражданской авиации; аэродинамики и конструкции воздушных судов; экономики и менеджмента; авиационной метеорологии; воздушной навигации; человеческого фактора и безопасности полетов; организации обслуживания воздушного движения; технологии обслуживания воздушного движения. Лаборатории: электротехники и электроники; экологии и безопасности жизнедеятельности; технических средств обучения. Полигоны: радиотехнический. Тренажеры, тренажерные комплексы: диспетчерский тренажер. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения. Страницы: 1 2 |