О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ ДЛЯ МАГАЗИНА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 12 ноября 2009 г. N Д05-4987 (Д) Обращение по вопросу предоставления земельного участка в аренду для магазина рассмотрено Департаментом развития малого и среднего предпринимательства совместно с Департаментом недвижимости. В соответствии со ст. ст. 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относятся к вопросам местного значения. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Так, порядок и условия заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предоставляемого в аренду гражданам или юридическим лицам, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем Земельным кодексом предусмотрено преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка по истечении срока договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 22 Земельного кодекса). Действующим законодательством предусматривается право граждан и организаций оспаривать нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления (ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц (ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) в случае, если они полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт либо отдельные его положения, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем исходя из текста обращения по указанному вопросу в обращении было вынесено судебное решение. В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса вступившие в законную силу судебные решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Кроме того, с целью разъяснения сложившейся ситуации Департамент развития малого и среднего предпринимательства обратился в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли - орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе имущественную поддержку. О результатах рассмотрения Вы будете проинформированы дополнительно. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 12 ноября 2009 г. N Д05-4987 |