О СПИСАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ, ПО КОТОРОЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПРОПУЩЕН СРОК ВЗЫСКАНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.03.09 03-01-10/1-21

       О СПИСАНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ,
         ПО КОТОРОЙ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПРОПУЩЕН СРОК ВЗЫСКАНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           27 марта 2009 г.
                           N 03-01-10/1-21

                                 (Д)


     Департамент налоговой  и  таможенно-тарифной  политики рассмотрел
письмо  относительно  списания  налоговой  задолженности,  по  которой
налоговым органом пропущен срок взыскания, и сообщает следующее.
     Согласно п.  1 ст.  44 Налогового  кодекса  Российской  Федерации
(далее  -  Кодекс)  обязанность  по уплате налога или сбора возникает,
изменяется  и  прекращается  при  наличии   оснований,   установленных
Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
     В соответствии с п.  1 ст.  59 Кодекса  недоимка,  числящаяся  за
отдельными  налогоплательщиками,  плательщиками  сборов  и  налоговыми
агентами,  взыскание  которой  оказалось  невозможным  в  силу  причин
экономического,  социального  или  юридического характера,  признается
безнадежной и  списывается  в  порядке,  установленном  Правительством
Российской    Федерации   -   по   федеральным   налогам   и   сборам;
исполнительными органами государственной власти  субъектов  Российской
Федерации,  местными  администрациями  -  по  региональным  и  местным
налогам.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N
100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания  недоимки
и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам,  а
также задолженности по страховым взносам в государственные  социальные
внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" определены основания,
по  которым   признаются   безнадежными   к   взысканию   недоимка   и
задолженность  по  пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам,  а
также   задолженность   по   страховым   взносам   в   государственные
внебюджетные   фонды,  начисленным  пеням  и  штрафам,  и  порядок  их
списания.
     При этом  органам  государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации  и  местным  администрациям  рекомендовано  решать   вопросы
признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по региональным и местным налогам  применительно  к
порядку, определенному названным Постановлением.
     Вместе с тем нормативными правовыми актами органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
могут  быть  установлены  иные   основания   признания   недоимки   по
соответствующим   налогам   безнадежной  к  взысканию  в  силу  причин
экономического, социального или юридического характера.
     В настоящее  время в Министерстве финансов Российской Федерации с
участием других заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной
власти    рассматриваются   предложения   о   внесении   изменений   в
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 в
целях расширения перечня оснований по признанию недоимки безнадежной к
взысканию,  в частности,  в случае вступления в силу  решения  суда  о
признании   недоимки   безнадежной  в  связи  с  истечением  срока  ее
взыскания.
     При этом  следует  отметить,  что  в соответствии с п.  3 ст.  46
Кодекса  (в  ред.  Федерального  закона  от   27.07.2006   N   137-ФЗ)
пропущенный  по  уважительной  причине  срок  подачи налоговым органом
заявления  о  взыскании  с   налогоплательщика   -   организации   или
индивидуального  предпринимателя  причитающейся  к уплате суммы налога
может быть восстановлен судом.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
27 марта 2009 г.
N 03-01-10/1-21