ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 150700 МАШИНОСТРОЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 9 ноября 2009 г. N 538 (Д) В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 150700 Машиностроение (квалификация (степень) "бакалавр"). 2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим Приказом. Министр А.ФУРСЕНКО 9 ноября 2009 г. N 538 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2009 г. N 15733 Приложение Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 538 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 150700 МАШИНОСТРОЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР") I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки бакалавров по направлению подготовки 150700 Машиностроение образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию. 1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: ВПО - высшее профессиональное образование; ООП - основная образовательная программа; ОК - общекультурные компетенции; ПК - профессиональные компетенции; УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы; ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1. -------------------------------- <*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 1 Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников -------------------T-------------------------------T----------------T--------------¬ ¦ Наименование ООП ¦ Квалификация (степень) ¦ Нормативный ¦ Трудоемкость ¦ ¦ +----------------T--------------+ срок освоения ¦ (в зачетных ¦ ¦ ¦ код в ¦ наименование ¦ ООП, включая ¦ единицах) ¦ ¦ ¦ соответствии ¦ ¦ последипломный ¦ ¦ ¦ ¦ с принятой ¦ ¦ отпуск ¦ ¦ ¦ ¦ классификацией ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООП ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+----------------+--------------+----------------+--------------+ ¦ ООП бакалавриата ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦ L------------------+----------------+--------------+----------------+--------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ 4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает разделы науки и техники, содержащие совокупность средств, приемов, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание конкурентоспособной продукции машиностроения и основанной на применении современных методов и средств проектирования, математического, физического и компьютерного моделирования технологических процессов. 4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: - объекты машиностроительного производства, технологическое оборудование и инструментальная техника; - технологическая оснастка и средства механизации и автоматизации технологических процессов машиностроения; - производственные технологические процессы, их разработка и освоение новых технологий; - средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых изделий; - нормативно-техническая документация, системы стандартизации и сертификации; - методы и средства испытаний и контроля качества изделий машиностроения. 4.3. Бакалавр по направлению подготовки 150700 Машиностроение готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектно-конструкторская. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 4.4. Бакалавр по направлению подготовки 150700 Машиностроение должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: Производственно-технологическая деятельность: контроль соблюдения технологической дисциплины при изготовлении изделий; организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования; организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции; обслуживание технологического оборудования для реализации производственных процессов; участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции; подготовка технической документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках; контроль соблюдения экологической безопасности проведения работ; наладка, настройка, регулирование и опытная проверка технологического оборудования и программных средств; монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции; проверка технического состояния и остаточного ресурса технологического оборудования, организация профилактических осмотров и текущего ремонта; приемка и освоение вводимого оборудования; составление инструкций по эксплуатации оборудования и программ испытаний; составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на его ремонт; организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов исполнителей; составление технической документации (графиков работ, инструкций, смет, планов, заявок на материалы и оборудование) и подготовка отчетности по установленным формам; проведение анализа и оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализ результатов деятельности производственных подразделений; подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических решений; выполнение работ по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов; разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений; планирование работы персонала и фондов оплаты труда; подготовка документации для создания системы менеджмента качества на предприятии; проведение организационно-плановых расчетов по созданию или реорганизации производственных участков; научно-исследовательская деятельность: изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследований в области машиностроительного производства; математическое моделирование процессов, оборудования и производственных объектов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования и проведения исследований; проведение экспериментов по заданным методикам, обработка и анализ результатов; проведение технических измерений, составление описаний проводимых исследований, подготовка данных для составления научных обзоров и публикаций; участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения; организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия; проектно-конструкторская деятельность: сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования изделий машиностроения и технологий их изготовления; расчет и проектирование деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования; разработка рабочей проектной и технической документации, оформление законченных проектно-конструкторских работ; проведение контроля соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам; проведение предварительного технико-экономического обоснования проектных решений. Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): владение целостной системой научных знаний об окружающем мире, способность ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1); способность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни (ОК-2); готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений (ОК-3); руководствование в общении правами и обязанностями гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться (ОК-4); способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-5); способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-6); способность приобретения с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7); способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами (ОК-8); целенаправленное применение базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности (ОК-9); умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11); обладание навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-14); владение одним из иностранных языков на уровне социального общения и бытового общения (ОК-15); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-16). 5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): производственно-технологическая деятельность: способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умение контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий (ПК-1); способность обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умение осваивать вводимое оборудование (ПК-2); способность участвовать в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проверять качество монтажа и наладки при испытаниях и сдаче в эксплуатацию новых образцов изделий, узлов и деталей выпускаемой продукции (ПК-3); умение проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт оборудования (ПК-4); умение проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ (ПК-5); умение выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения (ПК-6); умение применять методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей используемых материалов и готовых изделий (ПК-7); умение применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей и их защиту от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, умение применять способы рационального использования сырьевых, энергетических и других видов ресурсов в машиностроении (ПК-8); организационно-управленческая деятельность: способность организовывать работу малых коллективов исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами (ПК-9); способность осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ПК-10); умение составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества на предприятии (ПК-11); умение проводить анализ и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений (ПК-12); готовность выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции (ПК-13); умение подготавливать исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов (ПК-14); умение проводить организационно-плановые расчеты по созданию или реорганизации производственных участков, планировать работу персонала и фондов оплаты труда (ПК-15); умение составлять заявки на оборудование и запасные части, подготавливать техническую документацию на ремонт оборудования (ПК-16); научно-исследовательская деятельность: способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки (ПК-17); умение обеспечивать моделирование технических объектов и технологических процессов с использованием стандартных пакетов и средств автоматизированного проектирования, проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-18); способность принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области машиностроения (ПК-19); способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20); проектно-конструкторская деятельность: умение применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения (ПК-21); способность принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (ПК-22); способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-23); умение проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений (ПК-24); умение проводить патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и их патентоспособности с определением показателей технического уровня проектируемых изделий (ПК-25); умение применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ПК-26). В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 6.1. Основные образовательные программы бакалавриата предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2): гуманитарный, социальный и экономический цикл; математический и естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики; итоговая государственная аттестация. 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре. 6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Таблица 2 Структура ООП бакалавриата ---------T---------------------------T---------------T---------------------T----------------¬ ¦ Код УЦ ¦ Учебные циклы ¦ Трудоемкость ¦ Перечень ¦ Коды ¦ ¦ ООП ¦ и проектируемые ¦ (зачетные ¦ дисциплин для ¦ формируемых ¦ ¦ ¦ результаты их освоения ¦ единицы) ¦ разработки ¦ компетенций ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ примерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программ, а ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ также ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.1. ¦ Гуманитарный, ¦ 25 - 34 ¦ Иностранный ¦ ОК-1, ОК-2, ¦ ¦ ¦ социальный и ¦ 16 - 20 ¦ язык, История, ¦ ОК-3, ОК-4, ¦ ¦ ¦ экономический цикл ¦ ¦ Философия, ¦ ОК-6, ОК-7, ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ ¦ Экономика и ¦ ОК-8, ОК-14, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ управление ¦ ОК-15, ОК-16 ¦ ¦ ¦ дисциплин базовой части ¦ ¦ машиностроительным ¦ ¦ ¦ ¦ цикла студент должен: ¦ ¦ производством ¦ ¦ ¦ ¦ знать: иностранный ¦ ¦ и др. ¦ ¦ ¦ ¦ язык, принципы решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческих вопросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в машиностроительном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющиеся методы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческих вопросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в машиностроительном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: практическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками решения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкретных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономических, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организационных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управленческих вопросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в машиностроительном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.2. ¦ Математический и ¦ 66 - 75 ¦ Математика, ¦ ОК-9, ОК-11, ¦ ¦ ¦ естественнонаучный цикл ¦ 48 - 52 ¦ Физика, Химия, ¦ ОК-12, ОК-13 ¦ ¦ ¦ Базовая часть ¦ ¦ Экология, ¦ ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Информационные ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплин базовой части ¦ ¦ технологии, ¦ ¦ ¦ ¦ цикла студент должен: ¦ ¦ Теоретическая ¦ ¦ ¦ ¦ знать: принципы ¦ ¦ механика и др. ¦ ¦ ¦ ¦ использования природных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсов, энергии и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материалов; основные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ математические, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физические, химические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и др. положения, законы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и т.п. сведения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимые для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения в конкретной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметной области при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изготовлении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машиностроительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продукции; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: применять ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-математические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методы для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектирования изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технологических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машиностроении с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применением стандартных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: навыками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработки новых и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применения стандартных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программных средств на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физико-математических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ моделей в конкретной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предметной области. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.3. ¦ Профессиональный цикл ¦ 105 - 114 ¦ Инженерная ¦ ПК-1, ПК-2, ¦ ¦ ¦ Базовая ¦ 50 - 54 ¦ графика, ¦ ПК-3, ПК-4, ¦ ¦ ¦ (общепрофессиональная) ¦ ¦ Техническая ¦ ПК-5, ПК-6, ¦ ¦ ¦ часть ¦ ¦ механика, ¦ ПК-7, ПК-8, ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ Материаловедение, ¦ ПК-9, ПК-10, ¦ ¦ ¦ дисциплин базовой части ¦ ¦ Технология ¦ ПК-11, ПК-12, ¦ ¦ ¦ цикла студент должен: ¦ ¦ конструкционных ¦ ПК-13, ПК-14, ¦ ¦ ¦ знать: методические, ¦ ¦ материалов, ¦ ПК-15, ПК-16, ¦ ¦ ¦ нормативные и ¦ ¦ Метрология, ¦ ПК-17, ПК-18, ¦ ¦ ¦ руководящие материалы, ¦ ¦ стандартизация ¦ ПК-19, ПК-20, ¦ ¦ ¦ касающиеся выполняемой ¦ ¦ и сертификация, ¦ ПК-21, ПК-22, ¦ ¦ ¦ работы; принципы ¦ ¦ Электротехника ¦ ПК-23, ПК-24, ¦ ¦ ¦ работы, технические ¦ ¦ и электроника, ¦ ПК-25, ПК-26 ¦ ¦ ¦ характеристики, ¦ ¦ Механика ¦ ¦ ¦ ¦ конструктивные ¦ ¦ жидкости и ¦ ¦ ¦ ¦ особенности ¦ ¦ газа, ¦ ¦ ¦ ¦ разрабатываемых и ¦ ¦ Основы ¦ ¦ ¦ ¦ используемых ¦ ¦ проектирования, ¦ ¦ ¦ ¦ технических средств; ¦ ¦ Основы ¦ ¦ ¦ ¦ методы ¦ ¦ технологии ¦ ¦ ¦ ¦ исследований, правила и ¦ ¦ машиностроения, ¦ ¦ ¦ ¦ условия выполнения ¦ ¦ Безопасность ¦ ¦ ¦ ¦ работ; основные ¦ ¦ жизнедеятельности ¦ ¦ ¦ ¦ техносферные опасности, ¦ ¦ и др. ¦ ¦ ¦ ¦ их свойства и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характеристики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ характер воздействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вредных и опасных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ факторов на человека и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ природную среду, методы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ защиты от них ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применительно к сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: выполнять работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектированию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обслуживанию, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства, труда и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управлению, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ метрологическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечению, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техническому контролю в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машиностроительном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ идентифицировать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные опасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды обитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человека, оценивать ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ риск их реализации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбирать методы защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ от опасностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применительно к сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ своей профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности и способы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения комфортных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ условий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизнедеятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ владеть: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методами проведения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ комплексного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технико-экономического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ анализа для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обоснованного принятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решений, изыскания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности сокращения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цикла работ, содействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовке процесса их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ необходимых технических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ машиностроительном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производстве; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательными и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ правовыми актами в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области безопасности и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ охраны окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среды, требованиями к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технических регламентов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в сфере ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности, способами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технологиями защиты в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чрезвычайных ситуациях; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ понятийно-терминологи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ческим аппаратом в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области безопасности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыками рационализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности с целью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ безопасности и защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ окружающей среды. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ ¦ Вариативная часть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Знания, умения и навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в соответствии с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилями подготовки. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.4. ¦ Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ ОК-5, ОК-8, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОК-10 ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.5. ¦ Учебная и ¦ 12 - 15 ¦ ¦ ПК-11, ПК-16, ¦ ¦ ¦ производственная ¦ ¦ ¦ ПК-19, ПК-21, ¦ ¦ ¦ практики ¦ ¦ ¦ ПК-22 ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ ¦ Практические умения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ навыки определяются ООП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вуза. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Б.6. ¦ Итоговая ¦ 12 ¦ ¦ ПК-17, ПК-18, ¦ ¦ ¦ государственная ¦ ¦ ¦ ПК-23, ПК-25 ¦ ¦ ¦ аттестация ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+---------------------------+---------------+---------------------+----------------+ ¦ Общая трудоемкость основной ¦ 240 ¦ ¦ ¦ ¦ образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------------------+---------------+---------------------+----------------- -------------------------------- <*> Трудоемкость циклов Б.1. Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций. VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА 7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО. Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников должна обеспечиваться в сочетании учебной и внеучебной работы. Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. 7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. 7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"). 7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3, порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза. 7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения. 7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. 7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). 7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>. -------------------------------- <*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534). 7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов. 7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. 7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными. 7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия базовой части, формирующие у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, философии, истории Отечества, экономической теории, экономики и управления машиностроительным производством, математики, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий, теоретической механики, инженерной графики, технической механики, материаловедения, технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехники и электроники, механики жидкости и газа, основ проектирования, основ технологии машиностроения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков (в соответствии с профилем подготовки студента). 7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули); при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки; обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза. 7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики выполняется на основании представления обучающимся отчета о результатах прохождения практики с защитой отчета перед аттестационной комиссией. По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний, участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию); принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий; составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступать с докладами и сообщениями на конференциях и семинарах. 7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей. Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет. 7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ. Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории и специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения занятий в области иностранного языка, физики, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий, теоретической механики, инженерной графики, технической механики, материаловедения, технологии конструкционных материалов, метрологии, стандартизации и сертификации, электротехники и электроники, механики жидкости и газа, основ проектирования, основ технологии машиностроения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части в соответствии с профилем подготовки учащегося. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин из расчета одно место в классе на 10 обучающихся с выходом в сеть Интернет. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем: разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей; мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ; разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников; обеспечении компетентности преподавательского состава; регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей; информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях. 8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. 8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. 8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и другие. 8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей. 8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением. |