О ПРИЗНАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРОЙ ПРЕДОСТАВЛЕНА ЛИЦЕНЗИЯ НА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ВОДНОГО КОДЕКСА РФ, ПЛАТЕЛЬЩИКОМ ВОДНОГО НАЛОГА ДО ОКОНЧАНИЯ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ ИЛИ ДО ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ; О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЗНАНИЯ ЛИМИТОМ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ГОДОВЫХ НОРМ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ, РАССЧИТАННЫХ И СОГЛАСОВАННЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 2 июля 2009 г. N 03-06-06-02/4 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога и сообщает следующее. Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 г. (далее - Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами. Согласно ст. ст. 9 - 11 Водного кодекса пользование водными объектами осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. При этом следует отметить, что согласно ст. 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается. Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. Вместе с тем водопользователи в соответствии с Водным кодексом вправе заключить договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть изменены только по инициативе водопользователей. Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 10 Водного кодекса. Таким образом, организация, которой лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса, является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса. Что касается вопроса о возможности признания лимитом водопользования годовых норм водопотребления, рассчитанных и согласованных уполномоченным органом для заключения договора водопользования, то на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" и от 30.12.2006 N 883 "О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы" данный вопрос относится к компетенции Федерального агентства водных ресурсов. Вместе с тем, учитывая, что согласно указанным нормативным правовым актам лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам, рассчитываются Федеральным агентством водных ресурсов на основе норм водопотребления и водоотведения, полагаем возможным признать годовые нормы водопотребления, рассчитанные и согласованные уполномоченным органом для заключения договора водопользования, лимитом водопользования в целях исчисления водного налога. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 2 июля 2009 г. N 03-06-06-02/4 |