О НЕЗАКОННОСТИ ВЗИМАНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ С СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫХ В НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ; О ВВЕДЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ С 01.01.201. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 17.11.09 Д23-3788

         О НЕЗАКОННОСТИ ВЗИМАНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
          УЧАСТКИ С СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫХ В
        НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ; О ВВЕДЕНИИ
         ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ДЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЫХ И НЕЖИЛЫХ
           ПОМЕЩЕНИЙ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ С 01.01.2010; О
         ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ПОД МНОГОКВАРТИРНЫМИ
          ДОМАМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ
             МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К НИМ
                       СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          17 ноября 2009 г. 
                              N Д23-3788
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  о  нарушениях  жилищного  и  земельного законодательства на
региональном  уровне  и о предложениях внесения изменений в жилищное и
земельное законодательство в части отмены незаконной арендной платы за
земельные  участки  с собственников помещений в многоквартирных домах,
введения  земельного  налога  для  всех  собственников жилых и нежилых
помещений  многоквартирных  домов  с  1  января  2010 г., формирования
земельных    участков    под    многоквартирными    домами    органами
государственной   власти   и   органами  местного  самоуправления  без
обращения к ним собственников помещений и в пределах своей компетенции
сообщает.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  65  Земельного кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Земельный  кодекс)  арендная  плата взимается за
земли, переданные в аренду.
     Пунктом  3  ст.  607  Гражданского  кодекса  Российской Федерации
(далее  -  Гражданский  кодекс)  предусмотрено,  что в договоре аренды
должны   быть   указаны  данные,  позволяющие  определенно  установить
имущество,  подлежащее  передаче арендатору в качестве объекта аренды.
При  отсутствии  этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем
передаче   в   аренду,   считается   не   согласованным  сторонами,  а
соответствующий договор не считается заключенным.
     В  соответствии  со  ст.  608  Гражданского  кодекса  право сдачи
имущества  в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут
быть  также  лица,  управомоченные  законом  или собственником сдавать
имущество в аренду.
     Согласно  п.  1  ст.  36  Жилищного  кодекса Российской Федерации
(далее  -  Жилищный  кодекс)  земельный участок, на котором расположен
многоквартирный  дом,  входит  в состав общего имущества в таком доме.
При  этом  данное  общее  имущество, в том числе земельные участки, на
которых  расположены  многоквартирные дома, принадлежит на праве общей
долевой  собственности  собственникам  помещений  в  таком доме в силу
прямого указания закона.
     Следовательно,  действия  комитетов по управлению государственным
или  муниципальном  имуществом  области  по  единоличному распоряжению
сформированным  под  многоквартирным домом земельным участком являются
сомнительными с точки зрения закона.
     Исходя  из  обращения областным судом общей юрисдикции заключение
договоров  аренды  на  земельные  участки  с собственниками помещений,
переведенных  в нежилые помещения, признано незаконным. Вместе с тем с
предпринимателей  продолжается  взимание  арендной  платы за указанные
земельные участки.
     Департамент   недвижимости   рекомендует  обратиться  за  защитой
нарушенных  или  оспоренных  гражданских  прав  в вышестоящие судебные
инстанции.
     Порядок  исчисления  и  уплаты  земельного налога устанавливается
законодательством  Российской  Федерации о налогах и сборах. Для целей
налогообложения   федеральными  законами  устанавливается  кадастровая
стоимость  земельного  участка (п. п. 2, 5 ст. 65 Земельного кодекса).
При  этом  внесения  изменений  в  Земельный  кодекс  в части введения
земельного  налога  для  всех  собственников жилых и нежилых помещений
многоквартирных домов с 1 января 2010 г. не требуется.
     В   отношении  вопроса  о  формировании  земельных  участков  под
многоквартирными  домами  органами  государственной  власти и органами
местного  самоуправления  без  обращения к ним собственников помещений
Департамент  недвижимости  подтверждает свою ранее изложенную в Письме
Минэкономразвития   России   от   09.11.2009   N  Д23-3674  позицию  о
нецелесообразности    отмены    обращений    собственников   помещений
многоквартирного  дома  в  органы  государственной  власти  или органы
местного   самоуправления   с  заявлением  о  формировании  земельного
участка,  поскольку  выгодными  для  собственников  помещений являются
формирование  земельного  участка  за  счет  средств  заинтересованных
органов  местного  самоуправления  и  в  последующем  - подача органом
местного  самоуправления  заявления  о  постановке  на государственный
кадастровый учет.
     Кроме  того,  органы  государственной  власти  и  органы местного
самоуправления   заинтересованы   в   формировании   и  постановке  на
кадастровый  учет земельных участков, занятых многоквартирными домами,
поскольку  возникновение  права  общей  долевой собственности повлечет
увеличение поступления в бюджет земельного налога.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
17 ноября 2009 г. 
N Д23-3788