О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указ. Президент РФ. 05.02.10 146

Оглавление

               О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 УКАЗ
                                   
                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                         5 февраля 2010 года
                                N 146

                                 (Д)

    
     В  соответствии  с  пунктом  "з" статьи 83 Конституции Российской
Федерации  и  подпунктом 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31
мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" постановляю:
     1. Утвердить прилагаемую Военную доктрину Российской Федерации.
     2.  Секретарю  Совета  Безопасности Российской Федерации отражать
результаты   реализации   Военной   доктрины  Российской  Федерации  в
ежегодном   докладе   Президенту   Российской  Федерации  о  состоянии
национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
     3.  Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации
от 21 апреля 2000 г. N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2000, N
17, ст. 1852).
     4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
    
Президент
Российской Федерации
                                                            Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
5 февраля 2010 года
N 146
    
    
                 ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    
                           I. Общие положения
    
     1.   Военная  доктрина  Российской  Федерации  (далее  -  Военная
доктрина)   является  одним  из  основных  документов  стратегического
планирования  в  Российской  Федерации  и  представляет  собой систему
официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной
защите и вооруженную защиту Российской Федерации.
     2.  В  Военной  доктрине  учитываются  основные положения Военной
доктрины  Российской  Федерации  2000  года,  Концепции  долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской  Федерации на период до
2020 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020   года,  а  также  соответствующие  положения  Концепции  внешней
политики  Российской Федерации 2008 года и Морской доктрины Российской
Федерации на период до 2020 года.
     Военная   доктрина   основана  на  положениях  военной  теории  и
направлена на ее дальнейшее развитие.
     3.   Правовую  основу  Военной  доктрины  составляют  Конституция
Российской  Федерации,  общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры Российской Федерации в области обороны,
контроля  над  вооружениями и разоружения, федеральные конституционные
законы,   федеральные   законы,  а  также  нормативные  правовые  акты
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
     4.  Военная доктрина отражает приверженность Российской Федерации
к     использованию     политических,    дипломатических,    правовых,
экономических,   экологических,   информационных,   военных  и  других
инструментов  защиты  национальных  интересов  Российской  Федерации и
интересов ее союзников.
     5.   Положения  Военной  доктрины  конкретизируются  в  посланиях
Президента   Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской
Федерации   и   могут   корректироваться   в   рамках  стратегического
планирования в военной сфере (военного планирования).
     Реализация   Военной  доктрины  достигается  путем  централизации
государственного  управления  в  военной  области  и  осуществляется в
соответствии  с  федеральным законодательством, нормативными правовыми
актами   Президента  Российской  Федерации,  Правительства  Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
     6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия:
     а)  военная  безопасность  Российской  Федерации (далее - военная
безопасность)  -  состояние  защищенности  жизненно  важных  интересов
личности,  общества  и  государства  от  внешних  и внутренних военных
угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения,
характеризуемое   отсутствием  военной  угрозы  либо  способностью  ей
противостоять;
     б)   военная   опасность   -   состояние  межгосударственных  или
внутригосударственных    отношений,    характеризуемое   совокупностью
факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению
военной угрозы;
     в)    военная   угроза   -   состояние   межгосударственных   или
внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью
возникновения  военного  конфликта  между  противостоящими  сторонами,
высокой    степенью   готовности   какого-либо   государства   (группы
государств),    сепаратистских    (террористических)   организаций   к
применению военной силы (вооруженному насилию);
     г)  военный  конфликт  -  форма разрешения межгосударственных или
внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие
охватывает    все    виды    вооруженного    противоборства,   включая
крупномасштабные,   региональные,   локальные   войны   и  вооруженные
конфликты);
     д)  вооруженный конфликт - вооруженное столкновение ограниченного
масштаба  между государствами (международный вооруженный конфликт) или
противостоящими  сторонами  в  пределах  территории одного государства
(внутренний вооруженный конфликт);
     е)  локальная  война  -  война между двумя и более государствами,
преследующая  ограниченные военно-политические цели, в которой военные
действия  ведутся  в  границах противоборствующих государств и которая
затрагивает    преимущественно   интересы   только   этих   государств
(территориальные, экономические, политические и другие);
     ж)  региональная война - война с участием двух и более государств
одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными
силами  с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на
территории  региона  с  прилегающими  к нему акваториями и в воздушном
(космическом)  пространстве  над  ним,  в  ходе  которой стороны будут
преследовать важные военно-политические цели;
     з) крупномасштабная война - война между коалициями государств или
крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут
преследовать  радикальные  военно-политические  цели. Крупномасштабная
война   может  стать  результатом  эскалации  вооруженного  конфликта,
локальной   или   региональной   войны   с  вовлечением  значительного
количества  государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации
всех     имеющихся    материальных    ресурсов    и    духовных    сил
государств-участников;
     и)  военная  политика - деятельность государства по организации и
осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации,
а также интересов ее союзников;
     к)  военная организация государства (далее - военная организация)
-   совокупность   органов  государственного  и  военного  управления,
Вооруженных   Сил   Российской   Федерации,   других  войск,  воинских
формирований  и  органов  (далее  - Вооруженные Силы и другие войска),
составляющих  ее  основу  и  осуществляющих свою деятельность военными
методами,  а  также  части  производственного  и  научного  комплексов
страны,  совместная  деятельность  которых  направлена на подготовку к
вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации;
     л)   военное   планирование  -  определение  порядка  и  способов
реализации целей и задач развития военной организации, строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего
обеспечения.
     
      II. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации
     
     7.   Мировое   развитие   на  современном  этапе  характеризуется
ослаблением     идеологической    конфронтации,    снижением    уровня
экономического,  политического  и  военного  влияния  одних государств
(групп  государств)  и  союзов  и  ростом  влияния  других государств,
претендующих   на   всеобъемлющее  доминирование,  многополярностью  и
глобализацией разнообразных процессов.
     Неурегулированными   остаются   многие   региональные  конфликты.
Сохраняются  тенденции  к  их  силовому  разрешению,  в  том  числе  в
регионах, граничащих с Российской Федерацией. Существующая архитектура
(система) международной безопасности, включая ее международно-правовые
механизмы, не обеспечивает равной безопасности всех государств.
     При  этом,  несмотря  на снижение вероятности развязывания против
Российской  Федерации  крупномасштабной  войны  с  применением обычных
средств  поражения  и  ядерного  оружия,  на  ряде направлений военные
опасности Российской Федерации усиливаются.
     8. Основные внешние военные опасности:
     а)    стремление    наделить    силовой   потенциал   Организации
Североатлантического    договора    (НАТО)    глобальными   функциями,
реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную
инфраструктуру  стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в
том числе путем расширения блока;
     б)  попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах
и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
     в)  развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных
государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской
Федерацией   и   ее  союзниками  государств,  а  также  в  прилегающих
акваториях;
     г) создание и развертывание систем стратегической противоракетной
обороны,  подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся
соотношение   сил  в  ракетно-ядерной  сфере,  а  также  милитаризация
космического   пространства,  развертывание  стратегических  неядерных
систем высокоточного оружия;
     д)   территориальные   претензии  к  Российской  Федерации  и  ее
союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
     е)  распространение  оружия массового поражения, ракет и ракетных
технологий,   увеличение  количества  государств,  обладающих  ядерным
оружием;
     ж)     нарушение     отдельными    государствами    международных
договоренностей,  а также несоблюдение ранее заключенных международных
договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
     з)   применение   военной  силы  на  территориях  сопредельных  с
Российской  Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм
международного права;
     и)   наличие   (возникновение)  очагов  и  эскалация  вооруженных
конфликтов  на  территориях  сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств;
     к) распространение международного терроризма;
     л)  возникновение  очагов  межнациональной  (межконфессиональной)
напряженности,   деятельность  международных  вооруженных  радикальных
группировок   в   районах,   прилегающих   к  государственной  границе
Российской   Федерации  и  границам  ее  союзников,  а  также  наличие
территориальных   противоречий,  рост  сепаратизма  и  насильственного
(религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
     9. Основные внутренние военные опасности:
     а)   попытки  насильственного  изменения  конституционного  строя
Российской Федерации;
     б)  подрыв  суверенитета,  нарушение  единства  и территориальной
целостности Российской Федерации;
     в)   дезорганизация   функционирования   органов  государственной
власти,  важных  государственных,  военных  объектов  и информационной
инфраструктуры Российской Федерации.
     10.    Основные    военные    угрозы:    а)   резкое   обострение
военно-политической   обстановки   (межгосударственных   отношений)  и
создание  условий  для  применения военной силы; б) воспрепятствование
работе   систем  государственного  и  военного  управления  Российской
Федерации,  нарушение  функционирования ее стратегических ядерных сил,
систем  предупреждения  о  ракетном  нападении,  контроля космического
пространства,   объектов   хранения   ядерных   боеприпасов,   атомной
энергетики,  атомной,  химической промышленности и других потенциально
опасных объектов;
     в)  создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их
деятельность  на территории Российской Федерации или на территориях ее
союзников;
     г)   демонстрация  военной  силы  в  ходе  проведения  учений  на
территориях  сопредельных  с  Российской  Федерацией или ее союзниками
государств с провокационными целями;
     д)  активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств
(групп  государств)  с  проведением  частичной или полной мобилизации,
переводом   органов   государственного   и  военного  управления  этих
государств на работу в условиях военного времени.
     11.   Военные   конфликты  характеризуются  целями,  способами  и
средствами   достижения  этих  целей,  масштабами  и  сроками  военных
действий,  формами  и  способами  вооруженной  борьбы  и  применяемыми
вооружением и военной техникой.
     12. Характерные черты современных военных конфликтов:
     а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного
характера;
     б)  массированное применение систем вооружения и военной техники,
основанных   на   новых   физических   принципах   и  сопоставимых  по
эффективности с ядерным оружием;
     в)   расширение  масштабов  применения  войск  (сил)  и  средств,
действующих в воздушно-космическом пространстве;
     г) усиление роли информационного противоборства;
     д)  сокращение  временных параметров подготовки к ведению военных
действий;
     е)  повышение  оперативности  управления в результате перехода от
строго   вертикальной   системы   управления   к   глобальным  сетевым
автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;
     ж)  создание  на  территориях противоборствующих сторон постоянно
действующей зоны военных действий.
     13. Особенности современных военных конфликтов:
     а) непредсказуемость их возникновения;
     б)  наличие  широкого спектра военно-политических, экономических,
стратегических и иных целей;
     в)  возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия,
а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;
     г)   заблаговременное   проведение   мероприятий  информационного
противоборства   для  достижения  политических  целей  без  применения
военной силы, а в последующем - в интересах формирования благоприятной
реакции мирового сообщества на применение военной силы.
     14.    Военные   конфликты   будут   отличаться   скоротечностью,
избирательностью  и  высокой  степенью  поражения  объектов, быстротой
маневра  войсками  (силами)  и  огнем, применением различных мобильных
группировок   войск   (сил).   Овладение  стратегической  инициативой,
сохранение   устойчивого   государственного   и  военного  управления,
обеспечение  превосходства  на  земле,  море  и в воздушно-космическом
пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.
     15.  Для  военных действий будет характерно возрастающее значение
высокоточного,  электромагнитного,  лазерного,  инфразвукового оружия,
информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных
морских  аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и
военной техники.
     16.    Ядерное    оружие   будет   оставаться   важным   фактором
предотвращения  возникновения  ядерных  военных  конфликтов  и военных
конфликтов  с  применением обычных средств поражения (крупномасштабной
войны, региональной войны).
     В  случае  возникновения военного конфликта с применением обычных
средств   поражения   (крупномасштабной  войны,  региональной  войны),
ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным
оружием  может  привести  к  перерастанию  такого военного конфликта в
ядерный военный конфликт.
     
               III. Военная политика Российской Федерации
                                   
     17.   Основные   задачи  военной  политики  Российской  Федерации
определяются   Президентом   Российской  Федерации  в  соответствии  с
федеральным  законодательством,  Стратегией  национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и настоящей Военной доктриной.
     Военная  политика  Российской Федерации направлена на недопущение
гонки  вооружений,  сдерживание  и  предотвращение военных конфликтов,
совершенствование  военной  организации,  форм  и  способов применения
Вооруженных  Сил  и  других  войск,  а также средств поражения в целях
обороны  и  обеспечения  безопасности  Российской  Федерации,  а также
интересов ее союзников.
     
                   Деятельность Российской Федерации
           по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов
     
     18.   Российская  Федерация  обеспечивает  постоянную  готовность
Вооруженных  Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в
соответствии   с   нормами   международного   права  и  международными
договорами Российской Федерации.
     Недопущение  ядерного  военного  конфликта,  как и любого другого
военного конфликта, - важнейшая задача Российской Федерации.
     19.   Основные  задачи  Российской  Федерации  по  сдерживанию  и
предотвращению военных конфликтов:
     а)   оценка   и   прогнозирование   развития  военно-политической
обстановки  на  глобальном  и  региональном  уровне, а также состояния
межгосударственных    отношений    в   военно-политической   сфере   с
использованием   современных   технических  средств  и  информационных
технологий;
     б)  нейтрализация  возможных  военных  опасностей и военных угроз
политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;
     в)  поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного
сдерживания на достаточном уровне;
     г)  поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени
готовности к боевому применению;
     д)   укрепление   системы   коллективной  безопасности  в  рамках
Организации  Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание
ее   потенциала,   усиление  взаимодействия  в  области  международной
безопасности   в  рамках  Содружества  Независимых  Государств  (СНГ),
Организации  по  безопасности  и  сотрудничеству  в  Европе  (ОБСЕ)  и
Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), развитие отношений в этой
сфере  с другими межгосударственными организациями (Европейским союзом
и НАТО);
     е)    расширение    круга    государств-партнеров    и   развитие
сотрудничества  с  ними  на  основе общих интересов в сфере укрепления
международной  безопасности  в соответствии с положениями Устава ООН и
другими нормами международного права;
     ж)  соблюдение  международных  договоров  в области ограничения и
сокращения стратегических наступательных вооружений;
     з)  заключение  и  реализация  соглашений  в области контроля над
обычными   вооружениями,  а  также  осуществление  мер  по  укреплению
взаимного доверия;
     и)    создание    механизмов    регулирования   двустороннего   и
многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;
     к) заключение международного договора о предотвращении размещения
в космическом пространстве любых видов оружия;
     л)  участие  в  международной  миротворческой деятельности, в том
числе  под  эгидой  ООН  и  в  рамках  взаимодействия с международными
(региональными) организациями;
     м) участие в борьбе с международным терроризмом.
     
               Применение Вооруженных Сил и других войск.
             Основные задачи Вооруженных Сил и других войск
            в мирное время, в период непосредственной угрозы
                       агрессии и в военное время
     
     20.   Российская   Федерация   считает   правомерным   применение
Вооруженных  Сил  и  других  войск для отражения агрессии против нее и
(или)  ее  союзников,  поддержания  (восстановления)  мира  по решению
Совета  Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а
также  для  обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами
Российской  Федерации,  в  соответствии с общепризнанными принципами и
нормами  международного  права  и международными договорами Российской
Федерации.
     
              Применение Вооруженных Сил и других войск в
           мирное время осуществляется по решению Президента
             Российской Федерации в порядке, установленном
                     федеральным законодательством
                                   
     21.  Российская  Федерация рассматривает вооруженное нападение на
государство  -  участника  Союзного  государства  или любые действия с
применением  военной силы против него как акт агрессии против Союзного
государства и осуществит ответные меры.
     Российская   Федерация  рассматривает  вооруженное  нападение  на
государство  -  члена ОДКБ как агрессию против всех государств -членов
ОДКБ  и  осуществит  в  этом  случае меры в соответствии с Договором о
коллективной безопасности.
     22.  В  рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания
силового  характера Российской Федерацией предусматривается применение
высокоточного оружия.
     Российская  Федерация  оставляет за собой право применить ядерное
оружие  в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного
и  других  видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии
против  Российской  Федерации с применением обычного оружия, когда под
угрозу поставлено само существование государства.
     Решение  о  применении  ядерного  оружия  принимается Президентом
Российской Федерации.
     23.  Выполнение  стоящих  перед  Вооруженными  Силами  и  другими
войсками  задач  организуется и осуществляется в соответствии с Планом
применения   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  Мобилизационным
планом   Вооруженных  Сил  Российской  Федерации,  указами  Президента
Российской    Федерации,    приказами    и    директивами   Верховного
Главнокомандующего  Вооруженными  Силами Российской Федерации, другими
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и  документами
стратегического планирования по вопросам обороны.
     24.  Российская  Федерация выделяет воинские контингенты в состав
миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по
решению  Совета  коллективной  безопасности ОДКБ. Российская Федерация
выделяет  воинские  контингенты в состав Коллективных сил оперативного
реагирования  ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные
угрозы  государствам  - членам ОДКБ и решения иных задач, определенных
Советом  коллективной  безопасности ОДКБ, для их применения в порядке,
предусмотренном  Соглашением  о  порядке  оперативного  развертывания,
применения  и  всестороннего  обеспечения  Коллективных  сил  быстрого
развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.
     25.  Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или
по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты
в    порядке,    установленном    федеральным    законодательством   и
международными договорами Российской Федерации.
     26.  В  целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
поддержания    международного   мира   и   безопасности   формирования
Вооруженных  Сил  Российской Федерации могут оперативно использоваться
за  пределами  Российской  Федерации  в соответствии с общепризнанными
принципами  и  нормами международного права, международными договорами
Российской Федерации и федеральным законодательством.
     27.  Основные  задачи  Вооруженных  Сил  и  других войск в мирное
время:
     а)   защита  суверенитета  Российской  Федерации,  целостности  и
неприкосновенности ее территории;
     б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных
конфликтов;
     в)   поддержание  состава,  состояния  боевой  и  мобилизационной
готовности  и  подготовки  стратегических  ядерных сил, сил и средств,
обеспечивающих  их  функционирование  и  применение,  а  также  систем
управления   на   уровне,  гарантирующем  нанесение  заданного  ущерба
агрессору в любых условиях обстановки;
     г)  своевременное  предупреждение  Верховного  Главнокомандующего
Вооруженными   Силами   Российской  Федерации  о  воздушно-космическом
нападении,  оповещение органов государственного и военного управления,
войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
     д)  поддержание  способности  Вооруженных  Сил  и  других войск к
заблаговременному    развертыванию    группировок   войск   (сил)   на
потенциально   опасных   стратегических   направлениях,   а  также  их
готовности к боевому применению;
     е)   обеспечение   противовоздушной  обороны  важнейших  объектов
Российской   Федерации   и   готовность  к  отражению  ударов  средств
воздушно-космического нападения;
     ж)  развертывание и поддержание в стратегической космической зоне
орбитальных    группировок   космических   аппаратов,   обеспечивающих
деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;
     з)  охрана важных государственных и военных объектов, объектов на
коммуникациях и специальных грузов;
     и)  оперативное  оборудование  территории  Российской Федерации и
подготовка  коммуникаций  в целях обороны, в том числе строительство и
реконструкция   объектов   специального  назначения,  строительство  и
капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
     к)  защита  граждан  Российской Федерации за пределами Российской
Федерации от вооруженного нападения на них;
     л)   участие   в   операциях   по   поддержанию  (восстановлению)
международного  мира  и  безопасности, принятие мер для предотвращения
(устранения)  угрозы  миру, подавление актов агрессии (нарушения мира)
на  основании  решений  Совета  Безопасности  ООН  или  иных  органов,
уполномоченных  принимать такие решения в соответствии с международным
правом;
     м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
     н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской
Федерации в Мировом океане;
     о) борьба с терроризмом;
     п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне
и гражданской обороне;
     р)   участие   в   охране   общественного   порядка,  обеспечении
общественной безопасности;
     с)  участие  в  ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление
объектов специального назначения;
     т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
     28.  Основные  задачи  Вооруженных  Сил  и  других войск в период
непосредственной угрозы агрессии:
     а)    осуществление    комплекса    дополнительных   мероприятий,
направленных  на  снижение  уровня  угрозы агрессии и повышение уровня
боевой  и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в
целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
     б)  поддержание  потенциала  ядерного сдерживания в установленной
степени готовности;
     в) участие в обеспечении режима военного положения;
     г)  осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также
выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
     д)  выполнение международных обязательств Российской Федерации по
коллективной  обороне,  отражение  или предотвращение в соответствии с
нормами   международного   права   вооруженного  нападения  на  другое
государство,  обратившееся  к  Российской  Федерации с соответствующей
просьбой.
     29.  Основными  задачами Вооруженных Сил и других войск в военное
время  являются  отражение  агрессии  против Российской Федерации и ее
союзников,  нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение
его  к  прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам
Российской Федерации и ее союзников.
     
                     Развитие военной организации.
        Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск
     
     30. Основные задачи развития военной организации:
     а)   приведение  структуры,  состава  и  численности  компонентов
военной организации в соответствие с задачами в мирное время, в период
непосредственной  угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения
на  эти  цели  достаточного количества финансовых, материальных и иных
ресурсов.  Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов
отражаются      в      документах      планирования      долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации;
     б)   повышение   эффективности  и  безопасности  функционирования
системы государственного и военного управления;
     в)  совершенствование системы противовоздушной обороны и создание
системы воздушно-космической обороны Российской Федерации;
     г)  совершенствование  военно-экономического  обеспечения военной
организации   на   основе   рационального   использования  финансовых,
материальных и иных ресурсов;
     д) совершенствование военного планирования;
     е)   совершенствование   территориальной  обороны  и  гражданской
обороны;
     ж)  совершенствование  системы  создания  запаса  мобилизационных
ресурсов,  в  том  числе  запасов  вооружения,  военной  и специальной
техники, а также материально-технических средств;
     з)  повышение эффективности функционирования системы эксплуатации
и ремонта вооружения, военной и специальной техники;
     и)  создание  интегрированных  структур материально-технического,
социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и
других  войсках,  а также учреждений военного образования и подготовки
кадров;
     к)    совершенствование   системы   информационного   обеспечения
Вооруженных Сил и других войск;
     л)  повышение  престижа военной службы, всесторонняя подготовка к
ней граждан Российской Федерации;
     м)   обеспечение   военно-политического   и   военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.
     31. Основные приоритеты развития военной организации:
     а)  совершенствование  системы  управления военной организацией и
повышение эффективности ее функционирования;
     б)   развитие   мобилизационной   базы   военной   организации  и
обеспечение  мобилизационного  развертывания  Вооруженных Сил и других
войск;
     в)  обеспечение  необходимой  степени укомплектования, оснащения,
обеспечения  соединений,  воинских  частей  и  формирований постоянной
готовности и требуемого уровня их подготовки;
     г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а
также наращивание военно-научного потенциала.
     32.  Основная  задача  строительства и развития Вооруженных Сил и
других  войск  -  приведение  их  структуры,  состава  и численности в
соответствие   с  прогнозируемыми  военными  угрозами,  содержанием  и
характером  военных  конфликтов,  текущими и перспективными задачами в
мирное  время,  в  период непосредственной угрозы агрессии и в военное
время,     а     также     политическими,    социально-экономическими,
демографическими   и  военно-техническими  условиями  и  возможностями
Российской Федерации.
     33.  В  строительстве  и  развитии Вооруженных Сил и других войск
Российская Федерация исходит из необходимости:
     а)  совершенствования  организационно-штатной структуры и состава
видов  и  родов  войск  Вооруженных  Сил  и других войск и оптимизации
штатной численности военнослужащих;
     б)  обеспечения  рационального  соотношения соединений и воинских
частей   постоянной   готовности   и  соединений  и  воинских  частей,
предназначенных  для  мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и
других войск;
     в)   повышения   качества   оперативной,  боевой,  специальной  и
мобилизационной подготовки;
     г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил,
родами войск (сил) и другими войсками;
     д)  обеспечения  современными  образцами  вооружения,  военной  и
специальной   техники   (материально-техническими   средствами)  и  их
качественного освоения;
     е)  интеграции и скоординированного развития систем технического,
тылового  и других видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а
также  систем  военного  образования  и воспитания, подготовки кадров,
военной науки;
     ж)   подготовки   высокопрофессиональных,   преданных   Отечеству
военнослужащих, повышения престижа военной службы.
     34.   Выполнение   основной   задачи   строительства  и  развития
Вооруженных Сил и других войск достигается путем:
     а) формирования и последовательной реализации военной политики;
     б)  эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного
финансирования Вооруженных Сил и других войск;
     в)    повышения   качественного   уровня   оборонно-промышленного
комплекса;
     г)  обеспечения  надежного  функционирования  системы  управления
Вооруженными  Силами  и  другими  войсками  в  мирное  время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     д)   поддержания   способностей   экономики   страны   обеспечить
потребности Вооруженных Сил и других войск;
     е)  поддержания  мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем
проведение    мобилизационного    и    стратегического   развертывания
Вооруженных Сил и других войск;
     ж)   создания  сил  гражданской  обороны  постоянной  готовности,
способных   выполнять   свои   функции   в   мирное  время,  в  период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
     з) совершенствования системы дислокации (базирования) Вооруженных
Сил  и  других  войск,  в том числе за пределами территории Российской
Федерации,  в  соответствии  с  международными  договорами  Российской
Федерации и федеральным законодательством;
     и)  создания  эшелонированной  по  стратегическим  и операционным
направлениям системы военной инфраструктуры;
     к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов;
     л)  оптимизации  количества  военных  образовательных  учреждений
профессионального    образования    в    сочетании    с   федеральными
государственными       образовательными      учреждениями      высшего
профессионального  образования,  в которых проводится обучение граждан
Российской   Федерации   по  программе  военной  подготовки,  а  также
оснащения их современной материально-технической базой;
     м)   повышения  уровня  социального  обеспечения  военнослужащих,
граждан,  уволенных  с  военной  службы,  и  членов  их семей, а также
гражданского персонала Вооруженных Сил и других войск;
     н)   реализации   установленных   федеральным   законодательством
социальных  гарантий  военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной
службы, и членов их семей, повышения качества их жизни;
     о)   совершенствования  системы  комплектования  военнослужащими,
проходящими   военную   службу   по   контракту   и   по   призыву,  с
преимущественным  укомплектованием  должностей рядового и сержантского
состава,  обеспечивающих  боеспособность  соединений и воинских частей
Вооруженных  Сил  и других войск, военнослужащими, проходящими военную
службу по контракту;
     п)   укрепления   организованности,   правопорядка   и   воинской
дисциплины,   а   также   профилактики   и   пресечения  коррупционных
проявлений;
     р)      совершенствования      допризывной      подготовки      и
военно-патриотического воспитания граждан;
     с)   обеспечения   государственного   и   гражданского   контроля
деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органов
исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации  в  области
обороны.
     
                          Военное планирование
     
     35.  Военное  планирование  организуется и осуществляется в целях
реализации   согласованных   по   срокам   и   обеспеченных  ресурсами
мероприятий  развития  военной  организации,  а  также строительства и
развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.
     36. Основные задачи военного планирования:
     а)   определение   согласованных   целей,   задач  и  мероприятий
строительства   и   развития   Вооруженных  Сил  и  других  войск,  их
применения,  а  также  развития  соответствующей  научно-технической и
производственно-технологической базы;
     б)   выбор   оптимальных  направлений  строительства  и  развития
Вооруженных  Сил  и других войск, форм и способов их применения исходя
из   прогнозов   развития   военно-политической   обстановки,  военных
опасностей  и  военных угроз, уровня социально-экономического развития
Российской Федерации;
     в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил
и других войск задачам их строительства, развития и применения;
     г)   разработка   документов   краткосрочного,  среднесрочного  и
долгосрочного   планирования,   учет   результатов  выполнения  планов
(программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;
     д)    организация    контроля    выполнения   планов   (программ)
строительства   и   развития   Вооруженных  Сил  и  других  войск;  е)
своевременная корректировка документов военного планирования.
     37.   Военное   планирование   осуществляется  в  соответствии  с
Положением о военном планировании в Российской Федерации.
     
              IV. Военно-экономическое обеспечение обороны
     
     38.  Основной  задачей  военно-экономического обеспечения обороны
является  создание  условий  для  устойчивого  развития  и поддержания
возможностей  военно-экономического  и военно-технического потенциалов
государства  на  уровне, необходимом для реализации военной политики и
надежного  удовлетворения  потребностей  военной  организации в мирное
время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.
     39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны:
     а)   достижение  уровня  финансового  и  материально-технического
обеспечения  военной организации, достаточного для решения возложенных
на нее задач;
     б)  оптимизация  расходов на оборону, рациональное планирование и
распределение  финансовых  и  материальных  ресурсов,  направляемых на
обеспечение    военной   организации,   повышение   эффективности   их
использования;   в)   своевременное  и  полное  ресурсное  обеспечение
выполнения  планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил
и  других  войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной
подготовки и других потребностей военной организации;
     г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических
ресурсов  для создания условий качественного оснащения (переоснащения)
Вооруженных Сил и других войск;
     д)  интеграция  в определенных сферах производства гражданского и
военного    секторов   экономики,   координация   военно-экономической
деятельности государства в интересах обеспечения обороны;
     е)   обеспечение  правовой  защиты  результатов  интеллектуальной
деятельности военного, специального и двойного назначения;
     ж)  выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с
заключенными   ею  международными  договорами  в  военно-экономической
сфере. Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой
     40.  Основной  задачей  оснащения  Вооруженных Сил и других войск
вооружением,  военной  и  специальной  техникой  является  создание  и
поддержание   взаимоувязанной   и   целостной   системы  вооружения  в
соответствии  с  задачами  и  предназначением Вооруженных Сил и других
войск,   формами   и   способами   их   применения,  экономическими  и
мобилизационными возможностями Российской Федерации.
     41.  Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой:
     а)  комплексное  оснащение (переоснащение) современными образцами
вооружения,  военной и специальной техники стратегических ядерных сил,
соединений   и   воинских  частей  постоянной  готовности  сил  общего
назначения,  антитеррористических  формирований, инженерно-технических
воинских  формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а
также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
     б)    создание    многофункциональных    (многоцелевых)   средств
вооружения,   военной   и   специальной   техники   с   использованием
унифицированных компонентов; в) развитие сил и средств информационного
противоборства;
     г)  качественное совершенствование средств информационного обмена
на   основе   использования  современных  технологий  и  международных
стандартов,  а  также  единого  информационного поля Вооруженных Сил и
других   войск   как  части  информационного  пространства  Российской
Федерации;
     д)   обеспечение  функционального  и  организационно-технического
единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;
     е)  создание  новых  образцов  высокоточного оружия и развитие их
информационного обеспечения;
     ж)   создание   базовых  информационно-управляющих  систем  и  их
интеграция  с  системами  управления  оружием  и  комплексами  средств
автоматизации        органов        управления        стратегического,
оперативно-стратегического,  оперативного,  оперативно-тактического  и
тактического уровней.
     42.  Реализация  задач  оснащения  Вооруженных Сил и других войск
вооружением,   военной  и  специальной  техникой  предусматривается  в
государственной   программе   вооружения   и   других  государственных
программах (планах).
     Оперативные решения по разработке военной и специальной техники в
случае  оснащения  иностранного  государства  новыми видами вооружения
принимаются Правительством Российской Федерации.
     
               Обеспечение Вооруженных Сил и других войск
                        материальными средствами
     
     43.  Обеспечение  Вооруженных  Сил  и  других войск материальными
средствами,   их  накопление  и  содержание  осуществляются  в  рамках
интегрированных  и  скоординированных  систем  технического и тылового
обеспечения.
     Основная  задача  обеспечения  Вооруженных  Сил  и  других  войск
материальными  средствами в мирное время - накопление, эшелонированное
размещение  и  содержание запасов материальных средств, обеспечивающих
мобилизационное  и  стратегическое развертывание войск (сил) и ведение
военных  действий  (исходя  из сроков перевода экономики, отдельных ее
отраслей  и  организаций  промышленности на работу в условиях военного
времени)   с   учетом   физико-географических  условий  стратегических
направлений и возможностей транспортной системы.
     Основная  задача  обеспечения  Вооруженных  Сил  и  других  войск
материальными  средствами  в период непосредственной угрозы агрессии -
дообеспечение  войск (сил) материальными средствами по штатам и нормам
военного времени.
     44.  Основные  задачи  обеспечения Вооруженных Сил и других войск
материальными средствами в военное время:
     а)  подача  запасов  материальных средств с учетом предназначения
группировок   войск   (сил),   порядка,   сроков   их  формирования  и
предполагаемой продолжительности ведения военных действий;
     б) восполнение потерь вооружения, военной и специальной техники и
материальных   средств  в  ходе  ведения  военных  действий  с  учетом
возможностей    Вооруженных    Сил   и   других   войск,   организаций
промышленности по поставкам, ремонту вооружения, военной и специальной
техники.
     
               Развитие оборонно-промышленного комплекса
     
     45.  Основной  задачей  развития оборонно-промышленного комплекса
является    обеспечение    его   эффективного   функционирования   как
высокотехнологичного   многопрофильного   сектора   экономики  страны,
способного  удовлетворить потребности Вооруженных Сил и других войск в
современном  вооружении,  военной  и  специальной технике и обеспечить
стратегическое  присутствие  Российской  Федерации  на  мировых рынках
высокотехнологичных продукции и услуг.
     46.   К   задачам   развития   оборонно-промышленного   комплекса
относятся:
     а)  совершенствование  оборонно-промышленного комплекса на основе
создания и развития крупных научно-производственных структур;
     б)  совершенствование  системы  межгосударственной  кооперации  в
области  разработки,  производства  и  ремонта  вооружения  и  военной
техники;
     в) обеспечение технологической независимости Российской Федерации
в  области  производства  стратегических и других образцов вооружения,
военной   и  специальной  техники  в  соответствии  с  государственной
программой вооружения;
     г)        совершенствование        системы       гарантированного
материально-сырьевого    обеспечения   производства   и   эксплуатации
вооружения,  военной  и  специальной техники на всех этапах жизненного
цикла,   в   том   числе  отечественными  комплектующими  изделиями  и
элементной базой;
     д) формирование комплекса приоритетных технологий, обеспечивающих
разработку  и  создание  перспективных  систем  и образцов вооружения,
военной и специальной техники;
     е)   сохранение   государственного   контроля  над  стратегически
значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса;
     ж)    активизация    инновационно-инвестиционной    деятельности,
позволяющей  проводить  качественное  обновление  научно-технической и
производственно-технологической базы;
     з)  создание,  поддержание  и  внедрение  военных  и  гражданских
базовых    и    критических   технологий,   обеспечивающих   создание,
производство  и  ремонт  находящихся  на  вооружении  и  перспективных
образцов   вооружения,   военной   и   специальной  техники,  а  также
обеспечивающих   технологические  прорывы  или  создание  опережающего
научно-технологического  задела в целях разработки принципиально новых
образцов  вооружения,  военной и специальной техники, обладающих ранее
недостижимыми возможностями;
     и)  совершенствование  системы  программно-целевого  планирования
развития    оборонно-промышленного   комплекса   в   целях   повышения
эффективности  оснащения  Вооруженных  Сил и других войск вооружением,
военной и специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса;
     к)  разработка  и  производство  перспективных  систем и образцов
вооружения,  военной  и  специальной  техники,  повышение  качества  и
конкурентоспособности продукции военного назначения;
     л)  совершенствование  механизма  размещения  заказов на поставки
продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд;
     м)  реализация  предусмотренных федеральным законодательством мер
экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного
заказа;
     н)        совершенствование        деятельности       организаций
оборонно-промышленного         комплекса        путем        внедрения
организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их эффективное
функционирование и развитие;
     о)    совершенствование    кадрового    состава   и   наращивание
интеллектуального    потенциала    оборонно-промышленного   комплекса,
обеспечение  социальной защищенности работников оборонно-промышленного
комплекса.
     
                 Мобилизационная подготовка экономики,
            органов государственной власти, органов местного
                      самоуправления и организаций
     
     47. Основная задача мобилизационной подготовки экономики, органов
государственной  власти, органов местного самоуправления и организаций
заключается  в  заблаговременной  подготовке  к  переводу  на работу в
условиях военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил
и  других  войск,  а  также  в обеспечении государственных нужд и нужд
населения  в  военное  время.  48.  Задачи  мобилизационной подготовки
экономики,    органов   государственной   власти,   органов   местного
самоуправления и организаций:
     а)   совершенствование  мобилизационной  подготовки  и  повышение
мобилизационной готовности Российской Федерации;
     б)  совершенствование  нормативно-правовой  базы  мобилизационной
подготовки  и  перевода  экономики  и организаций на работу в условиях
военного времени;
     в)  подготовка  системы  управления  экономикой  к  устойчивому и
эффективному  функционированию в период мобилизации, в период военного
положения и в военное время;
     г)   разработка   мобилизационных   планов  экономики  Российской
Федерации,  субъектов  Российской  Федерации и экономики муниципальных
образований, мобилизационных планов организаций;
     д)  создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для
производства  продукции,  необходимой  для удовлетворения потребностей
Российской  Федерации,  Вооруженных  Сил  и других войск, а также нужд
населения в военное время;
     е)    создание    и    подготовка    специальных    формирований,
предназначенных  для  передачи  в Вооруженные Силы и другие войска при
объявлении  мобилизации  или  использования  в их интересах, а также в
интересах экономики Российской Федерации;
     ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные
Силы и другие войска по мобилизации;
     з)   создание,   сохранение  и  обновление  запасов  материальных
ценностей  государственного  и  мобилизационного резервов, неснижаемых
запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;
     и)   создание  и  сохранение  страхового  фонда  документации  на
вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты
повышенного  риска,  системы  жизнеобеспечения  населения  и  объекты,
являющиеся национальным достоянием;
     к)  подготовка  финансово-кредитной,  налоговой  систем и системы
денежного   обращения  к  особому  режиму  функционирования  в  период
мобилизации, в период военного положения и в военное время;
     л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в
том числе создание запасных пунктов управления;
     м) организация воинского учета;
     н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;
     о)  организация  совместной  мобилизационной  подготовки  органов
государственной власти, органов местного самоуправления и организаций,
имеющих    мобилизационные    задания,    а    также    обеспечивающих
мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск
на организацию и состав военного времени.
     
        Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество
           Российской Федерации с иностранными государствами
     
     49.   Российская  Федерация  осуществляет  военно-политическое  и
военно-техническое  сотрудничество с иностранными государствами (далее
-    военно-политическое    и    военно-техническое   сотрудничество),
международными,  в  том  числе  региональными, организациями на основе
внешнеполитической,  экономической целесообразности и в соответствии с
федеральным  законодательством  и международными договорами Российской
Федерации.
     50. Задачи военно-политического сотрудничества:
     а)    укрепление    международной   безопасности   и   выполнение
международных обязательств Российской Федерации;
     б) формирование и развитие союзнических отношений с государствами
-  членами  ОДКБ  и  государствами  - участниками СНГ, дружественных и
партнерских отношений с другими государствами;
     в)  развитие  переговорного  процесса  по  созданию  региональных
систем безопасности с участием Российской Федерации;
     г)   развитие   отношений   с   международными  организациями  по
предотвращению  конфликтных  ситуаций,  сохранению и укреплению мира в
различных  регионах,  в  том  числе  с  участием  российских  воинских
контингентов в миротворческих операциях;
     д)   сохранение   равноправных   отношений   с  заинтересованными
государствами   и  международными  организациями  для  противодействия
распространению оружия массового поражения и средств его доставки.
     51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества:
     а) с Республикой Беларусь:
     координация   деятельности   в   области   развития  национальных
вооруженных сил и использования военной инфраструктуры;
     выработка  и  согласование  мер по поддержанию обороноспособности
Союзного  государства  в  соответствии  с  Военной  доктриной Союзного
государства;
     б)  с  государствами  -  членами  ОДКБ  -  консолидация  усилий и
создание   коллективных   сил  в  интересах  обеспечения  коллективной
безопасности и совместной обороны;
     в)  с  другими  государствами  -  участниками  СНГ  - обеспечение
региональной     и     международной    безопасности,    осуществление
миротворческой деятельности;
     г)   с   государствами  ШОС  -  координация  усилий  в  интересах
противодействия   новым   военным  опасностям  и  военным  угрозам  на
совместном     пространстве,     а    также    создание    необходимой
нормативно-правовой базы;
     д)  с  ООН,  другими  международными,  в том числе региональными,
организациями  -  вовлечение  представителей  Вооруженных Сил и других
войск в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования
и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а
также  участие  в  разработке, согласовании и реализации международных
соглашений  в  области  контроля над вооружениями и укрепления военной
безопасности,   расширение   участия  подразделений  и  военнослужащих
Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.
     52.    Задачей    военно-технического   сотрудничества   является
реализация  целей и основных принципов государственной политики в этой
области, которые определены федеральным законодательством.
     53.   Основные   направления  военно-технического  сотрудничества
определяются  соответствующими  концепциями, утверждаемыми Президентом
Российской Федерации.
     
                                (* * *)
     
     Положения   Военной   доктрины   могут  уточняться  с  изменением
характера   военных  опасностей  и  военных  угроз,  задач  в  области
обеспечения  военной  безопасности и обороны, а также условий развития
Российской Федерации.
Оглавление