ОРГАНИЗАЦИЯ-ЗАСТРОЙЩИК, НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 30.12.2004 N 214-ФЗ "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПРИВЛЕКАЕТ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО МИКРОРАЙОНА. В ДОГОВОРАХ УЧАСТИЯ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЦЕНА ДОГОВОРА РАЗДЕЛЕНА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА УСЛУГИ ЗАСТРОЙЩИКА. СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, УЧИТЫВАЮТСЯ ЗАСТРОЙЩИКОМ КАК СРЕДСТВА ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ. СООТВЕТСТВЕННО, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ЗАСТРОЙЩИК НЕ УЧИТЫВАЕТ В СОСТАВЕ ДОХОДОВ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ ОТ ДОЛЬЩИКОВ В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 14 П. 1 СТ. 251 НК РФ. РАСХОДЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, НЕ УМЕНЬШАЮТ НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ БАЗУ ЗАСТРОЙЩИКА СОГЛАСНО П. 17 СТ. 270 НК РФ. ЗАСТРОЙЩИК ВЕДЕТ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ (РАСХОДОВ), ПОЛУЧЕННЫХ (ПРОИЗВЕДЕННЫХ) В РАМКАХ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ, И ДОХОДОВ (РАСХОДОВ), СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ЗАСТРОЙЩИКА. ЗАСТРОЙЩИК ЕЖЕГОДНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СОСТАВЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. В ЦЕЛЯХ МИНИМИЗАЦИИ РИСКА ОБЕСЦЕНИВАНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ДОЛЬЩИКОВ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАСТРОЙЩИК РАЗМЕСТИЛ ВРЕМЕННО СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА ПО ДОГОВОРУ ДЕПОЗИТНОГО ВКЛАДА НА ДЕПОЗИТНОМ СЧЕТЕ В БАНКЕ. ПРОЦЕНТЫ ПО ДЕПОЗИТУ ЗАСТРОЙЩИК ВКЛЮЧАЕТ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. ПО ОКОНЧАНИИ ДОГОВОРА С БАНКОМ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА БУДУТ ВОЗВРАЩЕНЫ НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ЗАСТРОЙЩИКА И ИСПОЛЬЗОВАНЫ НА СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. ПОДАВАЯ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, ЗАСТРОЙЩИК НЕ ВКЛЮЧИЛ СУММУ СРЕДСТВ, ВРЕМЕННО РАЗМЕЩЕННЫХ НА ДЕПОЗИТНОМ СЧЕТЕ, В СОСТАВ НАЛОГООБЛАГАЕМЫХ ДОХОДОВ. ПРАВОМЕРНА ЛИ ПОЗИЦИЯ ЗАСТРОЙЩИКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/806 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов в виде процентов по депозитным вкладам при временном размещении свободных денежных средств дольщиков, полученных по договору долевого строительства, и исходя из содержащейся в письме информации сообщает следующее. Согласно ст. 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" застройщик использует денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору, исключительно для строительства (создания) им многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с проектной документацией. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов. При размещении свободных остатков средств, полученных в виде целевого финансирования, на депозитных счетах в банках организация получает доход в виде процентов, который в целях налогообложения прибыли учитывается как внереализационный доход в соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса. По нашему мнению, при решении вопроса о признании деятельности по размещению временно свободных остатков целевых средств, полученных в виде целевого финансирования, предпринимательской необходимо учитывать каждый конкретный случай, имея в виду следующее. 1. В отсутствие предпринимательской деятельности у организации должны отсутствовать произведенные расходы, связанные с рассматриваемой деятельностью по размещению временно свободных остатков целевых средств на депозитных счетах в учреждениях банков, которые уменьшают доходы, получаемые от такой деятельности, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Наличие расходов, направленных на получение дохода, является основным критерием отнесения деятельности к предпринимательской. 2. Организация должна представить документальное обоснование принимаемых решений о размещении временно свободных остатков целевых средств в приносящих доход финансовых активах с точки зрения минимизации риска потери (обесценивания) соответствующих средств. 3. Организация должна представить обоснование целесообразности неполного использования целевых средств в том периоде, в котором они получены организацией, с размещением свободных остатков таких средств на депозитных счетах в учреждениях банков по сравнению со стратегией полного использования средств в текущем периоде, в том числе обоснование того, что наличие временно свободных остатков целевых средств не приведет к сокращению масштабов деятельности организации (ее прекращению), а получение дохода позволит за счет дополнительно накопленных средств достигнуть результата. Соблюдение перечисленных условий позволяет организации учитывать средства дольщиков как источники целевого финансирования. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 11 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/806 |