МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР ЛИЗИНГА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ ПЕРЕХОД ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НЕГО К ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЮ ПО ОКОНЧАНИИ СРОКА ДОГОВОРА (ТРИ ГОДА). ПО УСЛОВИЯМ ДОГОВОРА ЛИЗИНГОВЫЙ ПЛАТЕЖ - 2,4 МЛН РУБ., БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА - 2,1 МЛН РУБ. ПО ОКОНЧАНИИ СРОКА ДОГОВОРА ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА РАВНА НУЛЮ. СТОРОНАМИ ДОГОВОРА ОПРЕДЕЛЕНА ВЫКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА - 1,5 ТЫС РУБ. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ВЫКУПНАЯ СТОИМОСТЬ ДАННОГО ИМУЩЕСТВА ПЕРЕСЧИТАНА И УВЕЛИЧЕНА ДО РАЗМЕРА РАСХОДОВ ЛИЗИНГОДАТЕЛЯ НА ЕГО ПРИОБРЕТЕНИЕ (2,1 МЛН РУБ.), И, СООТВЕТСТВЕННО, ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЮ ДОНАЧИСЛЕН НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ЗА СЧЕТ НЕПРИНЯТИЯ В РАСХОДЫ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА. ПРИ ЭТОМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ НЕ БЫЛ ПРИВЛЕЧЕН НЕЗАВИСИМЫЙ ОЦЕНЩИК. ПРАВОМЕРНО ЛИ РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/577 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов в виде лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга и сообщает следующее. Расходы в виде лизинговых платежей (платы за владение и пользование предметом лизинга) учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон. В этом случае в договоре лизинга предусматривается выплата лизингодателю выкупной цены предмета лизинга, определяемой на основании соглашения сторон. Для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю являются расходами на приобретение амортизируемого имущества или расходами на приобретение прочего имущества, не являющегося амортизируемым, в зависимости от размера выкупной цены с учетом положений п. 1 ст. 256 Кодекса. Порядок налогового контроля за правильностью применения налогоплательщиками цен по сделкам, в том числе по договорам лизинга, установлен ст. 40 Кодекса. Указанной статьей, в частности, установлены основания и порядок проведения указанного контроля. Одновременно сообщаем, что порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 Кодекса. Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет инфомационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 14 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/577 |