ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ И СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 22.05.2002 N 22 "О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ СКВАЖИН И ОБОРУДОВАНИЯ ИХ УСТЬЕВ И СТВОЛОВ" ЛИКВИДИРОВАЛА ДВЕ СВОИ ПОИСКОВЫЕ СКВАЖИНЫ В СВЯЗИ С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ОДНОЙ ИЗ НИХ В ВОДООХРАННОЙ ЗОНЕ РЕК И КОНСЕРВАЦИЕЙ ДРУГОЙ НА СРОК БОЛЕЕ 10 ЛЕТ. ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И ЛИКВИДАЦИЮ ДАННЫХ СКВАЖИН? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/581 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов на строительство и ликвидацию поисковых скважин и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходах для целей налогообложения прибыли учитываются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные (осуществленные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании п. 1 ст. 261 Кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера. К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся: расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах; расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности, охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, предназначенного для последующей рекультивации земель, хранения добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов; расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся компенсации, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками. В п. 2 ст. 261 Кодекса указано, что расходы на освоение природных ресурсов подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса. Расходы, предусмотренные в абз. 3 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев. Расходы, предусмотренные в абз. 4 и 5 п. 1 ст. 261 Кодекса, включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. Порядок ликвидации скважин определен Инструкцией Госгортехнадзора России от 22.05.2002 N 22 "О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов" (далее - Инструкция). Согласно п. 2.1.4 Инструкции к скважинам, подлежащим ликвидации, в частности, относятся скважины, законсервированные в ожидании организации добычи, если срок консервации составляет 10 и более лет и в ближайшие 5 лет не предусмотрен их ввод в эксплуатацию, или по данным контроля за техническим состоянием колонны и цементного камня дальнейшая консервация нецелесообразна и скважины, расположенные в санитарно-защитных зонах населенных пунктов, водоохранных зонах рек, водоемов, запретных зонах, по обоснованным требованиям уполномоченных органов. Учитывая изложенное, поскольку отраслевой Инструкцией установлен порядок ликвидации скважин по технологическим, экологическим и другим причинам и данные расходы соответствуют условиям п. 1 ст. 252 Кодекса, налогоплательщик может учитывать расходы на строительство и ликвидацию таких разведочных скважин в соответствии с положениями ст. 261 Кодекса, т.е. в течение 12 месяцев или пяти лет, в зависимости от того, какие расходы были произведены. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/581 |