О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧЕТОВ НДС ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ПРАВОПРЕЕМНИКОМ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ДО РЕОРГАНИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ИНВЕСТИРОВАНИЯ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ-ИНВЕСТОРОМ, РЕОРГАНИЗОВАННОЙ ПУТЕМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К УКАЗАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 13 января 2010 г. N 03-07-10/01 (Д) В связи с письмом по вопросам применения вычетов налога на добавленную стоимость по объектам недвижимости организацией-правопреемником, выполняющей до реорганизации функции заказчика по договору инвестирования с организацией-инвестором, реорганизованной путем присоединения к указанной организации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Как следует из письма, строительство объектов осуществляется с 2004 г. По договору инвестирования заказчиком передаются на баланс инвестора законченные капитальным строительством объекты. В момент присоединения в 2009 г. организации-инвестора на балансе заказчика-правопреемника (далее - правопреемник) имеются недостроенные по договору инвестирования объекты. В соответствии с п. 5 ст. 162.1 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса. При этом такие вычеты производятся правопреемником (правопреемниками) реорганизованной (реорганизуемой) организации на основании счетов-фактур (их копий), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога на добавленную стоимость продавцам при приобретении товаров (работ, услуг), и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога продавцам правопреемником (правопреемниками) этой организации. Таким образом, по нашему мнению, вычеты налога на добавленную стоимость, предъявленные правопреемнику при осуществлении строительства объектов подрядными организациями, следует производить в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, в том числе вышеуказанной ст. 162.1 Кодекса. Кроме того, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 г., подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального, строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом. В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 г. до 1 января 2006 г. подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 г. равными долями по налоговым периодам. Учитывая указанные нормы Закона, вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных правопреемнику при осуществлении строительства объектов подрядными организациями в 2004 - 2005 гг., по нашему мнению, возможны не ранее даты ввода объектов в эксплуатацию. По вопросу применения вычетов сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных правопреемнику подрядными организациями с 1 января 2006 г., рекомендуем руководствоваться Письмом Минфина России от 05.03.2009 N 03-07-11/52. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 13 января 2010 г. N 03-07-10/01 |