ОРГАНИЗАЦИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКЛЮЧАЕМЫМИ ТРУДОВЫМИ ДОГОВОРАМИ С РАБОТНИКАМИ ОПЛАЧИВАЕТ ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ В РАЗМЕРЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕМ МАКСИМАЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫЙ РАЗМЕР ПОСОБИЯ, ВЫПЛАЧИВАЕМОГО ИЗ СРЕДСТВ ФСС РФ. ПРИ ЭТОМ ТАКАЯ ДОПЛАТА НЕ ПРЕВЫШАЕТ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК РАБОТНИКА, РАССЧИТАННЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ. В СООТВЕТСТВИИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В НК РФ СТ. 24 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24.07.2009 N 213-ФЗ, П. 15 СТ. 255 НК РФ ПРИЗНАН УТРАТИВШИМ СИЛУ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ С 01.01.2010 УЧИТЫВАТЬ В РАСХОДАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ДОПЛАТУ РАБОТНИКАМ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА ПРИ ВРЕМЕННОЙ УТРАТЕ ТРУДОСПОСОБНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 25 СТ. 255 НК РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/169 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности и сообщает следующее. В соответствии с положениями ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В соответствии со ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом. Так, ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон N 216-ФЗ) установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за полный календарный месяц не может превышать в 2010 г. 20 030 руб. Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовым и (или) коллективным договорам, может превышать указанные суммы. Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ п. 15 ст. 255 Кодекса признан утратившим силу. Таким образом, в случае если размер фактически выплачиваемого работодателем в 2010 г. пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, превышает сумму, установленную Законом N 216-ФЗ на 2010 г., налогоплательщик имеет право учесть сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в соответствии с положениями п. 25 ст. 255 Кодекса, т.е. как другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Учитывая изложенное, отнесение работодателем сумм вышеуказанных доплат к расходам при исчислении налогооблагаемой прибыли возможно только в случае, если такие доплаты предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами (контрактами) согласно ст. 255 Кодекса. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/2/169 |