ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ И СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ ОТ 22.05.2002 N 22 "О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ СКВАЖИН И ОБОРУДОВАНИЯ ИХ УСТЬЕВ И СТВОЛОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.09.09 03-03-06/1/581

                 ОРГАНИЗАЦИЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ 
          МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И 
    ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ И СОГЛАСНО ИНСТРУКЦИИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА 
     РОССИИ ОТ 22.05.2002 N 22 "О ПОРЯДКЕ ЛИКВИДАЦИИ, КОНСЕРВАЦИИ 
      СКВАЖИН И ОБОРУДОВАНИЯ ИХ УСТЬЕВ И СТВОЛОВ" ЛИКВИДИРОВАЛА 
      ДВЕ СВОИ ПОИСКОВЫЕ СКВАЖИНЫ В СВЯЗИ С РАСПОЛОЖЕНИЕМ ОДНОЙ 
       ИЗ НИХ В ВОДООХРАННОЙ ЗОНЕ РЕК И КОНСЕРВАЦИЕЙ ДРУГОЙ НА 
      СРОК БОЛЕЕ 10 ЛЕТ. ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ 
             НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И 
                      ЛИКВИДАЦИЮ ДАННЫХ СКВАЖИН?

                                ПИСЬМО
    
                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         14 сентября 2009 г. 
                           N 03-03-06/1/581
     
                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  учета в целях налогообложения прибыли
расходов  на  строительство  и ликвидацию поисковых скважин и сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  расходах  для  целей налогообложения
прибыли   учитываются   экономически   оправданные   и   документально
подтвержденные       затраты,      произведенные      (осуществленные)
налогоплательщиком.
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     На основании п. 1 ст. 261 Кодекса расходами на освоение природных
ресурсов   признаются   расходы   налогоплательщика  на  геологическое
изучение   недр,   разведку   полезных  ископаемых,  проведение  работ
подготовительного характера.
     К   расходам   на   освоение  природных  ресурсов,  в  частности,
относятся:
     расходы  на  поиски  и  оценку  месторождений полезных ископаемых
(включая   аудит   запасов),  разведку  полезных  ископаемых  и  (или)
гидрогеологические   изыскания,   осуществляемые  на  участке  недр  в
соответствии  с  полученными  в  установленном  порядке лицензиями или
иными   разрешениями   уполномоченных  органов,  а  также  расходы  на
приобретение  необходимой  геологической  и  иной информации у третьих
лиц, в том числе в государственных органах;
     расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и
других   работ   в   соответствии   с  установленными  требованиями  к
безопасности,  охране  земель,  недр  и  других  природных  ресурсов и
окружающей среды, в том числе на устройство временных подъездных путей
и  дорог  для  вывоза  добываемых  горных пород, полезных ископаемых и
отходов,   подготовку   площадок   для  строительства  соответствующих
сооружений,  хранения  плодородного  слоя  почвы, предназначенного для
последующей  рекультивации  земель,  хранения добываемых горных пород,
полезных ископаемых и отходов;
     расходы  на  возмещение комплексного ущерба, наносимого природным
ресурсам  налогоплательщиками  в процессе строительства и эксплуатации
объектов,  на  переселение  и  выплату  компенсаций  за  снос  жилья в
процессе  разработки  месторождений.  К  этим расходам также относятся
компенсации,  предусмотренные  договорами  (соглашениями)  с  органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  с органами
местного  самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных
малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
     В п. 2 ст. 261 Кодекса указано, что расходы на освоение природных
ресурсов  подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с
гл. 25 Кодекса, если источником их финансирования не являются средства
бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.
     Расходы  на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261
Кодекса, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 Кодекса.
     Расходы,   предусмотренные  в  абз.  3  п.  1  ст.  261  Кодекса,
включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев.
     Расходы,  предусмотренные  в  абз.  4  и  5 п. 1 ст. 261 Кодекса,
включаются  в  состав  расходов  равномерно  в течение пяти лет, но не
более срока эксплуатации.
     Порядок ликвидации скважин определен Инструкцией Госгортехнадзора
России от 22.05.2002 N 22 "О порядке ликвидации, консервации скважин и
оборудования их устьев и стволов" (далее - Инструкция).
     Согласно  п. 2.1.4 Инструкции к скважинам, подлежащим ликвидации,
в   частности,   относятся  скважины,  законсервированные  в  ожидании
организации  добычи, если срок консервации составляет 10 и более лет и
в  ближайшие  5  лет  не  предусмотрен  их ввод в эксплуатацию, или по
данным  контроля  за техническим состоянием колонны и цементного камня
дальнейшая  консервация  нецелесообразна  и  скважины, расположенные в
санитарно-защитных  зонах  населенных пунктов, водоохранных зонах рек,
водоемов,  запретных зонах, по обоснованным требованиям уполномоченных
органов.
     Учитывая  изложенное, поскольку отраслевой Инструкцией установлен
порядок  ликвидации скважин по технологическим, экологическим и другим
причинам и данные расходы соответствуют условиям п. 1 ст. 252 Кодекса,
налогоплательщик может учитывать расходы на строительство и ликвидацию
таких  разведочных  скважин  в  соответствии  с  положениями  ст.  261
Кодекса,  т.е.  в  течение  12  месяцев или пяти лет, в зависимости от
того, какие расходы были произведены.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
14 сентября 2009 г. 
N 03-03-06/1/581