О ДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО КРУГУ ЛИЦ И О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 04.12.09 Д06-3491

         О ДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.05.2006 N 59-ФЗ
         "О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ
             ФЕДЕРАЦИИ" ПО КРУГУ ЛИЦ И О ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ
                          ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          4 декабря 2009 г. 
                              N Д06-3491
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент  корпоративного управления Минэкономразвития России в
пределах   своей   компетенции   рассмотрел   обращение   о   действии
Федерального  закона  от  02.05.2006  N  59-ФЗ "О порядке рассмотрения
обращений  граждан  Российской  Федерации"  (далее - Закон N 59-ФЗ) по
кругу лиц и о правовой природе юридического лица.
     В  обращении  содержится просьба разъяснить, почему Закон N 59-ФЗ
не  распространяется на юридических лиц в качестве адресатов обращений
граждан   Российской   Федерации,  а  также  каков  смысл  введения  в
российское законодательство категории юридического лица.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее -
Положение),  Минэкономразвития  России  является  федеральным  органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   выработку  государственной
политики  и  нормативно-правовое  регулирование  в  отнесенных  к  его
ведению   сферах   деятельности.   Вместе  с  тем  согласно  Положению
Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства и
осуществлять  контрольно-надзорные  мероприятия в отношении участников
гражданского оборота и органов государственной власти.
     В  связи  с  этим  Департамент  может  высказать  лишь позицию по
вопросам, изложенным в обращении, не обязательную для правоприменения.
     Относительно действия Закона N 59-ФЗ по кругу лиц сообщаем.
     В   соответствии  со  ст.  33  Конституции  Российской  Федерации
граждане  Российской  Федерации  имеют право обращаться лично, а также
направлять  индивидуальные  и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
     Согласно   ст.   1  Закона  N  59-ФЗ  сферой  применения  данного
Федерального  закона  являются правоотношения, связанные с реализацией
гражданином  Российской  Федерации  закрепленного  за ним Конституцией
Российской  Федерации  права  на  обращение в государственные органы и
органы   местного  самоуправления,  а  также  устанавливается  порядок
рассмотрения  обращений  граждан  государственными  органами, органами
местного самоуправления и должностными лицами.
     В  то же время в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 59-ФЗ порядок
рассмотрения   обращений   граждан,   установленный   данным  Законом,
распространяется   на   правоотношения,   связанные   с  рассмотрением
обращений  иностранных  граждан  и лиц без гражданства, за исключением
случаев,  установленных  международным  договором Российской Федерации
или федеральным законом.
     Таким  образом,  Закон  N  59-ФЗ  действует  только  в  отношении
физических лиц, имеющих право на обращение, и государственных органов,
органов  местного самоуправления и должностных лиц, обязанных отвечать
на данные обращения.
     В   отношении   правовой  сущности  категории  юридического  лица
сообщаем.
     Вопрос  о понятии юридического лица является скорее теоретическим
и   обсуждается   на   протяжении   большей   части  истории  развития
гражданского права.
     В    науке    существуют   разные   теории   юридического   лица,
обосновывающие выбор такого термина и раскрывающие сущность и правовое
значение юридического лица.
     Представляется,   что   термин   "юридическое   лицо"  опосредует
существующую  материально  организацию,  которая в силу закона имеет в
собственности,   хозяйственном   ведении  или  оперативном  управлении
обособленное   имущество  и  отвечает  по  своим  обязательствам  этим
имуществом,   может   от   своего  имени  приобретать  и  осуществлять
имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде.
     Данное  понятие  не  следует  толковать  лексически  и  буквально
воспринимать смысл используемых в нем слов.
     Вместе  с  тем  отмечаем,  что определение "юридическое" в данном
понятии  отражает  источник  происхождения  данного  субъекта права. В
отличие    от   физического   лица,   где   определение   "физическое"
свидетельствует   о   возникновении   такого   лица  в  силу  природы,
определение   "юридическое"   говорит  о  том,  что  юридическое  лицо
возникает в силу закона, в соответствии с ним.
     Относительно  использования  слова "лицо" представляется, что оно
воспринято  законодателем  по  аналогии с понятием "физическое лицо" в
целях  упрощения  оборота  данных понятий и наделения данных субъектов
гражданского   права   признаком   равенства,  предусмотренным  ст.  1
Гражданского    кодекса    Российской    Федерации.   Таким   образом,
подчеркивается  общее  начало  между данными двумя субъектами, которое
отражается в их статусе как субъектов гражданского права.
    
Заместитель директора
Департамента корпоративного 
управления
                                                           Р.А.КОКОРЕВ
4 декабря 2009 г. 
N Д06-3491