О ПОДГОТОВКЕ МЕЖЕВОГО ПЛАНА ПРИ УСТРАНЕНИИ ЗАМЕЧАНИЙ, ПОВЛЕКШИХ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ (ОТКАЗ) ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА; О ПРИМЕНЕНИИ ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 24.11.2008 N 412; О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОГЛАСОВАНИИ МЕСТОП. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 16.11.09 Д23-3781

              О ПОДГОТОВКЕ МЕЖЕВОГО ПЛАНА ПРИ УСТРАНЕНИИ
             ЗАМЕЧАНИЙ, ПОВЛЕКШИХ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ (ОТКАЗ)
          ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА; О ПРИМЕНЕНИИ
        ПРИКАЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 24.11.2008 N 412;
         О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОГЛАСОВАНИИ
             МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ; О
         ПРОТИВОРЕЧИЯХ В СВЕДЕНИЯХ О ПРАВООБЛАДАТЕЛЯХ СМЕЖНЫХ
         ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ; ОБ ОФОРМЛЕНИИ АКТА СОГЛАСОВАНИЯ
              МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          16 ноября 2009 г.
                              N Д23-3781

                                 (Д)


     Департамент   недвижимости   Минэкономразвития  России  (далее  -
Департамент  недвижимости) рассмотрел обращение по вопросам подготовки
межевого  плана и порядка согласования местоположения границ земельных
участков и сообщает.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства    Российской    Федерации    от   05.06.2008   N   437,
Минэкономразвития  России  не  наделено  полномочиями  по  разъяснению
законодательства   Российской   Федерации,   а   также   практики  его
применения.
     Вместе  с  тем  полагаем  возможным  по  затронутым  в  обращении
вопросам отметить следующее.
     1.  О подготовке межевого плана при устранении замечаний, ставших
основанием    для   приостановления   или   отказа   в   осуществлении
государственного кадастрового учета.
     Федеральным  законом  от  24.07.2007  N 221-ФЗ "О государственном
кадастре  недвижимости"  (далее  -  Закон о кадастре) не предусмотрена
возможность   представления   в   орган  кадастрового  учета  в  целях
осуществления  государственного  кадастрового  учета  вместо  межевого
плана  отдельных  разделов  межевого плана с устраненными замечаниями,
ставшими  основанием для принятия органом кадастрового учета решений о
приостановлении   либо  об  отказе  в  осуществлении  государственного
кадастрового учета.
     Таким    образом,   в   указанных   случаях   для   осуществления
государственного    кадастрового    учета    земельного    участка   с
соответствующим  заявлением  в  орган  кадастрового  учета должен быть
представлен межевой план с устраненными замечаниями.
     Вместе  с  тем,  если причиной для принятия вышеуказанных решений
стало  отсутствие  необходимых  документов  приложения межевого плана,
такие   документы   в   соответствии   с   п.   44   Порядка   ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста
России   от   20.02.2008   N  35,  могут  быть  представлены  в  орган
кадастрового    учета    как    дополнительные   документы   к   ранее
представленному   заявлению  (в  данном  случае  повторная  подготовка
межевого плана не требуется). Аналогичное правило может быть применено
в   отношении   актов  согласования  местоположения  границ  земельных
участков.  В  указанном случае в доработанном межевом плане на обороте
раздела  "Чертеж  земельных участков и их частей" может быть приведена
информация о том, что акт согласования местоположения границ земельных
участков  и  необходимые  документы (при наличии) содержатся в межевом
плане,  представленном  ранее  в  орган  кадастрового  учета  вместе с
соответствующим  заявлением  (указать его регистрационный номер и дату
регистрации).
     Дополнительно  отмечаем, что вышеуказанные вопросы будут решены в
случае  принятия  проекта  федерального  закона  N 93929-5 "О внесении
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации"
(далее  -  законопроект),  который  дорабатывается ко второму чтению в
Государственной   Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации.
Законопроект   предусматривает   изменения   Федерального   закона  от
21.07.1997  N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое
имущество  и сделок с ним" и Закона о кадастре. В частности, в Закон о
кадастре  вносятся  изменения,  предусматривающие возможность возврата
для  доработки  документов,  указанных  в  ст. 37 Закона о кадастре, в
случаях  принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении
либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
     2.  Позиция  Минэкономразвития  России  по  вопросу  о переходном
периоде  применения  Приказа  Минэкономразвития России от 24.11.2008 N
412   "Об   утверждении  формы  межевого  плана  и  Требований  к  его
подготовке,   примерной   формы  извещения  о  проведении  собрания  о
согласовании  местоположения  границ  земельных  участков"  изложена в
Письме от 30.06.2009 N 10221-ИМ/Д23.
     3.  О  лицах,  являющихся  представителями несовершеннолетних при
проведении согласования местоположения границ земельных участков.
     Согласование   местоположения   границ   земельных   участков,  в
соответствии  с  Законом  о кадастре, проводится с лицами, обладающими
смежными  земельными  участками  на  правах,  указанных  в ч. 3 ст. 39
Закона  о  кадастре. В соответствии с ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре от
имени  данных  лиц  в  согласовании  местоположения  границ  земельных
участков  вправе  участвовать  их  представители,  действующие  в силу
полномочий,  основанных  на  нотариально  удостоверенной доверенности,
указании   федерального   закона   либо  акте  уполномоченного  на  то
государственного органа или органа местного самоуправления.
     В  соответствии  с  п.  1  ст. 21 Гражданского кодекса Российской
Федерации  способность  гражданина  своими  действиями  приобретать  и
осуществлять   гражданские   права,  создавать  для  себя  гражданские
обязанности  и  исполнять  их (гражданская дееспособность) возникает в
полном  объеме  с  наступлением совершеннолетия, то есть по достижении
восемнадцатилетнего возраста.
     Пунктом  1  ст.  26  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
установлено,  что  несовершеннолетние  в  возрасте  от четырнадцати до
восемнадцати  лет  совершают  сделки,  за исключением названных в п. 2
указанной статьи, с письменного согласия своих законных представителей
- родителей, усыновителей или попечителя.
     Согласно п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации за
несовершеннолетних,   не   достигших  четырнадцати  лет  (малолетних),
сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, могут совершать
от их имени только их родители, усыновители или опекуны.
     Статьей  64  Семейного  кодекса Российской Федерации установлено,
что   родители   являются  законными  представителями  своих  детей  и
выступают  в  защиту  их  прав  и  интересов  в  отношениях  с  любыми
физическими   и   юридическими  лицами,  в  том  числе  в  судах,  без
специальных полномочий.
     При  этом  в  соответствии  с  ч. 2 ст. 15 Федерального закона от
24.04.2008  N  48-ФЗ  "Об  опеке  и  попечительстве"  опекуны являются
законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту
прав  и  законных  интересов  своих  подопечных в любых отношениях без
специального полномочия.
     Таким   образом,   от  имени  несовершеннолетних  при  проведении
согласования    местоположения   границ   земельных   участков   могут
участвовать, в частности:
     - законные   представители   (родители,   усыновители,   опекуны)
несовершеннолетних в возрасте до 14 лет;
     - несовершеннолетние  в  возрасте  от 14 до 18 лет самостоятельно
при   наличии  письменного  согласия  своих  законных  представителей,
предусмотренного ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     При  этом  согласно  ст.  ст.  23  и  43  Федерального  закона от
15.11.1997  N  143-ФЗ  "Об  актах  гражданского  состояния" полномочия
родителей     и     усыновителей    подтверждаются    соответствующими
свидетельствами,   выданными   органами   записи   актов  гражданского
состояния (свидетельством о рождении, свидетельством об усыновлении).
     Полномочия  опекунов  несовершеннолетних  в  возрасте  до 14 лет,
попечителей   несовершеннолетних   в   возрасте   от   14  до  18  лет
подтверждаются  соответствующим  документом,  выданным органом опеки и
попечительства  (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ
"Об опеке и попечительстве").
     Заверенные  кадастровым  инженером  копии указанных документов, в
соответствии   с   п.  25  Требований  к  подготовке  межевого  плана,
утвержденных  Приказом  Минэкономразвития  России от 24.11.2008 N 412,
включаются в состав приложения межевого плана.
     4.   По   вопросу   о   наличии   противоречий   в   сведениях  о
правообладателях смежных земельных участков (о лицах, указанных в ч. 3
ст.  39  Закона  о  кадастре),  содержащихся в соответствующем межевом
плане  и  в  Реестре  объектов  недвижимости,  сообщаем,  что  позиция
Департамента недвижимости по указанному вопросу доведена до Росреестра
Письмом от 05.11.2009 N Д23-3641.
     5. По вопросу оформления акта согласования местоположения границы
земельного  участка  (далее  -  Акт  согласования)  в случаях, когда в
соответствии    с   Законом   о   кадастре   проведение   согласования
местоположения границ земельных участков не требуется.
     В  Акте  согласования  указываются  сведения о частях границы или
характерных  точках границы земельного участка, местоположение которых
было уточнено в результате проведения кадастровых работ.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                        В.В.АБРАМЧЕНКО
16 ноября 2009 г.
N Д23-3781