ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 06.10.09 03-05-04-01/82

            ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ 
       НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ИМУЩЕСТВА, 
                  СОСТАВЛЯЮЩЕГО МУНИЦИПАЛЬНУЮ КАЗНУ.

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          6 октября 2009 г. 
                           N 03-05-04-01/82
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение   об   учете   и  налогообложении  имущества,  составляющего
муниципальную казну, и сообщает.
     В силу ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
ГК  РФ)  имущество,  принадлежащее  на праве собственности городским и
сельским   поселениям,  а  также  другим  муниципальным  образованиям,
является   муниципальной   собственностью.   От  имени  муниципального
образования    права   собственника   осуществляют   органы   местного
самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
     Пунктом  3  ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке,
предусмотренных  федеральными  законами, указами Президента Российской
Федерации   и   постановлениями  Правительства  Российской  Федерации,
нормативными  актами  субъектов  Российской  Федерации и муниципальных
образований,  по их специальному поручению от их имени могут выступать
государственные   органы,  органы  местного  самоуправления,  а  также
юридические лица и граждане.
     Статьей  215  ГК  РФ  определено, что муниципальное имущество, не
закрепленное  на  праве  оперативного  управления  или  хозяйственного
ведения  в  соответствии  со  ст. ст. 294, 296 ГК РФ за муниципальными
предприятиями   и   учреждениями,   составляет   муниципальную   казну
соответствующего   городского,   сельского   поселения   или   другого
муниципального образования.
     Пунктом  1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
-  Налоговый  кодекс  РФ) установлено, что объектом налогообложения по
налогу  на имущество организаций для российских организаций признается
движимое  и  недвижимое  имущество  (включая  имущество, переданное во
временное   владение,   пользование,  распоряжение  или  доверительное
управление,  внесенное  в  совместную  деятельность),  учитываемое  на
балансе   организации   в   качестве   объектов   основных  средств  в
соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
     Таким  образом,  объектом  налогообложения  признается  указанное
имущество,  учтенное на балансе организации в соответствии с правилами
бухгалтерского учета.
     Инструкцией  по  бюджетному  учету, утвержденной Приказом Минфина
России  от  30.12.2008  N  148н  (вступил  в силу с 1 января 2009 г.),
предусмотрен     обособленный     учет     имущества,    составляющего
государственную    (муниципальную)    казну,    на   счете   010800000
"Нефинансовые активы имущества казны".
     При  этом  в  соответствии  со структурой Плана счетов бюджетного
учета  имущество,  составляющее государственную (муниципальную) казну,
являясь  нефинансовыми  активами,  к объектам основных средств в целях
бюджетного учета не относится.
     Следовательно,  имущество государственной (муниципальной) казны с
1  января  2009 г. не признается объектом налогообложения по налогу на
имущество организаций.
     Что   касается   земельных  участков,  являющихся  собственностью
муниципального  образования,  то  в соответствии с п. 1 ст. 388 гл. 31
"Земельный налог" Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными
участками  на  праве  собственности,  праве  постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     В  силу  положений  п.  2  ст.  11 Налогового кодекса РФ субъекты
Российской    Федерации   и   муниципальные   образования   не   могут
рассматриваться   в  качестве  организации  или  физического  лица  и,
следовательно,  не  могут быть признаны налогоплательщиками земельного
налога.
     Согласно  п.  1  ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации в
постоянное  (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются
государственным  и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а
также    органам    государственной    власти   и   органам   местного
самоуправления.
     Поэтому   если   земельные   участки  находятся  в  собственности
муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения
этих  земельных участков в собственность организациями или физическими
лицами  либо  предоставления  их  на  праве  постоянного (бессрочного)
пользования   организациям  или  на  праве  пожизненного  наследуемого
владения   физическим  лицам  в  отношении  таких  земельных  участков
отсутствует налогоплательщик земельного налога.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
6 октября 2009 г. 
N 03-05-04-01/82